Метод социометрии в деятельности психолога

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 15:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель: теоретическое обоснование и экспериментальная демонстрация социометрии как метода изучения отношений в группе.
Гипотеза: чем выше статус ребенка в группе, тем более высокий уровень самооценки выявляется в процессе экспериментов (дети с низким статусным положением имеют более низкую самооценку, чем дети,

имеющие высокий статус).

Задачи:

1) Проанализировать литературные источники по данной проблеме;

2) Подготовить и провести необходимые исследования, позволяющие подтвердить или опровергнуть гипотезу.

3) Обработать результаты и сделать соответствующие выводы

4) Ознакомить работников школьного учреждения с полученными результатами, а также дать необходимые рекомендации.

Оглавление

Введение .…………………………………….………………..……….……3

Глава 1. Теоретические основы изучения метода социометрии …………6

История возникновения и развития социометрии ….…..….…….6
Границы применимости и перспективы развития социометрических методов ……………………….........................................13
Этапы и фазы проведения социометрического исследования………………………………………………..……………………18
Глава 2. Экспериментальное изучение межличностных отношений с помощью метода социометрии

2.1. Организация проведения исследования ….…………………26

2.2. Анализ полученных результатов исследования………..……………

2.3. Коррекционная программа

Заключение……………………………………………….………………...

Список литературы………..……………………………………………......

Приложение

Файлы: 1 файл

!!!!!!!!!Курсовая Социометрия.doc

— 343.50 Кб (Скачать)

    Федеральное агентство по образованию

    ГУ  ВПО Волжский государственный инженерно  – педагогический университет

    Кафедра психологии 
 
 

    Курсовая  работа

    По  дисциплине: Психология управления

    Тема: Метод социометрии в деятельности психолога. 
 
 

    Выполнил:

    студент гр. ПС-07

    Бельская  А.В.

    Научный руководитель:

    Кочнева Е. М. 
 

    г. Нижний Новгород

    2011 г.

 

    

    Содержание

    Введение .…………………………………….………………..……….……3

    Глава 1. Теоретические основы изучения метода социометрии …………6

    1. История возникновения и развития социометрии ….…..….…….6
    2. Границы применимости и перспективы развития социометрических методов ……………………….........................................13
    3. Этапы и фазы проведения социометрического исследования………………………………………………..……………………18

    Глава 2.  Экспериментальное изучение межличностных отношений с помощью метода социометрии

    2.1.  Организация проведения исследования ….…………………26

    2.2. Анализ полученных результатов  исследования………..……………

    2.3. Коррекционная программа

    Заключение……………………………………………….………………...

    Список  литературы………..……………………………………………......

    Приложение

 

     Введение.

    Социометрия одна из часто используемых психодиагностических процедур в социально-психологическом  анализе групповых отношений. Со времени своего создания этот метод  пользуется  успехом у специалистов, и получает свое развитие в различных процедурах обсчета данных и интерпретации полученных результатов. Социометрические методы предоставляют широкие возможности изучения структуры межличностных отношений в группе, их использование в сочетании с другими методами психодиагностики позволяет получать важную информацию о динамике развития отношений в группе. Социометрический подход используется также и для изучения личности, ее возможного влияния на других членов группы. Метод социометрии применяется  в научных, а так же в прикладных исследованиях. Практикующие психологи используют ее для изучения психологического климата коллектива,  для определения эффективности групповой тренинговой работы, для диагностики наблюдательности, с целью правильного распределения по командам, бригадам и так далее.

    Являясь простым в проведении, этот метод  требует тщательной подготовки и  специальных знаний, поэтому его  освоению отводится особое место  в процессе обучения на психологическом  факультете. Социометрия является не единственным, но важным средством для осуществления этого процесса. Несмотря на множество вариантов использования социометрии, для всех них общим остается одно - сущность метода, который можно определить следующим образом: социометрия - метод, направленный на выявление структуры межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы.

    Традиционно фиксация отношений происходит во время  социометрического опроса, однако существуют и другие формы социометрического  исследования. Знакомство с аутосоциометрическим вариантом изучения внутригрупповых отношений позволяет углубить знание и понимание явлений межличностного познания в коллективе. Различные способы проведения социометрии делают ее более доступной в применении, начиная с групп детского сада. В данном пособии подробно описаны способы обработки получаемых данных, однако мы уверены, что окончательное освоение метода возможно только в процессе самостоятельного его использования и обсуждения результатов со специалистом.

    В 30-е годы нашего столетия Дж. Морено предложил термин "социометрия", а также разработал особую социопсихологическую теорию, согласно которой изменение психологических отношений в малой группе является якобы главным условием изменений во всей социальной системе.

    Данный  подход правомерно подвергался критике за свой утопизм (Л.Десев,  В.А.Ядов). В то же время социометрия в качестве системы прикладных методов для изучения отношений в группах нашла широкое применение среди зарубежных и отечественных ученых. Внедрение этого метода в исследования связано с именами Е.С.Кузьмина, Я.Л. Коломинского, В.А. Ядова, В.И.Паниотто и др.

    Объект  исследования – социометрия как метод изучения отношений у младших школьников.

    Предмет исследования - особенности метода социометрии как способа изучения отношений (выявление "социометрических позиций", т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии - антипатии).

    Цель: теоретическое обоснование и  экспериментальная демонстрация социометрии  как метода изучения отношений в  группе.

    Гипотеза: чем выше статус ребенка в группе, тем более высокий  уровень  самооценки выявляется в процессе экспериментов (дети с низким статусным положением имеют более низкую самооценку, чем дети,

    имеющие высокий статус).

         Задачи:

    1) Проанализировать литературные источники по данной проблеме;

    2) Подготовить и провести необходимые исследования, позволяющие подтвердить или опровергнуть гипотезу.

    3) Обработать результаты и сделать соответствующие выводы

    4) Ознакомить работников школьного учреждения с полученными результатами,  а также дать необходимые рекомендации. 

      Методы исследования:

       Для проведения диагностики межличностных  отношений  в  группе  подростков  была использована методика выявления  социометрического  статуса   личности  и структуры межличностных  связей в группе (Социометрическое исследование (по Коломинскому Я.Л.)).

    Для оценки состояние психологической атмосферы в классе была использована методика оценки психологического климата в группе (А.Ф. Фидлер)

    Для комплексной оценки уровня развития в группе отношений, характерных для коллектива была проведена социально-психологическая самоаттестация группы. (Немов Р. С.)

    Новизна работы состоит в том, что социометрия  рассматривается как единство теоретического направления в социологии и социальной психологии и прикладного направления, которое включает изучение, совершенствование и использование соответствующего инструментария для решения прикладных задач.

    Теоретическая значимость работы обусловлена расширением  представлений о социометрии  как единстве теоретического и прикладного направления в психологии.

    Любой специалист, применяющий этот метод, в первую очередь должен понимать его назначение, сильные  и слабые  стороны. 

    Глава 1. Теоретические  основы изучения метода социомтрии.

    1. История возникновения и  развития социометрии.

    Возникновение и развитие социометрии (как теоретической  системы и как системы практических методов) самым теснейшим образом  связаны с жизнью и творчеством  получившего широкую известность  в наше время социолога, психиатра  и социального психолога Джекоба Л. Морено, который по праву считается ее основателем.

    Социометрия, по мнению Морено, "последнее слово" современной социальной мысли и  является "подлинно американским движением". При всех ограничениях, присущих подходу  Морено к социометрии, ее роли и месте в системе социальных наук, его понимание социометрии оказало огромное влияние на возникновение и развитие и социометрической теории, и практических социометрических методик, в том числе на их применение в процессе изучения отношений в группах. Чтобы лучше понять истоки  положений "социометрической науки" о взаимоотношениях в группах, необходимо рассмотреть мировоззренческие позиции ее основателя Морено, а также описать процесс распространения социометрии среди исследователей всего мира.

    Морено, постепенно "отходит" oт психоанализа и гештальтпсихологии, хотя он причисляется к представителям неофрейдизма в Америке и в действительности остается верен основным принципам и идеалистической линии 3. Фрейда. Под влиянием Г. Зиммеля, Ч. Кули, Л. фон Визе он обращается к исследованию психологических взаимоотношений между людьми в малых группах. Основы социометрической системы и микросоциологии были им заложены в период 1908-1925 гг.

    "В  бурях и натиске первой мировой  войны,- пишет Морено,- мне пришла  в голову идея социометрии как единственного пути к новому порядку в обществе".

    Наиболее  значимыми сочинениями Морено являются: "Социометрическая статистика социальных конфигураций" (1937), "Социометрия в действии" (1942), "Вклад социометрии в методы исследования" (1947), "Социометрия в отношении к другим социальным наукам" (1947), "Социометрия субчеловеческих культур" (1948), "Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе" (1951), "Социометрия и наука о человеке" (1956), "Групповая психотерапия и психодрама" (1958), "Социометрический читатель" (1960), "Основы социометрии. Пути к новому строю общества" (1967), В 1937 г. Морено основывает журнал "Социометрия", в котором печатаются статьи психологов, социологов, антропологов, психиатров и педагогов и который с 1956 г. становится официальным органом Американского социологического общества.

    Дж. Л. Морено - создатель первого терапевтического театра, основатель и главный врач клиники в Бикон-Хилле (теперь санаторий  им. Морено), организатор первой социометрической конференции, профессор университета в Нью-Йорке. Созданный им институт социометрии, который позднее будет носить его имя, является первым научно-исследовательским институтом такого рода. Он привлек к себе сотни сотрудников, и ему удалось создать широко разветвленную социометрическую школу.

    Основным  произведением Дж. Л. Морено и одновременно первым систематическим изложением социометрии стала его книга "Кто  выживет?", благодаря которой он утвердился как один из выдающихся представителей западной психологии и  социологии. . В этой книге мы можем найти три смысла понятия «социометрия». Во-первых, социометрия понимается как  часть социономии, занимающаяся математическими исследованиями психологических свойств популяций, во-вторых, это экспериментальная методика (социометрический тест) применения количественных методов, в-третьих, это сами результаты, получаемые с помощью социометрии. 

    Дж. Л. Морено относится к тем социальным теоретикам, которые оказали большое  влияние на развитие современной  западной социологии и социальной психологии. Идеи и особенно методы социометрии получили широкое распространение и используются во многих странах мира.

    Помимо  экспериментального института социометрии  им. Морено в Нью-Йорке - специального исследовательского учреждения по прикладной микросоциологии, - существует ряд лабораторий психологии социометрического направления в университетах некоторых городов США и Сорбонне, в ФРГ - по "индустриальной микросоциологпи", "промышленно-социологическому микроанализу" и т. д.

    Влияние социометрии на другие отрасли социальных наук-антропологию, социологию, психологию, психиатрию и т, д.- Морено называет "социометрическим движением". Чтобы показать его размах и доказать, что социометрия превращается в "главное идейное течение", он утверждает, (на мой взгляд, не совсем правомерно), что такие известные направления социальной психологии, как "групповая динамика", "человеческие отношения", "теория ролей" и т. д., - это лишь различные наименования и модификации социометрии.

    Последователи Морено в западной социологии развивают социометрию, освещая ее с позиций ряда новых проблем: Л. Д. Зелени "Социометрия морали", Э. Ф. Боргатта и Р. Ф. Бейле "Взаимодействие индивидов в реконструированных группах", X. Р. Бекли "Социометрия Морено и ее психогигиеническое значение", А. Бнейрштедт "Интерпретации социометрического выборного статуса", С. Энгельмейер "Развитие социального сознания в свете социометрического анализа мотивации". Обосабливается политическая социометрия, военная социометрия и т.д. Применяя социометрические процедуры к проблемам национальной обороны, Э. X. Дженнингс издает специальную работу "Военное использование социометрических и ситуационных тестов в Великобритании, Франции, Германии и Соединенных Штатах".

Информация о работе Метод социометрии в деятельности психолога