Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 15:38, курсовая работа
Цель: теоретическое обоснование и экспериментальная демонстрация социометрии как метода изучения отношений в группе.
Гипотеза: чем выше статус ребенка в группе, тем более высокий уровень самооценки выявляется в процессе экспериментов (дети с низким статусным положением имеют более низкую самооценку, чем дети,
имеющие высокий статус).
Задачи:
1) Проанализировать литературные источники по данной проблеме;
2) Подготовить и провести необходимые исследования, позволяющие подтвердить или опровергнуть гипотезу.
3) Обработать результаты и сделать соответствующие выводы
4) Ознакомить работников школьного учреждения с полученными результатами, а также дать необходимые рекомендации.
Введение .…………………………………….………………..……….……3
Глава 1. Теоретические основы изучения метода социометрии …………6
История возникновения и развития социометрии ….…..….…….6
Границы применимости и перспективы развития социометрических методов ……………………….........................................13
Этапы и фазы проведения социометрического исследования………………………………………………..……………………18
Глава 2. Экспериментальное изучение межличностных отношений с помощью метода социометрии
2.1. Организация проведения исследования ….…………………26
2.2. Анализ полученных результатов исследования………..……………
2.3. Коррекционная программа
Заключение……………………………………………….………………...
Список литературы………..……………………………………………......
Приложение
70. Одинаково правильно оценивают наказания, которые за ошибки получают члены группы.
При помощи 70 рабочих суждений, включенных в этот список, оценивается уровень развития в данной группе разнообразных отношений, характерных для сформировавшегося коллектива. Контрольные суждения служат определению того, можно ли доверять ответам, предложенным испытуемыми на рабочие суждения. Если ответы на контрольные суждения окажутся отличными от тех, какими они должны быть при внимательном и искреннем отношении к участию в исследовании со стороны членов изучаемой группы, то в свою очередь ответы на рабочие суждения считаются ненадежными и не заслуживающими доверия.
Все 70 рабочих суждений в методике разделены на 7 групп по 10 суждений в каждой. Это — подшкалы данной методики, при помощи которых экспериментально оценивается степень развитости в группе как коллективе 7 видов отношений. Эти отношения следующие:
Ответственность. Отношения членов группы к совместной работе, к целям и задачам, которые стоят перед группой.
Коллективизм. Стремление сообща решать все вопросы, сохраняя и укрепляя группу как целое, препятствуя ее разрушению.
В бланке, представленном в приложении, которым пользуются члены группы в процессе ее обследования, слева направо вертикальными рядами цифр обозначены номера суждений методики. Каждый из семи располагающихся слева направо столбцов включает в себя номера тех суждений, которые включены в отдельную подшкалу методики, а сами под-шкалы с первой по седьмую представлены в этом бланке столбцами, следующими друг за другом в соответствующем порядке. Так, например, первый слева столбец представляет подшкалу «ответственность» и т.д.
В верхней части бланка представлена оценочная шкала, пользуясь которой члены изучаемой группы дают оценки отношениям в своей группе по каждому из 70 рабочих и 5 контрольных суждений. Соответствующие оценки сначала даются в словесных формулировках оценочной шкалы, затем переводятся в баллы, и эти баллы проставляются в бланке слева от порядкового номера соответствующего суждения.
Перед началом исследования каждый член группы получает по одному бланку и инструкцию следующего содержания:
Инструкция
«Сейчас
вам будет зачитан список суждений,
которые характеризуют
2.2.
Описание и анализ
результатов эмпирического
исследования
Эмпирическое исследование проводилось на базе двух классов. Представим его результаты по каждому классу отдельно. Мы имеем два исследуемых объекта: «А» класс и «Б» класс.
Социометрическое исследование.
Изучение социометрической структуры групп, вычисление индексов групповой сплоченности, благополучия взаимоотношений, изолированности (см. приложение 2)
Проанализировав
социометрическую матрицу «А» класса,
можно констатировать следующую
социометрическую структуру группы:
Таблица 1.
Социально-психологическая самоаттестация в группе «А».
Оценка по каждому испытуемому
Уровень развития | Кол-во испытуемых | % соотношение |
Высокий уровень развития | 2 испытуемых | 14% |
Средний уровень развития | 8 испытуемых | 57,1% |
Низкий уровень развития | 4 испытуемых | 28,6% |
Испытуемые № 7 и 13, получившие только по 6 положительных выборов являются «предпочитаемыми». Испытуемые № 1,5,10,11 получили по 3-4 положительных и по 1 отрицательному выбору, поэтому они считаются «принятыми». Испытуемые № 3,4,6,8,14 положительных выборов не получали, а количество отрицательных выборов от 2 до 4, статус этих сотрудников - «непринятые». Наконец, испытуемые № 9 и 12 не получили ни одного выбора (ни положительных, ни отрицательных), это - «изолированные». Общее количество положительных выборов сделанных в 10-а классе равно 28, а отрицательных - 20, число положительных взаимовыборов - 3, отрицательных - 1.
Определим
далее уровень благополучия взаимоотношений
в данной группе. Сравним для этого
количество учеников, находящихся в
благоприятных статусных
Показатель групповой сплоченности на эмоционально-личностном уровне Сп вычисляется по формуле:
Сп = К/∑вв*100%, где К - общее число взаимных выборов, сделанных членами группы;
∑вв = п(п-1)/2 - максимально возможное число взаимных выборов в группе.
Итак, Сп = 3/39* 100% = 7,6% (индекс групповой сплоченности).
Социально-психологическая самоаттестация в группе «Б».
Оценка по каждому испытуемому
Уровень развития | Кол-во испытуемых | % соотношение |
Высокий уровень развития | 9 испытуемых | 60% |
Средний уровень развития | 5 испытуемых | 33,3% |
Низкий уровень развития | 1 испытуемых | 6,7% |
В «Б» классе «предпочитаемыми» являются испытуемые №2, 7 и 11. Они
получили по 7-8 положительных выборов. Испытуемые №1,5,8,10- «непринятые»,
количество отклонений- 4-5. Испытуемые № 3,9, и 13 не получили ни одного
выбора, они являются «изолированными».
Общее число положительных выборов, сделанных в группе, равно 41;
отрицательных - 24.
Число положительных взаимовыборов - 9, отрицательных - 1.
Уровень благополучия
индекс изолированности - 10%; а коэффициент взаимности 22% (9/41*100%).
Показатель групповой сплоченности на эмоционально-личностном уровне: Сп = 9/42*100% = 21% (индекс групповой сплоченности).
Из этих данных видно, что в «А» классе все социометрические индексы, характеризующие групповую сплоченность, выше, чем в «Б» классе. Итоговые показатели социометрического исследования:
Таблица 3
Итоговые
результаты социометрического
исследования
Группы | Кол-во положит, выборов | Кол-во отрицат. выборов | Обшее
число взаимных выборов |
Обшее
число взаимных отклонен ий |
Индекс изолированности | Индекс взаимности | индекс
группово
и сплоченн ости |
«А» класс | 28 | 20 | 3 | 1 | 14,2 | 10 | 7,6 |
«Б» класс | 41 | 24 | 9 | 1 | 10 | 22 | 21 |
Гистограмма на рисунке 1 наглядно демонстрирует данные результаты.
25-,
«Б» Кл.
изолир-ть взаим-ть сплоч-ть
Рис.
1 Результаты социометрического исследования
Оценка психологического климата в классах.
В
«А» классе средняя общая оценка,
характеризующая степень
Суммарный
балл, характеризующий социально-
Информация о работе Метод социометрии в деятельности психолога