Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 15:38, курсовая работа
Цель: теоретическое обоснование и экспериментальная демонстрация социометрии как метода изучения отношений в группе.
Гипотеза: чем выше статус ребенка в группе, тем более высокий уровень самооценки выявляется в процессе экспериментов (дети с низким статусным положением имеют более низкую самооценку, чем дети,
имеющие высокий статус).
Задачи:
1) Проанализировать литературные источники по данной проблеме;
2) Подготовить и провести необходимые исследования, позволяющие подтвердить или опровергнуть гипотезу.
3) Обработать результаты и сделать соответствующие выводы
4) Ознакомить работников школьного учреждения с полученными результатами, а также дать необходимые рекомендации.
Введение .…………………………………….………………..……….……3
Глава 1. Теоретические основы изучения метода социометрии …………6
История возникновения и развития социометрии ….…..….…….6
Границы применимости и перспективы развития социометрических методов ……………………….........................................13
Этапы и фазы проведения социометрического исследования………………………………………………..……………………18
Глава 2. Экспериментальное изучение межличностных отношений с помощью метода социометрии
2.1. Организация проведения исследования ….…………………26
2.2. Анализ полученных результатов исследования………..……………
2.3. Коррекционная программа
Заключение……………………………………………….………………...
Список литературы………..……………………………………………......
Приложение
Частым вариантом проведения социометрии является включение выбранных заранее критериев (вопросов) в процедуру более обширного анкетирования, например, в анкету, направленную на изучение удовлетворенности трудом или учебой. В этом случае не следует помещать социометрические вопросы в начало анкеты, так как они могут вызвать повышенную настороженность отвечающих, в таком варианте отдельные социометрические карточки не используются.
Глава 2. . Экспериментальное изучение межличностных отношений с помощью метода социометрии
Цель эмпирического исследования: изучить влияние статусного положения ребенка в группе на формирование уровня его самооценки.
Гипотеза: дети с низким статусным положением в группе будут иметь более низкую самооценку, чем дети, имеющие более высокий статус.
Задачи:
1. Проведение диагностического исследования социально-психологического климата в группе учащихся младшего подросткового возраста.
2. Изучение социометрической структуры в классе.
3. Анализ полученных результатов.
Исходя из поставленных целей и задач, нами были подобраны следующие методики:
Социометрическое исследование (по Коломинскому Я.Л.) [16]
Для того чтобы использовать количественные характеристики при изучении социальных взаимодействий в группе применяется так называемая социометрическая процедура, или социометрия (впервые предложенная в 30-х годах Д. Морено) [3].
В качестве социометрических критериев испытуемым были предложены следующие вопросы:
1)
Представьте себе, что Вы оказались
на необитаемом острове. Кого
из своих нынешних
2) Кого из своих нынешних одноклассников Вы не хотели бы видеть в своем классе? (не более 3-х человек)
Эксперимент проводился индивидуально с каждым испытуемым.
Карточки с ответами испытуемых соответствующим образом обрабатываются, на основе чего составляются социометрические матрицы. Результаты ответов переносят на так называемые матрицы выбора (см. приложение 2). Их число соответствует числу критериев. Матрица выбора является основой для социометрического анализа. Для удобства обработки данных каждый член группы получает свой номер и далее на протяжении всех этапов эксперимента фигурирует под ним. При исследовании школьного класса номера учащимся присваиваются согласно алфавитного списка.
Исходя из данных матрицы, можно определить величину социометрического статуса любого члена группы. Она равна сумме полученных данным членом группы выборов, деленной на число членов без одного:
Коэффициент
статуса
Эксперимент проводился индивидуально с каждым испытуемым. Карточки с ответами испытуемых соответствующим образом обрабатываются, на основе чего составляются социометрические матрицы.
Обработка данных. Подсчитывают число общих и взаимных выборов, количество учащихся, попавших в группы «предпочитаемых», «принятых», «изолированных», и уровень благополучия взаимоотношения (УБВ) в группе. Данные заносят в таблицу. Положительный выбор обозначают +, отрицательный выбор -.
На основании данных определяют статусное положение каждого члена группы и распределяют всех по условным статусным категориям:
1. «предпочитаемые» - 6 и более положительных выборов;
2. «принятые» - 3-5 выборов (положительных и отрицательных);
3. «непринятые» - 1-2 отрицательных выбора;
4.
«изолированные» - не получившие ни одного
выбора (ни
положительного, ни отрицательного).
Далее
определяется уровень благополучия
взаимоотношений в группе: соотносят
число членов группы, находящихся
в благоприятных статусных
УБВ высокий при 1 + 2 > 3 + 4; средний при 1 + 2 = 3 + 4 (или незначительном расхождении); низкий при значительном количественном преобладании числа членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях. Важным показателем УБВ является также «индекс изолированности», т.е. процент членов группы, оказавшихся в 4 статусной категории (он не должен превышать 15-20%).
Эмоциональное благополучие или самочувствие учащихся в системе личных взаимоотношений зависит и от числа взаимных выборов. Поэтому определяют коэффициент взаимности (KB):
КВ = (Р1/Р)х100%,
где Р - общее число выборов, сделанных в эксперименте;
P1 - число взаимных выборов.
Индекс групповой «
Методика оценки психологического климата в группе (А.Ф. Фидлер).
[23]
В ее основе лежит метод семантического дифференциала.
Испытуемые
(члены классного коллектива) оценивают
состояние психологической
10.Успешность - безуспешность.
Каждая пара критериев оценивается баллами от 1 до 8. Чем меньше балл, тем ближе он к первому критерию пары. Позитивные характеристики социально-психологического климата соответствуют меньшему баллу. Соответственно, чем больше балл (до 8), тем более негативная характеристика данного критерия диагностируется.
Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная оценка социально-психологического климата). Оценки
от
10 до 29 свидетельствуют о
Социально-психологическая самоаттестация группы. Немов Р. С.[21]
Основу данной методики, предназначенной для комплексной оценки уровня развития в группе отношений, характерных для коллектива, составляет следующий список суждений (всего их 75, причем 5 из них - контрольные (они отмечены в списке крестиками слева) и 70 - рабочие).
10. Единодушны в оценках проблем, стоящих перед группой.
15. Никогда и ни в чем не ошибаются.
16.
Правильно оценивают свои
40. Одинаково правильно оценивают неудачи своей группы.
55. Придерживаются одинаковых точек зрения о том, какими качествами должен обладать каждый член группы.
60. Умеют делать все на свете.
63. Одинаково правильно оценивают распределение различных поощрений между членами группы.
Информация о работе Метод социометрии в деятельности психолога