Метод социометрии в деятельности психолога

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 15:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель: теоретическое обоснование и экспериментальная демонстрация социометрии как метода изучения отношений в группе.
Гипотеза: чем выше статус ребенка в группе, тем более высокий уровень самооценки выявляется в процессе экспериментов (дети с низким статусным положением имеют более низкую самооценку, чем дети,

имеющие высокий статус).

Задачи:

1) Проанализировать литературные источники по данной проблеме;

2) Подготовить и провести необходимые исследования, позволяющие подтвердить или опровергнуть гипотезу.

3) Обработать результаты и сделать соответствующие выводы

4) Ознакомить работников школьного учреждения с полученными результатами, а также дать необходимые рекомендации.

Оглавление

Введение .…………………………………….………………..……….……3

Глава 1. Теоретические основы изучения метода социометрии …………6

История возникновения и развития социометрии ….…..….…….6
Границы применимости и перспективы развития социометрических методов ……………………….........................................13
Этапы и фазы проведения социометрического исследования………………………………………………..……………………18
Глава 2. Экспериментальное изучение межличностных отношений с помощью метода социометрии

2.1. Организация проведения исследования ….…………………26

2.2. Анализ полученных результатов исследования………..……………

2.3. Коррекционная программа

Заключение……………………………………………….………………...

Список литературы………..……………………………………………......

Приложение

Файлы: 1 файл

!!!!!!!!!Курсовая Социометрия.doc

— 343.50 Кб (Скачать)
 

    Частым  вариантом проведения социометрии  является включение выбранных заранее  критериев (вопросов) в процедуру более обширного анкетирования, например, в анкету, направленную на изучение удовлетворенности трудом или учебой. В этом случае не следует помещать социометрические вопросы в начало анкеты, так как они могут вызвать повышенную настороженность отвечающих, в таком варианте отдельные социометрические карточки не используются.

 

    

    Глава 2. .  Экспериментальное изучение межличностных отношений с помощью метода социометрии

    1. Организация проведения метода социометрии

    Цель  эмпирического исследования: изучить влияние статусного положения ребенка в группе  на формирование уровня его самооценки.

    Гипотеза: дети с низким статусным положением в группе будут  иметь  более  низкую самооценку, чем дети, имеющие  более высокий статус.

    Задачи:

    1. Проведение диагностического исследования социально-психологического климата в группе учащихся младшего подросткового возраста.

    2.   Изучение социометрической структуры в классе.

    3.   Анализ  полученных результатов.

    Исходя  из поставленных целей и задач, нами были подобраны следующие методики:

  1. Социометрическое исследование (по Коломинскому Я.Л.)
  2. Методика оценки психологического климата в группе (А.Ф. Фидлер)
  3. Социально-психологическая самоаттестация группы. (Немов Р. С.)
 

        Социометрическое  исследование (по  Коломинскому Я.Л.) [16]

    Для того чтобы использовать количественные характеристики при  изучении социальных   взаимодействий   в   группе    применяется    так    называемая социометрическая процедура, или социометрия  (впервые  предложенная  в  30-х  годах Д. Морено) [3].

    В качестве социометрических критериев  испытуемым были предложены следующие  вопросы:

    1) Представьте себе, что Вы оказались  на необитаемом острове. Кого  из своих нынешних одноклассников  Вы хотели бы видеть рядом? (не более 3-х человек).

    2) Кого из своих нынешних одноклассников Вы не хотели бы видеть в своем классе? (не более 3-х человек)

    Эксперимент проводился индивидуально с каждым испытуемым.

    Карточки       с      ответами      испытуемых      соответствующим      образом обрабатываются, на основе чего составляются социометрические матрицы.    Результаты ответов переносят на  так  называемые   матрицы  выбора (см. приложение 2).  Их число соответствует числу критериев. Матрица  выбора  является  основой  для социометрического анализа. Для удобства обработки данных каждый член  группы получает  свой  номер  и  далее  на  протяжении  всех  этапов   эксперимента фигурирует под  ним.  При  исследовании  школьного  класса  номера  учащимся присваиваются согласно алфавитного списка.

        Исходя из данных матрицы, можно определить  величину  социометрического статуса любого члена группы.  Она равна сумме полученных  данным  членом группы выборов, деленной на число членов без одного:

    Коэффициент статуса     

    Эксперимент проводился индивидуально с каждым испытуемым. Карточки       с      ответами      испытуемых      соответствующим      образом обрабатываются, на основе чего составляются социометрические матрицы.

    Обработка данных. Подсчитывают число общих  и взаимных выборов, количество учащихся, попавших в группы «предпочитаемых», «принятых», «изолированных», и уровень благополучия взаимоотношения (УБВ) в группе. Данные заносят в таблицу. Положительный выбор обозначают +, отрицательный выбор -.

    На  основании данных определяют статусное  положение каждого члена группы и распределяют всех по условным статусным категориям:

    1. «предпочитаемые» - 6 и более положительных выборов;

    2. «принятые» - 3-5 выборов (положительных и отрицательных);

    3. «непринятые» - 1-2 отрицательных выбора;

    4. «изолированные» - не получившие ни одного выбора (ни 
положительного, ни отрицательного).

    Далее определяется уровень благополучия взаимоотношений в группе: соотносят  число членов группы, находящихся  в благоприятных статусных категориях (1-2), с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (3-4).

    УБВ высокий при 1 + 2 > 3 + 4; средний при 1 + 2 = 3 + 4 (или незначительном расхождении); низкий при значительном количественном преобладании числа членов группы, оказавшихся в неблагоприятных  статусных категориях. Важным показателем УБВ является также «индекс изолированности», т.е. процент членов группы, оказавшихся в 4 статусной категории (он не должен превышать 15-20%).

    Эмоциональное благополучие или самочувствие учащихся в системе личных взаимоотношений зависит и от числа взаимных выборов. Поэтому определяют коэффициент взаимности (KB):

    КВ = (Р1/Р)х100%,

    где Р - общее число выборов, сделанных  в эксперименте;

    P1 - число взаимных выборов.

          Индекс групповой  «сплоченности»,  согласно  социометрическим  данным, определяется как отношение числа взаимных выборов к теоретически  возможному для данной группы их количеству (по Коломинскому Я.Л.). [16] 
 

    Методика  оценки психологического климата в группе (А.Ф. Фидлер).

    [23]

    В ее основе лежит метод семантического дифференциала.

    Испытуемые (члены классного коллектива) оценивают  состояние психологической атмосферы  в своей группе по следующим критериям:

  1. Дружелюбие - враждебность.
  2. Согласие - несогласие.
  3. Удовлетворенность - неудовлетворенность.
  4. Продуктивность - непродуктивность.
  5. Теплота - холодность.
  6. Сотрудничество - несогласованность.
  7. Взаимоподдержка - недоброжелательность.
  8. Увлеченность - равнодушие.
  9. Занимательность - скука.

    10.Успешность - безуспешность.

    Каждая  пара критериев оценивается баллами  от 1 до 8. Чем меньше балл, тем ближе он к первому критерию пары. Позитивные характеристики социально-психологического климата соответствуют меньшему баллу. Соответственно, чем больше балл (до 8), тем более негативная характеристика данного критерия диагностируется.

    Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная оценка социально-психологического климата). Оценки

    от 10 до 29 свидетельствуют о благоприятном  социально-психологическом климате; 30-45 баллов - характеризует скорее благоприятную атмосферу в коллективе, 46-60 баллов - скорее неблагоприятную, а 61 - 80 баллов - неблагоприятный социально-психологический климат. Данная методика допускает анонимное обследование, что повышает ее надежность. Образец бланка к методике помещен в приложении № 1. 

    Социально-психологическая  самоаттестация группы. Немов Р. С.[21]

    Основу  данной методики, предназначенной для  комплексной оценки уровня развития в группе отношений, характерных  для коллектива, составляет следующий  список суждений (всего их 75, причем 5 из них - контрольные (они отмечены в списке крестиками слева) и 70 - рабочие).

  1. Свои слова подтверждают делом.
  2. Осуждают проявления эгоизма и индивидуализма.
  3. Имеют одинаковые убеждения.
  4. Радуются успехам друг друга.
  5. Оказывают помощь и поддержку другим группам и новичкам в своей группе.
  6. Слаженно работают, умело взаимодействуют друг с другом.
  7. Знают стоящие перед группой задачи.
  8. Достаточно требовательны друг к другу.
  9. Все вопросы решают сообща.

    10.   Единодушны в оценках проблем, стоящих перед группой.

  1. Доверяют друг другу.
  2. Делятся опытом работы с другими группами и новичками в своей группе.
  3. Бесконфликтно распределяют между собой обязанности.
  4. Хорошо знают итоги работы группы.

    15.     Никогда и ни в чем не  ошибаются. 

    16.      Правильно оценивают свои успехи  и неудачи.

  1. Личные интересы не ставят выше интересов всей группы.
  2. Имеют общие увлечения (хобби).
  3. Защищают друг друга.
  4. Считаются с интересами других групп и новых членов в своей группе.
  5. Заменяют друг друга в групповых делах при необходимости.
  6. Знают как положительные, так и отрицательные стороны в работе группы.
  7. Трудятся с полной отдачей сил над решением стоящих перед группой задач.
  8. Не остаются равнодушными, если задеты интересы группы.
  9. Быстро добиваются согласия при распределении обязанностей в группе.
  10. Помогают друг другу.
  11. Справедливо относятся не только к своей, но и к другим группам, не только к старым, но и к новым ее членам.
  12. Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в работе группы.
  13. Хорошо знают правила поведения в группе.
  14. Никогда ни в чем не сомневаются.
  15. Не бросают начатое дело на полпути.
  16. Горячо отстаивают принятые в группе нормы и правила поведения.
  17. Одинаково правильно оценивают успехи группы.
  18. Искренне огорчаются при неудачах товарищей по группе.
  19. Одинаково правильно оценивают работу как своей, так и других групп, как старых, так и новых членов группы.
  20. Умеют предупреждать и разрешать конфликты, возникающие в группе.
  21. Хорошо знают свои обязанности.
  22. Сознательно подчиняются дисциплине.
  23. Искренне верят в свою группу.

    40. Одинаково правильно оценивают неудачи своей группы.

  1. Тактично ведут себя в отношении друг друга.
  2. Никогда   не   подчеркивают   преимуществ   своей   группы   перед   другими группами, преимуществ старых ее членов перед новыми.
  3. Быстро находят между собой общий язык.
  4. Знают,  как лучше всего взаимодействовать друг с другом в совместной работе.
 
    
  1. Всегда  и во всем правы.
  2. Личные интересы не ставят выше интересов других членов группы.
 
    
  1. Активно поддерживают полезные для группы начинания.
  2. Имеют сходные представления о нравственности.
 
    
  1. Доброжелательно относятся друг к другу.
  2. Тактично ведут себя по отношению не только  к своей,  но и  к  другим группам, по отношению не только к старым, но и к новым членам группы.
  3. Способны взять на себя руководство группой, если потребуется.
  4. Хорошо знают права и обязанности друг друга.
  5. По-хозяйски относятся к материальным ценностям группы.
  6. Поддерживают добрые начинания в группе.

    55. Придерживаются одинаковых точек зрения о том, какими качествами должен обладать каждый член группы.

  1. Уважают друг друга.
  2. Активно  стремятся  к  сотрудничеству  с  другими  группами   и  с   новыми членами в своей группе.
  3. Готовы при необходимости взять на себя обязанности товарищей по группе.
  4. Хорошо знают черты характера друг друга.

    60. Умеют делать все на свете.

  1. Ответственно выполняют любую работу.
  2. Оказывают активное сопротивление всему, что разобщает группу.

    63. Одинаково правильно оценивают распределение различных поощрений между членами группы.

  1. Поддерживают друг друга в трудные минуты.
  2. Искренне радуются успехам других групп, новых членов своей группы.
 
    
  1. Действуют организованно и дружно в сложных  ситуациях.
  2. Хорошо знают индивидуальные склонности и привычки друг друга.
  3. Активно участвуют в работе, полезной для всей группы.
  4. Лично заботятся об успехах группы.

Информация о работе Метод социометрии в деятельности психолога