Метод социометрии в деятельности психолога

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 15:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель: теоретическое обоснование и экспериментальная демонстрация социометрии как метода изучения отношений в группе.
Гипотеза: чем выше статус ребенка в группе, тем более высокий уровень самооценки выявляется в процессе экспериментов (дети с низким статусным положением имеют более низкую самооценку, чем дети,

имеющие высокий статус).

Задачи:

1) Проанализировать литературные источники по данной проблеме;

2) Подготовить и провести необходимые исследования, позволяющие подтвердить или опровергнуть гипотезу.

3) Обработать результаты и сделать соответствующие выводы

4) Ознакомить работников школьного учреждения с полученными результатами, а также дать необходимые рекомендации.

Оглавление

Введение .…………………………………….………………..……….……3

Глава 1. Теоретические основы изучения метода социометрии …………6

История возникновения и развития социометрии ….…..….…….6
Границы применимости и перспективы развития социометрических методов ……………………….........................................13
Этапы и фазы проведения социометрического исследования………………………………………………..……………………18
Глава 2. Экспериментальное изучение межличностных отношений с помощью метода социометрии

2.1. Организация проведения исследования ….…………………26

2.2. Анализ полученных результатов исследования………..……………

2.3. Коррекционная программа

Заключение……………………………………………….………………...

Список литературы………..……………………………………………......

Приложение

Файлы: 1 файл

!!!!!!!!!Курсовая Социометрия.doc

— 343.50 Кб (Скачать)

    Занятия 7—8. Цель: продолжение  тренировки навыков  общения в группе.

    Упражнения:

    Аналогичные игры-приключения: «Пиратский корабль», «Цивилизация», «Фирма», где дети тренируются, изменяя роли, общаться в группе и достигать своей цели.

    Занятие 9. Цель: формирование целенаправленного  поведения, навыков формулирования цели.

    Упражнение:

    «25 желаний». Подростки пишут 25 своих  желаний, потом разбивают их на группы: «Хочу иметь...», «Хочу быть...», «Хочу достичь...» Выбирают из них какое-то среднее по сложности и тренируются в парах по построению цели, согласно критериям:

    • позитивная формулировка,

    • зависит именно от тебя, а не от других,

    • что будет, когда я этого достигну?

    • как я узнаю, что уже достиг?

    • какой надо сделать первый шаг?

    Занятие 10. Цель: завершение работы группы.

    Упражнения:

    Никаких упражнений! Пьем чай, рассказываем, чему научились в группе, чего желаем в жизни, вспоминаем смешные случаи, радуемся окончанию курса лечения, грустим, танцуем...

    Говоря  о коррекции агрессивного поведения, можно выделить специфические и неспецифические способы взаимодействия с ребенком. К неспецифическим, т.е. подходящим ко всем детям, способам взаимодействия относятся известные всем "золотые правила" педагогики:

    - не фиксировать внимание на  нежелательном поведении ребенка  и не впадать самим в агрессивное  состояние. Запрет и повышение  голоса - самые неэффективные способы  преодоления агрессивности. Выражение  удивления, недоумения, огорчения учителей по поводу неадекватного поведения детей формирует у них сдерживающие начала;

    - реагировать и откликаться на  любые позитивные сдвиги в  поведении ребенка, какими бы  незначительными они ни были. Это трудное задание. Учителя  признаются, что порой приходится несколько (!) недель потратить на поиск позитивного в ребенке, а ведь реагировать необходимо сразу, по ситуации. Ребенок хочет в каждый момент времени чувствовать, что его принимают и ценят.

    К специфическим методам коррекции  можно отнести:

    - релаксационный тренинг, который  педагог может как вводить  в урок, так и использовать  в специальных коррекционных  занятиях. Наш опыт использования  различных "путешествий" в  воображении на уроках говорит  об уменьшении гиперактивности,  внутренней напряженности как предпосылок агрессивных актов. Можно использовать кратковременные формы расслабления. Например,

    "Зигфрид"

    1. Фаза напряжения. Сядьте прямо,  как свеча. Разведите руки, плечи  и предплечья под прямым углом.  Отведите плечи как можно дальше  назад, как будто вы хотите удержать между лопаток маленький предмет, например, карандаш.

    2. Фаза расслабления. Как только  вы почувствуете боль, два раза  вдохните и выдохните, затем  расслабьтесь. Плечи и голова  расслабленно падают вперед. Охватите руками свое колено и потяните руки и плечи. Для расслабления плеч и затылка рекомендуется в заключение сделать упражнение "Квазимодо".

    "Квазимодо"

    1. Фаза напряжения. Разверните руки, плечи и предплечья под прямым  углом. Плечи свободно свисают.  Закройте глаза и выдохните.  Теперь поднимите плечи высоко, как будто вы хотите коснуться ими ушей. Втяните голову в плечи, не смотрите при этом вверх. Сконцентрируйтесь на мышечной складке, которая возникла на вашем затылке. Сильно нажмите этот "валик" между головой и плечами, дышите при этом глубоко. Сжимайте его так сильно, чтобы в голове появилась вибрация. Не прекращайте сжимать, пока не почувствуете боль. Не задерживайте воздух!

    2. Фаза расслабления. Важно, чтобы  ваши плечи были полностью  расслаблены и свободно опущены  вниз. Голова опущена так низко, что подбородок касается груди. Делайте это одним плавным движением. Закройте глаза, дышите спокойно, равномерно, не отрывайте подбородок от груди. Попытайтесь положить правое ухо на правое плечо, затем левое - на левое плечо, плечи не поднимаются. Они напрягаются, и напряжение отчетливо чувствуется сухожилиями, расположенными в области между ушами и плечами. Итак, подбородок не двигается, только голова склоняется в сторону. Дышите спокойно и равномерно, насладитесь расслаблением, но не затягивайте его. Фаза расслабления должна проводиться особенно долго и основательно. Если вы не выполните фазу расслабления, то не достигнете нужного эффекта.

    Другой  метод - "беседа с собой" - учит детей притормаживаться, размышлять перед тем, как совершить агрессивное действие. Такого рода беседа будет выступать буфером между порывом и слишком поспешным действием.

    Опять-таки учитель может алгоритм такого разговора  предложить всему классу при "обучении" поведенческому анализу или использовать его при индивидуальной коррекции. Более того, если этот метод возьмут на "вооружение" и родители, то это будет способствовать изменениям в поведении детей.

    Итак, метод предполагает следующие шаги:

    1. Ребенок определяет суть самой  проблемы, включая вызванные эмоции: "Он говорит глупости, а я злюсь".

    2. Затем обдумывает несколько альтернативных  вариантов реагирования. Педагог задает вопросы типа "Тебе нравится то, что ты сделал в этой ситуации?", "А как можно было поступить в этой ситуации?".

    3. Разбираются варианты поведения и их последствия ("А что будет, если...?").

    4. Затем принимается решение - что  надо делать и как надо поступить.

    Очень важно не только проговорить, но и  записать алгоритм поведения в подобных ситуациях на языке, понятном ребенку. Он должен его заучить и прорепетировать [12, с. 78-79].

    Данные  методы коррекции могут быть применены  на практике школьными психологами, педагогами общеобразовательных и  дополнительных учреждений.

 

    

    Заключение. 

    В нашем психодиагностическом исследовании были достигнуты следующие результаты:

    1. На основании анализа литературных  источников описаны основные  аспекты межличностных отношений  в группе детей младшего подросткового  возраста, даны представления о  самооценке детей данного возраста.

    2. После проведенной исследовательской  работы можно сделать следующие выводы:

      - в экспериментальной группе  «А» большинство детей имеют  неблагоприятный статус (52%), то есть  относятся к категориям «отверженные»  и «принебрегаемые», а в экспериментальной  группе «Б» большинство детей  имеют первый и второй статус (56%), то есть относятся к категориям «лидеры» и «предпочитаемые». Следовательно в экспериментальной группе «Б» большинство детей благополучны в системе межличностных взаимоотношений, удовлетворены в общении, признании сверстниками;

      - в данных экспериментальных группах существует несколько взаимосвязей, которые можно определить как «взаимная симпатия» между мальчиками и девочками, а также в группах наблюдаются явления «неразделенной любви»;

      -   мотивация выборов в большинстве  случаев определяется желанием общаться, иметь общее дело;

      - самооценка детей данных экспериментальных  групп находится в пределах  нормы (средний уровень), но также  есть дети, которые имеют высокий  и низкий уровень самооценки;

      - математическая обработка данных  показала, что дети с низким

    статусным положением имеют более низкую самооценку, чем дети,

    имеющие высокий статус.

    После выводов, сделанных на основе результатов  исследования можно дать следующие  рекомендации:

        1. Необходимо изучить систему  личных отношений детей в группе, для того  чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы  создать  для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат, а также для   большей   продуктивности    целенаправленной    воспитательной       деятельности учителя.

        2. Нельзя оставлять без внимания  непопулярных детей. Следует выявить   и развить у них положительные  качества, поднять заниженную самооценку, уровень  притязаний,  чтобы   улучшить   их   положение   в   системе межличностных отношений.  Также необходимо учителю пересмотреть  свое личное отношение к этим детям.

          Проведенные исследования также  дают материал  для  дальнейшего,  более глубокого изучения межличностных  отношений как в данном возрасте  –  младшего подростничества,  так и  в  других  возрастах,  при  условии  дополнительного изучения особенностей соответствующего возраста  предполагаемых  испытуемых.

    Они так – же дают материал для работы как  непосредственно  в  исследованной  группе, так и в других, подобных группах школьников  младшего  подросткового возраста. 

Информация о работе Метод социометрии в деятельности психолога