Методы психологии как науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:34, задача

Краткое описание

К первой относятся организационные методы, на основе которых строится исследование в целом, вся его методология. К ним относится сравнительный метод, имеющий самые разные вариации, когда сопоставляются, например, результаты нескольких испытуемых, двух групп, сравниваются показатели, получаемые по одинаковым (или разным) методикам в разные периоды времени. Лонгитюдный метод построен на длительном по времени прослеки.

Файлы: 1 файл

Методы психологии как науки.docx

— 31.28 Кб (Скачать)

Методы психологии как науки

Метод - это путь научного познания. Способ, посредством которого познается предмет науки.

На разных этапах исследования выделяется четыре группы методов.

К первой относятся организационные методы, на основе которых строится исследование в целом, вся его методология. К ним относится сравнительный метод, имеющий самые разные вариации, когда сопоставляются, например, результаты нескольких испытуемых, двух групп, сравниваются показатели, получаемые по одинаковым (или разным) методикам в разные периоды времени. Лонгитюдный метод построен на длительном по времени прослеживании психического развития или изменения одних и тех же параметров у одной и той же группы испытуемых. Комплексный метод состоит в систематической организации двух предшествующих способов познания, в междисциплинарности подходов, методов и методик.

Вторую и самую обширную и развернутую группу составляют эмпирические методы, с помощью которых добываются факты, проводится собственно исследование.

Наблюдение — один из основных, часто употребляемых методов психологии, но, как и всякий другой метод, он требует для исполнения специальной подготовки, профессионализма. Научное наблюдение требует и постановки цели, и планирования, и протокола и много другого. Самое главное — это адекватная психологическая интерпретация результатов наблюдения, поскольку психика, как известно, не сводится к поведенческим реакциям. Очевидное преимущество метода наблюдения заключается в том, что деятельность человека протекает в нормальных, естественных для него условиях.

Самонаблюдение (интероспекция) — исторически первый метод изучения души и психики. Это “внутреннее” наблюдение человека за собственными психическими явлениями, которое при всей кажущейся житейской простоте является в действительности очень сложным и многофакторным процессом.

Эксперимент является основным методом современной психологии, находится у ее истоков. Как психологическая, так и внешняя деятельность испытуемого протекает как бы искусственно, в навязанной последовательности, в необычных условиях. Человек знает, что это не реальная практика, а лишь эксперимент, который, например, по его желанию может быть прекращен.

По разным основаниям выделяется множество видов эксперимента: аналитический и синтетический, констатирующий и формирующий, психолого-педагогический, моделирующий, обучающий, лабораторный, полевой. Тест (испытание, проба) необходима надежность, валидность, стандартизированность, психометрическая состоятельность, четкость психологической интерпретации. В условиях грамотного применения он дает возможность получения большого количества эмпирических данных, возможность предварительной градации испытуемых.

Анкеты и различные опросники — это всевозможные вариации тестов. Здесь важно учитывать не только формулировку вопроса, но и очередность его предъявления. Особый по направленности вид вопросников составляют социометрические методики, с помощью которых исследуются межличностные отношения в группе, выявляются отношения лидер — ведомый.

Метод беседы предполагает индивидуальную психологическую работу, в свою очередь имеет свои правила проведения и поведения исследователя.

Набор праксиметрических методов разработан в рамках психологии труда при изуч. различных человеческих движений, операций, действий, проф. поведения. Сюда входят хронометрия, циклография, составление профессиограмм.

Анализ  продуктов деятельности представл. собой комплексное изуч. Резул. труда как материализации психич. деят. Это относится и к детскому рисунку, и к школьному сочинению, и к произведению писателя.

Биографический  метод предполагает психологич. анализ жизнен. пути, биографии чел. Это анализ представл. чел. о собствен. жизнен. пути, о прошлом и будущем; психология жизнен. планов; психологич. стратегии поведения и жизни.

Метод моделирования имеет самые разнообразные варианты. Модели бывают структурными, функциональными, физическими, знаковыми, логическими, математич., информацион.. Любая модель беднее исходного оригинала, выделяя в нем какой-то определ. аспект и абстрагируясь от других сторон изуч. явления.

Третья группа — методы обработки полученных результатов

Третью группу (по Б. Г. Ананьеву) составл. методы обработки получ. результатов. Это огранич. единство количественного и качественного, содержат. анализа. Обработка результатов — это всегда творческий, поисковый процесс, предполаг. подбор наиболее адекватных и чувствительных математических средств.

Четвергая группа — интерпретационные методы, направл. на теор. объяснение, психологич. трактовку изучаемого явл. Здесь всегда присутствует комплексный, системный набор различных вариантов функционального и структурного методов, замыкающих общий цикл психологического исследования.

 

Методы психологии

Метод – это совокупность более частных, конкретных приемов, средств, способов, с помощью которых получают сведения, необходимые для построения научной теории и вынесения практических рекомендаций.

Все методы психологии могут быть разделены  на три группы:

1) объективные методы  психологии;

2) методы описания и  понимания психологии человека;

3) методы психологической  практики.

1. Объективные  методы психологии 

Методологической основой  объективных методов психологии является принцип единства сознания и деятельности. К этой группе относятся  следующие методы:

• наблюдение (сплошное, выборочное);

• эксперимент (лабораторный, естественный, формирующий);

• тестирование (достижений, способностей, профпригодности и  др.);

• анализ продуктов деятельности (графологический, контент-анализ, анализ рисунков и др.);

• опрос (анкетирование, беседа, интервью);

• математическое моделирование  и статистический анализ.

Наблюдение  – это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Наблюдение должно быть избирательным, плановым и систематическим, т. е. исходить из четко поставленной цели, выделять определенный фрагмент изучаемой реальности, строиться на основе плана и проводиться на протяжении определенного периода времени.

Эксперимент  – один из основных методов психологии. Статус самостоятельной науки психология приобрела благодаря появлению экспериментальных методов.

Выделяют три вида эксперимента: лабораторный, естественный и формирующий.

Лабораторный  эксперимент  проводят в специально создаваемых и контролируемых условиях, как правило с применением специальной аппаратуры и приборов. Идея проведения естественного эксперимента  принадлежит отечественному психологу А. Ф. Лазурскому (1874–1917). Суть его заключается в том, что исследователь оказывает воздействие на испытуемых в привычных условиях их деятельности. Испытуемые зачастую и не подозревают, что участвуют в эксперименте. Формирующий эксперимент  – это метод исследования в условиях специально организованного экспериментального педагогического процесса.

Тестирование   – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений.

Анализ  продуктов деятельности  исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно делать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов.

Опрос  используют в психологии в форме анкетирования и беседы (или интервью). Источниками информации в опросе являются письменные или устные суждения индивида. Для получения достоверной информации создаются специальные опросники, вопросы в которых расположены в определенном порядке, сгруппированы в отдельные блоки и т. д.

Математический  метод  используется в психологии не в качестве самостоятельного, а включается как вспомогательное средство повышения надежности, объективности, точности получаемых данных. Ряд статистических методов был создан специально для проверки качества психологических тестов.

2. Методы описания  и понимания психологии человека 

Основные методы этой группы следующие:

• интроспекция;

• самоотчет;

• включенное наблюдение;

• эмпатическое слушание;

• идентификация и др.

Интроспекция  (или самонаблюдение) исходит из фундаментальной особенности психики человека – ее рефлексивной природы. Интроспекция является «всматриванием» в свои внутренние переживания, в психическое состояние, мысли, образы, желания и т. п. Однако требуется определенная работа по их осмыслению, пониманию, классификации и истолкованию. Не все люди одинаково способны к такого рода работе и в этом отношении различаются по уровню самосознания и рефлексии.

Самоотчет  представляет собой словесный или письменный отчет о результатах самонаблюдений, описаний человеком самого себя. Это могут быть письма, исповеди, автобиография, дневники.

Включенное  наблюдение  представляет собой специфическую форму объективного наблюдения, в отличие от которого исследователь не просто отстраненно наблюдает за фрагментами поведения человека, а реально участвует в эксперименте, дискуссии и т. п. Наблюдатель выступает как равноправный участник совместного с испытуемым действия. При таком наблюдении исследуемая человеческая проблема изучается целостно.

Эмпатическое  слушание  – это переживание исследователем тех же эмоциональных состояний, которые испытывает собеседник, через отождествление с ним. Метод основан на способности человека сопереживать собеседнику и понять его через это сопереживание.

При идентификации исследователь воображает себя на месте другого человека, как бы мысленно воплощается в нем. В отличие от эмпатии идентификация использует интеллектуальные, логические операции: сравнение, анализ, рассуждение и т. п.

3. Методы психологической  практики 

Психологическая практика по своим задачам, методам, формам представляет собой многообразные виды практик. Она включает в себя работу с людьми, имеющими психические отклонения или  проблемы, ориентирована на работу с представителями коммуникативных  профессий, людьми различных возрастов. Невозможно описать все методы и  методики, использующиеся в современной  психологической практике, тем более  что их арсенал постоянно пополняется. Основными среди них являются:

• психотерапия;

• психологическая консультация;

• психокоррекция;

• психотренинг и др.

Выбор методов в психологии – дело непростое. Исследование сложных  социально-психологических явлений, как правило, должно базироваться не на отдельных методах, а на их совокупности.

Ананьев. Методами в науке называются способы, приемы исследования явлений, составляющих предмет данной науки; применение этих приемов должно приводить к правильному познанию изучаемых явлений, т. е. к адекватному (соответствующему действительности) отражению в сознании человека присущих им особенностей и закономерностей.

Классификация методов:

1. Организационные  методы:

- сравнительный метод,  состоящий в том, что сравниваются  какие-либо группы испытуемых, например, группа больных сравнивается с группой здоровых,

- лонгитюдный метод, когда выполняются многократные обследования одних и тех же людей на протяжении длительных промежутков времени, – до десятков лет.

- комплексный метод, когда  в одной исследовательской программе  участвуют специалисты самых  разных областей знания: психологи,  педагоги, медики, математики и т.п.

2. Эмпирические  методы. Слово эмпирический означает основанный на опыте. Таким образом, в названии этой группы методов подчёркивается практическая направленность методов. Более подробно об этих методах см. ниже.

3. Методы обработки  данных.

- методы количественного анализа, здесь имеются в виду очень обширная группа методов математической обработки данных и методов статистики в приложении к задачам психологического исследования.

- методы качественного  анализа: дифференциация фактического  материала по группам, описание  типовых и исключительных случаев.

4. Интерпретационные  методы.

Необходимо чётко осознавать, что сами фактические данные ещё  мало что значат. Исследователь получает результаты в процессе интерпретации  фактических данных, поэтому именно от той или иной интерпретации  очень многое зависит.

Генетический (фило – и онтогенетический) метод позволяет интерпретировать весь фактический материал в терминах развития, выделяя фазы, стадии развития, а также критические моменты становления психических функций. В результате устанавливаются “вертикальные” связи между уровнями развития.

Структурный метод устанавливает  “горизонтальные” связи между различными элементами психики, при этом применяются  обычные методы изучения всевозможных структур, в частности, классификация  и типологизация.

Информация о работе Методы психологии как науки