Методы психологии как науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:34, задача

Краткое описание

К первой относятся организационные методы, на основе которых строится исследование в целом, вся его методология. К ним относится сравнительный метод, имеющий самые разные вариации, когда сопоставляются, например, результаты нескольких испытуемых, двух групп, сравниваются показатели, получаемые по одинаковым (или разным) методикам в разные периоды времени. Лонгитюдный метод построен на длительном по времени прослеки.

Файлы: 1 файл

Методы психологии как науки.docx

— 31.28 Кб (Скачать)

 

 

Связь психологии с другими науками

Соврем. Псих. развивается  во взаимод.с др. науками. В 1966 году на Междунар. Псих. конгрессе в Москве выд. Швейц.псих. Жан Пиаже выступил с лекцией о месте псих.в системе наук. Его гл. мысль состояла в том, что будущее псих. зависит от ее связей с математикой, физикой, биологией, социологией, лингвистикой, политической экономией, логикой - огромным созвездием наук, образующим мир соврем. знания. Психология, согл. Пиаже, нах. в центре этого мира.

1. Связи  психологии с философией традиционны, поскольку до XIX века науч. псих. знания накапл. в рамках фил. наук, псих. была частью философии. В соврем. Псих.существует много фил.-псих. проблем: предмета и методол.псих. исследования, происхожд. человеч. сознания, изучения высших форм мышления, места и роли человека в соц. отношениях, смысла жизни, совести и ответственности, духовности, одиночества и счастья. Сотрудничество психологов и философов в изучении этих проблем может быть плодотворным.

2. Связи  психологии с биологическими  науками обусловлены тем, что психика человека имеет природную основу. Поэтому многие психологические проблемы должны решаться при взаимодействии психологов и биологов. Особенно плодотворно взаимодействие с физиологией. На стыке этих двух наук появилась психофизиология. Глубокое физиологическое понимание работы мозга помогает в решении многих психологических проблем.

3. Психология  взаимодействует с социологией, поскольку психика человека социально обусловлена. Объекты их исследования очень тесно переплетаются. В поле изучения обеих наук оказываются личность, группа, межгрупповые отношения, происходит взаимный обмен фактами, заимствование теоретических концепций и идей. Порой бывает трудно провести строгое разграничение социально-психологических и социологических исследований. Для успешного изучения групповых и межгрупповых отношений, проблем национальных отношений, политики и экономики, конфликтов необходимо сотрудничество социологов и психологов. На стыке этих двух наук появилась социальная психология.

4. Тесные  связи прослежив. у псих. с историей. Психика человека развивалась в ходе историч. процесса. Поэтому знание историч. корней тех или иных псих.явлений абсолютно необх. для правил. понимания их псих. природы и особенностей. Историч. традиции и культура людей в значительной степени формируют псих. соврем. человека. На стыке псих. и истории возникла культурно-истор. Псих.

5. Давние  связи у психологии с педагогикой. Многие выдающиеся педагоги отмечали необходимость псих. знаний для пед.науки и практики. С другой стороны, глубокое изучение процессов псих. развития ребенка возможно только на основе понимания пед.закономерностей обучения и воспитания. В решении любых вопросов, касающихся ребенка, необх. взаимодействие психологов и педагогов. На стыке психологии с пед.появилась пед.псих.

Пересечение сфер интересов  и связей в совр.науке и практике достаточно очевидно. Поэтому в психологии в настоящее время возникает много междисципл. областей исследования и практ.работы. Примерами такого рода служат: менеджмент, конфликтология, этнология, сфера паблик рилейшнз. Порой трудно бывает разграничить сферы влияния разных наук в изучении и практ. решении данных проблем. Поэтому станов. актуальной интеграция наук и оказыв. важным умение психологов работать в тесном контакте со специалистами др. наук и сфер практ.деятельности.

6. Психология  связана, исторически и актуально,  со всеми основными областями  знания. В ней представлены как естественнонаучная, так и гуман. ориентации, однако гуман. подход становится преобладающим, ибо в центр псих. помещается личность, а это означает невозможность строго объект. подхода - подхода к человеку как к "явлению природы".Выраженная ориентация псих. не только на познание, но и на практику позв. утвержд.что в псих. сущ.свои фундамент. и прикладные разделы.

Связь психологии с науками  естеств. вполне очевидна - особенно с биологич. Для псих. науч. характерно заимств.неких общебиол. теорет. положений для обоснования закономер. развития психики.

Нужно заметить: если у наук фундамент. Псих.заимствует в основном некие объяснит. принципы, то в отношении наук гуман. она не только берет, но и предлагает им свои способы понимания явлений; более того, сущ. "псих. школы" в рамках истории, соц.и языкознания.

Область явлений, изучаемых  психологией, огромна. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности - от элемент. различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности.

Как известно, прежние десятилетия  психология была преимущественно теор. (мировоззр.) дисциплиной. В настоящее время ее роль в общ. жизни существенно изменилась. Она все более становится областью особой проф. практич. Деят. в системе образования, в промышленности, государственном управлении, медицине, культуре, спорте и т.д. Включение псих. науки в решение практ. задач существенно изменяет и условия развития ее теори

 

Методология (от метод и... логия), учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. М. в этом широком смысле образует необходимый компонент всякойдеятельности, поскольку последняя становится предметом осознания, обучения и рационализации. Методологическое знание выступает в форме как предписаний и норм, в которых фиксируются содержание и последовательность определённых видов деятельности (нормативная М.), так и описаний фактически выполненной деятельности (дескриптивная М.). В обоих случаях основной функцией этого знания является внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования какого-то объекта. В современной литературе под М. обычно понимают прежде всего М. научного познания, т. е. учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. М. науки даёт характеристику компонентов научного исследования — его объекта, предмета анализа, задачи исследования (или проблемы), совокупности исследовательских средств, необходимых для решения задачи данного типа, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения задачи. Наиболее важными точками приложения М. являются постановка проблемы (именно здесь чаще всего совершаются методологические ошибки, приводящие к выдвижению псевдопроблем или существенно затрудняющие получение результата), построение предмета исследования и построение научной теории, а также проверка полученного результата с точки зрения его истинности, т. е. соответствия объекту изучения.

 

Методика — это, как правило, некий готовый "рецепт", алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий. Близко к понятию технология. Методикаотличается от метода конкретизацией приемов и задач. Например, математическая обработка данных эксперимента может объясняться как метод (математическая обработка), а конкретный выбор критериев, математических характеристик — как методика.

Методика - совокупность методов, приемов, опробованных и изученных для выполнения определенной работы.

 

Метод  – это совокупность более частных, конкретных приемов, средств, способов, с помощью которых получают сведения, необходимые для построения научной теории и вынесения практических рекомендаций.


Информация о работе Методы психологии как науки