Методы организационной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 06:00, контрольная работа

Краткое описание

В работе освещается использование системы частных методов и методик в психологических исследованиях.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
1. Классификация методов организационной психологии, и их характеристики……………………………………………………………4
2. Планирование и организация эксперимента…………………………...13
3. Мультивалентные эксперименты. Факторные эксперименты……….14
4. Возможности и ограничения организационно-психологических исследований……………………………………………………………..20
5. Анализ и обобщение результатов научного исследования………...…22
Заключение………………………………………………………………..26
Список литературы……………………………………………………….27
Практическое задание………………………………………………...….28

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 56.53 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

  1. Классификация методов организационной психологии, и их характеристики……………………………………………………………4
  2. Планирование и организация эксперимента…………………………...13
  3. Мультивалентные эксперименты. Факторные эксперименты……….14
  4. Возможности и ограничения организационно-психологических исследований……………………………………………………………..20
  5. Анализ и обобщение результатов научного исследования………...…22

           Заключение………………………………………………………………..26

           Список литературы……………………………………………………….27

 Практическое задание………………………………………………...….28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность обусловлена использованием системы частных методов и  методик в психологических исследованиях. Наука — это, прежде всего исследование. Поэтому характеристика науки не исчерпывается определением ее предмета; она включает и определение ее метода. Методы, т. е. пути познания, —  это способы, посредством которых  познается предмет науки. Психология, как каждая наука, употребляет не один, а целую систему частных  методов, или методик. Под методом  науки — в единственном числе  — можно разуметь систему ее методов  в их единстве. Основные методы науки  — не внешние по отношению к  ее содержанию операции, не извне привносимые  формальные приемы. Служа раскрытию  закономерностей, они сами опираются  на основные закономерности предмета науки; поэтому метод психологии сознания был иной, чем метод психологии как науки о душе: недаром первую обычно называют эмпирической психологией, а вторую — рациональной, характеризуя таким образом предмет науки  по тому методу, которым он познается; и метод поведенческой психологии отличен от метода психологии сознания, которую часто по ее методу называют интроспективной психологией. Осознает ли это исследователь или нет, его научная работа объективно в  своей методике всегда реализует  ту или иную методологию. Для последовательной и плодотворной реализации в психологии нашей методологии весьма существенно, чтобы она была осознана и, будучи осознанной, не превращалась в форму, извне механически накладываемую  на конкретное содержание науки, чтобы  она раскрывалась внутри содержания науки в закономерностях его  собственного развития.

 

 

 

 

 

 

1.Классификация методов организационной психологии, и их характеристики.

 

Методы современной науки столь  же разнообразны, как и сама наука, и в каждой научной дисциплине они имеют свою специфику. Вместе с тем существуют общие классификации  методов. Их делят, например, на эмпирические и теоретические, индуктивные и  дедуктивные, количественные и качественные и т. д.

Здесь предлагается следующая классификация  групп методов, используемых организационной  психологией: 1) методы наблюдения; 2) методы опроса; 3) экспериментальные методы; 4) специальные методы, обусловленные  конкретными условиями организационной  деятельности.

Указанная классификация методов  во многом продиктована практическими  соображения. Работа организационного психолога, как теоретического, так  и практического характера, не ограничивается использованием одного метода, а предполагает применение целой системы методов.

Наблюдая различные организационные  явления, исследователь накапливает  данные, которые позволяют ему  делать какие-либо обобщения, создавая свою собственную модель происходящего. Единственное отличие в наблюдениях  ученого от наблюдений менеджера  или любого другого человека состоит  в том, что они носят систематический  и плановый характер, определяемый исследовательской стратегией. Он собирает данные, которые адекватны исследуемому объекту, репрезентативны и точны  в той мере, в какой позволяют  имеющиеся измерительные инструменты, например психологические тесты. Для  изучения организационно-психологических  проблем используются разнообразные  методы сбора данных. Наиболее используемые из них: наблюдение, интервью, опросник и косвенные показатели.

Наблюдение. Любое эмпирическое исследование должно начинаться с наблюдения и анализа документов, имеющихся по изучаемой проблеме. Хронологически наблюдение является первым методом, применяемым многими науками, в том числе и организационной психологией, в период своего становления как науки. Под наблюдением в организационной психологии понимают непосредственное целенаправленное восприятие и регистрацию организационных явлений и процессов.

Наблюдение дает много ценных сведений и с теоретической, и с практической точек зрения. Этот метод можно  рассматривать как самостоятельный, но чаще всего он используется в  сочетании с каким-либо другим. Например, наблюдение может быть дополнением  эксперимента. Наблюдение является неотъемлемой частью любой деятельности специалиста  по организационной психологии. Оно  используется при исследованиях  мотивации и лидерства, при анализе  деятельности индивидов и групп, при решении вопросов, связанных  с обучением и организационным  развитием, при отборе персонала  и т. д.

Сущность данного метода состоит  в том, чтобы наблюдать, замечать все мелочи, следить за осуществлением определенной деятельности, развитием  ситуации, систематизировать и группировать факты. Проследив историю развития и освоения метода наблюдения в психологии и поведенческих науках, можно  выделить две его формы — самонаблюдение и наблюдение за другими объектами.

Широкое использование метода самонаблюдения (интроспекции) обычно связывают с начальной стадией развития психологии, когда большое значение придавалось переживаниям людей, оценке и объяснению этих переживаний. Правильно применяя этот метод, анализируя его результаты, можно получить ценную психологическую информацию, вскрывающую внутренние причины организационных проблем. Однако при пользовании методом самонаблюдения необходимо учитывать индивидуальные и личностные особенности наблюдателя, которые нередко затрудняют или даже делают невозможным обобщение получаемых результатов.

Более распространенным и более  объективным методом является наблюдение за другими объектами. В зависимости  от положения исследователя по отношению  к изучаемому предмету различают  включенное и невключенное наблюдение.

Включенное наблюдение — это наблюдение изнутри, когда исследователь на время наблюдения становится членом организации. В таких условиях оно помогает психологу глубже разобраться в различных организационных проблемах, понять поведение и чувства работников. Невключенное наблюдение — это восприятие какого-либо явления со стороны. Наблюдение в большинстве случаев проводится в естественных условиях, причем оно может быть открытым, когда объект исследования оповещен о целях психолога, ^.инкогнито, когда организации неизвестен факт наблюдения за ней. Во втором случае наблюдение осуществляется без ведома исследуемых лиц. Об открытом наблюдении работники знают заранее. Это может оказывать влияние на процесс наблюдения в том смысле, что исследуемые нередко стремятся представить себя в выгодном свете.

Опрос. Одним из самых распространенных в организационно-психологических исследованиях является метод опроса. Опрос предполагает получение ответов на задаваемые исследователем вопросы. Особенность этого метода состоит в том, что источником информации выступает словесное сообщение, суждение опрашиваемого. Опрос позволяет получить информацию о ценностных ориентациях, аттитюдах, мнениях и оценках членов организации, мотивах их поведения, организационном климате и т. д.

Различают три разновидности опроса: 1) анкетирование — письменный заочный опрос; 2) интервью — устная беседа, очный опрос; 3) социометрический опрос.

Достоинством анкетного опроса, благодаря которому он имеет широкое распространение, является возможность получения значительного объема эмпирической информации в короткие сроки. Анкета заполняется самими респондентами.

Анкета (опросный лист) представляет собой совокупность упорядоченных по содержанию и форме вопросов или пунктов (items). Надежность и достоверность информации, получаемой в результате опроса, в значительной степени обусловлены особенностями конструирования включенных в анкету вопросов. Это предъявляет определенные требования к их формулировке.

Вопросы классифицируются по ряду важнейших  признаков: по содержанию, функциям, структуре, форме.

По содержанию все задаваемые вопросы  подразделяются на две большие группы: вопросы о фактах и событиях и вопросы об оценках респондентами этих событий.

По функциям различают четыре типа вопросов; основные, фильтрующие, контрольные, контактные. Если основные вопросы предназначены для получения информации об организационных фактах, то назначение фильтрующих вопросов — отсеять некомпетентных респондентов. Функция контрольных вопросов — уточнить правдивость ответов на основные вопросы. Это своеобразная модификация основного вопроса, его иная словесная формулировка. Контактные вопросы позволяют установить доброжелательные отношения между исследователем и респондентом и преодолеть возможное отчуждение.

В зависимости от структуры вопросы  бывают открытые и закрытые. В открытых вопросах респондент сам формулирует ответ. В закрытых содержится перечень вариантов ответов, и опрашиваемый выбирает из этого «веера» тот ответ, который для него приемлем.

По форме различаются вопросы прямые и проективные (косвенные). Прямые вопросы касаются существующей ситуации. В проективных вопросах ситуация задается, предполагается. Примером прямого вопроса может служить следующий вопрос: «Устраивает ли вас ваша теперешняя работа?» Пример того же вопроса, но сформулированного косвенно, будет выглядеть иначе: «Предположим, что по каким-то причинам вы временно не работаете. Вернулись бы вы на прежнее место работы?

Преимущество проективных вопросов состоит в том, что они свободны от возможных временных конфликтных  ситуаций. Разновидностью косвенных  вопросов являются безличные вопросы.

Анкета не является простой суммой вопросов, она имеет определенную структуру. Чтобы установить размер анкеты, количество вопросов в ней, следует руководствоваться целью  исследования, предвидеть результаты анкетирования и их практическое использование. Анкета, как правило, состоит из трех частей: вводной, основной и биографической. Вводная часть  — это обращение к опрашиваемому, где указываются цель опроса, условия  анонимности опроса, направления  использования его результатов, правила заполнения анкеты.

В основной части содержатся вопросы  о фактах, поведении, продуктах деятельности, мотивах, оценках и мнениях респондентов. Последняя часть анкеты включает вопросы о социально-демографических  и биографических данных опрашиваемого.

Анкетирование следует применять  при изучении проблем мотивации  и лидерства, оценки динамики и эффективности  организационного развития, причин текучести  кадров, эффективности деятельности рабочих групп, отношения к труду, организационного климата и ряда других организационно-психологических  проблем.

Интервьюирование. Интервьюирование наиболее часто применяется в двух случаях: при составлении программы организационно-психологического исследования и при отборе кадров. Второй случай будет подробно рассмотрен в главе «Отбор персонала», поэтому сейчас коснусь вопроса использования интервью при разработке исследовательской программы. Интервью с руководителями организации и ее подразделений помогает исследователю глубже усвоить специфику изучаемой организации. Направление интервью задается изучаемой проблемой, а также целями исследования.

В зависимости от степени жесткости  схемы, по которой ведется интервью, различают два вида: стандартизированное и нестандартизированное. Каждый из этих видов отличается своими преимуществами и недостатками. Нестандартизированное интервью предполагает возможность варьирования последовательностью, формулировками, числом задаваемых вопросов и отличается от стандартизированного большей гибкостью. В то же время последнее обеспечивает большую сравнимость информации и оперативность при обобщении результатов. Достоинством стандартизированного интервью является возможность привлекать к его проведению лиц без специальной исследовательской подготовки. При его проведении не следует спрашивать о том, о чем можно узнать из форм статистической отчетности и других документов.

Социометрический опрос. Специфической разновидностью опроса является социометрический опрос. Термин «социометрия» в переводе означает измерение социальных отношений. Основное отличие социометрии от других разновидностей опроса состоит в возможности с ее помощью выявить взаимные чувства симпатии и неприязни между членами рабочей группы и на этой основе получить количественную оценку межличностных отношений в ней.

Основным инструментом проведения социометрического опроса является социометрическая карта (социокарта), которая заполняется каждым членом организационной группы. Анализ социометрических карточек позволяет установить различные  проявления межличностных отношений: предрасположенность, предпочтение (положительный  выбор), отвержение, избегание (отрицательный  выбор), оставление без внимания, игнорирование. Регистрация межличностных отношений  достигается благодаря включению  в социометрическую карту вопросов типа: «С кем из членов вашей группы вы согласились бы участвовать в  выполнении сложного проекта?», «С кем  из членов вашей бригады вы согласились  бы проводить совместный досуг?», «С кем из членов вашей рабочей группы вы согласились бы отправиться в опасное путешествие?»

Информация о работе Методы организационной психологии