Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 06:00, контрольная работа
В работе освещается использование системы частных методов и методик в психологических исследованиях.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Классификация методов организационной психологии, и их характеристики……………………………………………………………4
2. Планирование и организация эксперимента…………………………...13
3. Мультивалентные эксперименты. Факторные эксперименты……….14
4. Возможности и ограничения организационно-психологических исследований……………………………………………………………..20
5. Анализ и обобщение результатов научного исследования………...…22
Заключение………………………………………………………………..26
Список литературы……………………………………………………….27
Практическое задание………………………………………………...….28
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Практическое задание………………………
Введение.
Актуальность обусловлена
1.Классификация методов организационной психологии, и их характеристики.
Методы современной науки
Здесь предлагается следующая классификация
групп методов, используемых организационной
психологией: 1) методы наблюдения; 2) методы
опроса; 3) экспериментальные методы;
4) специальные методы, обусловленные
конкретными условиями
Указанная классификация методов во многом продиктована практическими соображения. Работа организационного психолога, как теоретического, так и практического характера, не ограничивается использованием одного метода, а предполагает применение целой системы методов.
Наблюдая различные
Наблюдение. Любое эмпирическое исследование должно начинаться с наблюдения и анализа документов, имеющихся по изучаемой проблеме. Хронологически наблюдение является первым методом, применяемым многими науками, в том числе и организационной психологией, в период своего становления как науки. Под наблюдением в организационной психологии понимают непосредственное целенаправленное восприятие и регистрацию организационных явлений и процессов.
Наблюдение дает много ценных сведений
и с теоретической, и с практической
точек зрения. Этот метод можно
рассматривать как
Сущность данного метода состоит
в том, чтобы наблюдать, замечать
все мелочи, следить за осуществлением
определенной деятельности, развитием
ситуации, систематизировать и
Широкое использование метода самонаблюдения (интроспекции) обычно связывают с начальной стадией развития психологии, когда большое значение придавалось переживаниям людей, оценке и объяснению этих переживаний. Правильно применяя этот метод, анализируя его результаты, можно получить ценную психологическую информацию, вскрывающую внутренние причины организационных проблем. Однако при пользовании методом самонаблюдения необходимо учитывать индивидуальные и личностные особенности наблюдателя, которые нередко затрудняют или даже делают невозможным обобщение получаемых результатов.
Более распространенным и более объективным методом является наблюдение за другими объектами. В зависимости от положения исследователя по отношению к изучаемому предмету различают включенное и невключенное наблюдение.
Включенное наблюдение — это наблюдение изнутри, когда исследователь на время наблюдения становится членом организации. В таких условиях оно помогает психологу глубже разобраться в различных организационных проблемах, понять поведение и чувства работников. Невключенное наблюдение — это восприятие какого-либо явления со стороны. Наблюдение в большинстве случаев проводится в естественных условиях, причем оно может быть открытым, когда объект исследования оповещен о целях психолога, ^.инкогнито, когда организации неизвестен факт наблюдения за ней. Во втором случае наблюдение осуществляется без ведома исследуемых лиц. Об открытом наблюдении работники знают заранее. Это может оказывать влияние на процесс наблюдения в том смысле, что исследуемые нередко стремятся представить себя в выгодном свете.
Опрос. Одним из самых распространенных в организационно-психологических исследованиях является метод опроса. Опрос предполагает получение ответов на задаваемые исследователем вопросы. Особенность этого метода состоит в том, что источником информации выступает словесное сообщение, суждение опрашиваемого. Опрос позволяет получить информацию о ценностных ориентациях, аттитюдах, мнениях и оценках членов организации, мотивах их поведения, организационном климате и т. д.
Различают три разновидности опроса: 1) анкетирование — письменный заочный опрос; 2) интервью — устная беседа, очный опрос; 3) социометрический опрос.
Достоинством анкетного опроса, благодаря которому он имеет широкое распространение, является возможность получения значительного объема эмпирической информации в короткие сроки. Анкета заполняется самими респондентами.
Анкета (опросный лист) представляет собой совокупность упорядоченных по содержанию и форме вопросов или пунктов (items). Надежность и достоверность информации, получаемой в результате опроса, в значительной степени обусловлены особенностями конструирования включенных в анкету вопросов. Это предъявляет определенные требования к их формулировке.
Вопросы классифицируются по ряду важнейших признаков: по содержанию, функциям, структуре, форме.
По содержанию все задаваемые вопросы подразделяются на две большие группы: вопросы о фактах и событиях и вопросы об оценках респондентами этих событий.
По функциям различают четыре типа вопросов; основные, фильтрующие, контрольные, контактные. Если основные вопросы предназначены для получения информации об организационных фактах, то назначение фильтрующих вопросов — отсеять некомпетентных респондентов. Функция контрольных вопросов — уточнить правдивость ответов на основные вопросы. Это своеобразная модификация основного вопроса, его иная словесная формулировка. Контактные вопросы позволяют установить доброжелательные отношения между исследователем и респондентом и преодолеть возможное отчуждение.
В зависимости от структуры вопросы бывают открытые и закрытые. В открытых вопросах респондент сам формулирует ответ. В закрытых содержится перечень вариантов ответов, и опрашиваемый выбирает из этого «веера» тот ответ, который для него приемлем.
По форме различаются вопросы п
Преимущество проективных
Анкета не является простой суммой
вопросов, она имеет определенную
структуру. Чтобы установить размер
анкеты, количество вопросов в ней,
следует руководствоваться
В основной части содержатся вопросы
о фактах, поведении, продуктах деятельности,
мотивах, оценках и мнениях
Анкетирование следует применять
при изучении проблем мотивации
и лидерства, оценки динамики и эффективности
организационного развития, причин текучести
кадров, эффективности деятельности
рабочих групп, отношения к труду,
организационного климата и ряда
других организационно-
Интервьюирование. Интервьюирование наиболее часто применяется
в двух случаях: при составлении программы
организационно-
В зависимости от степени жесткости схемы, по которой ведется интервью, различают два вида: стандартизированное и нестандартизированное. Каждый из этих видов отличается своими преимуществами и недостатками. Нестандартизированное интервью предполагает возможность варьирования последовательностью, формулировками, числом задаваемых вопросов и отличается от стандартизированного большей гибкостью. В то же время последнее обеспечивает большую сравнимость информации и оперативность при обобщении результатов. Достоинством стандартизированного интервью является возможность привлекать к его проведению лиц без специальной исследовательской подготовки. При его проведении не следует спрашивать о том, о чем можно узнать из форм статистической отчетности и других документов.
Социометрический опрос. Специфической разновидностью опроса является социометрический опрос. Термин «социометрия» в переводе означает измерение социальных отношений. Основное отличие социометрии от других разновидностей опроса состоит в возможности с ее помощью выявить взаимные чувства симпатии и неприязни между членами рабочей группы и на этой основе получить количественную оценку межличностных отношений в ней.
Основным инструментом проведения
социометрического опроса является
социометрическая карта (социокарта),
которая заполняется каждым членом
организационной группы. Анализ социометрических
карточек позволяет установить различные
проявления межличностных отношений:
предрасположенность, предпочтение (положительный
выбор), отвержение, избегание (отрицательный
выбор), оставление без внимания, игнорирование.
Регистрация межличностных