Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 06:00, контрольная работа
В работе освещается использование системы частных методов и методик в психологических исследованиях.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Классификация методов организационной психологии, и их характеристики……………………………………………………………4
2. Планирование и организация эксперимента…………………………...13
3. Мультивалентные эксперименты. Факторные эксперименты……….14
4. Возможности и ограничения организационно-психологических исследований……………………………………………………………..20
5. Анализ и обобщение результатов научного исследования………...…22
Заключение………………………………………………………………..26
Список литературы……………………………………………………….27
Практическое задание………………………………………………...….28
На какие же факторы делать упор в разработке новой программы стимулирования труда? У всех ли работников мотивация в большей степени зависит именно от мотивационных, а не от гигиенических факторов? В любой организации работают люди с различным уровнем семейного достатка и эти различия порой очень серьезны. Например, в бездетных семьях, где работают оба члена семьи, материальное положение, как правило, значительно лучше, чем в многодетных семьях с одним кормильцем. В этом контексте у исследователя может возникнуть предположение о том, что теория Херцберга не учитывает переменную «уровень семейного достатка», и мотивационные факторы, например признание коллег или интерес к работе являются главными стимуляторами трудовой деятельности только для обеспеченных работников. В то же время, главными источником трудовой мотивации для работников из малообеспеченных семей будут именно гигиенические факторы (например, более высокий заработок). Для того чтобы создаваемая программа стимулирования труда была обоснованной, исследователю необходимо проверить и то, в какой мере теория Херцберга подходит для конкретной организации (валидность теории), и то, в какой степени верна гипотеза о влиянии на мотивацию независимой переменной «уровень семейного достатка», т. е. количество заработанных рублей на каждого члена семьи.
Данные факторного эксперимента, выраженные в единицах средней производительности труда (единиц продукции за рабочую смену) работников организации.
уровень семейного достатка |
факторы повышения мотивации |
| |
|
гигиенические |
мотивационные |
средняя |
низкий высокий |
60 30 |
40 40 |
50 35 |
средняя |
45 |
40 |
|
Анализ данных, приведенных в таблице 2, позволяет сделать следующие предварительные выводы:
1. Показатели средней
2. Существует также главный
3. Различия в эффективности
Это свидетельствует о том, что существует взаимодействие между двумя независимыми переменными, используемыми в основе мотивационных программ. Применение различных форм стимулирования оказало противоположное влияние на разные группы, что подтверждают разности между показателями столбцов для каждой строки табл.2.1, составляющие 60-40=20 против 30-40=-!0. Имеются различия и в значениях разностей показателей строк первого столбца: 60-30=30.
Результаты проведенного исследования
также позволили уточнить теоретические
основания, положенные в основу разработки
новой программы стимулирования
производительности труда. Можно сделать
вывод, что применительно к конкретной
организационной ситуации мотивационная
теория Херцберга имеет серьезные
ограничения. Выяснилось, что мотивационные
факторы действительно способны
стимулировать
Потребность в проведении тщательных
и систематических
1. Некоторые из подразделений
организации, в которых
2. Сложность и практическая
3. Трудности в использовании
контрольной группы. Согласившись
на проведение исследования, менеджеры
непременно хотят, чтобы их
сотрудники были
В условиях, когда использование случайной выборки не представляется возможным, часто используется еще один квази-экспериментальный план исследования:
Деятельность
4. Большая нагрузка, которая ложится
на психолога во время
5. Внутренняя политическая
Сторонники чистоты
Вместе с тем, естественность полевых исследований часто рассматривается как преимущество этой формы над лабораторными экспериментами. Для того, чтобы расширять наши познания в области организационной психологии, улучшать условия организационной деятельности и углублять понимание труда в целом, необходимо использовать все из возможных исследовательских средств, доступных исследователю.
Если экспериментальный план выполнен
успешно и проведены
Представление информации в указанном виде требует использования таких методов анализа, как простые и комбинационные группировки, расчет средних величин, регрессионный, корреляционный, дисперсионный, факторный и кластерный анализы. Основная задача статистических методов, которым принадлежит решающая роль среди всей совокупности методов обработки и анализа, состоит в установлении роли различных факторов в развитии и функционировании организационно-психологических процессов. Однако подобная обработка данных возможна только при условии их количественного измерения.
Ряд формальных характеристик (стаж работы,
возраст, уровень заработной платы
и др.) имеет количественную определенность.
Однако большинство организационно-
Инструментом измерения
Процедура измерения должна проводиться
не только на стадии обработки и
анализа данных, но уже на этапе
разработки. Варианты ответов располагаются
в той или иной последовательности,
образуя шкалу измерения. В зависимости
от количества позиций обычно используются
двух, трех-, пяти-, семиступенчатые
шкалы. Шкала представляет собой
систему характеристик
Существуют различные типы шкал.
Наибольшее распространение в
Для каждого типа шкал характерны
определенные статистические операции
и способы обработки
После анализа и обобщения полученных
результатов исследователь
В случае подтверждения правильности гипотезы и установленных фактов и взаимосвязей предварительное (гипотетическое) объяснение проблемы получает научную обоснованность, и исследователь вправе давать рекомендации по ее решению, т. е. он в состоянии не только объяснить проблему, но и прогнозировать ее дальнейшее развитие.
По результатам исследования составляется отчет, в котором проводится анализ полученных данных, делаются выводы и обобщения. Форма подачи материала в отчете зависит от вида исследования (фундаментальное или прикладное), цели его проведения и от того, для кого он предназначен.