Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 06:00, контрольная работа
В работе освещается использование системы частных методов и методик в психологических исследованиях.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Классификация методов организационной психологии, и их характеристики……………………………………………………………4
2. Планирование и организация эксперимента…………………………...13
3. Мультивалентные эксперименты. Факторные эксперименты……….14
4. Возможности и ограничения организационно-психологических исследований……………………………………………………………..20
5. Анализ и обобщение результатов научного исследования………...…22
Заключение………………………………………………………………..26
Список литературы……………………………………………………….27
Практическое задание………………………………………………...….28
Вопрос социометрической карты, связанный с выбором наиболее предпочтительных партнеров респондента по значимому для данной организации виду деятельности, называется социометрическим критерием. Такие критерии позволяют моделировать различные ситуации взаимодействия членов рабочей группы.
Различают следующие типы социометрических критериев:
1. Организационные и
2. Прямые и косвенные (
3. Положительные и отрицательные.
4. Коммуникативные и
Для обработки данных, полученных с помощью социометрического опроса, используют два способа: графический и количественный. Графический способ связан с построением социограмм, т. е. графических изображений межличностных отношений в коллективе.
Количественный метод предполаг
Эксперимент. Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт) — метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности,
Эксперимент осуществляется на основе
теории, определяющей постановку задач
и интерпретацию его
1) Experimenta fructifera — опыты плодоносные, т. е. эксперимент приносящий практическую пользу;
2) Experimenta lucifera — опыты светоносные, т. е., эксперимент, расширяющий знания;
3) Experimenta crucis — эксперимент креста (перекрестка), т. е. эксперимент, служащий для проверки гипотез и предсказаний, имеющих принципиальное значение (так называемый решающий эксперимент).
Эксперимент как одна из форм практики выполняет функцию критерия истинности научного познания в целом. Эксперимент является основным методом в науке в целом и в организационной психологии в частности. Особенности эксперимента в отличие от ранее рассмотренных методов сбора первичной организационно-психологической информации заключаются в активном воздействии психолога на изучаемую организационную ситуацию и замерах сдвигов в психологических и поведенческих характеристиках, происходящих под влиянием этого воздействия.
Современная наука использует разнообразные виды экспериментов. В сфере фундаментальных исследований простейший тип эксперимента — качественный эксперимент, имеющий целью установить наличие или отсутствие предполагаемого теорией явления. Более сложен измерительный эксперимент, выявляющий количественную определенность какого-либо свойства объекта. Широкое применение в фундаментальных исследованиях получил мысленный эксперимент. Относясь к области теоретического знания, он представляет собой систему мысленных процедур, проводимых над идеализированными объектами. Будучи теоретическими моделями реальных экспериментальных ситуаций, мысленные эксперименты проводятся в целях выяснения согласованности основных принципов теории.
Преимущество эксперимента состоит
в том, что исследователь может
скорректировать условия
Если говорить о классической форме
эксперимента, то при его проведении
в определенной ситуации изменяется
только одно из условий и прослеживается,
повлияет ли это изменение на другие
параметры. Эксперимент в организационной
психологии — это способ получить
информацию об изменении организационно-
Среди огромного количества экспериментов различного типа можно выделить два наиболее известных и распространенных: естественный (полевой) и лабораторный эксперименты.
Естественный эксперимент прово
Лабораторный эксперимент прово
Являясь основным методом науки, эксперимент
в широком понимании является
«сердцем» научного исследования. Планирование
и организация эксперимента оказывает
решающее влияние на качество получаемых
результатов. Даже если исследователем
были выполнены все предыдущие этапы:
проведена необходимая
Формируя план, исследователь заранее
предвидит возможность научной
интерпретации будущих
Не существует некоего совершенного экспериментального плана, но в выборе соответствующей схемы исследователи пытаются руководствоваться рядом критериев. Д. Кэмпбел и Дж. Стэнли при планировании исследований предлагают опираться на два критерия: внутреннюю валидность к внешнюю валидность.
Наличие внутренней валидности можно определить, ответив на три следующих вопроса:
1. Можно ли с помощью данного
экспериментального плана
2. Позволяет ли выбранный
3. Позволяет ли выбранный
План исследования также должен иметь внешнюю валидность. Это означает, что результаты исследования должны быть репрезентативными и применимыми к другим группам людей и ситуаций.
В жизни часто встречаются
Рис. 2. Графическое изображение зависимости уровня продуктивности от трудовой мотивации
Исследуя эту зависимость
Как видно из рис. 2, при немонотонной зависимости между зависимой и независимой переменными использование бивалентного эксперимента с двумя наблюдениями не позволяет выявить характер указанной зависимости. Используя бивалентную схему на разных участках кривой, исследователь получает совершенно разные результаты, которые могут свидетельствовать и о росте продуктивности при повышении мотивации (О1 x О2), и о падении первой при росте второй (O2 и О3) и, наконец, об отсутствии какой-либо зависимости (О1 x О2).
Таким образом, для того, чтобы лучше представить себе зависимость, существующую между явлениями, необходимо исследовать воздействие не одного, а нескольких значений независимой переменной на конечные результаты эксперимента. Подобные эксперименты называются мультивалентными.
Общая схема проведения мультивалентных
экспериментов сводится к изменению
или выделению различных
Мультивалентные эксперименты позволяют
с большей точностью, чем бивалентные,
установить характер взаимосвязи между
зависимой и независимой
Экспериментальный план, в котором рассматриваются две и более независимые переменные, каждая из которых обладает двумя или большим количеством значений, получил название факторного. В этом экспериментальном плане каждое значение независимой переменной рассматривается в комбинации с каждым значением остальных независимых переменных.
Факторный эксперимент решает две задачи: 1) выявить эффект воздействия каждой отдельно взятой независимой переменной на зависимую; 2) выяснить наличие взаимодействия между независимыми переменными, т. е. определить, как зависит эффект воздействия одной переменной от значений других независимых переменных.
Рассмотрим пример конкретного
факторного эксперимента в организационной
психологии. По-видимому, одной из наиболее
серьезных проблем
На удовлетворенность работой влияют так называемые мотиваторы (достижение и признание успеха, интерес к работе, ответственность, продвижение по службе и т. д., т. е. факторы, связанные с личностным развитием). Неудовлетворенность трудом определяется совсем иными, «гигиеническими» факторами (условиями труда, межличностными отношениями на рабочем месте, заработком, неуверенностью в стабильности работы и т. д.).
По мнению Херцберга, факторы, вызывающие
удовлетворенность и