Методы организационной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 06:00, контрольная работа

Краткое описание

В работе освещается использование системы частных методов и методик в психологических исследованиях.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
1. Классификация методов организационной психологии, и их характеристики……………………………………………………………4
2. Планирование и организация эксперимента…………………………...13
3. Мультивалентные эксперименты. Факторные эксперименты……….14
4. Возможности и ограничения организационно-психологических исследований……………………………………………………………..20
5. Анализ и обобщение результатов научного исследования………...…22
Заключение………………………………………………………………..26
Список литературы……………………………………………………….27
Практическое задание………………………………………………...….28

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 56.53 Кб (Скачать)

Вопрос социометрической карты, связанный  с выбором наиболее предпочтительных партнеров респондента по значимому  для данной организации виду деятельности, называется социометрическим критерием. Такие критерии позволяют моделировать различные ситуации взаимодействия членов рабочей группы.

Различают следующие типы социометрических критериев:

1. Организационные и экстраорганизационные.  Организационные критерии имеют  целью изучить межличностные  отношения в процессе организационной  деятельности, экстраорганизационные  — отношения при проведении  совместного досуга.

2. Прямые и косвенные (проективные).

3. Положительные и отрицательные.  Первые предполагают ситуацию  выделения членов коллектива, с  которыми респондент хотел бы  заниматься совместной деятельностью.  Вторые ориентированы на обнаружение  членов коллектива, с которыми  респондент не хочет взаимодействовать.

4. Коммуникативные и содержательные. Первые служат для отражения  реально существующих в коллективе  взаимоотношений. Вторые отражают  осознание членами группы своих  взаимоотношений с другими людьми. Содержательный критерий дает  информацию о том, кто, по  мнению респондента, выберет или  отвергнет его в ситуации, задаваемой  критерием. Содержательным является  вопрос: «Кто, по вашему мнению, хотел  бы работать над новым проектом  вместе с вами в одной рабочей  группе?»

Для обработки данных, полученных с помощью социометрического  опроса, используют два способа: графический  и количественный. Графический способ связан с построением социограмм, т. е. графических изображений межличностных отношений в коллективе.

Количественный метод предполагает построение социометрических матриц (социоматриц) и расчет социометрических индексов. На основании заполнения социокарт всеми членами рабочей группы по каждому критерию в отдельности строится социометрическая матрица, в которой обобщаются данные социокарт. Социоматрица представляет собой таблицу, в строках которой указывается, кто выбирает, а в столбцах — кого выбирают.

Эксперимент. Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт) — метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности,

Эксперимент осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач  и интерпретацию его результатов. Экспериментальный метод исследования впервые получил философское  осмысление в трудах Ф.Бэкона, разработавшего первую классификацию экспериментов. Согласно его классификации, не утратившей своего значения и сейчас, существуют три типа экспериментов:

1) Experimenta fructifera — опыты плодоносные, т. е. эксперимент приносящий практическую пользу;

2) Experimenta lucifera — опыты светоносные, т. е., эксперимент, расширяющий знания;

3) Experimenta crucis — эксперимент креста (перекрестка), т. е. эксперимент, служащий для проверки гипотез и предсказаний, имеющих принципиальное значение (так называемый решающий эксперимент).

Эксперимент как одна из форм практики выполняет функцию  критерия истинности научного познания в целом. Эксперимент является основным методом в науке в целом и в организационной психологии в частности. Особенности эксперимента в отличие от ранее рассмотренных методов сбора первичной организационно-психологической информации заключаются в активном воздействии психолога на изучаемую организационную ситуацию и замерах сдвигов в психологических и поведенческих характеристиках, происходящих под влиянием этого воздействия.

Современная наука использует разнообразные  виды экспериментов. В сфере фундаментальных исследований простейший тип эксперимента — качественный эксперимент, имеющий целью установить наличие или отсутствие предполагаемого теорией явления. Более сложен измерительный эксперимент, выявляющий количественную определенность какого-либо свойства объекта. Широкое применение в фундаментальных исследованиях получил мысленный эксперимент. Относясь к области теоретического знания, он представляет собой систему мысленных процедур, проводимых над идеализированными объектами. Будучи теоретическими моделями реальных экспериментальных ситуаций, мысленные эксперименты проводятся в целях выяснения согласованности основных принципов теории.

Преимущество эксперимента состоит  в том, что исследователь может  скорректировать условия исследования, точно зафиксировать полученные результаты и использовать их непосредственно  в конкретной обстановке. Положительной  стороной является также возможность  создать определенные условия, продумать  систему измерения и контролирования  различных переменных, гарантировать  точность соблюдения условий и повторить  эксперимент.

Если говорить о классической форме  эксперимента, то при его проведении в определенной ситуации изменяется только одно из условий и прослеживается, повлияет ли это изменение на другие параметры. Эксперимент в организационной  психологии — это способ получить информацию об изменении организационно-психологических явлений под влиянием различных факторов. При этом сопоставляются два ряда факторов или переменных. Условие (фактор), изменяемое и контролируемое исследователем, называется независимой переменной. Условие, изменение которого изучается (наблюдается) в связи с изменениями независимой переменной, называется зависимой переменной.

Среди огромного количества экспериментов  различного типа можно выделить два  наиболее известных и распространенных: естественный (полевой) и лабораторный эксперименты.

Естественный эксперимент проводится в конкретной ситуации, поэтому полученные результаты и сделанные выводы полностью адекватны для решения практических задач. Основным отрицательным моментом такого эксперимента является недостаток или отсутствие контроля за многими переменными, влияющими на его ход.

Лабораторный эксперимент проводится в лабораторных условиях и строится по принципу моделирования организационно-психологических процессов и явлений. Лабораторный эксперимент позволяет установить более точный контроль за многими переменными и создать условия, которые можно считать сходными с естественными.

2.Планирование и организация эксперимента

Являясь основным методом науки, эксперимент  в широком понимании является «сердцем» научного исследования. Планирование и организация эксперимента оказывает  решающее влияние на качество получаемых результатов. Даже если исследователем были выполнены все предыдущие этапы: проведена необходимая идентификация  организационной проблемы, привлечены теории и модели, помогающие понять эту проблему, сформулирована обоснованная гипотеза и определены методы исследования — все это окажется бесполезным  без эффективного планирования и  применения соответствующей схемы  эксперимента. Структура исследования интересующего явления, будь то мотивация, эффективность программы развития, лидерство, совместимость группы или  отбор персонала, необходимым образом  предполагает использование определенной экспериментальной схемы или  плана.

Формируя план, исследователь заранее  предвидит возможность научной  интерпретации будущих результатов. Таким образом, план эксперимента— это проект, который предлагает выполнение исследователем одних процедур и отказ от других.

Не существует некоего совершенного экспериментального плана, но в выборе соответствующей схемы исследователи пытаются руководствоваться рядом критериев. Д. Кэмпбел и Дж. Стэнли при планировании исследований предлагают опираться на два критерия: внутреннюю валидность к внешнюю валидность.

Наличие внутренней валидности можно  определить, ответив на три следующих  вопроса:

1. Можно ли с помощью данного  экспериментального плана проверить  гипотезу исследования? Если план  не позволяет ответить на исследовательские  вопросы (гипотезы), внутренняя валидность  такого плана низка.

2. Позволяет ли выбранный экспериментальный  план контролировать независимые  переменные? Основной рекомендацией  исследователю в данном случае  является случайный выбор (рандомизация) испытуемых и экспериментальных  манипуляций всякий раз, когда  это возможно.

3. Позволяет ли выбранный экспериментальный  план контролировать нежелательные  источники дисперсии, влияющие  на испытуемых и исследование  в целом?

План исследования также должен иметь внешнюю валидность. Это означает, что результаты исследования должны быть репрезентативными и применимыми к другим группам людей и ситуаций.

3. Мультивалентные эксперименты, Факторные эксперименты

В жизни часто встречаются ситуации, когда люди чрезмерно желающие достичь  каких-либо результатов, оказывались  неспособными сохранить даже привычный  для себя уровень продуктивности. «Перегорел!»,— с досадой на себя оправдывается человек. Эти наблюдения наводят на мысль, что зависимость  между продуктивностью и мотивацией является немонотонной.

 

 

Рис. 2. Графическое изображение зависимости уровня продуктивности от трудовой мотивации

 

Исследуя эту зависимость американские психологи Р. Йеркс и Дж. Додсон сформулировали закон, получивший их имя. Согласно закону Йеркса-Додсона, по мере увеличения интенсивности мотивации  качество деятельности изменяется по колоколообразной кривой: сначала повышается, затем, после перехода через точку  наиболее высоких показателей успешности деятельности, постепенно понижается. Уровень мотивации, при котором  деятельность выполняется максимально  успешно, называется оптимумом мотивации.

Как видно из рис. 2, при немонотонной зависимости между зависимой и независимой переменными использование бивалентного эксперимента с двумя наблюдениями не позволяет выявить характер указанной зависимости. Используя бивалентную схему на разных участках кривой, исследователь получает совершенно разные результаты, которые могут свидетельствовать и о росте продуктивности при повышении мотивации (О1 x О2), и о падении первой при росте второй (O2 и О3) и, наконец, об отсутствии какой-либо зависимости (О1 x О2).

Таким образом, для того, чтобы лучше  представить себе зависимость, существующую между явлениями, необходимо исследовать  воздействие не одного, а нескольких значений независимой переменной на конечные результаты эксперимента. Подобные эксперименты называются мультивалентными.

Общая схема проведения мультивалентных  экспериментов сводится к изменению  или выделению различных значений независимой переменной и определению их воздействий на исследуемое явление.

Мультивалентные эксперименты позволяют  с большей точностью, чем бивалентные, установить характер взаимосвязи между  зависимой и независимой переменными. Однако большинство организационно-психологических  явлений представляют собой сложноопределенные явления, т. е. они обусловлены воздействием не одной, а множеством причин, которые  взаимодействуют друг с другом.

Экспериментальный план, в котором  рассматриваются две и более  независимые переменные, каждая из которых обладает двумя или большим  количеством значений, получил название факторного. В этом экспериментальном плане каждое значение независимой переменной рассматривается в комбинации с каждым значением остальных независимых переменных.

Факторный эксперимент решает две  задачи: 1) выявить эффект воздействия  каждой отдельно взятой независимой  переменной на зависимую; 2) выяснить наличие  взаимодействия между независимыми переменными, т. е. определить, как зависит  эффект воздействия одной переменной от значений других независимых переменных.

Рассмотрим пример конкретного  факторного эксперимента в организационной  психологии. По-видимому, одной из наиболее серьезных проблем организационной  психологии является разработка эффективных  программ повышения трудовой мотивации  работников. Разрабатывая такие программы, психологи опираются на многочисленные мотивационные теории и концепции. Например, согласно двухфакторной теории мотивации Ф. Херцберга, мотивация  работников определяется тем, в какой  степени они удовлетворены своим  трудом. Однако, как доказал американский психолог, удовлетворенность и неудовлетворенность  трудом обусловлена различными факторами.

На удовлетворенность работой  влияют так называемые мотиваторы (достижение и признание успеха, интерес к  работе, ответственность, продвижение  по службе и т. д., т. е. факторы, связанные  с личностным развитием). Неудовлетворенность  трудом определяется совсем иными, «гигиеническими» факторами (условиями труда, межличностными отношениями на рабочем месте, заработком, неуверенностью в стабильности работы и т. д.).

По мнению Херцберга, факторы, вызывающие удовлетворенность и неудовлетворенность  работой, не являются противоположностью в одном и том же измерении. Удовлетворенность работой и  высокую мотивацию вызывают только мотивационные факторы. Гигиенические  факторы даже в наиболее благоприятных  случаях не приводят к большей  удовлетворенности работой, а могут  обеспечить лишь нейтральное отношение  в выполняемым задачам.

Информация о работе Методы организационной психологии