Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 22:25, курс лекций
Возрастная психология – раздел психологии, в котором изучаются вопросы развития психики в онтогенезе, закономерности перехода от одного периода психического развития к другому на основе смены типов ведущей деятельности. Возраст характеризуется теми специфическими задачами освоения форм культуры, которые решаются человеком, а также качественно новыми типами деятельности и соответствующими им психологическими новообразованиями, которые возникают на данной ступени развития и определяют сознание человека, его отношение к себе и к окружающему миру в целом
Раздел № I. Предмет, задачи, методы возрастной психологии.
Тема № 1. Вводная тема.
Тема № 2. Основные определения.
Раздел № II. Основные этапы развития человека.
Тема № 3. Пренатальный период.
Тема № 4. Постнатальные периоды развития. Вводная тема. Основные определения используемых понятий.
Тема № 5. Младенческий возраст.
Тема 6. Ранний возраст.
Тема 7. Дошкольный возраст.
Тема 8. Младший школьный возраст.
Тема 9. Психологические особенности подросткового возраста. Акцентуации характера.
Тема 10. Особенности развития юношеского возраста.
Тема 11. Психология молодости.
Тема 12. Психология зрелых возрастов.
Тема 13. Психология старения и старость.
Список литературы.
В рамках деятельностного подхода выделяют следующие новообразования младшего школьного возраста: анализ, рефлексию, планирование (реализацию внутреннего плана действий), способность к генерализации отношений в образной форме в восприятии.
Анализ — выделение в целом его частей, компонентов, «единиц». Может осуществляться в виде теоретического и эмпирического анализа. Эмпирический анализ — выделение рядоположных элементов на основе внешнего сходства и различия без различения степени их существенности. Теоретический анализ предполагает дифференциацию условий на необходимые и случайные, с выделением «единиц», составляющих общую основу всех внешне различных явлений данного класса и раскрывающих закономерности их отношений.
Рефлексия — рассмотрение и осознание человеком оснований своего действия. Можно выделить два вида рефлексии — формальную и содержательную. Формальная рефлексия предполагает осознание конкретного частного действия и условий его выполнения, которые носят внешний и ситуативный характер.
Планирование — количество «шагов» и вариантов реализации действия, которые может предусмотреть и проконтролировать субъект во внутреннем плане в процессе выполнения действий. Особенность планирования состоит в том, что действие «проигрывается» в умственном внутреннем плане до реального исполнения, что позволяет избежать проб и ошибок и обеспечить высокую эффективность действий. Планирование в зависимости от уровня развития выступает в двух видах: пошаговое (пооперационное) и планирование целостного действия.
Развитие психических познавательных процессов.
Восприятие.
Восприятие
также характеризуется
Восприятие отличается слабой дифференцированностью (путают предметы, их свойства).
В младшем школьном возрасте нарастает ориентация на сенсорные эталоны формы, цвета, времени.
Внимание.
Дети
способны концентрировать внимание,
но у них еще преобладает
Произвольность познавательных процессов возникает на пике волевого усилия (специально организует себя под воздействием требований). Внимание активизируется, но еще не стабильно. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации.
Память.
Память развивается в двух направлениях — произвольности и осмысленности.
В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная.
Развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал. Активно формируется произвольное запоминание.
Воображение.
Воображение в своем развитии проходит две стадии: на первой — воссоздающее (репродуктивное), на второй — продуктивное. В первом классе воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии.
7-8
лет — сензитивный период для
усвоения моральных норм (ребенок
психологически готов к
Мышление.
Мышление в младшем школьном возрасте становится доминирующей функцией, завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.
К концу младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия в мышлении (теоретики, мыслители, художники).
В процессе обучения формируются научные понятия (основы теоретического мышления).
Речь.
Увеличивается словарный запас до 7000 слов. Проявляет собственную активную позицию к языку. При научении легко овладевает звуковым анализом слов. Ребенок прислушивается к звучанию слова. Потребность в общении младших школьников определяет развитие речи. Контекстная речь — показатель уровня развития ребенка.
В письменной речи различают правильность орфографическую (правильное написание слов), грамматическую (построение предложений, образования морфологических форм) и пунктуационную (расстановка знаков препинания).
Развитие личности и самосознания.
Интенсивно развивается самосознание. Становление самооценки младшего школьника зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие отметки снижают уверенность в себе, в своих возможностях. У них возникает компенсаторная мотивация. Дети начинают утверждаться в другой области — в занятиях спортом, музыкой.
Ценностные ориентации на имя становятся нормой жизни. Важно, чтобы ребенок принимал и другой тип обращения к нему — по фамилии. Это обеспечивает ребенку чувство собственного достоинства, уверенность в себе.
Потребность в самоутверждении. Большое значение имеет авторитет взрослых. Существенное значение имеет место, которое занимает ребенок в семье.
Общение.
Общение в семье. Обретенная, относительно возможностей самого ребенка, свобода дошкольного детства сменяется отношениями зависимости и подчинения новым правилам жизни. Семья начинает по-новому контролировать ребенка в связи с необходимостью учиться в школе, выполнять домашние задания, строго организовать режим дня. Ужесточение требований к ребенку, даже в самой доброжелательной форме, возлагает на него ответственность за самого себя. Необходимое воздержание от ситуативных импульсивных желаний и обязательная самоорганизация создают изначально у ребенка чувство одиночества, отчужденности себя от близких - ведь он сам должен нести ответственность и организовать свою новую жизнь. Начинается трудный период испытания ребенка не только необходимостью ходить в школу, быть дисциплинированным (правильно вести себя в классе, быть внимательным к ходу урока, к умственным операциям, которые надо совершать при исполнении заданий учителя и др.), но и необходимостью организации своего дня дома, в семье.
Общение
в школе. В процессе совместной учебной
деятельности у детей устанавливаются
новые взаимоотношения. Через несколько
недель, проведенных в школе, у большинства
первоклассников исчезают робость и смущение
от массы новых впечатлений. Они начинают
внимательно присматриваться к поведению
соседа по парте, устанавливают контакты
с одноклассниками, которые симпатизируют
им или обнаруживают сходство интересов.
На первых этапах ориентации в новом коллективе
у части детей проявляются в общем не свойственные
им черты характера (у одних - застенчивость,
у других - развязность). Но по мере установления
взаимоотношений с другими детьми, каждый
школьник обнаруживает свои подлинные
индивидуальные особенности.
Тема 9. Психологические особенности подросткового возраста. Акцентуации характера.
10/11 - 15/16 лет.
1. 10/11 - 12/13 лет - младший подростковый возраст,
2. 12/13 лет - 15/16 лет - старший подростковый возраст.
Социальная ситуация развития.
Подростковый возраст «начинается» с изменения социальной ситуации развития. В психологии этот период называют переходным, трудным, критическим возрастом.
Для подросткового кризиса существуют как внешние, так и внутренние (биологические и психологические) предпосылки.
Внешние предпосылки. Изменение характера учебной деятельности: многопредметность, содержание учебного материала представляют собой теоретические основы наук, предлагаемые к усвоению абстракции, вызывают качественно новое познавательное отношение к знаниям; нет единства требований: сколько учителей, столько различных оценок окружающей действительности, поведения ребенка, его деятельности, взглядов, отношений, качеств личности. Отсюда — необходимость собственной позиции, эмансипации от непосредственного влияния взрослых; введение общественно-полезного труда в школьное обучение. У подростка появляется осознание себя как участника общественно-трудовой деятельности; предъявляются новые требования в семье (помощь по хозяйству, с подростком начинают советоваться); подросток начинает интенсивно рефлексировать себя.
Внутренние предпосылки. В этот период происходит бурный физический рост и половое созревание (появляются новые гормоны в крови, происходит влияние на центральную нервную систему, происходит бурный рост тканей и систем организма). Выраженная неравномерность созревания различных органических систем в этот период приводит к повышенной утомляемости, возбудимости, раздражительности, негативизму.
С точки зрения внутренних психологических предпосылок ключевой является проблема интереса и их развития в переходном возрасте (Л.С. Выготский).
Л.С. Выготский выделяет несколько групп интересов подростка по доминантам:
♦ «эгоцентрическая» — интерес к собственной личности;
♦ «доминанта дали» — установка на большие масштабы;
♦ «доминанта усилия» — тяга к волевому напряжению, к сопротивлению (упрямство, протест);
♦ «доминанта романтики» — стремление к риску, героизму, к неизвестному.
Исследователь психологии подростков М. Кле задачи развития в подростковом возрасте формулирует относительно четырех основных сфер: тела, мышления, социальной жизни, самосознания.
1. Пубертатное развитие.
Пубертат – период полового созревания, характеризующийся бурным, неравномерным ростом и развитием организма. В течение относительно короткого периода тело подростка претерпевает значительные изменения. Это влечет две основные задачи развития:
1) необходимость реконструкции телесного образа «Я» и построения мужской или женской идентичности;
2) постепенный переход к взрослой сексуальности.
2. Когнитивное развитие.
Развитие интеллектуальной сферы подростка характеризуется качественными и количественными изменениями, которые отличают его от детского способа познания мира. Становление когнитивных способностей отмечено двумя основными достижениями:
1) развитием способности к абстрактному мышлению;
2) расширением временной перспективы.
3. Преобразование социализации.
Преобладающее влияние семьи в отрочестве постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса. Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития:
1) освобождение от родительской опеки;
2) постепенное вхождение в группу сверстников.
4. Становление идентичности.
Становление психосоциальной идентичности, лежащее в основе феномена подросткового самосознания, включает три основные задачи развития:
1) осознание временной протяженности собственного «Я», включающей детское прошлое и определяющей проекцию себя в будущее;
2) осознание себя как отличного от интериоризованных родительских образов;
3) осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности (профессии, половой идентичности и идеологических установок).
Ведущая деятельность.
Ведущие позиции начинают занимать общественно-полезная деятельность и интимно-личностное общение со сверстниками.
Информация о работе Лекции по «Психология развития и возрастная психология»