Лекции по «Психология развития и возрастная психология»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 22:25, курс лекций

Краткое описание

Возрастная психология – раздел психологии, в котором изучаются вопросы развития психики в онтогенезе, закономерности перехода от одного периода психического развития к другому на основе смены типов ведущей деятельности. Возраст характеризуется теми специфическими задачами освоения форм культуры, которые решаются человеком, а также качественно новыми типами деятельности и соответствующими им психологическими новообразованиями, которые возникают на данной ступени развития и определяют сознание человека, его отношение к себе и к окружающему миру в целом

Оглавление

Раздел № I. Предмет, задачи, методы возрастной психологии.
Тема № 1. Вводная тема.
Тема № 2. Основные определения.
Раздел № II. Основные этапы развития человека.
Тема № 3. Пренатальный период.
Тема № 4. Постнатальные периоды развития. Вводная тема. Основные определения используемых понятий.
Тема № 5. Младенческий возраст.
Тема 6. Ранний возраст.
Тема 7. Дошкольный возраст.
Тема 8. Младший школьный возраст.
Тема 9. Психологические особенности подросткового возраста. Акцентуации характера.
Тема 10. Особенности развития юношеского возраста.
Тема 11. Психология молодости.
Тема 12. Психология зрелых возрастов.
Тема 13. Психология старения и старость.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курс лекций по возрастной психологии для заочников.doc

— 460.50 Кб (Скачать)

     Развитие  личностных свойств.

     Многие  представления о себе, которые  формируют Я-концепцию в период молодости, продолжают обогащаться опытом активного самопроявления личности как сексуального партнера, супруга, родителя, профессионала и гражданина. В соответствии с восприятием своих физических особенностей, осознанием психологического возраста, профессиональной ориентацией и основными личностными и социальными установками в целостную Я-концепцию включаются новообразования, отражающие уровень зрелости личности.

     Общение.

     Важной  стороной жизни в молодости является установление и развитие дружеских связей. По мнению многих психологов, дружба в этот период, как и любовь, выходит на новый качественный уровень. Дружба, в отличие от простых приятельских отношений, предполагает ту или иную духовную близость.

     Наряду  с этим довольно обычны дружеские  отношения молодых людей с людьми старшего возраста, чаще всего с представителями поколения отцов или дедов. Они складываются, как правило, также в совместной деятельности, прежде всего производственной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Тема 12. Психология зрелых возрастов.

     1. 29/30 - 40/42 - взрослость,

     2. 40/42 - 53/55 - зрелость.

     Акмеология — наука, возникшая на стыке естественных, общественных, технических и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и, особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.

     Акме – дословно «вершина». В психологии акме – вершина развития, момент наибольшего расцвета человеческой личности.

     Социальная  ситуация развития в зрелости — это ситуация реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях. Она связана с активным включением человека в сферу общественного производства, с созданием семьи, проявлением своей личностной индивидуальности в воспитании детей, творчестве, взаимоотношениях с людьми в процессе трудовой деятельности.

     Как отмечает Фельдштейн Д.И., жизнь взрослого  человека – это движение, изменение, развитие.

     В современной возрастной психологии существуют различные точки зрения на проблему развития в зрелом возрасте:

     а) развитие прекращается, заменяется простым  изменением отдельных психологических характеристик;

     б) это возраст не только сохранения всего приобретенного ранее, но и дальнейшего развития личности;

     в) перестраивается как физическое состояние человека, так и его характеристика как личности и субъекта деятельности (Б.Г. Ананьев).

     Во  взрослости отмечаются следующие новые  личностные характеристики:

     ♦  умение брать на себя ответственность;

     ♦  стремление к власти и организаторские  способности;

     ♦ способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других;

     ♦ уверенность в себе и целеустремленность;

     ♦  склонность к философским обобщениям;

     ♦  защита системы собственных принципов  и жизненных ценностей;

     ♦  способность сопротивляться проблемам  реальности с помощью развитой воли;

     ♦  формирование индивидуального жизненного стиля;

     ♦  стремление оказывать влияние на мир и «отдавать» индивидуальный опыт молодому поколению;

     ♦  реализм, трезвость в оценках  и чувство «сделанности» жизни;

     ♦ стабилизация системы социальных ролей и др. (Е.Е. Сапогова).

     Задачами  развития зрелости являются:

  1. Помощь детям;
  2. Выполнение социальных и гражданских обязанностей;
  3. Удовлетворительное выполнение профессиональных обязанностей;
  4. Развитие видов досуга и отдыха;
  5. Принятие и приспособление к физиологическим изменениям;
  6. Адаптация к стареющим родителям (Р. Хевигхерст);
  7. Переживание кризиса середины жизни;
  8. Перестройка или реконструкция Я-концепции (Г. Шихи);
  9. Достижение жизненных целей и постановка новых (Р. Гоулд).

     Ведущая деятельность.

     Взрослость (взрослый, средний возраст): - ведущей деятельностью является личностно-интимное, эмоционально-семейное ролевое самоопределение. Сознательный отход от родительской семьи и субъектное, деятельностное основание своей семьи. Семья становится ареной приложения сил и областью индивидуальной самореализации. Производится построение ячейки общества с супругом. Семья строится как свой маленький, отдельный от большого социума мир. Дети являются сферой передачи опыта, ЗУНов, компонентами самоактуализации. Самосовершенствование происходит в воспитании и обучении детей. Семья, - супруг, дети, дает новые стимулы для профессионального роста и развития. Существуют данные о возникновении кризиса среднего возраста (происходящего примерно в 33-38 лет) как периода переоценки ценностей у взрослого человека.

     Зрелость (зрелый, возраст): - профессионально-трудовая деятельность. Самореализация в профессии, актуализация личностного потенциала, качественное расширение богатства способностей, формирование полного самосознания жизнедеятельности. Новая качественная профессионально-общественная социализация и самоинтеграция. Ориентация на общественные ценности, мотивация к изменению общественной жизни, к самосовершенствованию в контексте общественных связей. Производственные отношения становятся главным компонентом в общении и совместной деятельности. Профессиональные ценности вновь качественно интериоризируются (присваиваются), происходит их экстериоризация (личностное продуцирование вовне), они являются ориентирами для дальнейшего саморазвития и самораскрытия.

     Возрастные  психологические  новообразования.

     Центральным возрастным новообразованием зрелости можно считать продуктивность. Понятие продуктивности, по Э. Эриксону, включает как творческую и производительную (профессиональную) продуктивность, так и вклад в воспитание и утверждение в жизни следующего поколения, связано с заботой «о людях, результатах и идеям к которым человек проявляет интерес». Отсутствие продуктивности, инертность влечет сосредоточенность на себе, что приводит к косности и застою, личностному опустошению. В психологии такая ситуация описывается как кризис зрелости. Человек личностно не чувствует себя состоявшимся, а свою жизнь - наполненной смыслами.

     Кризис  среднего возраста.

     Кризис 30-35 лет - переход к "официальной" зрелости, оценка собственных жизненных ролей.

     В 36-40 лет - кризис, связанный с переоценкой жизненных ценностей и обязательств.

     Кризис  среднего возраста (40-42 года). Главным свойством возрастного периода взрослой жизни является осознание своего акме (акме (греч.) - высшая точка развития чего-либо, например личности человека, - отсюда понятие, термин и научная дисциплина - акмеология)) - вершины собственных достижений.

     Данный  период может характеризоваться (и, как правило, характеризуется) так называемым кризисом среднего (взрослого) возраста. Кризис среднего (у некоторых индивидуумов, большей частью, зрелого)  возраста - это противоречие между уже реализованным личностным потенциалом и дихотомичным переживанием неудовлетворенности сформированных и осуществленных в юности, молодости и в начале периода взрослости ценностных установок. Это кризис переоценки ценностей. Он (в положительном варианте) разрешается в позитивном смысле (в реализованных целях) подтверждением принятого и реализованного жизненного пути. В отрицательном значении этот кризис переживается как личная драма и разрешается в существенной смене ценностей, в поведенчески-деятельностном изменении взглядов на жизнь, что выражается в смене профессии, в разводах, в новых браках, в кризисе вероисповедания.

     Все периоды взрослости характеризуются  переходом к организации самоконтроля, переходом к организации самообразования (в самом широком смысле слова) и процессом увеличения его доли в личностных тенденциях, в социально-психологических  закономерностях организованного (прежде всего самим субъектом, но, отчасти, и обществом) обеспечения развития человека.

     В возрасте 51-60 лет - осознание концепции жизни и концепции смерти. Готовность делиться опытом.

     В этот период онтогенеза завершается  созревание человеческого организма, и постепенно вступают в действие законы физиологического старения, признаки которого становятся явными в конце данного периода.

     Изучение  познавательных способностей человека в зрелом возрасте показало их сложную и неоднозначную динамику, связанную с тем, что расцвет и спад различных когнитивных функций не совпадают по времени. Так, с возрастом постепенно ослабевает кратковременная память, а к 30-35 годам может наблюдаться некоторое снижение эффективности оперирования новой информацией. В то же время растет общая осведомленность, углубляется и расширяется содержание знаний человека, способность к адекватному и гибкому формированию и изменению схемы ситуации, системы понятий. Эти изменения в интеллектуальной сфере связаны с различиями в становлении и функционировании двух видов интеллекта — «кристаллизованного» и «подвижного», или «текучего». Если возможности второго с возрастом снижаются, то потенциал первого, напротив, обнаруживает тенденцию к более полному раскрытию во второй половине жизни. Этим, в частности, объясняется отмеченный выше факт наиболее высокой творческой продуктивности в зрелом возрасте (20-40 лет).

     В период зрелости расширяется круг общения  людей, в который входят не только близкие друзья, но и коллеги, знакомые, связанные с разнообразными сферами ролевой деятельности взрослого человека.

     Определяющим  для развития личности в зрелости, по мнению большинства психологов, является стремление к наиболее полной самореализации в различных сферах жизни - профессиональной, семейной, творческой. Высокая продуктивность и удовлетворенность результатами собственной деятельности дают человеку чувство полноты и смысла жизни. Напротив, неспособность успешно включиться в жизнь общества, обрести свое место приводит к тягостным переживаниям личностного застоя. В поздней зрелости и пожилом возрасте существенное влияние на самооценку и степень удовлетворенности человека жизнью начинают оказывать повзрослевшие дети. Их успешность может стать мощным подтверждением самоактуализации человека, придать смысл его жизни. Разрыв связей с детьми, их неудачи могут стать свидетельством бессмысленности большей части затраченных усилий.

     Неоднородность  периода зрелости, о которой уже  упоминалось выше, связана и с  наличием возрастных кризисов, существование которых было доказано многими исследованиями, хотя их содержание изучено значительно меньше, чем содержание кризисов детства и юности. Сложность их изучения связана с тем, что они протекают, как правило, более скрыто, без выраженных изменений в поведении. Кризисы зрелости связаны с переосмыслением ценностей и целей жизни, появлением новых мотивов. В качестве одного из наиболее значительных кризисов выделяют кризис середины жизни (между 35 и 40 годами). По мнению Э. Эриксона, он связан с рефлексией, анализом достижений и ошибок, допущенных в прошлом, а также с оценкой своих возможностей самореализоваться в остающийся отрезок жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Тема 13. Психология старения и старость.

     53/55 - 63/65 - пожилой возраст,  63/65 - 73/75 - старость, 73/75 - 83/85 - глубокая старость, 83/85  ... - долгожительство.

     Геронтология – одна из отраслей психологии изучающая психологию старения и старости.

     Задачи  развития старости по Р. Хевигхерсту:

  1. Приспособление к снижению физических сил и здоровья;
  2. Приспособление к выходу на пенсию и снижению материального уровня жизни;
  3. Адаптация к смерти супруга;
  4. Принятие своей будущей смерти.

Информация о работе Лекции по «Психология развития и возрастная психология»