Лекции по «Психология развития и возрастная психология»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 22:25, курс лекций

Краткое описание

Возрастная психология – раздел психологии, в котором изучаются вопросы развития психики в онтогенезе, закономерности перехода от одного периода психического развития к другому на основе смены типов ведущей деятельности. Возраст характеризуется теми специфическими задачами освоения форм культуры, которые решаются человеком, а также качественно новыми типами деятельности и соответствующими им психологическими новообразованиями, которые возникают на данной ступени развития и определяют сознание человека, его отношение к себе и к окружающему миру в целом

Оглавление

Раздел № I. Предмет, задачи, методы возрастной психологии.
Тема № 1. Вводная тема.
Тема № 2. Основные определения.
Раздел № II. Основные этапы развития человека.
Тема № 3. Пренатальный период.
Тема № 4. Постнатальные периоды развития. Вводная тема. Основные определения используемых понятий.
Тема № 5. Младенческий возраст.
Тема 6. Ранний возраст.
Тема 7. Дошкольный возраст.
Тема 8. Младший школьный возраст.
Тема 9. Психологические особенности подросткового возраста. Акцентуации характера.
Тема 10. Особенности развития юношеского возраста.
Тема 11. Психология молодости.
Тема 12. Психология зрелых возрастов.
Тема 13. Психология старения и старость.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курс лекций по возрастной психологии для заочников.doc

— 460.50 Кб (Скачать)

     Основные  характеристики кризиса: падение успеваемости, снижение работоспособности, дисгармоничность во внутреннем строении личности, свертывание и отмирание прежде установившейся системы интересов, негативный, протестующий характер поведения позволяют характеризовать этот период как стадию такой дезориентировки во внутренних и внешних отношениях, когда человеческое «я» и мир разделены более чем в иные периоды. О возрасте полового созревания написано много как с физиологических, так и с психологических позиций.

     Акцентуации характера.

     Акцентуации характера — это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. (Андрей Евгеньевич Личко).

     Б.С. Волков дает характеристику подростков с разными типами акцентуации характера и рекомендации по взаимодействию с ними:

     Причины отклонения в развитии.

     1. Акселерация физического развития подростка, которая привела к большому разрыву между ранним физическим созреванием и социальной незрелостью.

     2.  Развитие общества, связанное с научно-технической революцией:

     ♦    «информационный взрыв»;

     ♦   широкое использование технических  средств, компьютеризация;

     ♦    модернизация обучающих программ;

     ♦   рост коммуникаций и др.

     3.  Неправильное воспитание:

     ♦   отклонение в поведении — в  основном — в ответ на лишение ребенка возможностей удовлетворения каких-то его потребностей.

     Большинство случаев отклонения поведения приходится на подростковый возраст. Кризис этого возраста существенно отличается от кризиса младших возрастов. Кризис подросткового возраста является самым острым и самым длительным. Остро переживают конфликты между своими желаниями и возможностью их удовлетворения.

     Типичные личностные реакции.

         активный протест («оппозиция»);

     ♦   стремление подражать определенному  образу, кумиру («имитация»);

     ♦    добиться успеха там, где не чувствуешь себя уверенно («гиперкомпенсация»);

     ♦    стремление освободиться от опеки и  контроля старших («эмансипация»);

     ♦    группирование со сверстниками («группирование»);

     ♦    реакция, связанная с половым  влечением, и т.д.

     Эти особенности подростка  являются нормальными, но при неблагоприятных условиях могут перерастать в патологические и вести к разным формам отклоняющегося поведения:

     ♦    различные проступки (брань, хулиганства, кражи и т.д.);

     ♦    побеги из дома, бродяжничество;

     ♦    пьянство, наркомания, ранняя сексуальная  жизнь;

     ♦    суицидные поступки и другие аномалии, личные расстройства. Понятие «акцентуация характера» введено К. Леонгардом, как чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. Акцентуация характера отличается от последних отсутствием проявления свойственной психопатии триады признаков: стабильности характера во времени, тональности его проявлений во всех ситуациях, социогенной дезадаптации. «Заострение» может проявляться в поведении, мышлении, речи, общении и т.д.

     Типы  акцентуаций.

     I. Гипертимный тип.

     Подростков  гипертимного типа отличает большая подвижность, общительность, чрезмерная самостоятельность.

     Главная черта - приподнятое хорошее настроение сочетается с хорошим самочувствием и высоким жизненным тонусом.

     II. Циклоидный тип.

     Два варианта: типичные и лабильные.

     Для типичных циклоидов характерно чередование повышенного и пониженного настроения (1—2 недели). Периоды подъема бывают реже и не так ярки, как периоды субдепрессии.

     При повышении настроения — приближаются к гипертимному типу (стремятся в коллектив, претендуют на роль лидера).

     При понижении настроения (субдепрессивная фаза) — ко всему утрачивается интерес, появляется вялость.

     Подростки избегают компании, становятся вялыми домоседами.

     Неудачи и неприятности тяжело переживаются (замечания и упреки, обвинения усугубляют депрессивное состояние).

     Возникает мысль о собственной неполноценности  и ненужности (может быть мысль о самоубийстве).

     Плохо переносится крутая ломка стереотипов  жизни (переезд, смена учебного заведения и т.д.).

     Увлечения таких подростков отличаются жестокостью. В периоды подъема подростки могут обнаруживать склонность к алкоголизации в компаниях.

     III. Лабильный тип.

     Крайняя изменчивость настроения. С одной стороны — слишком резкая смена от незначительных поводов: кем-то нелестно сказано слово, неприветливый взгляд случайного собеседника. С другой стороны — мимолетный комплимент поднимает настроение, отвлекает от неприятностей. Например, при откровенной беседе учителя с подростком, когда речь идет о различных сторонах его жизни, можно наблюдать и моменты радостной улыбки, и состояние накатывающихся слез.

     IV.  Астено-невротический тип.

     С детства обнаруживаются признаки невропатии: беспокойный сон, плохой аппетит, ночные страхи, пугливость, плаксивость. В  подростковом возрасте разворачивается астено-невротическая акцентуация.

     Главные черты: повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондрии (фиксации на своем здоровье).

     V. Сензитивный тип.

     В детстве производят впечатление  замкнутых, отгороженных от окружающих. Они пугливы и боязливы.

     Боятся  темноты, сторонятся животных, страшатся  оставаться одни.

     Чуждаются шумных сверстников, не любят подвижные  игры. Предпочитают игры с малышами, чувствуют себя среди них спокойнее и увереннее.

     VI. Психастенический тип.

     Близок  к сензитивному типу. В детстве  психастенические черты проявлялись  в виде робости, моторной неловкости, склонности к рассуждениям и ранним «интеллектуальным» интересам.

     VII.  Шизоидный тип.

     В детстве ребенок любит играть один, не испытывая тяги к сверстникам. Избегает шумных забав. Предпочитает быть среди взрослых, слушая их беседы. Отмечается недетская сдержанность в проявлении чувств.

     VIII.  Эпилептоидный тип.

     Главная черта — склонность к состоянию злобнотоскливого настроения.

     Поиск объекта, на которого можно сорвать злобу. Повод может быть незначительным.

     Аффектная взрывчатость. Сильная и продолжительная. Безудержная ярость, брань.

     IX. Истероидный тип.

     Главные черты:            

        эгоцентризм, желание быть в центре внимания;

     ♦   демонстративный стиль поведения;

     ♦    потребность вызывать восхищение, удивление, сочувствие любыми способами; фантазирование, лживость.

     Все остальные характеристики шизоидного типа подчиняются этим чертам.

     В детстве истероидные черты характера  проявлялись, когда:

     ♦   других детей больше хвалили, уделяли  им внимание;

     ♦    появляется желание привлечь к себе внимание;

     ♦    было желание слушать похвалы  в свой адрес;

     ♦    успехи в учебе определяются тем, ставят ли их в пример другим.

     X. Неустойчивый тип.

     Главные черты:

     ♦    нежелание трудиться (работать, учиться);

     ♦    повышенная тяга к удовольствиям, праздности, безделью;

     ♦    во всем проявляют слабость воли.

     XI. Конформный тип.

     Главная черта — постоянное и чрезмерное подчинение мнению близких людей.

     Живут по правилу: думать как все, поступать  как все, стараться, чтобы все было у них как у всех — от одежды до мировоззрения. Лишены индивидуальности в поступках и суждениях. 

     Тема 10. Особенности развития юношеского возраста.

     15/16 - 20/21.

     1. 15/16 - 17/18 - ранняя юность,

     2. 17/18 - 20/21 - поздняя  юность.

     Социальная  ситуация развития.

     Социальная  ситуация развития характеризуется в первую очередь тем, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни (следует заметить, что эти процессы весьма вариативны). В связи с этим меняются требования к старшему школьнику и условия, в которых происходит его формирование как личности: он должен быть подготовлен к труду, к семейной жизни, к выполнению гражданских обязанностей (И.С. Кон). Юность — это время выбора жизненного пути, работа по выбранной специальности (поиск ее), учеба в вузе, создание семьи, для юношей - служба в армии.

     Ведущая деятельность.

     Ведущая деятельность - учебно-профессиональная. Мотивы, связанные с будущим, начинают побуждать учебную деятельность. Проявляется большая избирательность к учебным предметам. Основной мотив познавательной деятельности — стремление приобрести профессию.

     Жизненный план - широкое понятие. Оно охватывает всю сферу личного самоопределения - моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний, род занятий и т. д.

     Возрастные  психологические  новообразования.

     Юность, по мнению В.И. Слободчикова, — завершающая  стадия ступени персонализации. Главные новообразования юношеского возраста:

     — саморефлексия,

     — осознание собственной индивидуальности,

     — появление жизненных планов,

     — готовность к самоопределению,

     — установка на сознательное построение собственной жизни,

     — постепенное врастание в различные сферы жизни,

     — развитие самосознания,

     — формирование мировоззрения.

     Юность  — решающий этап формирования мировоззрения. Мировоззрение, как отмечает Е.Е. Сапогова, это не только система знаний и опыта, но и система убеждений, переживание которых сопровождается чувством их истинности, правильности. Поэтому мировоззрение связано с решением в юности смысложизненных проблем.

     Кризис  юности.

Информация о работе Лекции по «Психология развития и возрастная психология»