Лекции по «Психология развития и возрастная психология»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 22:25, курс лекций

Краткое описание

Возрастная психология – раздел психологии, в котором изучаются вопросы развития психики в онтогенезе, закономерности перехода от одного периода психического развития к другому на основе смены типов ведущей деятельности. Возраст характеризуется теми специфическими задачами освоения форм культуры, которые решаются человеком, а также качественно новыми типами деятельности и соответствующими им психологическими новообразованиями, которые возникают на данной ступени развития и определяют сознание человека, его отношение к себе и к окружающему миру в целом

Оглавление

Раздел № I. Предмет, задачи, методы возрастной психологии.
Тема № 1. Вводная тема.
Тема № 2. Основные определения.
Раздел № II. Основные этапы развития человека.
Тема № 3. Пренатальный период.
Тема № 4. Постнатальные периоды развития. Вводная тема. Основные определения используемых понятий.
Тема № 5. Младенческий возраст.
Тема 6. Ранний возраст.
Тема 7. Дошкольный возраст.
Тема 8. Младший школьный возраст.
Тема 9. Психологические особенности подросткового возраста. Акцентуации характера.
Тема 10. Особенности развития юношеского возраста.
Тема 11. Психология молодости.
Тема 12. Психология зрелых возрастов.
Тема 13. Психология старения и старость.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курс лекций по возрастной психологии для заочников.doc

— 460.50 Кб (Скачать)

     Общественно-полезная деятельность является для подростка той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, «создает возможность реализации своей индивидуальности в общем деле, удовлетворяя стремление в процессе общения не брать, а давать» (Д.И. Фельдштейн).

     Подростку присуща сильная потребность  в общении со сверстниками. Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Причем отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированности и правонарушениям (Л.И. Божович). Оценки товарищей начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подвержен влиянию группы, ее ценностей; у него возникает большое беспокойство, если подвергается опасности его популярность среди сверстников. В общении как деятельности происходит усвоение ребенком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в притязании на признание и стремление к самоутверждению.

     Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость.

     Возрастные  психологические  новообразования.

     На  фоне развития ведущей деятельности происходит развитие центральных новообразований возраста, охватывающие в этом периоде все стороны субъективного развития: изменения происходят в моральной сфере, в плане полового созревания, в плане развития высших психических функций, в эмоциональной сфере.

     Так, в моральной сфере следует отметить две особенности: переоценка нравственных ценностей; устойчивые «автономные» моральные взгляды, суждения и оценки, независимые от случайных влияний.

     Однако  мораль подростка не имеет опоры  в моральных убеждениях, еще не складывается в мировоззрение, потому может легко изменяться под влиянием сверстников.

     В качестве условия, повышающего моральную  устойчивость, выступает идеал. Воспринятый или созданный ребенком идеал означает наличие у него постоянно действующего мотива. Нравственные идеалы по мере развития ребенка становятся все более обобщенными и начинают выступать в качестве сознательно выбранного образца для поведения (Л.И. Божович).

     Центральные новообразования:

      ♦ абстрактное мышление;

      ♦ самосознание;

      ♦ половая идентификация;

      ♦ чувство «взрослости»;

      ♦ переоценка ценностей;

      ♦ автономная мораль.

     Л.С. Выготский центральным и специфическим  новообразованием этого возраста считал чувство «взрослости» — возникающее представление о себе как уже не ребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, что проявляется во взглядах, оценках, в линии поведения, а также в отношениях со сверстниками и взрослыми.

     Т.В. Драгунова отмечает следующие проявления в развитии взрослости у подростка:

     ♦   подражание внешним проявлениям взрослых (стремление походить внешне, приобрести их особенности, умения и привилегии);

     ♦   ориентация на качества взрослого (стремление приобрести качества взрослого, например у мальчиков — «настоящего мужчины» — силу, смелость, волю и т.д.);

     ♦   взрослый как образец деятельности (развитие социальной зрелости в условиях сотрудничества взрослых и детей, что формирует чувство ответственности, заботы о других людях и др.);

     ♦   интеллектуальная взрослость (стремление что-то знать и уметь по-настоящему; происходит становление доминирующей направленности познавательных интересов, поиск новых видов и форм социально значимой деятельности, которые способны создавать условия для самоутверждения современных подростков).

     Психические познавательные процессы.

     Восприятие.

     Восприятие  подростка становится избирательным, целенаправленным, анализирующим. Оно более содержательно, последовательно, планомерно. Подросток способен к тонкому анализу воспринимаемых объектов.

     Восприятие  в это время характеризуется  избирательностью и целенаправленностью, внимание - устойчивостью. Сам процесс восприятия, сохранения и обобщения материала становится единым целым, при этом моментальные умозаключения присутствуют уже на этапе восприятия, помогая отсеивать ненужную информацию, не переводить ее в долговременную память.

     Внимание.

     Внимание  подростка характеризуется не только объемом, но и специфической избирательностью. Оно становится все более произвольным и может быть преднамеренным. Подросток может сохранять длительное время устойчивость и высокую интенсивность внимания. У него вырабатывается умение быстро концентрировать и четко распределять свое внимание. Внимание подростка становится хорошо управляемым, контролируемым процессом и увлекательной деятельностью (в случае послепроизвольного внимания).

     Память.

     Память  приобретает избирательный характер. Память полностью интеллектуализируется: объем памяти увеличивается в основном за счет логического осмысливания материала. Наблюдается увеличение объема памяти, нарастает полнота, системность и точность воспроизводимого материала, запоминание и воспроизведение опирается на смысловые связи. Становится доступным запоминание абстрактного материала.

     Память развивается в направлении интеллектуализации. Используется не смысловое, а механическое запоминание.

     Воображение.

     Параллельно с развитием мышления, восприятия и памяти у подростка развивается воображение. Это, прежде всего, проявляется в том, что ребенок все чаще начинает обращаться к творчеству. Некоторые подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься рисованием и другими видами творчества.

     Следует подчеркнуть, что воображение подростка  менее продуктивно, чем воображение  взрослого человека. Однако воображение  подростка не только существенно  богаче фантазии ребенка более младшего возраста, но и является неотъемлемой частью его психической жизни. Это позволило Л.С. Выготскому высказать предположение о том, что фантазия подростка - это игра ребенка, переросшая в фантазию.

     Вместе  с тем фантазии ребенка выполняют  еще одну значимую функцию - регуляторную. Неудовлетворенность потребностей и желаний подростка в реальной жизни легко воплощается в мире его фантазий. Поэтому воображение и фантазии в ряде случаев приносят успокоение, снимая напряженность и устраняя внутренний конфликт.

     Мышление.

     Существенные  сдвиги происходят в интеллектуальной деятельности подростков. Основной особенностью ее в 10-15 лет является нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. Важная особенность этого возраста - формирование активного, самостоятельного мышления.

     Изменение характера и форм учебной деятельности требует от подростков более высокого уровня организации умственной деятельности. Подросток становится способным к сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений действительности.

     Речь.

     В подростковом возрасте развитие речи идет, с одной стороны, за счет расширения богатства словаря, с другой — за счет усвоения множества значений, которые способен закодировать словарь родного языка. Подросток интуитивно подходит к открытию того, что язык, будучи знаковой системой, позволяет, во-первых, отражать окружающую действительность и, во-вторых, фиксировать определенный взгляд на мир (B.C. Мухина).

     Подросток легко улавливает неправильные или нестандартные формы и обороты речи у своих учителей, родителей, находит нарушение несомненных правил речи в книгах, газетах, в выступлениях дикторов радио и телевидения. Нормально развивающиеся подростки обращаются к словарям и справочникам, чтобы уточнить значение слова.

     Подросток в силу возрастных особенностей (ориентировка на сверстника, конформизм и др.) способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения и личности собеседника.

     Развитие  самосознания.

     Формирование самосознания подростка заключается в том, что он начинает постепенно выделять качества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщать и осмысливать их как особенности своего поведения, а затем и качества своей личности. Предметом оценки и самооценки, самосознания и сознания являются качества личности, связанные прежде всего с учебной деятельностью и взаимоотношениями с окружающими. Это центральная точка всего переходного возраста.

     Самосознание  есть последняя и самая верхняя  из всех перестроек, которым подвергается психология подростка (Л.С. Выготский).

     Общение.

     В.И. Слободчиков замечает, что при  всех трудностях определения конкретных путей преодоления кризиса развития в подростковом возрасте можно сформулировать общее психолого-педагогическое требование его благополучного разрешения — наличие общности, совместности в жизни ребенка и взрослого, сотрудничества между ними, в процессе которого происходит становление новых способов их социального взаимодействия. Создание общности в жизни взрослого и подростка, расширение сферы их сотрудничества и содержательных контактов составляют необходимые условия преодоления кризиса отрочества.

     Таким образом, в начале подросткового  периода складывается ситуация, чреватая возникновением противоречий, если у взрослого сохраняется отношение к подростку еще как к ребенку.

     Если  взрослый не изменяет отношения к  подростку, то подросток сам становится инициатором перехода к новому типу отношений. Сопротивление взрослого  вызывает у подростка ответное сопротивление в виде разных форм непослушания и протеста.

     Следствием  этого могут стать проявления девиантного и даже делинквентного поведения подростков.

     Девиантное поведение – отклоняющееся от принятых в обществе правовых или нравственных норм поведение.

     Делинквентное поведение - разновидность отклоняющегося поведения; противоправное, преступное поведение.

     Подростковый  возраст - один из немногих периодов в  онтогенезе, в течение которого внутренняя сущность личности, ее индивидуальные качества рефлексируются человеком. То соподчинение потребностей, которое существовало уже в старшем дошкольном возрасте, не только начинает осознаваться, подросток стремится изменить эту структуру, поставив более значимые, с его точки зрения, мотивы на более высокие места в этой иерархии.

     Характеризуя  подростковый возраст, многие отечественные  психологи писали о том, что одним из центральных новообразований этого периода является чувство взрослости, которое выражается в стремлении к независимости, самостоятельности, в утверждении своего личностного достоинства.

     Отсутствие  личностной идентичности (кризис идентичности) у подростков часто связано с неспособностью выбрать профессиональную деятельность или продолжить образование.

     Кризис  подросткового возраста.

     Кризис  полового созревания (подросткового возраста) – примерно в 13 лет (12-14 лет). Данный кризис обусловлен, прежде всего, невозможностью доминантно овладеть своей эмоционально-чувственной (аффективной) и волевой сферой в условиях значительной перестройки телесной организации (эндокринной системы) и в условиях изменившихся (ужесточившихся) требований общества к культурно-социальному статусу индивидуальности. "Гормональный взрыв" сочетается в этом возрастном кризисе с усложнившейся для личности системой социальных отношений и  с активизацией самосознания и рефлексии. Кризис полового (что касается и формирования "психологического пола") созревания, как правило, разрешается в социально-деятельностных процессах общественной организации удовлетворения и предметного разнообразия реализации "проснувшихся" социальных потребностей подростков. Этот кризис также, обычно, разрешается в общественных процессах социальной (разнообразные социальные институты) организации разнообразия объектной актуализации способностей, поведения и личностного развития подростков в разных видах предметной, творческой деятельности, - в прикладных видах художественного творчества, в искусстве, в спорте,  и т.п. На позитивное разрешение кризиса подросткового возраста существенное положительное влияние оказывает коллективная организация деятельности подростков, а осложнен данный возрастной кризис может быть неправильно организованной системой социальной педагогики (в широком, общественном, институциональном понимании этого термина).

Информация о работе Лекции по «Психология развития и возрастная психология»