Лекции по психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:37, курс лекций

Краткое описание

Тема1. Отличия житейского психологического знания от научного психологического знания.
Тема 2. Проблема сознания и бессознательного в психологии и медицине.
Тема 3. Сознание и деятельность в психологии и медицине.
Тема 4 . Познавательные процессы и их роль в медицине.
Тема5. Эмоционально-волевая сфера человека.

Файлы: 1 файл

материал по психологии 1-5 темы.ppt

— 570.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Лекция 1.
  • (по материалам доцента Самойловой В.М.)

 

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Психология – наука, изучающая процессы активного отражения субъектом объективной реальности  в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и др. процессов и явлений психики.
  •    Итак, из этого определения ясно, что:
  •  психология наука,
  •  психология связана либо с человеком, либо с живым существом, проявляющим собственную психическую активность;
  •  изучает субъективное отражение объективной реальности.

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

    • Отличия житейского психологического знания от  научного психологического знания производят по следующим характеристикам:

 

  • 1) Конкретность – обобщенность знания.
  • Житейские знания более конкретны, они, как правило, приурочены к конкретным ситуациям; научная психология стремится к обобщениям, позволяет увидеть общие закономерности развития.
  • 2) Интуитивность – рациональность знания.
  • Житейские знания обычно носят интуитивный характер, они приобретаются чаще всего путем практических проб, а научные – более рационально и осознанно.

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • 3) Ограниченность - широта знания.
  • Житейская  психология имеет ограниченные возможности для передачи информации, т.к. житейский опыт является конкретным и интуитивным.
  • 4) Уникальность и универсальность знания.
  • Научная психология располагает уникальным фактическим материалом, не доступным ни одному носителю житейской психологии;
  • 5) Специфика методов изучения.
  • В научной психологии используется более фундаментальный и разнообразный инструментарий для получения знания.

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  •  Объект науки – то, что существует как данность вне самого изучения; то, что может быть изучено и другими науками.
  • Предмет науки – то, что наука изучает в объекте. Предмет науки всегда определяется философско-теоретическими предпосылками и уровнем развития самого научного знания.
  • Объект психологии как науки: психическая жизнь людей, социальные субъекты, их связи и отношения.

   

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • На протяжении истории предмет психологической науки менялся. Им были:
      • 1) душа – в недрах религиозной философии;
  • 2) сознание – в эпоху Просвещения и до конца XIX в.;
  • 3) неосознаваемые психические процессы – с конца XIX в. и в начале XX в.;
  • 4) поведение – с начала XX в. (с 1913г.);
  • 5) психика, деятельность людей – с 20 гг. XX в.;
  • 6) личный опыт человека с 70-х годов XX в.

   

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Предмет изучения современной отечественной психологии является психическая деятельность. Изучая психическую деятельность, отечественные ученые исследуют: 
      • · закономерности психических процессов;
  • · индивидуально-психологические свойства личности;
  • · психические состояния личности;
  • · психологические основы человеческой деятельности;
  • · особенности развития и функционирования психики.

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Понятийный аппарат.
  • Современная отечественная психология оперирует понятиями “душа”, “деятельность”, “психика”, “психическое отражение”, “личность” и др. При этом надо заметить, что в науке в понятия и термины часто вкладывается несколько иное содержание, чем это есть в житейской психологии. Именно поэтому вопрос о терминологии и сущности научных понятий крайне важен в любой науке.

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Психика – свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную реальность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Основные функции психики:
      • 1. Отражение объективного мира.
  • 2. Регуляция поведения и деятельности.
  • У человека психика носит как осознанный, так и неосознанный характер; но и неосознаваемые процессы и явления у человека носят качественно иной характер, чем у животных. 
  • Психика выступает как единая цикличная система, функционирующая  по рефлекторному типу. Психическая деятельность человека по своему физиологическому механизму является ВНД.

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Психическими явлениями считаются:
      •  психические процессы,
  •  психические свойства (особенности),
  •  психические состояния,
  •  массовые психические явления.

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

      • 1) Психические процессы:

Познавательные процессы

· Ощущения,

  • · Восприятие,
  • · Мышление,
  • · Воображение,
  • · Внимание,
  • · Представление,
  • · Память,
  • · Моторика,
  • · Речь,

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

      • 2) Эмоционально – волевые процессы:
      • · Чувства,
  • · Воля.

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

    • 3) Психические состояния:
      • · Апатия,
  • · Творческий подъем,
  • · Сомнение,
  • · Уверенность,
  • · Внимательность и т.д.

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

      • 3) Психические свойства:
      • · Способности,
  • · Темперамент,
  • · Характер
  • · Знания.

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Функции психических явлений:

А) функции познавательных процессов:

      • · познание, изучение окружающего мира;
  • · создание субъективного образа объективного мира;
  • · разработка стратегии собственного поведения.
      • Б) Функции психических свойств и состояний:
      • · Регуляция общения человека с другими людьми;
  • · Непосредственное управление поступками и действиями.

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

Специфика психических явлений.

      • 1. Полифункциональность и полиструктурность.
  • Психические явления имеют пересекающиеся функции и средства, трудноопределимые структуры, реализующие конкретную функцию.
      • 2. Недоступность для непосредственного наблюдения.
  • Внутренние механизмы и внутренние процессы в большинстве случаев недоступны для непосредственного наблюдения. Исключения составляют моторные акты.

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

Специфика психических явлений.

      • 3. Отсутствие четких пространственных признаков.
  • Большинство психических явлений не обладает четкими пространственными признаками, из-за чего практически невозможно точно указать и описать их пространственную структуру.
      • 4. Высокая подвижность и изменчивость.
  • 5. Высокая адаптивность психических явлений.

Информация о работе Лекции по психологии