Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Лекция
1.
- (по
материалам доцента Самойловой В.М.)
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Психология – наука, изучающая
процессы активного отражения субъектом
объективной реальности в форме ощущений,
восприятий, мышления, чувств и др. процессов
и явлений психики.
- Итак, из этого
определения ясно, что:
- психология наука,
- психология связана либо с человеком, либо с живым существом, проявляющим собственную психическую активность;
- изучает субъективное отражение объективной реальности.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Отличия житейского
психологического знания от научного
психологического знания производят по
следующим характеристикам:
- 1) Конкретность – обобщенность знания.
- Житейские знания более конкретны, они, как правило, приурочены к конкретным ситуациям; научная психология стремится к обобщениям, позволяет увидеть общие закономерности развития.
- 2) Интуитивность – рациональность знания.
- Житейские знания обычно носят интуитивный характер, они приобретаются чаще всего путем практических проб, а научные – более рационально и осознанно.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- 3) Ограниченность - широта знания.
- Житейская психология имеет ограниченные возможности для передачи информации, т.к. житейский опыт является конкретным и интуитивным.
- 4) Уникальность и универсальность знания.
- Научная психология располагает уникальным фактическим материалом, не доступным ни одному носителю житейской психологии;
- 5) Специфика методов изучения.
- В научной психологии используется более фундаментальный и разнообразный инструментарий для получения знания.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Объект науки – то, что существует как данность вне самого изучения; то, что может быть изучено и другими науками.
- Предмет науки – то, что наука изучает в объекте. Предмет науки всегда определяется философско-теоретическими предпосылками и уровнем развития самого научного знания.
- Объект психологии как науки: психическая жизнь людей, социальные субъекты, их связи и отношения.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- На протяжении истории предмет психологической науки менялся. Им были:
- 1) душа – в недрах религиозной философии;
- 2) сознание – в эпоху Просвещения и до конца XIX в.;
- 3) неосознаваемые психические процессы – с конца XIX в. и в начале XX в.;
- 4) поведение – с начала
XX в. (с 1913г.);
- 5) психика, деятельность людей – с 20 гг.
XX в.;
- 6) личный опыт человека с 70-х годов XX в.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Предмет изучения современной отечественной психологии является психическая деятельность. Изучая психическую деятельность, отечественные ученые исследуют:
- · закономерности психических процессов;
- · индивидуально-психологические свойства личности;
- · психические состояния личности;
- · психологические основы человеческой деятельности;
- · особенности развития и функционирования психики.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Понятийный аппарат.
- Современная
отечественная психология оперирует понятиями
“душа”, “деятельность”, “психика”,
“психическое отражение”, “личность”
и др. При этом надо заметить, что в науке
в понятия и термины часто вкладывается
несколько иное содержание, чем это есть
в житейской психологии. Именно поэтому
вопрос о терминологии и сущности научных
понятий крайне важен в любой науке.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Психика – свойство высокоорганизованной материи
(мозга) отражать объективную реальность
и на основе формируемого при этом психического
образа целесообразно регулировать деятельность
субъекта и его поведение.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Основные функции
психики:
- 1. Отражение объективного мира.
- 2. Регуляция поведения и деятельности.
- У человека психика носит как осознанный, так и неосознанный характер; но и неосознаваемые процессы и явления у человека носят качественно иной характер, чем у животных.
- Психика выступает как единая цикличная система, функционирующая по рефлекторному типу. Психическая деятельность человека по своему физиологическому механизму является ВНД.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Психическими
явлениями считаются:
- психические свойства (особенности),
- психические состояния,
- массовые психические явления.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
Познавательные процессы
· Ощущения,
- · Восприятие,
- · Мышление,
- · Воображение,
- · Внимание,
- · Представление,
- · Память,
- · Моторика,
- · Речь,
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- 2) Эмоционально – волевые процессы:
- · Чувства,
- · Воля.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- 3) Психические состояния:
- · Творческий подъем,
- · Сомнение,
- · Уверенность,
- · Внимательность и т.д.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- 3) Психические свойства:
- · Способности,
- · Темперамент,
- · Характер
- · Знания.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Функции психических
явлений:
А) функции познавательных процессов:
- · познание, изучение окружающего мира;
- · создание субъективного образа объективного мира;
- · разработка стратегии собственного поведения.
- Б) Функции психических свойств и состояний:
- · Регуляция общения человека с другими людьми;
- · Непосредственное управление поступками и действиями.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
Специфика психических явлений.
- 1. Полифункциональность и полиструктурность.
- Психические явления имеют пересекающиеся функции и средства, трудноопределимые структуры, реализующие конкретную функцию.
- 2. Недоступность для непосредственного наблюдения.
- Внутренние механизмы и внутренние процессы в большинстве случаев недоступны для непосредственного наблюдения. Исключения составляют моторные акты.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
Специфика психических явлений.
- 3. Отсутствие четких пространственных признаков.
- Большинство психических явлений не обладает четкими пространственными признаками, из-за чего практически невозможно точно указать и описать их пространственную структуру.
- 4. Высокая подвижность и изменчивость.
- 5. Высокая адаптивность психических явлений.