Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Классификация
потребностей:
- Для
выделения видов потребностей в различных
психологических школах связано с теоретическими
принципами той или иной школы. Попытки
создать классификацию потребностей начинаются
уже в начале XX в. Немецкий социальный
психолог Томас (1924), на основании изучая
девушек, занимающихся проституцией, выявил
следующие человеческие потребности:
- потребность
в безопасности;
- потребность
в признании;
- потребность
в дружбе;
- потребность
в новом опыте.
- В
конце 30-х годов XX в. в западной психологии
выделяли следующие потребности человека
(Ю. Петер, 1938):
- в
средствах существования;
- в
свободе;
- в
сексуальном партнере;
- в
вере (идеалы, убеждения).
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Гуманистический
психолог А.Х.Маслоу утверждал, что потребности
находятся в иерархической связи. Им была
предложена пирамида человеческих потребностей.
- Ступени
пирамиды потребностей:
- Первая
ступень: физиологические потребности,
т.е. потребности организменные, такие
как: дыхание, сексуальная, пищевая, в определенной
температуре и пр.
- Вторая
ступень: потребность в надежности. Маслоу
отнес сюда и социальные потребности (обеспечение
по старости, инвалидности, материальная
обеспеченность), и биологические потребности
(физическое и психологическое здоровье);
- Третья
ступень: социальные потребности, т. е.
потребности в общении, принятии определенной
социальной группой, поддержке своей группой
и пр.;
- Четвертая
ступень: потребность в уважении, осознании
собственного достоинства, признании
компетентности, благодарности, одобрении.
Для реализации этих потребностей необходимо
соответствующее социальное окружение.
- Пятая
ступень: потребность в самоактуализации,
самореализации, в развитии в развитии
своей личности, в осмыслении своего назначения
в мире.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Элементы
программы контроля потребностей:
- самопознание;
- контроль
образов, соответствующих данной потребности;
- перестройка
социальной микросферы (друзья, ритуалы,
ситуации);
- упражнения,
тренировка;
- переключение
на удовлетворение других потребностей;
- учет
биоритмов (периодичности возникновения
потребностей).
- Одной
из важнейших потребностей является потребность
в обретении смысла жизни
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Следующий
компонент структуры деятельности
- мотив. Мотив – опредмеченная потребность. Если потребность
находит свой предмет, то мы можем сказать,
что потребность становится мотивом. В
основе любой целенаправленной деятельности
лежит мотив.
- Определение
мотива:
- предмет,
ради которого деятельность осуществляется;
- психический
образ предмета;
- причина,
лежащая в основе выбора действий и поступков
личности;
- совокупность
внешних и внутренних условий, вызывающих
активность субъекта и определяющих его
направленность;
- побуждение
к деятельности вызванное той или иной
потребностью,
- побуждение
к деятельности, связанное с удовлетворением
потребности субъекта и определяющее
направление его деятельности.
- В
англоязычной литературе принято более
широкое толкование мотива: нечто внутри
субъекта (потребность, идея, эмоция, организменное
состояние), побуждающее субъекта к действию.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Блоки
структуры мотива:
- Потребностный
блок (биологические,
социальные
- потребности,
долженствование)
- "Внутреннего
фильтра" (интересы склонности, уровень
притязания, оценка своих возможностей,
нравственный контроль, учет условий достижения
целей)
- Целевой
(опредмеченное действие, процесс удовлетворения
потребностей, потребностная цель)
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Цель.
- Осознание
потребности в форме мотива приводит к
формированию общей стратегической цели
деятельности, способа и результата удовлетворения
данного мотива.
- Цель – регулятор
деятельности.
- В
теории деятельности цель определяется как прообраз
желаемого результата. Имеется в виду сознательный образ. Цель
всегда сознательна. Без цели поведение
становится импульсивным, плохо управляемым,
подчиняющимся непосредственно эмоциям
и потребностям. Сознательный образ, т.е.
цель удерживается все то время, пока осуществляется
действие.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Действие.
- Цель
задает действие, а действие обеспечивает реализацию
цели. Формирование и выбор конкретной
цели переводит выполнение деятельности
на уровень осуществления промежуточных
действий. Через характеристику цели можно
характеризовать и действие. Сами цели
характеризуются чрезвычайным разнообразием,
а главное разномаштабностью. Есть крупные
цели, которые членятся на более мелкие,
частные цели, те могут дробиться на еще
более частные цели и т.д. Соответственно,
всякое достаточно крупное действие представляет
собой последовательность действий низкого
порядка.
- Действие – относительно
законченный элемент деятельности, направляемый
на достижение определенной промежуточной
осознаваемой цели.
- Действие – основная единица
анализа деятельности. Сама деятельность
является последовательностью действий,
которая диктуется логикой социальной
и предметной среды.
- Совокупность
действий, которые структурируются вокруг
одного мотива и представляют собой последовательность
для реализации крупной цели, называют особенной деятельностью.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Операция.
- Действие
имеет формы выполнения. Операция – способ выполнения действия. Операция характеризует
техническую сторону выполнения действия.
То, что называют «техникой», ловкостью,
сноровкой, умелостью относят почти исключительно
к операциональному уровню.
- Характер
используемых операций зависит от условий,
в которых совершается действие. Под «условиями»
подразумеваются и внешние обстоятельства,
и внутренние свойства самого действующего
субъекта.
- Когда
мы говорим о конкретном практическом
действии, которое протекает в конкретных
условиях, то по сути дела мы говорим об
операциях и задачах.
- Задача – цель, данная
в конкретных, определенных условиях.
- Описывая
процесс решения задачи, необходимо указывать
действия и операции, реализующие их.
- Планируемое
действие и осуществляемое действие отличаются
по своему компонентному составу.
- Планируемое
действие: Ц --> Д
- Осуществляемое
действие: Ц в конкретных условиях
→ Д
- т.е. задача →
опер. (З О).
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Деятельность
и другие психические явления
- В
отечественной психологии практически
все психические явления рассматриваются
с позиций теории деятельности. Иными
словами, психические процессы, состояния
есть особые виды деятельности либо её
компоненты.
- Любой
психический процесс и познавательный,
и эмоциональный осуществляется только
на основе потребности и направляется
мотивом. Любое психическое явление выполняется
специальными средствами. Они подбираются
в соответствии с той целью, которая поставлена
в деятельности. В соответствии с поставленной
целью создается программа, определяются
способы коррекции действий. Действия
и операции воплощают цель.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Виды
мотивации:
- Достижений
- Избегания
неудач
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Познавательные
процессы и их роль в медицине.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Познание - общественно-исторический
процесс творческой деятельности людей,
формирующий их знание, на основе, которых
возникают цели и мотивы человеческих
действий. Познание рассматривает практическую
деятельность как основание познания
и как критерий истинности знания.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Уровни познания.
- Существуют два
уровня познания:
- а) чувственное познание: с помощью органов чувств, иначе его
называют непосредственное познание;
- б) рациональное познание: с использованием психологических средств,
в обобщенной форме.
- Сознание и познанию
– явления не тождественные. Сознание
– условие познания. Познание окружающего
мира осуществляется с помощью познавательных
процессов. Познавательные психические
процессы: ощущение, восприятие, мышление;
память, воображение, представления, внимания.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Функции познавательных
процессов:
- а) изучение окружающего
мира;
- б) создание субъективного
образа объективного мира;
- в) разработка
стратегии собственного поведения;
- г) формирование
целей и мотивов человеческих действий.