Лекции по психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:37, курс лекций

Краткое описание

Тема1. Отличия житейского психологического знания от научного психологического знания.
Тема 2. Проблема сознания и бессознательного в психологии и медицине.
Тема 3. Сознание и деятельность в психологии и медицине.
Тема 4 . Познавательные процессы и их роль в медицине.
Тема5. Эмоционально-волевая сфера человека.

Файлы: 1 файл

материал по психологии 1-5 темы.ppt

— 570.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Классификация потребностей:
  • Для выделения видов потребностей в различных психологических школах связано с теоретическими принципами той или иной школы. Попытки создать классификацию потребностей начинаются уже в начале XX в. Немецкий социальный психолог Томас (1924), на основании изучая девушек, занимающихся проституцией, выявил следующие человеческие потребности:
      • потребность в безопасности;
      • потребность в признании;
      • потребность в дружбе;
      • потребность в новом опыте.
  • В конце 30-х годов XX в. в западной психологии выделяли следующие потребности человека (Ю. Петер, 1938):
  • в средствах существования;
  • в свободе;
  • в сексуальном партнере;
  • в вере (идеалы, убеждения).

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Гуманистический психолог А.Х.Маслоу утверждал, что потребности находятся в иерархической связи. Им была предложена пирамида человеческих потребностей.
  • Ступени пирамиды потребностей:
  • Первая ступень: физиологические потребности, т.е. потребности организменные, такие как: дыхание, сексуальная, пищевая, в определенной температуре и пр.
  • Вторая ступень: потребность в надежности. Маслоу отнес сюда и социальные потребности (обеспечение по старости, инвалидности, материальная обеспеченность), и биологические потребности (физическое и психологическое здоровье);
  • Третья ступень: социальные потребности, т. е. потребности в общении, принятии определенной социальной группой, поддержке своей группой и пр.;
  • Четвертая ступень: потребность в уважении, осознании собственного достоинства, признании компетентности, благодарности, одобрении. Для реализации этих потребностей необходимо соответствующее социальное окружение.
  • Пятая ступень: потребность в самоактуализации, самореализации, в развитии в развитии своей личности, в осмыслении своего назначения в мире.

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Элементы программы контроля потребностей:
    • самопознание;
    • контроль образов, соответствующих данной потребности;
    • перестройка социальной микросферы (друзья, ритуалы, ситуации);
    • упражнения, тренировка;
    • переключение на удовлетворение других потребностей;
    • учет биоритмов (периодичности возникновения потребностей).
  • Одной из важнейших потребностей является потребность в обретении смысла жизни

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Следующий компонент структуры деятельности  - мотив. Мотив – опредмеченная потребность. Если потребность находит свой предмет, то мы можем сказать, что потребность становится мотивом. В основе любой целенаправленной деятельности лежит мотив.
  • Определение мотива:
  • предмет, ради которого деятельность осуществляется;
  • психический образ предмета;
  • причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности;
  • совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих его направленность;
  • побуждение к деятельности вызванное той или иной потребностью,
  • побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта и определяющее направление его деятельности.
  • В англоязычной литературе принято более широкое толкование мотива: нечто внутри субъекта (потребность, идея, эмоция, организменное состояние), побуждающее субъекта к действию.

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Блоки структуры мотива:
  • Потребностный      блок      (биологические,      социальные    
  • потребности, долженствование)
  • "Внутреннего фильтра" (интересы склонности, уровень притязания, оценка своих возможностей, нравственный контроль, учет условий достижения целей)
  • Целевой (опредмеченное действие, процесс удовлетворения потребностей, потребностная цель)

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Цель.
  • Осознание потребности в форме мотива приводит к формированию общей стратегической цели деятельности, способа и результата удовлетворения данного мотива.
  • Цель – регулятор деятельности.
  • В теории деятельности цель определяется как прообраз желаемого результата. Имеется в виду сознательный образ. Цель всегда сознательна. Без цели поведение становится импульсивным, плохо управляемым, подчиняющимся непосредственно эмоциям и потребностям. Сознательный образ, т.е. цель удерживается все то время, пока осуществляется действие.

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Действие.
  • Цель задает действие, а действие обеспечивает реализацию цели. Формирование и выбор конкретной цели переводит выполнение деятельности на уровень осуществления промежуточных действий. Через характеристику цели можно характеризовать и действие. Сами цели характеризуются чрезвычайным разнообразием, а главное разномаштабностью. Есть крупные цели, которые членятся на более мелкие, частные цели, те могут дробиться на еще более частные цели и т.д. Соответственно, всякое достаточно крупное действие представляет собой последовательность действий низкого порядка.
  • Действие – относительно законченный элемент деятельности, направляемый на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели.
  • Действие – основная единица анализа деятельности. Сама деятельность является последовательностью действий, которая диктуется логикой социальной и предметной среды.
  • Совокупность действий, которые структурируются вокруг одного мотива и представляют собой последовательность для реализации крупной цели, называют особенной деятельностью.

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Операция.
  • Действие имеет формы выполнения. Операция – способ выполнения действия. Операция характеризует техническую сторону выполнения действия. То, что называют «техникой», ловкостью, сноровкой, умелостью относят почти исключительно к операциональному уровню.
  • Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие. Под «условиями» подразумеваются и внешние обстоятельства, и внутренние свойства самого действующего субъекта.
  • Когда мы говорим о конкретном практическом действии, которое протекает в конкретных условиях, то по сути дела мы говорим об операциях и задачах.
  • Задача – цель, данная в конкретных, определенных условиях.
  • Описывая процесс решения задачи, необходимо указывать действия и операции, реализующие их.
  • Планируемое действие и осуществляемое действие отличаются по своему компонентному составу.
        • Планируемое действие:  Ц --> Д
        • Осуществляемое действие:  Ц в конкретных условиях → Д
  •                            т.е. задача → опер. (З  О).

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Деятельность и другие психические явления
  • В отечественной психологии практически все психические явления рассматриваются с позиций теории деятельности. Иными словами, психические процессы, состояния есть особые виды деятельности либо её компоненты.
  • Любой психический процесс и познавательный, и эмоциональный осуществляется только на основе потребности и направляется мотивом. Любое психическое явление выполняется специальными средствами. Они подбираются в соответствии с той целью, которая поставлена в деятельности. В соответствии с поставленной целью создается программа, определяются способы коррекции действий. Действия и операции воплощают цель.

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Понятие мотивации

 

  • Виды мотивации:
  • Достижений
  • Избегания неудач

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Лекция 4.

 

  • Познавательные процессы и их роль в медицине.

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Познание - общественно-исторический процесс творческой деятельности людей,  формирующий их знание, на основе, которых возникают цели и мотивы человеческих действий. Познание рассматривает практическую деятельность как основание познания и как критерий истинности знания.

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Уровни познания.
  • Существуют два уровня познания:
  • а) чувственное познание: с помощью органов чувств, иначе его называют непосредственное познание;
  • б)  рациональное познание: с использованием психологических средств, в обобщенной форме.
  • Сознание и познанию – явления не тождественные. Сознание – условие познания. Познание окружающего мира осуществляется с помощью познавательных процессов. Познавательные психические процессы: ощущение, восприятие, мышление; память, воображение, представления, внимания.

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Функции познавательных процессов:
  • а) изучение окружающего мира;
  • б) создание субъективного образа объективного мира;
  • в) разработка стратегии собственного поведения;
  • г) формирование целей и мотивов человеческих действий.

Информация о работе Лекции по психологии