Лекции по психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:37, курс лекций

Краткое описание

Тема1. Отличия житейского психологического знания от научного психологического знания.
Тема 2. Проблема сознания и бессознательного в психологии и медицине.
Тема 3. Сознание и деятельность в психологии и медицине.
Тема 4 . Познавательные процессы и их роль в медицине.
Тема5. Эмоционально-волевая сфера человека.

Файлы: 1 файл

материал по психологии 1-5 темы.ppt

— 570.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Интеллект – (от лат. Intellectus – разумение, понимание, постижение)
      • · относительно устойчивая структура умственных способностей (“Психологический словарь”, 1983);
  • · общая познавательная способность, определяющая готовность,  человека к усвоению и использованию знаний и опыта, разумному поведению в проблемных ситуациях (Гамезо М.И. , Домашенко И.А., 1986);
  • · общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности  и лежащая в основе других способностей;
  • · система всех познавательных (когнитивных)  способностей индивида: ощущения, восприятия,  мышление, воображение, памяти, представления;
  • · способность к решению проблем без проб и ошибок в “уме”.

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Ощущение – простейшая форма психического отражения, свойственная и животному, и человеку, обеспечивающая познание отдельных свойств предметов и явлений. (Гамезо М.И., Домашенко И.А.,1986). Ощущение – процесс, переходный от физиологического к психологическому.

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

 

  • Основные функции ощущений
      • 1. Трансформирующая: превращение энергии внешнего воздействия в акт сознания.
  • 2. Структурная: ощущение есть основа более сложных познавательных процессов.
  • 3. Содержательная: представление сенсорного материала для построения чувственных образов
  • Для врача важно знать, что свойства сенсорных процессов зависят от особенностей строения функционирования рецептора; состояния НС и ее сохранности; особенностей раздражителя. У каждого индивида эти составляющие различны, что  определяет индивидуально-типологические особенности чувствительности.

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Классификация ощущений
  • Ощущения классифицируются по принципу модальности, взаимодействию рецепторов с раздражителями, месту расположения рецепторов.
      • I. По ведущему анализатору  (по модальности)
  • - зрительные, - обонятельные, - слуховые,  - вкусовые, - осязательные, - мышечно-суставные,
  • - температурные, - болевые, - органические,  - статико-кинетические.
      • II. По расположению рецепторов:
  • - экстерорецептивные, расположенные в местах контакта с внешней средой;
  • - проприоцептивные, расположенные мышках, суставах;
  • - интрорецептивные, расположенные во внутренних органах.
  • III. По взаимодействию рецепторов с раздражителями
  • - дистантные, воспринимающие сигналы от источников, находящихся на расстоянии от самого рецептора;
  • - контактные, отражающие сигналы от раздражителей при их непосредственном контакте с анализатором.

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Индивидуально-типологические особенности чувствительности (виды чувствительности)
      • 1. Сензитивность – природно-обусловленная  чувствительность отдельных анализаторов.
  • 2. Сенсибилизированность - повышенная чувствительность под влиянием опыта, профессиональной деятельности.
  • Сенсорная организация -  комплекс врожденных и приобретенных   особенностей индивида, проявляющихся в  доминировании ведущего анализатора, в скорости развития НС (первых процессов) и длительности их действия, в силе сенсорной реакции, в интенсивности эмоционального тока.

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Восприятие -  форма целостного психического отражения предметов  и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие считается полноценным психологическим процессом, так как в акте восприятия выражаются и особенности строения и функционирования ЦНС, прошлый опыт человека, особенности его личности.

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Основными свойствами восприятия можно считать:
      • 1. Осмысленность  и обобщенность /Воспринимая предметы и явления, человек осознает, понимает, то, что воспринимается.
      • 2. Предметность восприятия./Психические образы осознаются человеком как реальные объекты, обладающие объективными свойствами.
      • 3. Целостность./Восприятие есть всегда целостный образ, где свойства предметов находятся в постоянной устойчивой зависимости.  В восприятии отражаются устойчивые связи между компонентами предмета или явления.
      • 4. Структурность./Восприятие непростая сумма ощущений. Мы воспринимаем абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру: отражаются устойчивые связи между компонентами предмета или явления.
      • 5. Избирательность/Проявляется в преимущественном выделении одних субъектов по сравнению с другими,  и  из бесчисленных окружающих человека предметов и явлений он выделяет в данный момент лишь некоторые из них, что зависят от потребностей, интересов, деятельности субъекта.
      • 6. Контантность/Мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по цвету, форме, фактуре, величине в разных условиях: при различной освещенности, разного расстояния, разных точек зрения. Объективные качества предметов воспринимаются в неизменном виде.

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Основные функции восприятия
      • 1. Ориентационная функция. Создавая образы предметов и явлений, непосредственно действующих на органы чувств, восприятия в окружающей его среде.
  • 2. Регулирующая функция: обработанная восприятием информация позволяет управлять деятельностью.
  • 3. Структурно-содержательная: восприятие является основной для ряда психологических процессов (мышление, представление, воображение).
  • 4. Экономическая функция: восприятие обеспечивает “пристрастное” видение окружающего мира, являющееся в зависимости от поставленной цели, что позволяет эффективно осуществлять деятельность и сберегать психологические ресурсы.
  • 5. Участие в обеспечении целостности личности: образы восприятии связаны с прошлым опытом и отражают не явления, которые существуют в настоящем, выделяя в них аспекты значимые для будущего.

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Виды восприятия различают по следующим основаниям
  • I. По ведущему анализатору:
  • II. По форме существования материи:
  • -III.  По форме психической активности:
  • IV. По структуре:

 

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Мышление - наиболее обобщенная форма психического отражения, устанавливающая связи  и  отношения между познаваемыми объектами.

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Мыслительная деятельность проходит ряд этапов, или стадий:
      • a. стадию предварительной ориентировки в условиях задачи;
  • b. стадию формирования программы и выбора средств решения задачи (стадию выбора общей стратегии решения);
  • c. стадию непосредственного осуществления различных операций, направленных на решение задачи;
  • d. стадию контроля за промежуточным и конечным результатами;
  • e. стадию сличения конечного результата с условиями задачи и ожидаемым результатом.

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • а) Обобщенность.
  • Обобщенности способствует то, что мышление носит знаковый характер, выражается словом
  • б) Опосредованность.
  • Благодаря опосредованности оказывается возможным  познать то, что непосредственно в  восприятии не дано
  • в) Связь с чувственным познанием, т.е. ощущениями и восприятием

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Основные функции мышления:
      • 1. Интегрирующая: мышление играет роль объединяющего начала и регулятора всей психической деятельности в целом.
  • 2. Упорядочивания: с помощью мышления устанавливаются общие взаимосвязи.
  • 3. Сущностная: данная функция выражается в понимании сущности конкретных явлений как разновидности определенного класса явлений.
  • 4. Обобщающая: благодаря этой функции происходит обобщение свойств однородной группы либо обнаружение единых свойств нескольких групп.
  • 5. Регулирующая: регулирует поведение и деятельность человека, направляет её на решение поставленных задач.
  • Мышление имеет различные виды и формы.

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Классификация мышления.
      • 1. Виды мышления по форме / генетическая характеристика:
  • а) наглядно- действительное.
  • б) наглядно – образное,
  • в) абстрактно – логическое.
      • 2. Виды мышления по степени новизны и оригинальности:
  • а) репродуктивное (воспроизводящее),
  • б) продуктивное (творческое).
      • 3. Виды мышления по характеру решаемых задач:
  • а) теоретическое, с его помощью решаются теоретические задачи.
  • б) практическое/ эмпирическое, позволяющее решать практически.                    
      • 4. Виды по степени развернутости:
  • а) дискурсивное (развернутое, структурированное, осознанное)
  • б) интуитивное (малоосознаваемое, отсутствует четкая структуризация, протекает быстро).
  • 5. По вкладу каждого полушария в мыслительную деятельность:
  • а) правополушарное мышление,
  • б) левополушарное мышление.

Информация о работе Лекции по психологии