Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Интеллект – (от лат. Intellectus
– разумение, понимание, постижение)
- · относительно устойчивая структура умственных способностей
(“Психологический словарь”, 1983);
- · общая познавательная способность, определяющая готовность, человека к усвоению и использованию знаний и опыта, разумному поведению в проблемных ситуациях (Гамезо М.И. , Домашенко И.А., 1986);
- · общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей;
- · система всех познавательных
(когнитивных) способностей индивида: ощущения, восприятия, мышление, воображение, памяти, представления;
- · способность к решению проблем без проб и ошибок в “уме”.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Ощущение – простейшая
форма психического отражения, свойственная
и животному, и человеку, обеспечивающая
познание отдельных свойств предметов
и явлений. (Гамезо М.И., Домашенко И.А.,1986).
Ощущение – процесс, переходный от физиологического
к психологическому.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Основные функции
ощущений
- 1. Трансформирующая: превращение энергии внешнего воздействия в акт сознания.
- 2. Структурная: ощущение есть основа более сложных познавательных процессов.
- 3. Содержательная: представление сенсорного материала для построения чувственных образов
- Для врача важно знать, что свойства сенсорных процессов зависят от особенностей строения функционирования рецептора; состояния НС и ее сохранности; особенностей раздражителя. У каждого индивида эти составляющие различны, что определяет индивидуально-типологические особенности чувствительности.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Классификация
ощущений
- Ощущения классифицируются
по принципу модальности, взаимодействию
рецепторов с раздражителями, месту расположения
рецепторов.
- I. По ведущему анализатору (по модальности)
- - зрительные, - обонятельные, - слуховые, - вкусовые, - осязательные, - мышечно-суставные,
- - температурные, - болевые, - органические, - статико-кинетические.
- II. По расположению рецепторов:
- - экстерорецептивные, расположенные в местах контакта с внешней средой;
- - проприоцептивные, расположенные мышках, суставах;
- - интрорецептивные, расположенные во внутренних органах.
- III. По взаимодействию рецепторов с раздражителями
- - дистантные, воспринимающие сигналы от источников, находящихся на расстоянии от самого рецептора;
- - контактные, отражающие сигналы от раздражителей при их непосредственном контакте с анализатором.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Индивидуально-типологические
особенности чувствительности (виды чувствительности)
- 1. Сензитивность – природно-обусловленная чувствительность отдельных анализаторов.
- 2. Сенсибилизированность
- повышенная чувствительность под влиянием опыта, профессиональной деятельности.
- Сенсорная организация - комплекс врожденных и приобретенных особенностей индивида, проявляющихся в доминировании ведущего анализатора, в скорости развития НС
(первых процессов) и длительности их действия, в силе сенсорной реакции, в интенсивности эмоционального тока.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Восприятие - форма целостного
психического отражения предметов
и явлений при их непосредственном воздействии
на органы чувств. Восприятие считается
полноценным психологическим процессом,
так как в акте восприятия выражаются
и особенности строения и функционирования
ЦНС, прошлый опыт человека, особенности
его личности.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Основными
свойствами восприятия можно считать:
- 1. Осмысленность и обобщенность /Воспринимая
предметы и явления, человек осознает,
понимает, то, что воспринимается.
- 2. Предметность восприятия./Психические
образы осознаются человеком как реальные
объекты, обладающие объективными свойствами.
- 3. Целостность./Восприятие есть всегда
целостный образ, где свойства предметов
находятся в постоянной устойчивой зависимости.
В восприятии отражаются устойчивые связи
между компонентами предмета или явления.
- 4. Структурность./Восприятие непростая
сумма ощущений. Мы воспринимаем абстрагированную
из этих ощущений обобщенную структуру:
отражаются устойчивые связи между компонентами
предмета или явления.
- 5. Избирательность/Проявляется в преимущественном
выделении одних субъектов по сравнению
с другими, и из бесчисленных окружающих
человека предметов и явлений он выделяет
в данный момент лишь некоторые из них,
что зависят от потребностей, интересов,
деятельности субъекта.
- 6. Контантность/Мы воспринимаем окружающие
предметы как относительно постоянные
по цвету, форме, фактуре, величине в разных
условиях: при различной освещенности,
разного расстояния, разных точек зрения.
Объективные качества предметов воспринимаются
в неизменном виде.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Основные функции
восприятия
- 1. Ориентационная функция. Создавая образы предметов и явлений, непосредственно действующих на органы чувств, восприятия в окружающей его среде.
- 2. Регулирующая функция: обработанная восприятием информация позволяет управлять деятельностью.
- 3. Структурно-содержательная: восприятие является основной для ряда психологических процессов (мышление, представление, воображение).
- 4. Экономическая функция: восприятие обеспечивает “пристрастное” видение окружающего мира, являющееся в зависимости от поставленной цели, что позволяет эффективно осуществлять деятельность и сберегать психологические ресурсы.
- 5. Участие в обеспечении целостности личности: образы восприятии связаны с прошлым опытом и отражают не явления, которые существуют в настоящем, выделяя в них аспекты значимые для будущего.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Виды восприятия различают по
следующим основаниям
- I. По ведущему анализатору:
- II. По форме существования материи:
- -III. По форме психической активности:
- IV. По структуре:
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Мышление - наиболее обобщенная
форма психического отражения, устанавливающая
связи и отношения между познаваемыми
объектами.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Мыслительная
деятельность проходит ряд этапов, или
стадий:
- a. стадию предварительной ориентировки в условиях задачи;
- b. стадию формирования программы и выбора средств решения задачи (стадию выбора общей стратегии решения);
- c. стадию непосредственного осуществления различных операций, направленных на решение задачи;
- d. стадию контроля за промежуточным и конечным результатами;
- e. стадию сличения конечного результата с условиями задачи и ожидаемым результатом.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- а) Обобщенность.
- Обобщенности
способствует то, что мышление носит знаковый
характер, выражается словом
- б) Опосредованность.
- Благодаря опосредованности оказывается
возможным познать то, что непосредственно
в восприятии не дано
- в) Связь с чувственным
познанием, т.е. ощущениями и восприятием
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Основные функции
мышления:
- 1. Интегрирующая: мышление играет роль объединяющего начала и регулятора всей психической деятельности в целом.
- 2. Упорядочивания: с помощью мышления устанавливаются общие взаимосвязи.
- 3. Сущностная: данная функция выражается в понимании сущности конкретных явлений как разновидности определенного класса явлений.
- 4. Обобщающая: благодаря этой функции происходит обобщение свойств однородной группы либо обнаружение единых свойств нескольких групп.
- 5. Регулирующая: регулирует поведение и деятельность человека, направляет её на решение поставленных задач.
- Мышление имеет различные виды и формы.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Классификация
мышления.
- 1. Виды мышления по форме / генетическая характеристика:
- а) наглядно- действительное.
- б) наглядно – образное,
- в) абстрактно – логическое.
- 2. Виды мышления по степени новизны и оригинальности:
- а) репродуктивное (воспроизводящее),
- б) продуктивное
(творческое).
- 3. Виды мышления по характеру решаемых задач:
- а) теоретическое, с его помощью решаются теоретические задачи.
- б) практическое/ эмпирическое, позволяющее решать практически.
- 4. Виды по степени развернутости:
- а) дискурсивное
(развернутое, структурированное, осознанное)
- б) интуитивное (малоосознаваемое, отсутствует четкая структуризация, протекает быстро).
- 5. По вкладу каждого полушария в мыслительную деятельность:
- а) правополушарное мышление,
- б) левополушарное мышление.