Лекции по психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:37, курс лекций

Краткое описание

Тема1. Отличия житейского психологического знания от научного психологического знания.
Тема 2. Проблема сознания и бессознательного в психологии и медицине.
Тема 3. Сознание и деятельность в психологии и медицине.
Тема 4 . Познавательные процессы и их роль в медицине.
Тема5. Эмоционально-волевая сфера человека.

Файлы: 1 файл

материал по психологии 1-5 темы.ppt

— 570.50 Кб (Скачать)

    

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • 6.      Виды памяти по семантической организации
    • неосмысленная (механическая);
    • семантически-организованная, где применяются специальные приёмы для создания организации смысловых блоков и тем.
  •       7.    Виды памяти  по характеру самого материала запоминания:
    • эпизодическая память получает и хранит информацию об эпизодах либо целостных событиях жизни. Здесь сохраняются целостные образы и ощущения как «автобиографические вехи». Информация эпизодической памяти теряется по мере поступления новой информации.
    • семантическая память, или память на слова, понятия, правила абстрактные идеи. Семантическая память организует знания человека о вербальных символах и понятиях. Она более устойчива, чем семантическая память.
  •      Итак, мы видим, что память человека разнообразна и неоднородна. В каждом из видов памяти имеет место специфическое протекание операций и место этих операций в реализации вида памяти.

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Операции памяти.
  • Рассматривая память как мнестическую деятельность следует в ней выделить конкретные операции. К ним относятся операции
  • запоминание (запечатление),
  • сохранение,
  • воспроизведение,
  • забывание,
  • восстановление.

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Механизмы памяти.
  • Вопрос о механизмах памяти сложен и является предметом ряда наук – физиологии, биохимии, психологии:
  • физиологическое объяснение – образование нервных связей (ассоциаций);
  • биохимическое объяснение – память связана с изменением состава РНК  и  других биохимических структур;
  • психологическая трактовка – память зависит от характера деятельности и направленности личности.

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Составляющие продуктивности памяти
  • объем;
  • точность;
  • быстрота;
  • длительность сохранения;
  • готовность материала к актуализации

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

 

  • Лекция 5.

 

  • Эмоционально-волевая сфера человека.

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Эмоциональные явления – особый класс психологических процессов и состояний, связанных с инстинктами, мотивами, потребностями, отражающий в форме непосредственных переживаний (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений, ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Эмоции служат одним из механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворения актуальных потребностей.

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Современные представления об эмоциях.
  • В современной общей психологии эмоции рассматриваются как сложные многоаспектные психологические образования, выполняющие отражательные и регуляторные функции. Одной из основных особенностей эмоций можно считать их непосредственную представленность субъекту отношений между потребностью и возможностью её удовлетворения.

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Сами эмоции не могут отожествляться с познавательными процессами, но они имеют важнейшее значение для реализации познавательных процессов.
  • эмоции направляют внимание на те или иные явления;
  • позволяют закрепить, оценить адекватность выполняемых действ;
  • организуют или дезорганизуют протекание познавательных процессов;
  • предвосхищают познавательный результат, способствуют направленному течению мысли.  
  • Осознание эмоций связано с возможностью их произвольной регуляции.

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • каждая эмоция состоит из трёх компонентов:
  • 1) внутренних переживаний (переживание субъективной неповторимости),
  • 2) поведенческих реакций (дрожь, усиление тонуса, поза, мимика, крик),                                       
  •  3) физиологических процессов (повышение АД, потоотделение, спазм сосудов, напряжение мускулатуры, сердцебиение).

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Функции эмоций
  • (по В. К. Вилюпану и В. В. Петухову)
  • Как психические явления эмоции играют важнейшую роль в психическом отражении. Их роль и значимость в психическом отражении связана с теми функциями. Которые они реализуют. К функциям эмоций относятся следующие:
  • Оценочная.
  • Разрешения ситуаций.
  • Коммуникативная.
  • Экспрессивная.
  • Активирующая.
  • Закрепление следообразования.
  • Предвосхищающая.
  • Мобилизующая (побуждающая).
  • Организующая.
  • Структурирующая.
  • Эвристическая.
  • Сигнальная.

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Факторы, определяющие эмоции.
  • Возникновение, протекание особенности проявления эмоции зависят от ряда причин, или факторов, её определяющих:
  • а) характер получаемой из вне информации;
  • б) степень новизны информации;
  • в) степень достоверности информации;
  • г) вероятность удовлетворения актуализированной потребности;
  • д) уровень активации организма (если он слишком высок, то остаток активации переносится на последующую эмоцию, которая усиливается);
  • е) особенности восприятия ситуации в целом (определяет направленность эмоции);
  • ж) уровень умственного развития;
  • з) предшествующий акт.

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Классификация эмоций
  • Эмоциональные состояния и процессы имеют свои особенности. Среди них можно назвать:
  • эмоциональная устойчивость;
  • эмоциональная возбудимость;
  • эмоциональный тонус;
  • эмоция реакций (сила, темп, ритм).
  • В соответствии с веделенными особенностями эмоций их можно классифицировать.
  • Эмоции как сложные системные образования характеризуются несколькими параметрами:
  • а) модальностью, связью с базальной потребностью;
  • б) знаком;
  • в) интенсивностью;
  • г) длительностью;
  • д) реактивностью, т.е. быстротой возникновения или изменения эмоции;
  • е) степенью осознанности;
  • ё) степенью произвольного контроля.

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • . Эмоциональные явления, с выраженным биологическим компонентом:
  •       аффекты;
  • настроения;
  • стрессы;                     
  • страсти;
  • фрустрация.
  • II. Эмоциональные явления, имеющие социальную обусловленность:
  • - собственно эмоции;
  • - чувства.

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Аффект – особый вид эмоций отличающихся большой силой, способностью подавлять другие эмоции и навязывать определенный закрепившийся способ «аварийного» разрешения ситуации. Аффекты – сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными  изменениями.
  • Аффекты развиваются в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из возникающих ситуаций. Обладая свойствами доминанты, аффект тормозит не связанные с ним психические процессы и «навязывает» тот или иной стереотипный способ «аварийного» разрешения ситуаций, сложившийся в биологической эволюции и оправдавший себя лишь в типичных биологических условиях.
  • Таким образом,   особенности аффектов:                 
  • кратковременность,
  • плохая структурированность,
  • слабая осознаваемость ,
  • интенсивность, выраженность

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Настроение – более или менее устойчивое, продолжительное, общее, без определенной интенции  эмоциональное состояние, окрашивающее в течение некоторого времени все поведение и все переживания человека. Настроение характеризуется безотчетностью, слабой выраженностью, способностью приобретать значительную интенсивность. Настроение сопровождается эмоциональным тоном положительным или отрицательным.
  • Настроение в различной степени влияет на все психические процессы, протекающие в данный отрезок времени. Настроение, будучи вызванным определенной причиной, проявляется в особенностях эмоционального отклика на воздействия любого характера.                             
  •       Особенности настроения:
  • длительность;
  • безотчетность, неясность, т. е. невысокая осознанность;
  • слабая интенсивность;
  • влияние на мысли и действия.

Информация о работе Лекции по психологии