Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Формы мышления:
- Понятие
- Суждение
- Умозаключение
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Воображение - это
- а)
психический процесс создания образа
предмета или ситуации путем перестройки
имеющихся представлений;
- б)
форма психологического отражения,
состоящего в создании образов на основе
ранее сформированных представлений.
- Воображение
выражается
- в
создании программ деятельности, когда
проблемная ситуация неопределенна;
- в
построении образа конечного результата
предметной деятельности; в создании образа,
соответствующего описанию объекта.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Процессы
воображения имеют аналитико-синтетический
характер, как и процессы памяти, мышления,
восприятия. Основная тенденция воображения
– преобразование представлений памяти,
обеспечивающие, в конечном счете, создание
заведомо новой, ранее не возникшей ситуации.
- Сущность
воображения, если говорить о его механизмах, - преобразование
представлений, создание новых образов
на основе имеющихся.
- Воображение
есть отражение реальной действительности
в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях
и связях
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Функции
воображения.
- Будучи
психологическим явлением, воображение
выполняет определенные психические функции.
К основным
функциям воображения можно отнести:
- Планирование
и программирование деятельности.
- Формирование
внутреннего плана человеческой деятельности.
- Произвольная
реализация познавательных процессов
и состояний человека.
- Регулирование
эмоций человека.
- Представление
действительности в образах и составлении
возможности пользоваться ими, решая задачи.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Механизмы
синтеза представлений в процессах воображения:
- а)
агглютинация – соединение несоединимых
в реальности качеств, свойств, частей
предметов;
- б)
гиперболизация (акцентирование) – увеличение
или уменьшение предмета и его частей;
- в)
заострение - подчеркивание каких-либо
признаков;
- г)
схематизация – сглаживания различий
предметов и выявление черт сходства между
ними;
- д)
типизация – выявление существенного,
повторяющегося в однородных явлениях
и воплощении их в конкретном образе.
- .
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Внимание
- Качества
внимания.
- Внимание
обладает рядом свойств, или качеств, характеризуют
его. К таким свойствам относят:
- Активность,
связь с волевой регуляцией, в соответствии с этим качеством различают
- а)
произвольное (зависит от воли) внимание;
- б)
непроизвольное (независимое от воли)
внимание.
- Направленность, определяющая
на какой мир внешний или внутренний преимущественно
направлено внимание.
- а)
внешнее внимание адресовано раздражителям
внешнего мира;
- б)
внутреннее направлено в явлениям, не
связанным с наличными раздражителями.
- Широта. Эта характеристика
является не только количественной, но
и качественной. Она включает показатели
- а)
объема, т.е. количество объектов, которые
могли быть охвачены вниманием одновременно
и
- б)
распределение (возможность удерживать
в сфере внимания несколько объектов).
- Переключаемость есть намеренный
перенос внимания с одного объекта на
другой. Различают две разновидности переключаемости
- а)
легкая переключаемость, когда сознание
без особых усилий переводится с объекта
на объект, что позволяет быстро и качественно
осуществлять деятельность;
- б)
трудная переключаемость, при которой
отмечаются застревания сознания на объектах,
способах деятельности, отдельных образах
или частях объекта.
- Интенсивность,
или концентрация.
- Концентрация
– степень сосредоточения внимания на
объекте. Концентрация на объекте может
быть
- а)
высокой, т. е. человек сосредоточил все
свое внимание на одном явлении или событии
и практически не замечает окружающего;
- б)
низкой, при которой степень сосредоточения
на явлении незначительна.
- Устойчивость. Устойчивостью
называют длительность сосредоточения
внимания на объекте. В соответствии с
данной характеристикой внимание может
быть охарактеризовано как
- а)
устойчивое, длительное сосредоточение
на явлении, предмете, образе; б) неустойчивое,
где время рассмотрения психического
явления непродолжительно, и внимание
переходит от одного объекта к другому
помимо воли самого человека.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Классификация
видов внимания.
- Основаниями
для объединения в группы видов внимания
может быть:
- Предмет,
материал деятельности. Согласно данному основанию выделяют
виды внимания
- а)
сенсорно – рецептивное внимание;
- б)
интеллектуальное внимание;
- в)
двигательное внимание;
- г)
эмоциональное внимание.
- Направленность
активности. Согласно данному основанию выделяют
виды внимания
- а)
внешненаправленное внимание;
- б)
внутренненаправленное внимание.
- Характер
отраженных связей и отношений. Согласно данному основанию выделяют
виды внимания
- а)
эмпирическое;
- б)
теоретическое.
- Ведущий
анализатор, принимающий участие в апперцептивной
деятельности. Согласно данному основанию
выделяют виды внимания
- -
зрительное; - моторное;
- -
слуховое; - тактильное;
- -
обонятельное; - вкусовое.
- Степень
участия волевой регуляции. Согласно данному
основанию выделяют виды внимания- произвольное,
непроизвольное, постпроизвольное
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Основные
функции внимания
- Активация
нужных и торможение ненужных в данный
момент психологических и физиологических
процессов.
- Обеспечение
избирательной и длительной сосредоточенности
психической активности на одном и том
же объекте или виде деятельности.
- Способствование
организованному и целенаправленному
отбору поступающей в организм информации
в соответствии с его актуальными потребностями.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Факторы, определяющие внимание
- Факторы,
характеризующие структуру внешних раздражителей
(структуру внешнего поля)
- Факторы,
относящиеся к деятельности самого субъекта
(структура внутреннего поля)
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Память.
- Память
и её роль в отражении объективного мира.
- Память
– форма
психического отражения, заключающаяся
в закреплении, сохранении и последующем
воспроизведении прошлого опыта.
- Памятью
называется сохранение информации о раздражителе
после того, как его действие уже прекратилось.
Это общее определение памяти подходит
к самым различным ее проявлениям. В настоящее
время различают память как биологическую
функцию и память как функцию психологическую.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Основными
характеристиками памяти как биологической и психической функции
являются
- длительность
формирования следов,
- их
прочность и продолжительность удержания,
- объем
запечатлеваемого материала,
- точность
его считывания,
- особенности
воспроизведения
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Функции
памяти:
- Расширение
познавательных возможностей человека.
- Обеспечение
целостности и развития личности.
- Планирование
и предвосхищение будущего, т.к. память
создает установку на будущее.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Классификация
видов памяти.
- Виды
памяти подразделяются в зависимости
от ведущего анализатора; от предмета,
материала деятельности протекания процесса;
от формы психической активности.
- Виды
памяти по ведущему анализатору
- зрительная,
- обонятельная,
- вкусовая,
- слуховая,
- тактильная.
- Виды
памяти, различающиеся по предмету, материалу
деятельности:
- двигательная,
- эмоциональная,
- образная,
- вербальная.
- Виды
памяти по продолжительности удержания
информации:
- мгновенная,
длящуюся несколько секунд;
- кратковременная,
длящуюся несколько минут;
- долговременная, длительное хранение информации, иногда
в течение многих лет.
- Виды
памяти по характеру целей запоминания
/ волевым усилиям
- произвольная,
при которой ставится сознательная цель
запомнить что-либо;
- непроизвольная,
когда запоминание происходит само без
значительных волевых усилий, отсутствует
мнемическая задача, запоминание сопровождает
другую деятельность.
- Непроизвольная
память является генетически первичной.
Исследование П.И. Зинченко показали, что
непроизвольное запоминание может быть
более эффективным, чем произвольное,
в тех случаях, когда оно осуществляется
в процессе интенсивной мыслительной
деятельности.
- Виды
памяти по степени использования средств
запоминания:
- непосредственная,
без использования особых средств и приёмов
запоминания;
- опосредованная,
с применением средств (узелков, меток,
рисунков) и приёмов (повторение, составление
плана, схематизация и др.) с целью лучшего
сохранения.