Лекции по психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:37, курс лекций

Краткое описание

Тема1. Отличия житейского психологического знания от научного психологического знания.
Тема 2. Проблема сознания и бессознательного в психологии и медицине.
Тема 3. Сознание и деятельность в психологии и медицине.
Тема 4 . Познавательные процессы и их роль в медицине.
Тема5. Эмоционально-волевая сфера человека.

Файлы: 1 файл

материал по психологии 1-5 темы.ppt

— 570.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Формы мышления:
  • Понятие
  • Суждение
  • Умозаключение

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Воображение - это
  • а) психический процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений;
  • б) форма психологического  отражения, состоящего в создании образов на основе ранее сформированных представлений.
  • Воображение выражается
  • в создании программ деятельности, когда проблемная ситуация неопределенна;
  • в построении образа конечного результата предметной деятельности; в создании образа, соответствующего описанию объекта.

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер, как и процессы памяти, мышления, восприятия. Основная тенденция воображения – преобразование представлений памяти, обеспечивающие, в конечном счете, создание заведомо новой, ранее не возникшей ситуации.
  • Сущность воображения, если говорить о его механизмах, - преобразование представлений, создание новых образов на основе имеющихся.
  • Воображение есть отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Функции воображения.
  • Будучи психологическим явлением, воображение выполняет определенные психические функции. К основным функциям воображения можно отнести:
  • Планирование и программирование деятельности.
  • Формирование внутреннего плана человеческой деятельности.
  • Произвольная реализация познавательных процессов и состояний человека.
  • Регулирование эмоций человека.
  • Представление действительности в образах и составлении возможности пользоваться ими, решая задачи.

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Механизмы  синтеза представлений в процессах воображения:
  • а) агглютинация – соединение несоединимых в реальности качеств, свойств, частей предметов;
  • б) гиперболизация (акцентирование) – увеличение или уменьшение предмета и его частей;
  • в) заострение - подчеркивание каких-либо признаков;
  • г) схематизация – сглаживания различий предметов и выявление черт сходства между ними;
  • д) типизация – выявление существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощении их в конкретном образе.
  • .

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Внимание
  • Качества внимания.
  • Внимание обладает рядом свойств, или качеств, характеризуют его.  К таким свойствам относят:
  • Активность, связь с волевой регуляцией, в соответствии с этим качеством различают
  • а) произвольное (зависит от воли) внимание;
  • б) непроизвольное (независимое от воли) внимание.
  • Направленность, определяющая на какой мир внешний или внутренний преимущественно направлено внимание. 
  • а) внешнее внимание адресовано раздражителям внешнего мира;
  • б) внутреннее направлено в явлениям, не связанным с наличными раздражителями. 
  • Широта. Эта характеристика является не только количественной, но и качественной. Она включает показатели
  • а) объема, т.е. количество объектов, которые могли быть охвачены вниманием одновременно и
  • б) распределение (возможность удерживать в сфере внимания несколько объектов).
  • Переключаемость есть намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Различают две разновидности переключаемости
  • а) легкая переключаемость, когда сознание без особых усилий переводится с объекта на объект, что позволяет быстро и качественно осуществлять деятельность;
  • б) трудная переключаемость, при которой отмечаются застревания сознания на объектах, способах деятельности, отдельных образах или частях объекта.
  • Интенсивность, или  концентрация.
  • Концентрация – степень сосредоточения внимания на объекте. Концентрация на объекте может быть
  • а) высокой, т. е. человек сосредоточил все свое внимание на одном явлении или событии и практически не замечает окружающего;
  • б) низкой, при которой степень сосредоточения на явлении незначительна.
  • Устойчивость. Устойчивостью называют длительность сосредоточения внимания на объекте. В соответствии с данной характеристикой внимание может быть охарактеризовано как 
  • а)  устойчивое, длительное сосредоточение на явлении, предмете, образе;  б)  неустойчивое, где время рассмотрения психического явления непродолжительно, и внимание переходит от одного объекта к другому помимо воли самого человека.

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Классификация видов внимания.
  • Основаниями для объединения в группы видов внимания может быть:
  • Предмет, материал деятельности. Согласно данному основанию выделяют виды внимания
  • а) сенсорно – рецептивное внимание;
  • б) интеллектуальное внимание;
  • в) двигательное внимание;
  • г) эмоциональное внимание.
  • Направленность активности. Согласно данному основанию выделяют виды внимания
  • а) внешненаправленное внимание;
  • б) внутренненаправленное внимание.
  • Характер отраженных связей и отношений. Согласно данному основанию выделяют виды внимания
  • а) эмпирическое;
  • б) теоретическое.
  • Ведущий анализатор, принимающий участие в апперцептивной деятельности. Согласно данному основанию выделяют виды внимания
  • - зрительное;  - моторное;
  • - слуховое;    - тактильное;
  • - обонятельное;   - вкусовое.
  • Степень участия волевой регуляции. Согласно данному основанию выделяют виды внимания- произвольное, непроизвольное, постпроизвольное

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Основные функции внимания
  • Активация нужных и торможение ненужных в данный момент психологических и физиологических процессов.
  • Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
  • Способствование организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Факторы, определяющие внимание
  • Факторы, характеризующие структуру внешних раздражителей (структуру внешнего поля)
  • Факторы, относящиеся к деятельности самого субъекта (структура внутреннего поля)

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Память.
  • Память и её роль в отражении объективного мира.
  • Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта.
  • Памятью называется сохранение информации о раздражителе после того, как его действие уже прекратилось. Это общее определение памяти подходит к самым различным ее проявлениям. В настоящее время различают память как биологическую функцию и память как функцию психологическую.

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Основными характеристиками памяти как биологической и психической функции являются
    • длительность формирования следов,
    • их прочность и продолжительность удержания,
    • объем запечатлеваемого материала,
    • точность его считывания,
  • особенности воспроизведения

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Функции памяти:
  • Расширение познавательных возможностей человека.
  • Обеспечение целостности и  развития личности.
  • Планирование и предвосхищение будущего, т.к. память создает  установку на будущее.

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Классификация видов памяти.
  • Виды памяти подразделяются в зависимости от ведущего анализатора; от предмета, материала деятельности протекания процесса; от формы психической активности.
  • Виды памяти по ведущему анализатору
  • зрительная,   
  • обонятельная,    
  • вкусовая,
  • слуховая,  
  • тактильная.
  • Виды памяти, различающиеся по предмету, материалу деятельности:
  • двигательная,
  • эмоциональная,  
  • образная,
  • вербальная.
  • Виды памяти по продолжительности удержания информации:
  • мгновенная, длящуюся несколько секунд;
  • кратковременная, длящуюся несколько минут;
  • долговременная, длительное хранение информации, иногда в течение многих лет.
  • Виды памяти по характеру целей запоминания / волевым усилиям
  • произвольная, при которой ставится сознательная цель запомнить что-либо;
  • непроизвольная, когда запоминание происходит само без значительных волевых усилий,  отсутствует мнемическая задача, запоминание сопровождает другую деятельность.
  • Непроизвольная память является генетически первичной. Исследование П.И. Зинченко показали, что непроизвольное запоминание может быть более эффективным, чем произвольное, в тех случаях, когда оно осуществляется в процессе интенсивной мыслительной деятельности.
  • Виды памяти по степени использования средств запоминания:
  • непосредственная, без использования особых средств и приёмов запоминания;
  • опосредованная, с применением средств (узелков, меток, рисунков) и приёмов (повторение, составление плана, схематизация и др.) с целью лучшего сохранения.

Информация о работе Лекции по психологии