Лекции по психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:37, курс лекций

Краткое описание

Тема1. Отличия житейского психологического знания от научного психологического знания.
Тема 2. Проблема сознания и бессознательного в психологии и медицине.
Тема 3. Сознание и деятельность в психологии и медицине.
Тема 4 . Познавательные процессы и их роль в медицине.
Тема5. Эмоционально-волевая сфера человека.

Файлы: 1 файл

материал по психологии 1-5 темы.ppt

— 570.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Стресс - неспецифическая реакция организма на любое требование из вне. Стресс можно рассматривать как систему напряжений, функциональное значение которых в мобилизующем влиянии на деятельность.
  • Этапы стресса:
  • Стадия тревоги. Активизируется симпатическая НС, характерны физиологические изменения, подготавливающие организм.
  • Стадия сопротивления. Организм расходует имеющиеся у него резервы.
  • Стадия истощения. Резервы организма значительно уменьшаются.

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Страсть – форма эмоциональных состояний человека, сильное стойкое всеохватывающее чувство, доминирующее над другими  побуждениями человека, и приводящее к сосредоточению на предмете всех устремлений и сил. Страсть выражается в порыве, увлеченности, сосредоточенности, собранности помыслов и сил, направленных на цель.
  • Причины возникновения страстей разнообразны: они могут определяться идейными убеждениями, исходить из телесных влечений, иметь патологическое происхождение. Страсть может быть принята личностью, а может осуждаться ею, восприниматься как что-то нежелательное.
  • Особенности страстей:
  • продолжительность;
  • осознанность;
  • яркая выраженность проявления;
  • нечеткая структурированность.
  • Единство нравственного, разумного начала и страсти нередко выступают движущей силой открытий и по

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Фрустрация – психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания.
  • Состояние фрустрации сопровождается отрицательными переживаниями: разочарованием, тревогой, отчаянием. Фрустрация возникает в ситуации конфликта, когда удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или труднопреодолимые преграды. Фрустрацию можно рассматривать как одну из форм психологического стресса

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Собственно эмоции – это эмоциональные реакции на вспоминаемые, свершившиеся и на вероятные, ожидаемые события.
  • В силу адекватного характера они способны предвосхитить ситуацию и события, которые реально ещё не наступили или произошли в прошлом, причём не обязательно с самим субъектом. Собственно эмоции могут смещаются к началу действия и предвосхищать результат, носить опережающий характер, отражая в форме обобщенной субъективной оценки личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека.
  • Собственно эмоции имеют ряд характерных особенностей, отличающих их от эмоциональных явлений с преобладающими биологическими составляющими.
  • Особенности собственно эмоций:
  • а) может слабо проявляться внешне;
  • б) имеют идеаторный характер, т. е. способны предвосхищать ситуации и события;
  • в) могут обобщаться и передаваться;
  • г) имеют ситуативный характер, т. е. выражают оценочное отношение субъекта к складывающимся или возможным ситуациям; к своей деятельности, к своим проявлениям в этих ситуациях;
  • д) выражаются в зависимости от социальной культуры, опыта индивида;
  • е) воспринимаются как состояния моего «я» (осознаваемы);
  • ж) хорошо структурированы.

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Чувства – устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в потребностях, мотивах. Это внешний продукт эмоциональных процессов. Эмоциональные состояния, такие как чувства, имеют выраженный предметный характер. Они устойчивы, социальны по происхождению. Порождаются миром объективных явлений, т.е. имеют строго причинно-обусловленную природу

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Основные фундаментальные эмоции человека.
  • Радость – положительное эмоциональное состояние. Возникает при возможности полного удовлетворения потребности, вероятность чего до этого момента была невелика или непреодолима.
  • Удивление – эмоция возникает при внезапности, тормозит все предыдущие эмоции, направляет внимание на объект, может перейти в интерес. Подготавливает к эффективному взаимодействию с новым.
  • Гнев – отрицательная эмоция. Протекает чаще в виде аффекта, вызываемыми внезапными серьезными препятствиями на пути для субъекта потребности.
  • Отвращение – отрицательное эмоциональное состояния, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в противоречие с идеологическими нравственными и эстетическими принципами и установками человека.

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Основные фундаментальные эмоции человека.
  • .
  • Стыд – отрицательное состояние, выражающиеся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
  • Интерес – позитивная познавательная эмоция, обеспечивает работоспособность, необходима для творчества. Интерес поддерживает эволюционные устремления, стабилизирует отношения, способствует развитию интеллекта.

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Основные фундаментальные эмоции человека.
  • Печаль – возникает в результате разочарования чего-либо, утраты. Замедляет общий темп жизни человека, дает ему возможность «оглянуться назад», вызывает потребность восстановить утраченные функции, формирует эмпатию.
  • Презрение – враждебная эмоция, это больше чем безразличие или равнодушие, оно сопровождается чувством ценности и значимости собственного «я» по сравнению «я» другого человека. Презрение не позволяет воспринимать жизнь во всей полноте.
  • Тревога – комбинация эмоциональных паттернов (по К. Э. Царду), эмоциональное состояние возникающее в ситуациях неопределенной опасности. Проявляется в ожидании неблагополучного развития событий. Тревога – генерализованный, беспричинный страх.

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Основные фундаментальные эмоции человека.
  • .
  • Смущение – переживание беззащитности в ситуации социального взаимодействия. Смущение предохраняет от излишне легкого вступления в контакт, позволяет удерживаться на безопасном расстоянии.
  • Любовь – чувство, включающее чувствительный и когнитивный компоненты; высокая степень положительного отношения, выделяющая объект среди других и помещающих его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта. Чувство любви имеет глубоко интимный характер и сопровождается ситуативно возникающими и изменяющимися эмоциями нежности, восторга, ревности и другими, переживаемыми в зависимости от индивидуально-психологических особенностей личности.    
  • Страх – отрицательная эмоция при выраженном прогнозе неблагополучия. Может быть стенической и астенической, протекает в форме стрессовых состояний, аффектов, настроения.
  • Горе-потеря

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Уровни эмоционально-личностной сферы.
  • 1. Первый уровень составляет базальная реактивность, характеризующая в основном базальные эмоции. Эмоциональная реактивность – это кратковременный ответ на то или иное воздействие, имеющий преимущественно ситуационный характер.
  • 2. Второй уровень связан с эмоциональными состояниями: настроением, эмоциональным фоном. Эмоциональные состояния отражают общее отношение человека к ситуации, к самому себе и связаны с личностными характеристиками.
  • 3. Третий уровень составляют личностные качества человека, отражающие его эмоциональные особенности: оптимизм, смелость, леность, трудолюбие, агрессивность и прочее. Личностные качества человека связаны с особенностями его базальных эмоций

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Влияние эмоций на здоровье человека
  •  Одна из составляющих проявления эмоций - это изменение физиологических процессов. Поэтому эмоциональные явления оказывают важнейшее значение и на психическое и на соматическое здоровье человека.
  •  Мы остановимся на психосоматических расстройствах, явлениях тесно связанных с эмоциями.
  •  Психосоматические расстройства – нарушение функций внутренних органов и систем, возникновение и развитие которых в наибольшей степени связано с нервно-психическими факторами: переживанием острой или хронической психологической травмы, специфическими особенностями реагирования личности. Представление в тесной взаимосвязи самочувствия с его психическим, прежде всего, эмоциональном состоянием является одним из важнейших в современной медицине и медицинской психологии.

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Этапы переживания болезни пациентом: 
     
    1. Отрицание (“Не может быть!”, “Я не болен!”, “Это ошибка!”); 
    2. Агрессия (“Все вокруг виноваты, что я болею!”, “Никто меня не понимает!”); 
    3. Торг с судьбой (“Я все равно буду бороться!”, “Посмотрим, кто победит!”); 
    4. Депрессия (“Ничего не получается!”, “Нет сил” и т.д.); 
    5. Экзистенциальный кризис (“В чем смысл моей жизни?”) 
    6. Интеграция (принятие ситуации болезни, как части жизни, постановка новых жизненных целей и изменение ценностных ориентиров и образа жизни). 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  •  Феноменология алекситимии:
  • 1. Нарушения когнитивной сферы: привязанность мыслей к тривиальным деталям ежедневной жизни; недостаточная способность к творчеству, ограниченное использование символов; отсутствие мыслей, относящихся к внутренним установкам, желаниям и побуждениям.
  • 2. Особенности самоотношения алекситимиков: нечувствительность к своему внутреннему физическому и психологическому благополучию.
  • 3. Особенности эмоционально-волевой сферы: ограниченная способность к регуляции своих внутренних состояний; незначительное число способов самоуспокоения, большая часть которых направлена на физические средства совладания с трудностями; холодность по отношению к другим людям и объектам.

Информация о работе Лекции по психологии