Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Стресс - неспецифическая
реакция организма на любое требование
из вне. Стресс можно рассматривать как
систему напряжений, функциональное значение
которых в мобилизующем влиянии на деятельность.
- Этапы
стресса:
- Стадия
тревоги. Активизируется симпатическая НС, характерны
физиологические изменения, подготавливающие
организм.
- Стадия
сопротивления. Организм расходует имеющиеся у него
резервы.
- Стадия
истощения. Резервы организма значительно уменьшаются.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Страсть – форма эмоциональных
состояний человека, сильное стойкое всеохватывающее
чувство, доминирующее над другими
побуждениями человека, и приводящее к
сосредоточению на предмете всех устремлений
и сил. Страсть выражается в порыве, увлеченности,
сосредоточенности, собранности помыслов
и сил, направленных на цель.
- Причины
возникновения страстей разнообразны:
они могут определяться идейными убеждениями,
исходить из телесных влечений, иметь
патологическое происхождение. Страсть
может быть принята личностью, а может
осуждаться ею, восприниматься как что-то
нежелательное.
- Особенности
страстей:
- продолжительность;
- осознанность;
- яркая
выраженность проявления;
- нечеткая
структурированность.
- Единство
нравственного, разумного начала и страсти
нередко выступают движущей силой открытий
и по
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Фрустрация – психическое
состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении
потребности, желания.
- Состояние фрустрации
сопровождается отрицательными переживаниями:
разочарованием, тревогой, отчаянием.
Фрустрация возникает в ситуации конфликта,
когда удовлетворение потребности наталкивается
на непреодолимые или труднопреодолимые
преграды. Фрустрацию можно рассматривать
как одну из форм психологического стресса
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Собственно
эмоции – это эмоциональные реакции на вспоминаемые,
свершившиеся и на вероятные, ожидаемые
события.
- В
силу адекватного характера они способны
предвосхитить ситуацию и события, которые
реально ещё не наступили или произошли
в прошлом, причём не обязательно с самим
субъектом. Собственно эмоции могут смещаются
к началу действия и предвосхищать результат,
носить опережающий характер, отражая
в форме обобщенной субъективной оценки
личностью определенной ситуации, связанной
с удовлетворением потребностей человека.
- Собственно
эмоции имеют ряд характерных особенностей,
отличающих их от эмоциональных явлений
с преобладающими биологическими составляющими.
- Особенности
собственно эмоций:
- а)
может слабо проявляться внешне;
- б)
имеют идеаторный характер, т. е. способны
предвосхищать ситуации и события;
- в)
могут обобщаться и передаваться;
- г)
имеют ситуативный характер, т. е. выражают
оценочное отношение субъекта к складывающимся
или возможным ситуациям; к своей деятельности,
к своим проявлениям в этих ситуациях;
- д)
выражаются в зависимости от социальной
культуры, опыта индивида;
- е)
воспринимаются как состояния моего «я»
(осознаваемы);
- ж)
хорошо структурированы.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Чувства – устойчивые
эмоциональные отношения человека к явлениям
действительности, отражающие значение
этих явлений в потребностях, мотивах.
Это внешний продукт эмоциональных процессов.
Эмоциональные состояния, такие как чувства,
имеют выраженный предметный характер.
Они устойчивы, социальны по происхождению.
Порождаются миром объективных явлений,
т.е. имеют строго причинно-обусловленную
природу
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Основные
фундаментальные эмоции человека.
- Радость – положительное
эмоциональное состояние. Возникает при
возможности полного удовлетворения потребности,
вероятность чего до этого момента была
невелика или непреодолима.
- Удивление – эмоция возникает
при внезапности, тормозит все предыдущие
эмоции, направляет внимание на объект,
может перейти в интерес. Подготавливает
к эффективному взаимодействию с новым.
- Гнев – отрицательная
эмоция. Протекает чаще в виде аффекта,
вызываемыми внезапными серьезными препятствиями
на пути для субъекта потребности.
- Отвращение – отрицательное
эмоциональное состояния, вызываемое
объектами, соприкосновение с которыми
вступает в противоречие с идеологическими
нравственными и эстетическими принципами
и установками человека.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Основные
фундаментальные эмоции человека.
- .
- Стыд – отрицательное
состояние, выражающиеся в осознании несоответствия
собственных помыслов, поступков не только
ожиданиям окружающих, но и собственным
представлениям о подобающем поведении
и внешнем облике.
- Интерес – позитивная
познавательная эмоция, обеспечивает
работоспособность, необходима для творчества.
Интерес поддерживает эволюционные устремления,
стабилизирует отношения, способствует
развитию интеллекта.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Основные
фундаментальные эмоции человека.
- Печаль – возникает
в результате разочарования чего-либо,
утраты. Замедляет общий темп жизни человека,
дает ему возможность «оглянуться назад»,
вызывает потребность восстановить утраченные
функции, формирует эмпатию.
- Презрение – враждебная
эмоция, это больше чем безразличие или
равнодушие, оно сопровождается чувством
ценности и значимости собственного «я»
по сравнению «я» другого человека. Презрение
не позволяет воспринимать жизнь во всей
полноте.
- Тревога – комбинация
эмоциональных паттернов (по К. Э. Царду),
эмоциональное состояние возникающее
в ситуациях неопределенной опасности.
Проявляется в ожидании неблагополучного
развития событий. Тревога – генерализованный,
беспричинный страх.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Основные
фундаментальные эмоции человека.
- .
- Смущение – переживание
беззащитности в ситуации социального
взаимодействия. Смущение предохраняет
от излишне легкого вступления в контакт,
позволяет удерживаться на безопасном
расстоянии.
- Любовь – чувство, включающее
чувствительный и когнитивный компоненты;
высокая степень положительного отношения,
выделяющая объект среди других и помещающих
его в центр жизненных потребностей и
интересов субъекта. Чувство любви имеет
глубоко интимный характер и сопровождается
ситуативно возникающими и изменяющимися
эмоциями нежности, восторга, ревности
и другими, переживаемыми в зависимости
от индивидуально-психологических особенностей
личности.
- Страх – отрицательная
эмоция при выраженном прогнозе неблагополучия.
Может быть стенической и астенической,
протекает в форме стрессовых состояний,
аффектов, настроения.
- Горе-потеря
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Уровни
эмоционально-личностной сферы.
- 1.
Первый уровень составляет базальная
реактивность, характеризующая в основном
базальные эмоции. Эмоциональная реактивность
– это кратковременный ответ на то или
иное воздействие, имеющий преимущественно
ситуационный характер.
- 2.
Второй уровень связан с эмоциональными
состояниями: настроением, эмоциональным
фоном. Эмоциональные состояния отражают
общее отношение человека к ситуации,
к самому себе и связаны с личностными
характеристиками.
- 3.
Третий уровень составляют личностные
качества человека, отражающие его эмоциональные
особенности: оптимизм, смелость, леность,
трудолюбие, агрессивность и прочее. Личностные
качества человека связаны с особенностями
его базальных эмоций
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Влияние
эмоций на здоровье человека
- Одна из составляющих
проявления эмоций - это изменение физиологических
процессов. Поэтому эмоциональные явления
оказывают важнейшее значение и на психическое
и на соматическое здоровье человека.
- Мы остановимся
на психосоматических расстройствах,
явлениях тесно связанных с эмоциями.
- Психосоматические
расстройства – нарушение функций внутренних органов
и систем, возникновение и развитие которых
в наибольшей степени связано с нервно-психическими
факторами: переживанием острой или хронической
психологической травмы, специфическими
особенностями реагирования личности.
Представление в тесной взаимосвязи самочувствия
с его психическим, прежде всего, эмоциональном
состоянием является одним из важнейших
в современной медицине и медицинской
психологии.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Этапы переживания болезни пациентом:
1. Отрицание (“Не может быть!”, “Я не
болен!”, “Это ошибка!”);
2. Агрессия (“Все вокруг виноваты, что
я болею!”, “Никто меня не понимает!”);
3. Торг с судьбой (“Я все равно буду бороться!”,
“Посмотрим, кто победит!”);
4. Депрессия (“Ничего не получается!”,
“Нет сил” и т.д.);
5. Экзистенциальный кризис (“В чем смысл
моей жизни?”)
6. Интеграция (принятие ситуации болезни,
как части жизни, постановка новых жизненных
целей и изменение ценностных ориентиров
и образа жизни).
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Феноменология алекситимии:
- 1. Нарушения когнитивной
сферы: привязанность мыслей к тривиальным
деталям ежедневной жизни; недостаточная
способность к творчеству, ограниченное
использование символов; отсутствие мыслей,
относящихся к внутренним установкам,
желаниям и побуждениям.
- 2. Особенности
самоотношения алекситимиков: нечувствительность
к своему внутреннему физическому и психологическому
благополучию.
- 3. Особенности
эмоционально-волевой сферы: ограниченная
способность к регуляции своих внутренних
состояний; незначительное число способов
самоуспокоения, большая часть которых
направлена на физические средства совладания
с трудностями; холодность по отношению
к другим людям и объектам.