Лекции по психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:37, курс лекций

Краткое описание

Тема1. Отличия житейского психологического знания от научного психологического знания.
Тема 2. Проблема сознания и бессознательного в психологии и медицине.
Тема 3. Сознание и деятельность в психологии и медицине.
Тема 4 . Познавательные процессы и их роль в медицине.
Тема5. Эмоционально-волевая сфера человека.

Файлы: 1 файл

материал по психологии 1-5 темы.ppt

— 570.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

      • Методы психологии:
      • Наблюдение;
      • Эксперимент
      • Беседа
      • Анкетирование
      • проективные методы,
      • тестирование,
      • анализ продуктов деятельности,
      • физиологические и др.

 

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Психология как наука, находящаяся в центре наукознания, имеет связи с различными научными отраслями, прежде всего с
      • 1. Философией,
      • 2. Биологией,
      • 3. Медициной,
      • 4. Точными науками,
      • 5.  Историей,
      • 6. Социологией,
      • 7. Педагогикой,
      • 8. Техническими науками
      • 9. Филологией.

 

 

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

 

  • Тема 2.
  • Проблема сознания и бессознательного в психологии и медицине.

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Сознание – высшая, свойственная форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе, опосредoванный всеобщими формами общеисторической деятельности людей.

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Формы сознания.
  • Сознание существует в различных формах. Можно выделить несколько оснований для классификации форм  сознания:
  • 1. По тому, какому количеству людей оно принадлежит.
  • К.К.Платонов предложил разделить сознание в зависимости от того, какому количеству людей принадлежит данное сознание: одному человеку или группе. Согласно данному основанию выделяют общественное сознание и индивидуальное. Общественное сознание проявляется в общественном настроении, во время выполнения общественных мероприятий. Общественное сознание включает знания, накопленные историей, политические и правовые идеи, достижения искусства, мораль религии, общественная психология. Индивидуальное сознание принадлежит конкретному человеку. Психологическая наука преимущественно занимается индивидуальным сознанием.

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Формы сознания.
  • 2. По тому, преимущественно, какую сферу жизни отражает сознание. В соответствии с этим основанием различают:
  • бытовое сознание,
  • религиозное сознание,
  • научное сознание,
  • художественное сознание. 
  • Религиозное сознание, правовое, эстетическое, нравственное, политическое, экономическое и др. можно считать рзновидностями общественного сознания.

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Итог, во всех психологических направлениях сознание воспринимается, как:
  • Структурное целостное объединение, которое включает множество различных подструктур:
  • а) знания, умения, навыки;
  • б) познавательные, эмоциональные процессы;
  • в) силовые связи и т.д.
  • Феномен противостоящий иным частям субъекта:
  • а) телу;
  • б) бессознательному;
  • в) инстинктам;
  • г) другим архетипам.
  • Способность воспринимать окружающий мир и адекватно самим раздражителям.
  • Регулятор поведения субъекта.
  • Способность адаптироваться к внешнему миру.
  • Важнейший компонент, орудие, планирования будущего.
  • Орудие рефлексии.

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Характеристики сознания индивида:
  • Активность.
  • Интенциональность (направленностью на предмет; сознание не может не иметь предмета, оно всегда  сознание  чего – либо).
  • Способность к рефлексии, самонаблюдению (осознание самого сознания).
  • Различная степень ясности (смутное сознание; неосознанные явления; ясность сознания; вдохновение; творческое озарение).
  • Уникальность для каждого индивида.
  • Как и другие психические явления, сознание имеет определенные функции.

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Функции сознания:
  • Отражательная. С помощью данной функции человек отражает и познает окружающий мир. С данной функцией связаны познавательные процессы.
  • Порождающая (творчески – креативная) функция выражается в создании нового продукта деятельности, именно с её помощью человек преобразует и изменяет мир.
  • Регулятивно – оценочная. На её основании оценивается конечный результат деятельности, сравнивается с поставленной целью.
  • Рефлексивная (основная). С помощью данной функции человек наблюдает собственные состояния, их изменение, оценивает приемлемость данных психических феноменов.

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Уровни сознания.
  • Сознание – сложнейшая реальность, имеющая свои уровни и свои структурные компоненты. Выделяют 3 уровня сознания: бытийный уровень; рефлексивный уровень и духовный уровень.
  • 1. Бытийный уровень сознания.
  • Этот уровень направлен на отражение внешнего мира. Бытийное сознание –сознание для бытия. Составляющие бытийного сознания – чувственная и биодинамическая ткани сознания. Чувственная ткань  - совокупная сенсорная база перцептивных образов и их свойств. Биодинамическая ткань – основа предметных действий, человеческие движения. В рамках бытийного сознания существует тесная связь между чувственной и биодинамической тканями. Чувственная ткань формируется в процессе живого движения, составляет внутреннюю сторону его и управляет живым движением.
  • движения, над которым витает смысл двигательной задачи.

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Уровни сознания.
  • 2. Рефлексивный слой сознания.
  • Рефлексивный слой обращен внутрь, на собственный субъективный мир. Это сознание для сознания. Составляющие рефлексивного слоя сознания – значения и смыслы.

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Уровни сознания.
  • Сознание – сложнейшая реальность, имеющая свои уровни и свои структурные компоненты. Выделяют 3 3. Духовный слой сознания.
  • Духовный слой сознания складывается очень рано в пространстве между Я – Ты, Я – Другой (М.М.Бахтин, С.Л.Рубинштейн). Духовный слой сознания заполнен отличной от самого индивида реальностью. Духовный слой, развиваясь, становится совестью, моралью, свободой индивида.

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Свойства сознания:
  • Построение отношений.
  • Познание объективного мира.
  • Переживание.
  • Рационализация сознания может происходить и посредством механизма рефлексии. Механизм рефлексии начинает действовать со старшего дошкольного возраста.
  • Объектами рефлексии могут быть:
  • Внешний мир
  • Размышления о нем
  • Способы регуляции человеком своего поведения
  • Сами процессы рефлексии
  • Свое личное сознание

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Самосознание.
  • Самосознание – осознанное отношение человека к окружающему: к природной и социальной среде, понимание своего места в системе общественных отношений; это осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Самосознание выражается в эмоционально-смысловой оценке своих субъективных возможностей, выступающей в качестве основания целесообразных действий и поступков

Информация о работе Лекции по психологии