Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Методы психологии:
- Наблюдение;
- Эксперимент
- Беседа
- Анкетирование
- проективные
методы,
- тестирование,
- анализ
продуктов деятельности,
- физиологические
и др.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Психология как
наука, находящаяся в центре наукознания,
имеет связи с различными научными отраслями,
прежде всего с
- 1. Философией,
- 2. Биологией,
- 3. Медициной,
- 4. Точными науками,
- 5. Историей,
- 6. Социологией,
- 7. Педагогикой,
- 8. Техническими
науками
- 9. Филологией.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Тема
2.
- Проблема
сознания и бессознательного в психологии
и медицине.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Сознание – высшая, свойственная
форма отражения объективной действительности,
способ его отношения к миру и самому себе,
опосредoванный всеобщими формами общеисторической
деятельности людей.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Формы
сознания.
- Сознание
существует в различных формах. Можно
выделить несколько оснований для классификации
форм сознания:
- 1.
По тому, какому количеству людей оно принадлежит.
- К.К.Платонов
предложил разделить сознание в зависимости
от того, какому количеству людей принадлежит
данное сознание: одному человеку или
группе. Согласно данному основанию выделяют
общественное сознание и индивидуальное.
Общественное сознание проявляется в
общественном настроении, во время выполнения
общественных мероприятий. Общественное
сознание включает знания, накопленные
историей, политические и правовые идеи,
достижения искусства, мораль религии,
общественная психология. Индивидуальное
сознание принадлежит конкретному человеку.
Психологическая наука преимущественно
занимается индивидуальным сознанием.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Формы
сознания.
- 2.
По тому, преимущественно, какую сферу
жизни отражает сознание. В соответствии
с этим основанием различают:
- бытовое
сознание,
- религиозное
сознание,
- научное
сознание,
- художественное
сознание.
- Религиозное
сознание, правовое, эстетическое, нравственное,
политическое, экономическое и др. можно
считать рзновидностями общественного
сознания.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Итог,
во
всех психологических направлениях сознание
воспринимается, как:
- Структурное
целостное объединение, которое включает
множество различных подструктур:
- а)
знания, умения, навыки;
- б)
познавательные, эмоциональные процессы;
- в)
силовые связи и т.д.
- Феномен
противостоящий иным частям субъекта:
- а)
телу;
- б)
бессознательному;
- в)
инстинктам;
- г)
другим архетипам.
- Способность
воспринимать окружающий мир и адекватно
самим раздражителям.
- Регулятор
поведения субъекта.
- Способность
адаптироваться к внешнему миру.
- Важнейший
компонент, орудие, планирования будущего.
- Орудие
рефлексии.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Характеристики
сознания индивида:
- Активность.
- Интенциональность
(направленностью на предмет; сознание
не может не иметь предмета, оно всегда
сознание чего – либо).
- Способность
к рефлексии, самонаблюдению (осознание
самого сознания).
- Различная
степень ясности (смутное сознание; неосознанные
явления; ясность сознания; вдохновение;
творческое озарение).
- Уникальность
для каждого индивида.
- Как
и другие психические явления, сознание
имеет определенные функции.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Функции
сознания:
- Отражательная.
С помощью данной функции человек отражает
и познает окружающий мир. С данной функцией
связаны познавательные процессы.
- Порождающая
(творчески – креативная) функция выражается
в создании нового продукта деятельности,
именно с её помощью человек преобразует
и изменяет мир.
- Регулятивно
– оценочная. На её основании оценивается
конечный результат деятельности, сравнивается
с поставленной целью.
- Рефлексивная
(основная). С помощью данной функции человек
наблюдает собственные состояния, их изменение,
оценивает приемлемость данных психических
феноменов.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Уровни
сознания.
- Сознание
– сложнейшая реальность, имеющая свои
уровни и свои структурные компоненты.
Выделяют 3 уровня сознания: бытийный уровень; рефлексивный уровень
и духовный уровень.
- 1. Бытийный уровень
сознания.
- Этот
уровень направлен на отражение внешнего
мира. Бытийное сознание –сознание для
бытия. Составляющие бытийного сознания
– чувственная и биодинамическая ткани
сознания. Чувственная ткань - совокупная
сенсорная база перцептивных образов
и их свойств. Биодинамическая ткань –
основа предметных действий, человеческие
движения. В рамках бытийного сознания
существует тесная связь между чувственной
и биодинамической тканями. Чувственная
ткань формируется в процессе живого движения,
составляет внутреннюю сторону его и управляет
живым движением.
- движения,
над которым витает смысл двигательной
задачи.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Уровни
сознания.
- 2. Рефлексивный
слой сознания.
- Рефлексивный
слой обращен внутрь, на собственный субъективный
мир. Это сознание для сознания. Составляющие
рефлексивного слоя сознания – значения
и смыслы.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Уровни
сознания.
- Сознание
– сложнейшая реальность, имеющая свои
уровни и свои структурные компоненты.
Выделяют 3 3. Духовный слой
сознания.
- Духовный
слой сознания складывается очень рано
в пространстве между Я – Ты, Я – Другой
(М.М.Бахтин, С.Л.Рубинштейн). Духовный слой
сознания заполнен отличной от самого
индивида реальностью. Духовный слой,
развиваясь, становится совестью, моралью,
свободой индивида.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Свойства
сознания:
- Построение
отношений.
- Познание
объективного мира.
- Переживание.
- Рационализация
сознания может происходить и посредством
механизма рефлексии. Механизм рефлексии
начинает действовать со старшего дошкольного
возраста.
- Объектами
рефлексии могут быть:
- Внешний
мир
- Размышления
о нем
- Способы
регуляции человеком своего поведения
- Сами
процессы рефлексии
- Свое
личное сознание
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Самосознание.
- Самосознание – осознанное
отношение человека к окружающему: к природной
и социальной среде, понимание своего
места в системе общественных отношений;
это осознанное отношение человека к своим
потребностям и способностям, влечениям
и мотивам поведения, переживаниям и мыслям.
Самосознание выражается в эмоционально-смысловой
оценке своих субъективных возможностей,
выступающей в качестве основания целесообразных
действий и поступков