Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:02, лекция
Работа содержит лекцию по дисциплине "Психология"
Глава 6. ПСИХОДИАГНОСТИКА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
6.1. ПСИХОДИАГНОСТИКА КАК
РАЗДЕЛ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ
Индивидуальные различия между людьми, или межиндивидуальная вариативность в
выраженности определенных психологических свойств, - наиболее широкое
представление о предмете дифференциальной психологии. "Психодиагностика -
область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения
индивидуально-психологических особенностей личности" [Психология... - 1990. - С.
136]. К таким особенностям относятся самые разнообразные качества и свойства
психики конкретного человека.
Психологическое понимание
"свойство", базируется
обычно на том или ином
эмпирически наблюдаемые или предполагаемые различия между людьми на
теоретическом уровне их анализа описываются с помощью психологических
конструктов. Но иногда исследователи оставляют открытым вопрос о теоретическом
понимании свойств как психологических отличий, давая им операционалистскую
трактовку, что выражается, например, в таком понимании интеллекта: "...интеллект
- это то, что измеряют тесты". Описание диагностируемых различий между людьми
учитывает как бы двухуровневую представленность психологических свойств: 1)
отличия на уровне диагностируемых "признаков", данных в виде тех или иных
фиксируемых психологом показателей, и 2) отличия на уровне "латентных
переменных", описываемых уже не показателями, а психологическими конструктами,
т. е. на уровне предполагаемых скрытых и более глубинных оснований, определяющих
различия в признаках.
Дифференциальная психология, в отличие от общей психологии, не ставит задачей
поиск общих закономерностей функционирования тех или иных сфер психической
реальности. Но она использует общепсихологические знания в теоретических
реконструкциях диагностируемых свойств и в методических подходах, позволяющих
обосновывать взаимосвязи в переходах между указанными двумя уровнями их
представленности. Задачей дифференциальной психологии можно назвать выявление
(качественную идентификацию)
и измерение отличий в
сфере, характеризующих индивидуальные особенности людей. В
связи с этим возникают вопросы: 1) что диагностируется, т.е. к диагностике каких
психологических свойств имеет отношение конкретная психодиагностическая
методика? 2) каким образом осуществляется диагностика, т. е. как решается задача
сопоставления эмпирически выявляемых показателей ("признаков") и предполагаемого
скрытого глубинного основания отличий? В контексте постановки психологического
диагноза возникает обычно и третий вопрос: каковы схемы размышлений психолога,
на основании которых он переходит от выявления отдельных свойств к целостному
описанию психологических "симптомокомплексов" или "индивидуальных профилей"?
Различают теоретические и практические области разработки проблем
психодиагностики. Теоретическая работа здесь направлена на обоснование
психодиагностических методов как способов выявления межиндивидуальных различий
или описания интраиндивидуальных структур и их объяснение в рамках
психологических понятий (или психологических конструктов). Обоснование
взаимосвязей между
наблюдения, опроса, использования самоотчетов и т.д.) и латентными переменными,
т. е. предполагаемыми глубинными основаниями различий в структурах или
выраженности психических свойств, включает обращение как к психологическим
теориям, так и к статистическим моделям. В этих моделях "признаки" выступают в
качестве выборочных значений переменной, а предполагаемая статистическая модель
отражает характер распределения признаков (нормальное распределение или какое-то
иное).
При разработке психодиагностической методики понятие выборки имеет другой, не
статистический смысл. Оно подразумевает, что исследователем была выбрана группа
людей, показатели которых легли в основу построения измерительной шкалы; другое
название этой группы - нормативная выборка. Обычно указывается возраст людей,
пол, образовательный ценз и прочие внешние характеристики, по которым одна
выборка может отличаться от другой.
Преимущественно качественное или количественное описание выявляемых
индивидуальных различий означает разную степень ориентировки психологов на один
из двух источников при разработке психодиагностических процедур. Первый источник
- это обоснование путей
постановки психологического
клинического метода (в психиатрии, в медицинской детской психологии). Для него
характерны: 1) использование представлений об эмпирически выявляемом свойстве
как внешнем "симптоме", требующем вскрытия стоящей за ним "причины"; 2) анализ
взаимосвязей между различными симптомами, т.е. поиск симпто-мокомплексов,
охватывающих разные структуры латентных переменных; 3) использование
теоретических моделей, объясняющих типологические различия между группами людей,
т. е. эмпирически выявленные типы связей между психическими особенностями (будь
то особенности
постулирующих
закономерности развития
исследуемой психологической
Второй источник - психометрика, или психологическое шкалирование
(психологическое измерение). Это направление развивалось как в недрах
экспериментальной психологии, так и в ходе развития современных статистических
процедур при обосновании психодиагностических методов как измерительных
инструментов. Психологическое
измерение как область
имеет и самостоятельную цель - построение и обоснование метрики психологических
шкал, посредством которых могут быть упорядочены "психологические объекты".
Распределения некоторых психических свойств в рамках той или иной выборки людей
- один из примеров таких "объектов". Специфика, которую приобрели измерительные
процедуры в рамках решения психодиагностических задач, может быть кратко сведена
к попытке выражения свойств одного субъекта через их соотнесение со свойствами
других людей. Итак, особенности использования психометрики в такой области, как
психодиагностика, - это построение измерительных шкал на основе сравнения людей
между собой; указание точки на такой шкале - это фиксация позиции одного
субъекта по отношению к другим в соответствии с количественной выраженностью
психологического свойства.
Практические задачи психодиагностики могут быть представлены как задачи
обследования отдельного человека или групп людей. Соответственно цели таких
обследований как
пониманием задач
В зависимости от целей диагностической работы судьба поставленного психологом
диагноза может быть различной. Этот диагноз может быть передан другому
специалисту (например, педагогу, врачу и др.), который сам принимает решение об
его использовании в своей работе. Поставленный диагноз может сопровождаться
рекомендациями по развитию
или коррекции изучаемых
только специалистам (педагогам, практическим психологам и др.), но и самим
обследуемым. Вместе с тем на основе проведенного обследования сам психодиагност
может строить кор-рекционно-
психотерапевтическую работу с испытуемым (именно так обычно работает
практический психолог, сочетающий разные виды психологической деятельности).
Контрольные вопросы и задания
1. Чем отличается
диагноза? 4. Перечислите характеристики, существенные для описания психологической
выборки. 5. Что такое психометрика?
6.2. МАЛОФОРМАЛИЗОВАННЫЕ
И ВЫСОКОФОРМАЛИЗОВАННЫЕ
В психодиагностике принято различать методики по степени их формализованности -
по этому признаку можно выделить две группы методов: малоформализованные и
высокоформализованные. К первой относятся наблюдения, беседы, анализ
разнообразных продуктов деятельности. Эти приемы позволяют фиксировать некоторые
внешние поведенческие реакции испытуемых в разных условиях, а также такие
особенности внутреннего мира, которые трудно выявить другими способами, например
переживания, чувства, некоторые личностные особенности и др. Использование
малоформализованных методов требует высокой квалификации диагноста, поскольку
зачастую нет стандартов проведения обследования и интерпретации результатов.
Специалист должен опираться на свои знания о психологии человека, практический
опыт, интуицию. Проведение подобных обследований часто представляет собой
длительный и трудоемкий процесс. Учитывая эти особенности малоформализованных
методик, желательно применять их в комплексе с методиками
высокоформализованными, позволяющими получать результаты, в меньшей степени
зависящие от личности самого экспериментатора.
Стремясь повысить надежность и объективность получаемых данных, психологи
пытались использовать разные приемы, например, применяли специальные схемы
проведения обследований и обработки данных, подробно описывали психологический
смысл тех или иных реакций или высказываний испытуемого и т.д.
Так, известный русский психолог М.Я. Басов, еще в 20-е годы разработал принципы
построения работы по наблюдению за поведением детей. Во-первых, это максимально
возможная фиксация объективных внешних проявлений; во-вторых, наблюдение
непрерывного процесса, а не отдельных его моментов; в-третьих, избирательность