Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:02, лекция
Работа содержит лекцию по дисциплине "Психология"
успешному выполнению какого-либо определенного вида деятельности или многих
видов. Предполагалось, что эти потенциальные возможности человека не связаны
прямо с наличными знаниями или умениями, но помогают объяснять легкость или
быстроту их приобретения. Хотя постулируется нацеленность тестов способностей на
особенности, не связанные с актуальным уровнем интеллектуального развития, сами
тесты на интеллект включают задания, предполагающие развитие отдельных
способностей: вербальных, пространственных, математических, мнемических и т.д.
Поэтому часто общие способности отождествляются с интеллектом. Диагностика
способностей как "природных дарований" или "задатков" ориентирована также на
проявление их в профессиональных видах деятельности.
Тесты специальных способностей широко используются в практике психологической
профориентации. При этом способы их построения оказываются очень разными в связи
с тем, что для диагностики психологических компонентов, относимых в большей
степени к познавательной или личностной сфере, к уровню осознаваемых личностных
и не осознаваемых индивидуальных формально-динамических свойств, используется
разный психологический инструментарий.
В зарубежной тестологии принято классифицировать тесты этого типа по двум
основаниям: а) по видам психических функций - сенсорные, моторные тесты, б) по
видам деятельности - технические
и профессионализированные
соответствующие той или иной профессии (конторские, артистические и т.д.).
Моторные тесты направлены на изучение точности и скорости движений, зрительно- моторной и кинестезически-моторной координации, ловкости движений пальцев и рук,
тремора, точности мышечного усилия и др. Для выполнения подавляющего большинства
моторных тестов требуются специальная аппаратура, приспособления, но существуют
и бланковые методы. Наиболее известны за рубежом тест ловкости Стромберга, тест
скорости манипулирования с мелкими предметами Крауфорда и др. В отечественной
психологии большую
М. И. Гуревичем и Н. И. Озерецким [1930. - Ч. 2]. Для проверки психомоторики
испытуемым в быстром темпе предлагалось завязывать узлы, нанизывать бусы,
обводить с помощью карандаша сложные фигуры (поочередно каждой рукой и обеими
вместе) и др.
Хотя психологическая диагностика другой группы способностей - сенсорных-
распространяется на все модальности, стандартизованные методы созданы в основном
для изучения особенностей зрения и слуха. Чаще всего это делается в практических
целях, когда исследуется, например, зависимость эффективности и качества
деятельности от уровня развития сенсорных способностей. Эти тесты
разрабатываются для изучения разных характеристик восприятия, например, остроты
зрения и слуха, различительной чувствительности, цветоразличения, дифференциации
высоты, тембра, громкости звуков и др. Для изучения особенностей зрения
применяются специальные таблицы, аппаратура. В изучении слуха наряду с
отдельными пробами большую популярность приобрел тест музыкальной одаренности
Сишора.
Что касается следующей группы способностей - технических, то следует учитывать,
что под ними диагносты понимают такие особенности, которые позволяют успешно
работать с разнообразным оборудованием или его частями. Показано, что наряду с
некоторой общей способностью (технической одаренностью или техническим опытом)
существуют независимые факторы: пространственные представления и техническое
понимание. Под первыми имеется в виду способность оперировать зрительными
образами, например, при восприятии геометрических фигур. Техническое понимание -
это способность правильно воспринимать пространственные модели, сравнивать их
друг с другом, находить сходства и различия. Первые тесты данного типа требовали
от испытуемых умения конструировать, собирать технические приспособления из
отдельных деталей.
Современные тесты чаще всего создаются в форме бланковых методик. Например, один
из известнейших тестов - тест Беннета включает серии картинок с изображением
несложных технических деталей и устройств, а каждая картинка сопровождается
вопросом. Для ответа необходимо понимание общих технических принципов,
пространственных
Следует иметь в виду, что эта группа тестов направлена главным образом на
выявление знаний, опыта, накопленного испытуемым, склонности к работе с техникой
- батареи подобных тестов успешно используются при
6.7.5. Тесты достижений
Для диагностики успешности обучения разрабатываются специальные методы, которые
разными авторами называются тестами учебных достижений, тестами успешности,
дидактическими тестами и даже тестами учителя (под последними могут также
подразумеваться тесты, предназначенные
для диагностики
педагогов, либо малоформализованные диагностические средства, которые может
использовать учитель, такие как наблюдение, беседа и др.). Как отмечает А.
Анастази, по численности этот тип тестов занимает первое место.
Тесты достижений предназначены для того, чтобы оценить успешность овладения
конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин, являются
более объективным
направленность или
меньшей степени связываются с конкретными видами процессуальной регуляции
деятельности или конкретными психическими возможностями человека. Они отражают
показатели другого уровня - личностные свойства. В качестве профессионально
важных свойств здесь представлены также уровень рефлексии и возможность
управления учебной
позиции другого человека)
и коммуникативная
эмоциональная устойчивость и стремление способствовать интеллектуальному и
личностному росту учеников.
При диагностике профессиональных способностей вопрос часто решается не в
плоскости соотнесения частных и общих способностей, а в предположении о
возможности различных индивидуальных способов регуляции деятельности, но с
учетом требований, предъявляемых к человеку системой целей, условий и даже
ценностных ориентаций в той или иной профессиональной сфере. Так, врач должен
"занять позицию", "помогать" и "не навредить"; журналист - "информировать", но,
по возможности, не занимать чьей-то стороны в представляемой конфликтной
ситуации и т.д. Для диагностики педагогической направленности оказывается важной
оценка мотивационных
предпосылок занятия
психологической оценке готовности
к предпринимательской
такое свойство, как склонность к инновационному мышлению. Но оно
интерпретируется не как особый вид или специальная форма мышления, а как
способность увидеть и использовать в своей хозяйственной или экономической
деятельности "ниши", еще не занятые другими. При этом существенной оказывается
личностная
рациональности и готовности к риску.
Эмпирические исследования, проведенные на выборках преподавателей высшей школы,
демонстрируют возможность выделения разных типологических групп, в которых
оказываются люди с большей выраженностью тех или иных профессиональных
склонностей. Например, в исследовании Раштона с соавторами оценивались 29
личностных характеристик университетских профессоров [Корнилова Т.В. - 1993].
Проверялись гипотезы о связях выраженности личностных характеристик с
предпочтениями, отдаваемыми преподавателями научной или педагогической работе.
Сопоставлялись два ряда оценок: 1) выставленные коллегами и 2) выставленные
студентами.
Показатели, рассматриваемые в данном случае как диагностические, были получены
не от самих преподавателей и не от психологов, а от других людей, включенных в
те или иные виды совместной деятельности или общения с преподавателями.
Психодиагностический аспект
этого корреляционного
попыткой прогноза как обоснованного психологическими оценками предположения о
попадании конкретных людей в одну из двух указанных групп. Сами подвергнутые
оцениванию преподаватели были распределены на две подгруппы по внешним
критериям: 1) профессора - эффективные исследователи и 2) профессора -
эффективные преподаватели. Однако каждый из преподавателей-испытуемых проявил
себя в обоих видах деятельности. Успехи же их на том или ином поприще могли быть
связаны причинно-следственными отношениями как с личностной направленностью, так
и с большой степенью проявления общих способностей к научной деятельности или
способностей к
Полученные в данном исследовании эмпирические закономерности сводились к
следующему. Испытуемые в подгруппе "эффективные исследователи" получили
наибольшие оценки по амбициозности, выносливости, стремлению к ясности,
склонности к доминированию, стремлению к лидерству, агрессивности, независимости
и жесткости. Они также не характеризовались склонностью оказывать поддержку
другим. "Эффективные преподаватели" получили более высокие оценки по другим
качествам: они более либеральны, общительны, склонны к лидерству, без стремления
к доминированию. Эти люди
характеризуются также
невозмутимостью и участливостью
(любят оказывать поддержку
Приведенное исследование является хорошим примером более широкого понимания
потенциальной связи тех или иных психологических особенностей личности с
успешностью выполнения профессиональной деятельности, чем это представлено в
тестах способностей.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие тесты используются
для измерения общих
диагностированы с помощью тестов. 3. Перечислите наиболее известные тесты специальных способностей. 4. Какие из своих специальных способностей, имеющих важное значение для работы в
качестве преподавателя вуза, вы хотели бы оценить с помощью тестов?
6.7.5. Тесты достижений
Для диагностики успешности обучения разрабатываются специальные методы, которые
разными авторами называются тестами учебных достижений, тестами успешности,
дидактическими тестами и даже тестами учителя (под последними могут также
подразумеваться тесты, предназначенные
для диагностики
педагогов, либо малоформализованные диагностические средства, которые может
использовать учитель, такие как наблюдение, беседа и др.). Как отмечает А.
Анастази, по численности этот тип тестов занимает первое место.
Тесты достижений предназначены для того, чтобы оценить успешность овладения
конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин, являются