Лекция по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:02, лекция

Краткое описание

Работа содержит лекцию по дисциплине "Психология"

Файлы: 1 файл

психодиагностика.docx

— 90.08 Кб (Скачать)

успешному выполнению какого-либо определенного вида деятельности или  многих

видов. Предполагалось, что  эти потенциальные возможности  человека не связаны

прямо с наличными знаниями или умениями, но помогают объяснять  легкость или

быстроту их приобретения. Хотя постулируется нацеленность тестов способностей на

особенности, не связанные  с актуальным уровнем интеллектуального  развития, сами

тесты на интеллект включают задания, предполагающие развитие отдельных

способностей: вербальных, пространственных, математических, мнемических и т.д.

Поэтому часто общие способности  отождествляются с интеллектом. Диагностика

способностей как "природных  дарований" или "задатков" ориентирована также на

проявление их в профессиональных видах деятельности.

Тесты специальных способностей широко используются в практике психологической

профориентации. При этом способы их построения оказываются  очень разными в связи

с тем, что для диагностики  психологических компонентов, относимых  в большей

степени к познавательной или личностной сфере, к уровню осознаваемых личностных

и не осознаваемых индивидуальных формально-динамических свойств, используется

разный психологический  инструментарий.

В зарубежной тестологии принято классифицировать тесты этого типа по двум

основаниям: а) по видам психических  функций - сенсорные, моторные тесты, б) по

видам деятельности - технические  и профессионализированные тесты, т.е.

соответствующие той или  иной профессии (конторские, артистические  и т.д.).

Моторные тесты направлены на изучение точности и скорости движений, зрительно- моторной и кинестезически-моторной координации, ловкости движений пальцев и рук,

тремора, точности мышечного  усилия и др. Для выполнения подавляющего большинства

моторных тестов требуются  специальная аппаратура, приспособления, но существуют

и бланковые методы. Наиболее известны за рубежом тест ловкости Стромберга, тест

скорости манипулирования  с мелкими предметами Крауфорда и др. В отечественной

психологии большую популярность приобрели тесты, разработанные  еще в 30-е годы

М. И. Гуревичем и Н. И. Озерецким [1930. - Ч. 2]. Для проверки психомоторики

испытуемым в быстром  темпе предлагалось завязывать узлы, нанизывать бусы,

обводить с помощью  карандаша сложные фигуры (поочередно каждой рукой и обеими

вместе) и др.

Хотя психологическая  диагностика другой группы способностей - сенсорных-

распространяется на все  модальности, стандартизованные методы созданы в основном

для изучения особенностей зрения и слуха. Чаще всего это делается в практических

целях, когда исследуется, например, зависимость эффективности и качества

деятельности от уровня развития сенсорных способностей. Эти тесты

разрабатываются для изучения разных характеристик восприятия, например, остроты

зрения и слуха, различительной чувствительности, цветоразличения, дифференциации

высоты, тембра, громкости  звуков и др. Для изучения особенностей зрения

применяются специальные  таблицы, аппаратура. В изучении слуха  наряду с

отдельными пробами большую  популярность приобрел тест музыкальной  одаренности

Сишора.

Что касается следующей группы способностей - технических, то следует  учитывать,

что под ними диагносты  понимают такие особенности, которые  позволяют успешно

работать с разнообразным  оборудованием или его частями. Показано, что наряду с

некоторой общей способностью (технической одаренностью или техническим  опытом)

существуют независимые  факторы: пространственные представления  и техническое

понимание. Под первыми  имеется в виду способность оперировать  зрительными

образами, например, при восприятии геометрических фигур. Техническое  понимание -

это способность правильно  воспринимать пространственные модели, сравнивать их

друг с другом, находить сходства и различия. Первые тесты  данного типа требовали

от испытуемых умения конструировать, собирать технические приспособления из

отдельных деталей.

Современные тесты чаще всего  создаются в форме бланковых  методик. Например, один

из известнейших тестов - тест Беннета включает серии картинок с изображением

несложных технических деталей  и устройств, а каждая картинка сопровождается

вопросом. Для ответа необходимо понимание общих технических  принципов,

пространственных взаимоотношений  и т.п.

Следует иметь в виду, что  эта группа тестов направлена главным  образом на

выявление знаний, опыта, накопленного испытуемым, склонности к работе с  техникой

- батареи подобных тестов  успешно используются при

6.7.5. Тесты достижений

Для диагностики успешности обучения разрабатываются специальные  методы, которые

разными авторами называются тестами учебных достижений, тестами  успешности,

дидактическими тестами  и даже тестами учителя (под последними могут также

подразумеваться тесты, предназначенные  для диагностики профессиональных качеств

педагогов, либо малоформализованные диагностические средства, которые может

использовать учитель, такие как наблюдение, беседа и др.). Как отмечает А.

Анастази, по численности этот тип тестов занимает первое место.

Тесты достижений предназначены  для того, чтобы оценить успешность овладения

конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин, являются

более объективным

направленность или гуманистические  установки личности еще в

меньшей степени связываются  с конкретными видами процессуальной регуляции

деятельности или конкретными  психическими возможностями человека. Они отражают

показатели другого уровня - личностные свойства. В качестве профессионально

важных свойств здесь представлены также уровень рефлексии и возможность

управления учебной деятельностью, эмпатия (способность к эмоциональному принятию

позиции другого человека) и коммуникативная компетентность (умение общаться),

эмоциональная устойчивость и стремление способствовать интеллектуальному и

личностному росту учеников.

При диагностике профессиональных способностей вопрос часто решается не в

плоскости соотнесения частных  и общих способностей, а в предположении  о

возможности различных индивидуальных способов регуляции деятельности, но с

учетом требований, предъявляемых  к человеку системой целей, условий  и даже

ценностных ориентаций в  той или иной профессиональной сфере. Так, врач должен

"занять позицию", "помогать" и "не навредить"; журналист  - "информировать", но,

по возможности, не занимать чьей-то стороны в представляемой конфликтной

ситуации и т.д. Для  диагностики педагогической направленности оказывается важной

оценка мотивационных  предпосылок занятия воспитательной работой. При

психологической оценке готовности к предпринимательской деятельности указывается

такое свойство, как склонность к инновационному мышлению. Но оно

интерпретируется не как  особый вид или специальная форма  мышления, а как

способность увидеть и  использовать в своей хозяйственной или экономической

деятельности "ниши", еще  не занятые другими. При этом существенной оказывается

личностная предрасположенность  к обдуманному риску, т. е. сочетание  свойств

рациональности и готовности к риску.

Эмпирические исследования, проведенные на выборках преподавателей высшей школы,

демонстрируют возможность  выделения разных типологических групп, в которых

оказываются люди с большей  выраженностью тех или иных профессиональных

склонностей. Например, в  исследовании Раштона с соавторами оценивались 29

личностных характеристик  университетских профессоров [Корнилова  Т.В. - 1993].

Проверялись гипотезы о связях выраженности личностных характеристик  с

предпочтениями, отдаваемыми  преподавателями научной или  педагогической работе.

Сопоставлялись два ряда оценок: 1) выставленные коллегами и 2) выставленные

студентами.

Показатели, рассматриваемые  в данном случае как диагностические, были получены

не от самих преподавателей и не от психологов, а от других людей, включенных в

те или иные виды совместной деятельности или общения с преподавателями.

Психодиагностический аспект этого корреляционного исследования был представлен

попыткой прогноза как  обоснованного психологическими оценками предположения о

попадании конкретных людей в одну из двух указанных групп. Сами подвергнутые

оцениванию преподаватели  были распределены на две подгруппы  по внешним

критериям: 1) профессора - эффективные  исследователи и 2) профессора -

эффективные преподаватели. Однако каждый из преподавателей-испытуемых проявил

себя в обоих видах  деятельности. Успехи же их на том или  ином поприще могли быть

связаны причинно-следственными отношениями как с личностной направленностью, так

и с большой степенью проявления общих способностей к научной  деятельности или

способностей к педагогическому  общению.

Полученные в данном исследовании эмпирические закономерности сводились  к

следующему. Испытуемые в  подгруппе "эффективные исследователи" получили

наибольшие оценки по амбициозности, выносливости, стремлению к ясности,

склонности к доминированию, стремлению к лидерству, агрессивности, независимости

и жесткости. Они также  не характеризовались склонностью  оказывать поддержку

другим. "Эффективные преподаватели" получили более высокие оценки по другим

качествам: они более либеральны, общительны, склонны к лидерству, без стремления

к доминированию. Эти люди характеризуются также экстравертированностью,

невозмутимостью и участливостью (любят оказывать поддержку другим).

Приведенное исследование является хорошим примером более широкого понимания

потенциальной связи тех  или иных психологических особенностей личности с

успешностью выполнения профессиональной деятельности, чем это представлено в

тестах способностей.

Контрольные вопросы и  задания

1. Какие тесты используются  для измерения общих способностей? 2. Назовите некоторые виды специальных  способностей, которые могут быть

диагностированы с помощью тестов. 3. Перечислите наиболее известные тесты специальных способностей. 4. Какие из своих специальных способностей, имеющих важное значение для работы в

качестве преподавателя вуза, вы хотели бы оценить с помощью тестов?

6.7.5. Тесты достижений

Для диагностики успешности обучения разрабатываются специальные  методы, которые

разными авторами называются тестами учебных достижений, тестами  успешности,

дидактическими тестами  и даже тестами учителя (под последними могут также

подразумеваться тесты, предназначенные  для диагностики профессиональных качеств

педагогов, либо малоформализованные диагностические средства, которые может

использовать учитель, такие как наблюдение, беседа и др.). Как отмечает А.

Анастази, по численности этот тип тестов занимает первое место.

Тесты достижений предназначены  для того, чтобы оценить успешность овладения

конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин, являются

Информация о работе Лекция по "Психологии"