Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 11:32, курс лекций
1.ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ.МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.
Наука психология относится к типу гуманитарных наук, объектом ее изучения является человек.Психология изучает психику.Имеет двоякое значение:1)название науки 2)совокупность психических особенностей человека или группы. В научном употреблении этот термин появился в 16 в. Первоначально наука изучала душевные явления.В 17-19 вв изучала осознаваемые и неосознаваемые явления.В 20 в предметом науки становится психика человека и высшего животного.
1.ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ.МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.
Наука психология относится к типу гуманитарных наук, объектом ее изучения является человек.Психология изучает психику.Имеет двоякое значение:1)название науки 2)совокупность психических особенностей человека или группы. В научном употреблении этот термин появился в 16 в. Первоначально наука изучала душевные явления.В 17-19 вв изучала осознаваемые и неосознаваемые явления.В 20 в предметом науки становится психика человека и высшего животного. Психологию изучают, потому что человек должен знать особенности психики,личности; свои индивидуальные особенности психики,личности; психологию людей; адекватно(соответственно тому что есть) оценивать себя и окружающих. Методы психологии: наблюдение,беседа, эксперимент. Наблюдение — древнейший метод познания. Его примитивной формой — житейскими наблюдениями — пользуется каждый человек в своей повседневной практике.Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное, сплошное и особый вид — включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы).Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: непринужденная беседа, интервью, вопросники и психологические анкеты. Интервью — вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы. В этом случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование.главным методом психологического исследования является эксперимент — активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт
2.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ: КЛАССИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ
1. Психология сознания. Оформление психологии как самостоятельной научной дисциплины связано с именем В. Вундта. Единственным прямым методом психологии Вундт считал самонаблюдение, поскольку предмет психологии - непосредственный опыт, как он дан самому человеку.Вундт определил основные задачи психологии:1) анализ процесса сознания методом интроспекции (самонаблюдения);2) выявление элементов сознания; .3) установление закономерностей их соединения.2. Бихевиоризм. В качестве предмета психологии выступает поведение, понятое как совокупность реакций организма, обусловленная его общением со стимулами среды, к которой он адаптируется. Основатель направления - Дж. Уотсон. Вклад этого направления заключался в резком расширении изучаемой психологией области. Она отныне включала доступные внешнему объективному наблюдению, независимые от сознания стимул-реактивные отношения. Бихевиоризм ввел в научный аппарат психологии категорию действия в качестве не только внутренней духовной (как в прежние времена), но и внешней, телесной реальности.3. Психоанализ, Предметом психологии является бессознательное. Основатель направления - 3. Фрейд. Человеческая психика стала истолковываться как обусловленная бессознательными, иррациональными силами, влечениями, инстинктами, вытесненными из сознания. Главной среди этих процессов была признана имеющая сексуальную природу ; энергия влечения («либидо»}. Испытывая различные трансформации, она подавляется, вытесняется и, тем не менее, прорывается сквозь «цензуру» сознания по обходным путям, разряжаясь в различных симптомах, в том числе патологических (расстройства движений, восприятия, памяти и т. д.).Отношение сознания к бессознательной психике мыслилось неизбывно конфликтным. Но только благодаря осознанию причин подавленных влечений и потаенных комплексов удается (с помощью техники психоанализа) избавиться от душевной травмы, которую они нанесли личности.Учениками Фрейда были К. Юнг и А. Адлер. Нововведением Юнга было понятие о «коллективном бессознательном». Адлер, модифицируя исходную доктрину психоанализа, выделил как фактор развития личности чувство неполноценности, порождаемое, в частности, телесными дефектами.4. Гештальт психология. Сторонники гештальтпсихологии считают, что при восприятии целое может отличаться от суммы его составляющих. Восприятие бывает всегда чем-то большим, чем ощущение.Принципы гештальтпсихологии предполагают, что мозг человека не просто регистрирует информацию, поступающую к нему от окружающей среды. Человек, воспринимающий сенсорные сигналы, организует их в «гештальт», что по-немецки означает «форма» или «целое». Гештальтпсихология дала описание многочисленных примеров такой способности человека. Представителями гештальтпсихологии являются М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффка, К. Левин.
5. Когнитивная психология. Сторонники этого подхода утверждают, что человек-это не машина, слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или на события внешнего мира, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту. Личность понимается как организованная система более или менее важных конструктов, которые человек использует, чтобы интерпретировать мир переживаний и предвидеть будущие события. Представители - У Найссер, Дж. Келли, Г. Саймон.
6. Гуманистическая психология. Одна из основ гуманистической психологии - ориентация на проблемы и трудности личностного выбора и ответственности в определении смысла существования. Предметом исследования здесь выступает уникальная и неповторимая личность.
Гуманистическая психология изучает здоровые, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации». Представители - Г. Олпорт, Г. А. Мюррей, К. Роджерс. А. Маслоу. В. Франки.
3.ПОНЯТИЕ ПСИХИКА.ПРОБЛЕМЫ ПСИХИКИ.
Психика-это способность мозга получать информацию об объективном мире, создавать субъективный образ этого мира и регулировать на этой основе собственное поведение и деятельность. 1) Психикой наделены только высокоорганизованные существа, обладающие мозгом.2) Получаемая информ.(образы, воспоминания) становятся регуляторами нашего поведения. Психика проявляется в 3 формах: психич.процессы, психич.состояния, психич. Свойства. В сегодняшней психофизиологии также интенсивно обсуждается проблема субстрата психики.Проблема может ставиться так: психика — это просто свойство нервной системы, специфическое отображение ее работы, или психика имеет также свой специфический субстрат! Единственное, что можно пока здесь сказать, это то, что психику нельзя свести просто к нервной системе. Действительно, нервная система является органом (по крайней мере одним из органов) психики. При нарушении деятельности нервной системы страдает, нарушается психика человека.психику нельзя понять через исследование только нервной системы. Возможно, психика имеет и свой собственный субстрат? Как предполагают некоторые физики, это могут быть микролептоны — мельчайшие ядерные частицы. Есть и другие гипотезы. Однако тесная связь психики и деятельности мозга не подлежит сомнению, повреждения или физиологическая неполноценность мозга однозначно приводят к неполноценности и психики. Хотя головной мозг — это орган, деятельностью которого обусловлена психика, но содержание этой психикипроизводится не самим мозгом, ее источником является внешний мир.Преобразование сигналов, совершающееся в мозге, оспринимается человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире.Отсюда понятно, что характеристики психических процессов не выводятся только из закономерностей функционирования мозга, реализующего эти процессы.
4.СТРУКТУРА ПСИХИКИ.
Психика-это способность мозга получать информацию
об объективном мире, создавать субъективный
образ этого мира и регулировать на этой
основе собственное поведение и деятельность. Объективная реальность-все,что
есть существ.независимо от человека,
сущ.независимо от нас и отраж.нашейпсихик.всубъект.
5. ДЕТЕРМИНАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Психика- это способность мозга,
поэтому наиболее сильно на психику
влияет характер полноц.иадекват.головн.мозга;
взаимод.двух полушарий. Психич.деят.осуществл.
6.СОЗНАНИЕ КАК ВЫСШАЯ СТУПЕНЬ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ.
Сознание- это высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективного мира, формиров.у человека внутренней модели этого мира и осуществления на этой основе высшего уровня саморегуляции. Высший уровень психич.отражения и высший уровень психич.саморегуляции. Сознание всегда активно,т.е.связано с выбором, с целью, человек осознает, то что ему нужно и интенционален (направлен на что-то). Сознание формируется только в социальной среде. Вне социума сознание не формируется. Функции сознания: формирование целей деятельности, предварительные мысленные построения действий,т.е.обдумывание как достичь цель, предвидение результатов, разумное регулирование поведения и деят., осознание своего я(рефлексия) и т.д. Таким образом сознание как совокупность знаний связана с познанием (образованием, воспитанием) в его состав входит: отношение, мир чувств.Вывод: человек единственный среди живых существ способен к самопознанию, самоотношению, саморазвитию. Структура сознания выдел.2 слоя: 1) бытейноесозн.включ.в себя свой-во движения, опыт действия, чувственные образы 2) Рефликтивное сознание включает в себя значение(знания) и смысл(субъективное понимание и отношение ко всему).
7.ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЗНАНИЯ.
В онтогенезе сознание ребенка развивается сложным, путем. Психику ребенка, младенца, вообще говоря, нельзя рассматривать как изолированную, самостоятельную психику. С самого начала существует устойчивая связь психики ребенка и психики матери. В пренатальный период эту связь можно назвать психической связью. Но ребенок является вначале только пассивным элементом этой связи,а мать, являясь носителем психики, оформленной сознанием,передает в психику ребенка не просто психофизическую, но и оформленную сознанием человеческую информацию. Второй момент — это собственно деятельность матери.Мать любящим взглядом «вылавливает» и оценивает все ценное, с ее точки зрения, в первоначально беспорядочной реактивности организма ребенка.Затем наступает следующий акт развития, который можно назвать первичным актом сознания — это идентификацияребенка с матерью, т. е. ребенок пытается поставить себя на место матери, подражать ей, уподобить себя ей. Эта идентификация ребенка с матерью является, по-видимому, первичным человеческим отношением. В этом смысле первичное — не предметное отношение, а отношение сознания, первичная идентификация с культурным символом. Мать здесь дает прежде всего культурный образец социального поведенияНо выполнение смысла культурного символа, образца влечет за собой рационализированный им слой сознания, который может относительно самостоятельно развиваться посредством механизма рефлексии, анализа (мыследеятельность).Наше сознание в своем развитии испытывает многие идентификации, но выполняются, реализуются отнюдь не все. Эти нереализованные потенции нашего сознания и составляют то, что мы обычно обозначаем термином «душа», которая есть большей частью несознаваемая часть нашего сознания. Отсюда следует третий фундаментальный акт сознания («развитие сознания») — осознавание своего невыполненного желания
8.Самосознание
личности.Механизмы
В ходе социализации
расширяются и углубляются
Критерии самосознания: выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды); осознание своей активности – "Я управляю собой"; осознание себя "через другого" ("То, что я вижу в других, это может быть и мое качество"); моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта.
В структуре самосознания можно выделить: осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего "Я" ("Я как действующий субъект"); осознание своих реальных и желаемых качеств ("Реальное Я" и "Идеальное Я"); познавательные, когнитивные представления о себе ("Я как наблюдаемый объект"); эмоциональное, чувственное представление о себе. Таким образом, самосознание включает в себя: самопознание (интеллектуальный аспект познания себя); самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).
Психологическая защита - система механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности.
Основные
механизмы психологической
1. Вытеснение - универсальное средство избежать внутреннего конфликта путем устранения из сознания социально нежелательных стремлений, влечений, желаний. Однако вытесненные и подавленные влечения дают о себе знать в невротических и психосоматических симптомах (например, в фобиях и страхах).Вытеснение считается примитивным и малоэффективным механизмом психологической защиты по следующим причинам: 1) вытесненное все-таки прорывается в сознание; 2) неразрешенный конфликт проявляется в высоком уровне тревожности и чувстве дискомфорта.
2. Реактивные образования - это замена Ego нежелательных тенденций на прямо противоположные.
3. Рационализация - это псевдорациональное объяснение человеком собственных стремлений, мотивов действий, поступков в действительности вызванных причинами, признание которых угрожало бы потерей самоуважения. Самоутверждение, защита собственного "Я" - основной мотив актуализации этого механизма психологической защиты личности.