Лекции по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 11:32, курс лекций

Краткое описание

1.ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ.МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.
Наука психология относится к типу гуманитарных наук, объектом ее изучения является человек.Психология изучает психику.Имеет двоякое значение:1)название науки 2)совокупность психических особенностей человека или группы. В научном употреблении этот термин появился в 16 в. Первоначально наука изучала душевные явления.В 17-19 вв изучала осознаваемые и неосознаваемые явления.В 20 в предметом науки становится психика человека и высшего животного.

Файлы: 1 файл

psikhologia.doc

— 320.50 Кб (Скачать)

4. Сублимация - один из механизмов психологической защиты личности, который снимает напряжение в конфликтной ситуации путем превращения инстинктивных форм психики (инстинктивной энергии) в социально желательные для человека и общества формы деятельности. Иными словами, сублимация - это переключение импульсов, социально нежелательных в данной ситуации (агрессивности, сексуальной энергии), на другие, социально желательные для индивида и общества формы активности.

5. Идентификация - это процесс неосознаваемого отождествления себя с другим субъектом, группой, образцом, идеалом. Идентификация - это неосознаваемое перенесение на себя чувств, черт, особенностей, которые присущи другому человеку или живому существу.

6. Проекция - это приписывание собственных вытесненных переживаний, потребностей, особенностей другим людям. Проекция - это механизм защиты от своих неосознанных асоциальных желаний и влечений с помощью приписывания другим людям социально нежелательных влечений, склонностей и особенностей.

7. Интроекция - это включение в собственную психологическую структуру "Я" внешних ценностей и стандартов, для того чтобы они перестали действовать как внешняя угроза.

8. Замещение - это реализация неудовлетворенных желаний и стремлений с помощью другого объекта. Иными словами, замещение - это перенос потребностей и желаний на другой, более доступный объект. В случае невозможности удовлетворить некую свою потребность с помощью одного предмета, человек может найти другой предмет (более доступный) для ее удовлетворения.

9. Деперсонализация - это восприятие других людей как обезличенных, лишенных индивидуальности представителей некоторой группы. Если субъект не позволяет себе думать о других как о людях, которые имеют чувства и индивидуальность, он защищает себя от восприятия их на эмоциональном уровне.

 

 9. Самооценка и ее критерии.

Самооценка- это оценка личности самой себя, своей значимости, способностей, возможностей, качеств и места среди людей. Самооц.-это регулятор поведения и деят.человека. Типы и критерии самооценки: 1) Заниженная. Уровень притязаний- легкие цели. Практический результат- неудачи. Психическое состояние- неудовлетворенность, фрустрация(специфические эмоциональные состояния человека, возникающие в случае появления непреодолимых препятствий на пути к достижению желаемой цели.проявляется как агрессия, озлобленность) 2)Завышенная. Ур.пр.-завышенный,высокие цели. Практ.рез.- много неудач. Психическое.сост.-фрустрация, винит окружающих, аффект неадекватности. 3) Адекватная. Ур.пр.-адекватные цели. Практ.рез.-достигает цели. Психическое.сост-удовлет-сть,самоуважение.

10.Взаимодействие сознание и бессознательного.

В зоне ясного сознания находит свое отражение малая часть одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организма сигналов. Сигналы, попавшие в зону ясного сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне.Типовые, часто встречающиеся в обычной обстановке задачи человек решает подсознательно, реализуя автоматизмы. Автоматизмы подсознания разгружают сознание от рутинных операций (ходьба, бег, профессиональные навыки и т. п.) для новых задач, которые в данный момент могут быть решены только на сознательном уровне.Бессознательная регуляция может рассматриваться как целенаправленная лишь в том смысле, что после достижения определенной цели происходит снижение напряжения так же, как и при осознанном управлении. Фрейд показал, что бессознательные побуждения лежат в основе многих очагов скрытого напряжения, которые могут порождать психологические трудности адаптации и даже заболевания.Большая часть процессов, протекающих во внутреннем мире человека, им не осознается, но в принципе каждый из них может стать осознанным. Выделяют: 1) подсознательное — те представления, желания, действия, устремления, которые ушли сейчас из сознания, но могут потом прийти в сознание; 2) собственно бессознательное — такое психическое, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным.Человек может прийти в конфликт с многочисленными социальными запретами, в случае конфликта у него нарастает внутренняя напряженность и в коре мозга возникают изолированные очаги возбуждения. Для того чтобы снять возбуждение, нужно прежде всего осознать сам конфликт и его причины, но осознавание невозможно без тяжелых переживаний, и человек препятствует осознанию, эти тяжелые переживания вытесняются из области сознания. Однако это не означает, что очаги возбуждения разрушаются. Длительное время они могут сохраняться в заторможенном состоянии, такой ущемленный очаг может быть очень глубоко запрятан, но при неблагоприятных условиях он может выявиться и оказывать травмирующее влияние на состояние человека, вплоть до развития психического заболевания.Для исключения такого болезнетворного влияния необходимосознать травмирующий фактор и переоценить его,

ввести его в структуру  других факторов и оценок внутреннего мира и тем самым разрядить очаг возбуждения и нормализовать психическое состояние человека. Только такое осознание устраняет травмирующее воздействие «неприемлемой» идеи или желания. Заслуга Фрейда в том, что он сформулировал указанную зависимость и включил ее в основу своей терапевтической практики «психоанализа».

Психоанализ включает поиск  скрытых очагов напряженности, возникающих  при вытеснении неприемлемых желаний, и осторожную помощь человеку в сознании и переоценке тревожащих его переживаний. Психоанализ включает поиск очага (его вспоминание), вскрытие его (перевод информации в словесную форму), переоценку (изменение системы установок, отношений) переживания в соответствии с новой значимостью, ликвидацию очага возбуждения, нормализацию психического состояния человека. Психоанализ — процедура длительная и требующая доверительного общения человека с психоаналитиком. В последнее время разработан новый метод вскрытия и поиска скрытых очагов (подавленных переживаний, психотравм, желаний, неправильных действий) и гармонизации внутреннего мира человека — метод ребёфинга.

12. Эмоц. процессы их характеристика. Радость, печаль, восхищение, и др. — все это различные виды субъективного отношения человека к действительности.Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний,отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний.Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная у живых существ форма эмоциональных переживаний — это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.Многообразные проявления эмоциональной жизни человека делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения.Наиболее мощная эмоциональная реакция —аффаект — сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, полностью захватывающее психику человека и предопределяющее единую реакцию на ситуацию в целом (порой эта реакция осознаются недостаточно — и это одна из причин практической неуправляемости этим состоянием). Еслиаффекты возникают к концу действия и отражают суммарную итоговую оценку ситуации, то эмоции смещаются к началу действия и предвосхищают результат.Чувства — еще более, чем эмоции, устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер: они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам В зависимости от направленности чувства делятся на моральные интеллект.,эстетические,практические. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо называется страстью.Настроение — самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека.Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека. Первые называются стеническими, вторые — астеническими.

13.ДЕЯТЕЛЬСНОСТЬ, СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Деятельность- это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленной цели. Наличие сознаваемой цели- главный признак деятельн. Цель- предвосхищение будующего результата. Цель определ.мотивами.Интериоризация- признаки деят.,процесс перехода от внешнего материал.действия к внутреннему матер.действию. Экстериозация-это процесс превращения внутреннего во внешнее. Инструментальная основа. Наличие инструмента. Вывод:1)деят-сть- это совокупность мотивационной, целевой, инструментальной основ.2) Деят-ть это единство внутренн.психических и внешних физических. Виды деят-ти:1)Игра. Цели: познание,развитие,общение,развлечение,отдых,разрядка напряженности. Ведущий вид в детском. 2) Учение.Ц.:овладение знаниями, навыками, умениями,ценностями,нормами правила поведения.Подростков.,юношеск. Учение- это основное средство психолог.развития человека и формир.как личности.3)Труд.Ц.:производство предметов материальной и духовн.культуры и реализация услуг. В норме труд является насущной потребностью человека, т.к.формирует максимальн.удовлетворение.

 

 

 

14.ПСИХОЛОГИЯ ПРОФ.ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Психология пр.д.связана  с вопросами профориентации,проф.отбора, проф.подготовки и психологич.готовности к труду. При выборе профессиив ходе проф.становления и обучения на человека возд.2 группы факторов: объективные (спец.знания, умения, навыки, компетенции, получ.в процессе обучения), субъективные (задатки, способн .,мотивация, индивидуальные .псих.свойства и способности человека) Выдел.след.типы профессий ( по Климову): человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек- знаковая система, человек- художеств.образ. Каждая профессия предъявл.к человеку, к его психике ряд требований: общих, специал.,личностных. Описание профессии.(социальн-эконом.,пройзводств-техничес.,психологич.) назыв.профессиограмма. Частью профессиограммы явл.психограмма- это хар-ка требований, предъявляемых профессией психики.

15.ПСИХОГРАММА ВАШЕЙ ПРФЕССИИ

Каждая профессия предъявляет  к человеку, к его психике ряд  требований: общих, специальных, личностных.

Психограмма экономиста.

  1)Устойчивость и концентрация внимания, внимательность.

(Внимание — это  направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие  для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.) .Хорошее сосредоточение внимания

именно на знаковом материале

 2) Дисциплинированность;(Это готовность и умение человека выполнять поставленные задачи качественно и точно в срок.)Так как ЭКОНОМИСТ  это специалист, занимающийся финансово-хозяйственной деятельностью (предприятия, отрасли и т.д.) в целях ее улучшения. В этом смысле он  правая рука руководителя предприятия.

  3)  Эмоциональная устойчивость; (Неподверженность эмоциональных состояний и процессов деструктивным влияниям внутренних и внешних условий.)

4) Аккуратность.(качество личности, включающая любовь к порядку, внешнюю опрятность, исполнительность и организованность.)

 5)Усидчивость и терпеливость; (настойчивость, упорство в каком-либо деле в ожидании результатов)Особенности самореryляции представителей знакового типа профессий состоят в том, что очень важна их способность cocpeДOTOченно работать в условиях внешних помех, от которых полностью избавиться невозможно.

6) Склонность  к монотонной работе. Работа экономиста связана с расчетами, переработкой больших объемов информации, выраженной в цифрах.

 7)Аналитическое мышление - склонность к детализации, конкретизации, глубокому анализу данных, экономических факторов.Одна из типичных и важных задач экономиста  расчет потребности кадров. Сколько требуется инженеров, техников, служащих, рабочих, Kaкая у них должна быть квалификация? Для Toro чтобы ответить на подобHoro рода вопросы, экономист должен знать производство, разбираться вeroтехнолоrии.

8)Принципиальность;(это безусловное следование своим убеждениям.)

9)Самостоятельность;( способность самому ставить свои  цели и самому их достигать, способность решать свои проблемы за свой счет)

 10)Замкнутость- недоверчивость, подозрительность, несговорчивость (отсутствие внушаемости и самовнушаемости).Например, делопроизводитель или бyxrалтер должен учесть MHOжество документов, следить за их прохождением, правильно (т. е.

в соответствии с принятыми  и обычно строrими  правилами) их хранить и направлять нужным лицам.

11 )Невербальный интеллект (математические способности);  (это способность оперировать реальными предметами, образами, изображениями (=интеллект действия = практический интеллект.)) 
  12)Креативность, изобретательность.( творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления).Особенности творческости (креативности) этоrотипа профессий в том, что находчивость, изобретательность, бескорыстная интеллектуальная инициатива, проявляемые в работе, хотя и не имеют признаков зрелищности, но присутствуют и требуются в работе постоянно. Творческие задачи возникают тоrда, коrда ситуация нестандартна, уникальна. А такие ситуации постоянно Bcтpeчаются в работе. 

13) Большой объем долговременной и оперативной памяти;(процесс закрепления, сохранения, узнавания и воспроизведение прошлого опыта ,делающий возможным его повторное использование)В памяти приходится хранить мноrочисленные инструкции, правила, положения. Без хорошей, цепкой памяти на словеснолоrический материал работа в этой области немыслима. 
  14) Быстрота восприятия, быстрота движения пальцев для работы на клавишной технике.Это важно для работы на клавишных машинах наборных, вычислительных.

Информация о работе Лекции по "Психологии"