Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 11:32, курс лекций
1.ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ.МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.
Наука психология относится к типу гуманитарных наук, объектом ее изучения является человек.Психология изучает психику.Имеет двоякое значение:1)название науки 2)совокупность психических особенностей человека или группы. В научном употреблении этот термин появился в 16 в. Первоначально наука изучала душевные явления.В 17-19 вв изучала осознаваемые и неосознаваемые явления.В 20 в предметом науки становится психика человека и высшего животного.
4. Сублимация - один из механизмов психологической защиты личности, который снимает напряжение в конфликтной ситуации путем превращения инстинктивных форм психики (инстинктивной энергии) в социально желательные для человека и общества формы деятельности. Иными словами, сублимация - это переключение импульсов, социально нежелательных в данной ситуации (агрессивности, сексуальной энергии), на другие, социально желательные для индивида и общества формы активности.
5. Идентификация - это процесс неосознаваемого отождествления себя с другим субъектом, группой, образцом, идеалом. Идентификация - это неосознаваемое перенесение на себя чувств, черт, особенностей, которые присущи другому человеку или живому существу.
6. Проекция - это приписывание собственных вытесненных переживаний, потребностей, особенностей другим людям. Проекция - это механизм защиты от своих неосознанных асоциальных желаний и влечений с помощью приписывания другим людям социально нежелательных влечений, склонностей и особенностей.
7. Интроекция - это включение в собственную психологическую структуру "Я" внешних ценностей и стандартов, для того чтобы они перестали действовать как внешняя угроза.
8. Замещение - это реализация неудовлетворенных желаний и стремлений с помощью другого объекта. Иными словами, замещение - это перенос потребностей и желаний на другой, более доступный объект. В случае невозможности удовлетворить некую свою потребность с помощью одного предмета, человек может найти другой предмет (более доступный) для ее удовлетворения.
9. Деперсонализация - это восприятие других людей как обезличенных, лишенных индивидуальности представителей некоторой группы. Если субъект не позволяет себе думать о других как о людях, которые имеют чувства и индивидуальность, он защищает себя от восприятия их на эмоциональном уровне.
9. Самооценка и ее критерии.
Самооценка- это оценка личности самой себя, своей
значимости, способностей, возможностей,
качеств и места среди людей. Самооц.-это
регулятор поведения и деят.человека. Типы и критерии самооценки: 1) Заниженная.
Уровень притязаний- легкие цели. Практический
результат- неудачи. Психическое состояние-
неудовлетворенность, фрустрация(специфические
эмоциональные состояния человека, возникающие
в случае появления непреодолимых препятствий
на пути к достижению желаемой цели.проявляется
как агрессия, озлобленность) 2)Завышенная. Ур.пр.-завышенный,высокие
цели. Практ.рез.- много неудач. Психическое.сост.-фрустрация,
винит окружающих, аффект неадекватности. 3) Адекватная. Ур.пр.-адекватные
цели. Практ.рез.-достигает цели. Психическое.сост-удовлет-сть,
10.Взаимодействие сознание и бессознательного.
В зоне ясного сознания находит свое отражение малая часть одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организма сигналов. Сигналы, попавшие в зону ясного сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне.Типовые, часто встречающиеся в обычной обстановке задачи человек решает подсознательно, реализуя автоматизмы. Автоматизмы подсознания разгружают сознание от рутинных операций (ходьба, бег, профессиональные навыки и т. п.) для новых задач, которые в данный момент могут быть решены только на сознательном уровне.Бессознательная регуляция может рассматриваться как целенаправленная лишь в том смысле, что после достижения определенной цели происходит снижение напряжения так же, как и при осознанном управлении. Фрейд показал, что бессознательные побуждения лежат в основе многих очагов скрытого напряжения, которые могут порождать психологические трудности адаптации и даже заболевания.Большая часть процессов, протекающих во внутреннем мире человека, им не осознается, но в принципе каждый из них может стать осознанным. Выделяют: 1) подсознательное — те представления, желания, действия, устремления, которые ушли сейчас из сознания, но могут потом прийти в сознание; 2) собственно бессознательное — такое психическое, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным.Человек может прийти в конфликт с многочисленными социальными запретами, в случае конфликта у него нарастает внутренняя напряженность и в коре мозга возникают изолированные очаги возбуждения. Для того чтобы снять возбуждение, нужно прежде всего осознать сам конфликт и его причины, но осознавание невозможно без тяжелых переживаний, и человек препятствует осознанию, эти тяжелые переживания вытесняются из области сознания. Однако это не означает, что очаги возбуждения разрушаются. Длительное время они могут сохраняться в заторможенном состоянии, такой ущемленный очаг может быть очень глубоко запрятан, но при неблагоприятных условиях он может выявиться и оказывать травмирующее влияние на состояние человека, вплоть до развития психического заболевания.Для исключения такого болезнетворного влияния необходимосознать травмирующий фактор и переоценить его,
ввести его в структуру других факторов и оценок внутреннего мира и тем самым разрядить очаг возбуждения и нормализовать психическое состояние человека. Только такое осознание устраняет травмирующее воздействие «неприемлемой» идеи или желания. Заслуга Фрейда в том, что он сформулировал указанную зависимость и включил ее в основу своей терапевтической практики «психоанализа».
Психоанализ включает поиск скрытых очагов напряженности, возникающих при вытеснении неприемлемых желаний, и осторожную помощь человеку в сознании и переоценке тревожащих его переживаний. Психоанализ включает поиск очага (его вспоминание), вскрытие его (перевод информации в словесную форму), переоценку (изменение системы установок, отношений) переживания в соответствии с новой значимостью, ликвидацию очага возбуждения, нормализацию психического состояния человека. Психоанализ — процедура длительная и требующая доверительного общения человека с психоаналитиком. В последнее время разработан новый метод вскрытия и поиска скрытых очагов (подавленных переживаний, психотравм, желаний, неправильных действий) и гармонизации внутреннего мира человека — метод ребёфинга.
12. Эмоц. процессы их характеристика. Радость, печаль, восхищение, и др. — все
это различные виды субъективного отношения
человека к действительности.Эмоции — особый класс
субъективных психологических состояний,отражающие
личную значимость и оценку внешних и
внутренних ситуаций для жизнедеятельности
человека в форме переживаний.Самая старая
по происхождению, простейшая и наиболее
распространенная у живых существ форма
эмоциональных переживаний — это удовольствие,
получаемое от удовлетворения органических
потребностей, и неудовольствие, связанное
с невозможностью это сделать при обострении
соответствующей потребности.Многообразные
проявления эмоциональной жизни человека
делятся на аффекты, собственно эмоции,
чувства, настроения.Наиболее мощная эмоциональная
реакция —аффаект — сильное и относительно
кратковременное эмоциональное переживание,
полностью захватывающее психику человека
и предопределяющее единую реакцию на
ситуацию в целом (порой эта реакция осознаются
недостаточно — и это одна из причин практической
неуправляемости этим состоянием). Еслиаффекты
возникают к концу действия и отражают
суммарную итоговую оценку ситуации, то
эмоции смещаются к началу действия и
предвосхищают результат.Чувства — еще более, чем
эмоции, устойчивые психические состояния,
имеющие четко выраженный предметный
характер: они выражают устойчивое отношение
к каким-либо объектам В зависимости от
направленности чувства делятся на моральные
интеллект.,эстетические,
13.ДЕЯТЕЛЬСНОСТЬ, СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Деятельность- это активность человека, направленная
на достижение сознательно поставленной
цели. Наличие сознаваемой цели- главный
признак деятельн. Цель- предвосхищение
будующего результата. Цель определ.мотивами.
14.ПСИХОЛОГИЯ ПРОФ.ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Психология пр.д.связана
с вопросами профориентации,проф.отбора, проф.подготовки
и психологич.готовности к труду. При выборе
профессиив ходе проф.становления и обучения
на человека возд.2 группы факторов: объективные
(спец.знания, умения, навыки, компетенции,
получ.в процессе обучения), субъективные
(задатки, способн .,мотивация, индивидуальные
.псих.свойства и способности человека)
Выдел.след.типы профессий ( по Климову):
человек-природа, человек-техника, человек-человек,
человек- знаковая система, человек- художеств.образ.
Каждая профессия предъявл.к человеку,
к его психике ряд требований: общих, специал.,личностных.
Описание профессии.(социальн-эконом.,
15.ПСИХОГРАММА ВАШЕЙ ПРФЕССИИ
Каждая профессия предъявляет к человеку, к его психике ряд требований: общих, специальных, личностных.
Психограмма экономиста.
1)Устойчивость и концентрация внимания, внимательность.
(Внимание — это
направленность психики (
именно на знаковом материале
2) Дисциплинированность;(Это готовность и умение человека выполнять поставленные задачи качественно и точно в срок.)Так как ЭКОНОМИСТ это специалист, занимающийся финансово-хозяйственной деятельностью (предприятия, отрасли и т.д.) в целях ее улучшения. В этом смысле он правая рука руководителя предприятия.
3) Эмоциональная устойчивость; (Неподверженность эмоциональных состояний и процессов деструктивным влияниям внутренних и внешних условий.)
4) Аккуратность.(качество личности, включающая любовь к порядку, внешнюю опрятность, исполнительность и организованность.)
5)Усидчивость и терпеливость; (настойчивость, упорство в каком-либо деле в ожидании результатов)Особенности самореryляции представителей знакового типа профессий состоят в том, что очень важна их способность cocpeДOTOченно работать в условиях внешних помех, от которых полностью избавиться невозможно.
6) Склонность к монотонной работе. Работа экономиста связана с расчетами, переработкой больших объемов информации, выраженной в цифрах.
7)Аналитическое мышление - склонность к детализации, конкретизации, глубокому анализу данных, экономических факторов.Одна из типичных и важных задач экономиста расчет потребности кадров. Сколько требуется инженеров, техников, служащих, рабочих, Kaкая у них должна быть квалификация? Для Toro чтобы ответить на подобHoro рода вопросы, экономист должен знать производство, разбираться вeroтехнолоrии.
8)Принципиальность;(это безусл
9)Самостоятельность;(
способность самому ставить
10)Замкнутость- недоверчивость, подозрительность, несговорчивость (отсутствие внушаемости и самовнушаемости).Например, делопроизводитель или бyxrалтер должен учесть MHOжество документов, следить за их прохождением, правильно (т. е.
в соответствии с принятыми и обычно строrими правилами) их хранить и направлять нужным лицам.
11 )Невербальный интеллект (математические
способности); (это способность оперировать реальными
предметами, образами, изображениями (=интеллект
действия = практический интеллект.))
12)Креативность, изобретательность.(
творческие способности индивида, характеризующиеся
готовностью к принятию и созданию принципиально
новых идей, отклоняющихся от традиционных
или принятых схем мышления).Особенности
творческости (креативности) этоrотипа
профессий в том, что находчивость, изобретательность,
бескорыстная интеллектуальная инициатива,
проявляемые в работе, хотя и не имеют
признаков зрелищности, но присутствуют
и требуются в работе постоянно. Творческие
задачи возникают тоrда, коrда ситуация
нестандартна, уникальна. А такие ситуации
постоянно Bcтpeчаются в работе.
13) Большой объем долговременной
и оперативной памяти;(процесс закрепления,
сохранения, узнавания и воспроизведение
прошлого опыта ,делающий возможным его
повторное использование)В памяти приходится хранить мноrочисленные
инструкции, правила, положения. Без хорошей,
цепкой памяти на словеснолоrический материал
работа в этой области немыслима.
14) Быстрота восприятия, быстрота
движения пальцев для работы на клавишной
технике.Это важно для работы на клавишных
машинах наборных, вычислительных.