Лекции по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 11:32, курс лекций

Краткое описание

1.ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ.МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.
Наука психология относится к типу гуманитарных наук, объектом ее изучения является человек.Психология изучает психику.Имеет двоякое значение:1)название науки 2)совокупность психических особенностей человека или группы. В научном употреблении этот термин появился в 16 в. Первоначально наука изучала душевные явления.В 17-19 вв изучала осознаваемые и неосознаваемые явления.В 20 в предметом науки становится психика человека и высшего животного.

Файлы: 1 файл

psikhologia.doc

— 320.50 Кб (Скачать)

15 )Точность(Степень  истинного соответствия чему-н.)В соответствии с показателями, заданными планом, составляют OTчеты.

16 )-Жесткость личностных установок-умение выдвигать четкие, бескомпромисные требования и настаивать на их выполнении.

17) -Целеустремленность, настойчивость-наличие ясной цели, стремление ее достичь; упорство в достижении целей.

18) -Расчетливостью, практичность-осмотрительный, учитывает обстоятельства, обстановку; высокая скорость решения различных задач. 
19) -Лидерские и деловые качества-пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия; знание дела, предприимчивость, толковость.

20) -Последовательность – умение выполнять задания, действия в строгом порядке, логически стройно.

21) -Высокая ответственность, обязательность, исполнительность, надежность-необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия; верность слову, долгу, обещанию; старательность, хорошее исполнение заданий; выполнять возложенные на них функции в течение заданного промежутка времени в равных условиях эксплуатации.

22) -Скрупулезность – точность до мелочей, особая тщательность.

23) -Находчивость – способность быстро находить выход из затруднительных положений.

23–Предприимчивость-способность пойти на риск

24 -Вдумчивость – глубокое проникновение в суть дела.

25 - Самопроверка  и самоконтроль-проверка своей деятельности, своих   расчетов; осознание и оценка собственных действий, психических процессов и состояний.

26 - Умение быстро  и правильно считать.

27 - Умение проанализировать числа, за их динамикой понимать суть производственных процессов и уметь вовремя повлиять на них.

28 –Собранность  – готовность действовать четко  и оперативно. 

29 –Общительность-способность  легко входить в общение.

30 -Организаторские  способности-быстро и правильно оценить ситуацию, выделить первоочередные задачи и достаточно точно рассчитать сроки их решения.

17. ОЩУЩЕНИЯ  И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА 

Ощущение - психический  познавательный процесс отражения  конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент. Ощущение - это отражение свойств предметов окружающего мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы.

Ощущения объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель и одновременно субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей человека.Ощущение-это целостный рефлекс, объединяющий прямыми и обратными связями периферический и центральный отделы анализаторов.

Анализатор - система  нервных клеток, обладающих способностью к восприятию раздражения, передаче, преобразованию, кодированию, детектированию.

Рецептор - нервная  клетка или нервное окончание, имеющее  повышенную чувствительность к тем  или иным физическим агентам. Отличается от других клеток повышенным порогом  чувствительности, специфической чувствительностью, рациональной локализацией на теле.

Виды ощущений по месту расположения рецепторов:

1. Экстерорецептивные  ощущения (рецепторы находятся на  поверхности тела): ощущения прикосновения  и давления, температурные, болевые,  вкусовые, зрительные, обонятельные, слуховые, осязание. Экстерорецептивные ощущения делятся на контактные и дистантные (в зависимости от пространственного расположения раздражителя). Дистантные: зрительные, слуховые ощущения. Контактные: тактильные, вкусовые ощущения.

2. Интерорецептивные  ощущения (рецепторы находятся внутри  тела): голод, жажда, удушье, половые ощущения, болевые внутренние ощущения.

3. Проприоцептивная  чувствительность (рецепторы расположены  в мышцах и связках): ощущения  положения тела, движения, вибрационные  ощущения.

Свойства  ощущений:

1. Качество - основная  особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений:

- слуховые ощущения: по высоте, тембру, громкости:

- зрительные  ощущения: по насыщенности, цвету,  тону и др.

2. Интенсивность  - количественная характеристика  ощущений, определяется силой действия раздражителей и функциональным состоянием реципиента.

3. Длительность - временная характеристика ощущений, определяется функциональным состоянием  органов чувств, главным образом  - временем действия раздражителя  и ею интенсивностью. При воздействии  раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, поскольку существует латентный период ощущений. Латентный период необходим для различения ощущений.

4. Пространственная  локализация раздражителя Пространственный  анализ осуществляется дистантными  рецепторами, дает информацию о локализации раздражителя в пространстве. Контактные ощущения (тактильные, вкусовые, болевые) соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель. Тактильные ощущения более точны, нежели болевые.

Феномены  ощущений.

Сенсорная адаптация: изменение чувствительности в результате воздействия постоянного раздражителя:

а) адаптация  как полное исчезновение ощущения в  процессе продолжительною действия раздражителя (запах, часы):

б) притупление  ощущения под влиянием сильного раздражителя (свет после темноты, рука в холодной воде);

в) повышение  чувствительности под воздействием слабою раздражителя (видение в темноте).

Тактильные  рецепторы адаптируются очень быстро, сравнительно медленно - зрительные, обонятельные, вкусовые.

Сенсибилизация: повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения.

Синестезия: возникновение  под влиянием раздражителя, характерного для одного анализатора ощущения, характерного для другою (цветной  слух - под воздействием звуковых раздражителей у людей возникают зрительные образы).

Последовательные  образы: след от раздражителя остается в виде последовательного образа (слуховые - звон в ушах, зрительные - визуальные образы).

 

18. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ

Восприятие - это психический познавательный процесс отражения в сознании человека предметов или явлений в совокупности их свойств В результате восприятия формируются образы окружающей действительности.

Виды восприятия.

Восприятие движения окружающих предметов происходит благодаря тому, что перемещение осуществляется на каком-либо фоне. Это позволяет сетчатке глаза последовательно воспроизводить происходящие изменения в положении движущихся тел по отношению к тем элементам, перед которыми или позади которых предмет перемещается.

Восприятие пространства основывается на восприятии величины и формы предметов с помощью синтеза зрительных, мышечных и осязательных ощущений, а также на восприятии объема и удаленности предметов, что обеспечивается бинокулярным зрением (видение двумя глазами).

Восприятие времени - восприятие времени обобщает ряд ощущений, сигнализирующих о длительности, последовательности и скорости течения явлений внешнего мира, а также о внутренних ритмах жизнедеятельности организма. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения. Участвуют различные анализаторы. Наибольшую информацию дают кинестетические и слуховые анализаторы (эмоциональное состояние и запоминание событий).

Свойства и  закономерности восприятия:

1. Осмысленность и обобщенность восприятия. Воспринимая предметы и явления, человек осознает, понимает то, что воспринимает. Восприятие связано с мыслительной деятельностью, с отнесением данного предмета к определенной категории, понятию, с обозначением его в слове (неслучайно дети, встречаясь с незнакомым предметом, всегда спрашивают его название). В восприятии осуществляется не суммирование данных ощущений, а интерпретация этих данных с точки зрения имеющихся знаний. Отдельное отражается в восприятии как проявление общего.

2. Целостность восприятия. В предметах и явлениях реальной действительности отдельные их признаки и свойства находятся в постоянной устойчивой взаимосвязи. В восприятии как в психическом образе предмета также отражаются устойчивые связи между компонентами предмета или явления. Это выражается в целостности восприятия. Даже в тех случаях, когда человек воспринимает лишь некоторые признаки знакомого объекта, он мысленно дополняет недостающие признаки и части этого объекта. Разрозненные части объекта он стремится объединить в целостное образование..

3. Структурность восприятия. Человек узнает различные объекты  благодаря устойчивой структуре  их признаков. В восприятии  осуществляется вычленение взаимоотношений,  частей, сторон предмета (дерево  воспринимается и интерпретируется как дерево вне зависимости от частных признаков данного конкретного дерева).

4. Избирательная направленность  восприятия. Из множества окружающих  предметов и явлений человек  выделяет в данный момент лишь  некоторые из них. Это зависит  от того, на что направлена деятельность человека, от его потребностей и интересов. Избирательность восприятия - преимущественное выделение объекта из фона. Если объект и фон равнозначны для данной деятельности, то они могут переходить друг в друга: фон становится объектом, а объект фоном.

5. Предметность восприятия. Предмет воспринимается как объект, обособленный пространством и  временем. Предметность выражается  в акте объективации, описании  сведений, получаемых из внешнего  мира к этому миру.

6. Константность восприятия - независимость отражения объективных качеств предметов (величины, формы, цвета) от временных условий. Изображение величины предмета на сетчатке глаза при восприятии его с близкого расстояния и с далекого расстояния будет разным. Однако это интерпретируется как удаленность или приближенность предмета, а не как изменение его величины.

7. Апперцепция - зависимость  восприятия от опыта, знаний, интересов  и установок личности. В зависимости  от прошлого опыта, знаний, профессиональной  направленности человек не только избирательно выделяет те или иные предметы, но и избирательно воспринимает различные их стороны.

19,Память и ее виды

Память – это способность запоминать, сохранять и воспроизводить информацию.Эти процессы: 
1. Запоминание (фиксация – фиксируется психика человека); 
2. Сохранение – от 1 секунды до десятков лет; 
3. репродукция – воспроизведение, вспоминание. Осуществляется последовательно, не меняются местами и не выпадают; 
4. забывание – фильтр памяти, малоинтересующая информация забывается, запоминается только та, которая имеет значение для человека. 
 Память является сложным по своей нервной основе процессом и в обеспечении памяти принимают участие разные системы мозга, каждая из которых играет свою собственную роль и вносит свой специфический вклад в осуществление мнестической деятельности (процессы специального запечатления или заучивание материала).Память тесно связана с сознанием, подсознанием, волей, вниманием.Лежит в основе способностей

Виды памяти: 
 
1. Произвольная – связана с волей, вниманием, сознанием. Запоминает информацию, концентрируя на ней внимание. Человек понимает что ему это нужно. 
 
2. Логическая – запоминание информации с помощью логики. Ключевое слово – «Понял». 
 
3. Мгновенная – «память - образ» - работает доли 1 секунды. 
 
4. Кратковременная – от 0,5 секунд до 24 часов. 
 
5. Оперативная память – выручает когда надо работать от 1 секунды до необходимого времени. 
 
6. Долговременная – от 24 часов до конца жизни. 
 
7. Генетическая – наследственная, связана с передачей наследственных признаков, врожденное внимание («Что такое?»), черты характера, психики. 
 
8. Зрительная – наиболее развитая память (лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать) ) – художники, дизайнеры, фотографы. 
 
9. Слуховая – второе место по уровню развития: музыканты, ораторы, лекторы. 
 
10. Двигательная – умение писать, одеваться, танцоры, «золотые руки» - часовые мастера. 
 
11. Эмоциональная – память чувств. 
 
12. Осязательная – имеет защитную функцию. 
 
13. Обонятельная – имеет защитную функцию. 
 
14. Вкусовая – имеет защитную функцию. 
  
          Индивидуальные различия в памяти бывают двух видов. Первое различие, память различных субъектов отличается по преобладанию той или иной модальности – зрительная, слуховая, двигательная; другое различие – память разных людей отличается и уровнем своей организации. 
  
          У одних людей преобладает зрительный вид памяти, у других – слуховой, у третьих – двигательный вид памяти. Это можно увидеть, сравнив, как различные люди запечатлевают одну и ту же зрительную структуру, и анализируя те способы, благодаря которым они запоминают какое-либо содержание (номер телефона, фамилию).

20. Воображение

Психический процесс, занимающийся созданием новых образов (представлений) путем переработки информации восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте, называется воображением. Воображение присуще только человеку.Специфика воображения состоит в переработке прошлого опыта. В этом отношении оно неразрывно связано с процессом памяти. Оно преобразует то, что есть в памяти. Воображение тесно взаимосвязано и с процессом восприятия. Оно включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов. Оно обогащает новые образы, делает их более продуктивными.Самые тесные связи существуют между воображением и мышлением:-  воображение осуществляет мыслительный отход за пределы непосредственно воспринимаемого;- способствует предвосхищению будущего;

-        «оживляет» то, что было ранее.

Важную роль в создании новых временных связей играет слово. Воображение значительно расширяет  и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании мира.Воображение - важнейшая составляющая часть творческого процесса.Воображение может быть: 

  1. Активным - по средствам воли, человек вызывает у себя соответствующие образы. 
  2. Пассивным - когда образы возникают спонтанно. 
  3. Продуктивным - действительность сознательно конструируется человеком, т.е. творчески преобразуется. 
  4. Репродуктивным - ставится задача воспроизвести реальность, как она есть, связано с восприятием и памятью.

       Виды воображения 

  1. Сновидения - пассивное воображение, роль их до сих пор не установлена, но здесь находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут реализоваться в реальной жизни. 
  2. Галлюцинации - фантастические видения, не имеющие никакой связи с окружающей человека действительностью. Это результат тех или иных нарушений психики или работы организма, сопровождают многие болезненные состояния. 
  3. Грезы - это нормальные психические состояния, в виде фантазий, связанных с желанием чаще всего с несколько идеализированным будущим. 
  4. Мечта - более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима.Творчество – сложный психический акт, выражающийся в воплощении и воспроизведении в новой, оригинальной форме данных, находящихся в сознании человека. Это стадия труда, бессознательной работы и вдохновения, в результате которых данные как бы переходят из бессознательной сферы в сознание, а дальше путем различных способностей и навыков, уже присущих человеку, обретают форму в книгах, картинах, научных открытиях, в любых продуктах деятельности, которые представляют собой нечто новое. Откуда идеи берутся в бессознательном? Есть разные мнения на этот счет. Если обратиться к психоанализу, то это сексуальная энергия, ищущая выход через деятельность человека, и одним из способов ее выхода (катарсиса) является творчество. Так же в бессознательном обитают архетипы – первоначальные  модели и диспозиции, результат жизненного опыта наших предков - отсюда появление различных героев и образов в литературном творчестве. И, конечно, это наши скрытые мысли, желания и чувства, которые по каким-то причинам не проявляются в действительности, зато обретают выход через творчество. Что примечательно для литературного творчества: грамматические формы тоже бессознательны, и они экономят умственную энергию, которую можно потратить на разработку сюжета. Что же тогда активирует процесс творчества? Разные психологические школы описывали это по-разному. Для гештальт-психологии  –  это «инсайт», внезапное озарение, которое происходит из-за самостоятельного перестройки психических структур (гештальтов); для рефлексологии – ответная реакция на раздражитель (проблему), при которой активируется рефлекс сосредоточения; для бихевиоризма  характерно мнение о применении «метода проб и ошибок», когда сознание отбирает разные варианты для решения задачи. 

Информация о работе Лекции по "Психологии"