Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 11:32, курс лекций
1.ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ.МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.
Наука психология относится к типу гуманитарных наук, объектом ее изучения является человек.Психология изучает психику.Имеет двоякое значение:1)название науки 2)совокупность психических особенностей человека или группы. В научном употреблении этот термин появился в 16 в. Первоначально наука изучала душевные явления.В 17-19 вв изучала осознаваемые и неосознаваемые явления.В 20 в предметом науки становится психика человека и высшего животного.
15 )Точность(Степень истинного соответствия чему-н.)В соответствии с показателями, заданными планом, составляют OTчеты.
16 )-Жесткость личностных установок-умение выдвигать четкие, бескомпромисные требования и настаивать на их выполнении.
17) -Целеустремленность, настойчивость-наличие ясной цели, стремление ее достичь; упорство в достижении целей.
18) -Расчетливостью, практичность-осмотрительный,
учитывает обстоятельства, обстановку;
высокая скорость решения различных задач.
19) -Лидерские и деловые качества-пользующееся
большим, признанным авторитетом, обладающее
влиянием, которое проявляется как управляющие действия;
знание дела, предприимчивость, толковость.
20) -Последовательность – умение выполнять задания, действия в строгом порядке, логически стройно.
21) -Высокая ответственность, обязательность, исполнительность, надежность-необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия; верность слову, долгу, обещанию; старательность, хорошее исполнение заданий; выполнять возложенные на них функции в течение заданного промежутка времени в равных условиях эксплуатации.
22) -Скрупулезность – точность до мелочей, особая тщательность.
23) -Находчивость – способность быстро находить выход из затруднительных положений.
23–Предприимчивость-
24 -Вдумчивость – глубокое проникновение в суть дела.
25 - Самопроверка и самоконтроль-проверка своей деятельности, своих расчетов; осознание и оценка собственных действий, психических процессов и состояний.
26 - Умение быстро и правильно считать.
27 - Умение проанализировать числа, за их динамикой понимать суть производственных процессов и уметь вовремя повлиять на них.
28 –Собранность
– готовность действовать
29 –Общительность-способность легко входить в общение.
30 -Организаторские способности-быстро и правильно оценить ситуацию, выделить первоочередные задачи и достаточно точно рассчитать сроки их решения.
17. ОЩУЩЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
Ощущение - психический познавательный процесс отражения конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент. Ощущение - это отражение свойств предметов окружающего мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы.
Ощущения объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель и одновременно субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей человека.Ощущение-это целостный рефлекс, объединяющий прямыми и обратными связями периферический и центральный отделы анализаторов.
Анализатор - система нервных клеток, обладающих способностью к восприятию раздражения, передаче, преобразованию, кодированию, детектированию.
Рецептор - нервная
клетка или нервное окончание, имеющее
повышенную чувствительность к тем
или иным физическим агентам. Отличается
от других клеток повышенным порогом
чувствительности, специфической
Виды ощущений по месту расположения рецепторов:
1. Экстерорецептивные ощущения (рецепторы находятся на поверхности тела): ощущения прикосновения и давления, температурные, болевые, вкусовые, зрительные, обонятельные, слуховые, осязание. Экстерорецептивные ощущения делятся на контактные и дистантные (в зависимости от пространственного расположения раздражителя). Дистантные: зрительные, слуховые ощущения. Контактные: тактильные, вкусовые ощущения.
2. Интерорецептивные ощущения (рецепторы находятся внутри тела): голод, жажда, удушье, половые ощущения, болевые внутренние ощущения.
3. Проприоцептивная чувствительность (рецепторы расположены в мышцах и связках): ощущения положения тела, движения, вибрационные ощущения.
Свойства ощущений:
1. Качество - основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений:
- слуховые ощущения: по высоте, тембру, громкости:
- зрительные ощущения: по насыщенности, цвету, тону и др.
2. Интенсивность - количественная характеристика ощущений, определяется силой действия раздражителей и функциональным состоянием реципиента.
3. Длительность
- временная характеристика
4. Пространственная
локализация раздражителя
Феномены ощущений.
Сенсорная адаптация:
изменение чувствительности в результате
воздействия постоянного
а) адаптация как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительною действия раздражителя (запах, часы):
б) притупление ощущения под влиянием сильного раздражителя (свет после темноты, рука в холодной воде);
в) повышение чувствительности под воздействием слабою раздражителя (видение в темноте).
Тактильные рецепторы адаптируются очень быстро, сравнительно медленно - зрительные, обонятельные, вкусовые.
Сенсибилизация: повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения.
Синестезия: возникновение под влиянием раздражителя, характерного для одного анализатора ощущения, характерного для другою (цветной слух - под воздействием звуковых раздражителей у людей возникают зрительные образы).
Последовательные образы: след от раздражителя остается в виде последовательного образа (слуховые - звон в ушах, зрительные - визуальные образы).
18. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ
Восприятие - это психический познавательный процесс отражения в сознании человека предметов или явлений в совокупности их свойств В результате восприятия формируются образы окружающей действительности.
Виды восприятия.
Восприятие движения окружающих предметов происходит благодаря тому, что перемещение осуществляется на каком-либо фоне. Это позволяет сетчатке глаза последовательно воспроизводить происходящие изменения в положении движущихся тел по отношению к тем элементам, перед которыми или позади которых предмет перемещается.
Восприятие пространства основывается на восприятии величины и формы предметов с помощью синтеза зрительных, мышечных и осязательных ощущений, а также на восприятии объема и удаленности предметов, что обеспечивается бинокулярным зрением (видение двумя глазами).
Восприятие времени - восприятие времени обобщает ряд ощущений, сигнализирующих о длительности, последовательности и скорости течения явлений внешнего мира, а также о внутренних ритмах жизнедеятельности организма. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения. Участвуют различные анализаторы. Наибольшую информацию дают кинестетические и слуховые анализаторы (эмоциональное состояние и запоминание событий).
Свойства и закономерности восприятия:
1. Осмысленность и обобщенность восприятия. Воспринимая предметы и явления, человек осознает, понимает то, что воспринимает. Восприятие связано с мыслительной деятельностью, с отнесением данного предмета к определенной категории, понятию, с обозначением его в слове (неслучайно дети, встречаясь с незнакомым предметом, всегда спрашивают его название). В восприятии осуществляется не суммирование данных ощущений, а интерпретация этих данных с точки зрения имеющихся знаний. Отдельное отражается в восприятии как проявление общего.
2. Целостность восприятия. В предметах и явлениях реальной действительности отдельные их признаки и свойства находятся в постоянной устойчивой взаимосвязи. В восприятии как в психическом образе предмета также отражаются устойчивые связи между компонентами предмета или явления. Это выражается в целостности восприятия. Даже в тех случаях, когда человек воспринимает лишь некоторые признаки знакомого объекта, он мысленно дополняет недостающие признаки и части этого объекта. Разрозненные части объекта он стремится объединить в целостное образование..
3. Структурность восприятия.
Человек узнает различные
4. Избирательная направленность восприятия. Из множества окружающих предметов и явлений человек выделяет в данный момент лишь некоторые из них. Это зависит от того, на что направлена деятельность человека, от его потребностей и интересов. Избирательность восприятия - преимущественное выделение объекта из фона. Если объект и фон равнозначны для данной деятельности, то они могут переходить друг в друга: фон становится объектом, а объект фоном.
5. Предметность восприятия.
Предмет воспринимается как
6. Константность восприятия - независимость отражения объективных качеств предметов (величины, формы, цвета) от временных условий. Изображение величины предмета на сетчатке глаза при восприятии его с близкого расстояния и с далекого расстояния будет разным. Однако это интерпретируется как удаленность или приближенность предмета, а не как изменение его величины.
7. Апперцепция - зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности. В зависимости от прошлого опыта, знаний, профессиональной направленности человек не только избирательно выделяет те или иные предметы, но и избирательно воспринимает различные их стороны.
19,Память и ее виды
Память – это способность
запоминать, сохранять и воспроизводить
информацию.Эти процессы:
1. Запоминание
(фиксация – фиксируется психика человека);
2. Сохранение –
от 1 секунды до десятков лет;
3. репродукция
– воспроизведение, вспоминание. Осуществляется
последовательно, не меняются местами
и не выпадают;
4. забывание –
фильтр памяти, малоинтересующая информация
забывается, запоминается только та, которая
имеет значение для человека.
Память является сложным по своей нервной
основе процессом и в обеспечении памяти
принимают участие разные системы мозга,
каждая из которых играет свою собственную
роль и вносит свой специфический вклад
в осуществление мнестической деятельности
(процессы специального запечатления
или заучивание материала).Память тесно
связана с сознанием, подсознанием, волей,
вниманием.Лежит в основе способностей
Виды памяти:
1. Произвольная – связана
с волей, вниманием, сознанием. Запоминает
информацию, концентрируя на ней внимание.
Человек понимает что ему это нужно.
2. Логическая – запоминание информации
с помощью логики. Ключевое слово – «Понял».
3. Мгновенная – «память - образ» - работает
доли 1 секунды.
4. Кратковременная – от 0,5 секунд до 24 часов.
5. Оперативная память – выручает когда
надо работать от 1 секунды до необходимого
времени.
6. Долговременная – от 24 часов до конца
жизни.
7. Генетическая – наследственная, связана
с передачей наследственных признаков,
врожденное внимание («Что такое?»), черты
характера, психики.
8. Зрительная – наиболее развитая память
(лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать)
) – художники, дизайнеры, фотографы.
9. Слуховая – второе место по уровню развития:
музыканты, ораторы, лекторы.
10. Двигательная – умение писать, одеваться,
танцоры, «золотые руки» - часовые мастера.
11. Эмоциональная – память чувств.
12. Осязательная – имеет защитную функцию.
13. Обонятельная – имеет защитную функцию.
14. Вкусовая – имеет защитную функцию.
Индивидуальные различия в памяти бывают
двух видов. Первое различие, память различных
субъектов отличается по преобладанию
той или иной модальности – зрительная,
слуховая, двигательная; другое различие
– память разных людей отличается и уровнем
своей организации.
У одних людей преобладает зрительный
вид памяти, у других – слуховой, у третьих
– двигательный вид памяти. Это можно
увидеть, сравнив, как различные люди запечатлевают
одну и ту же зрительную структуру, и анализируя
те способы, благодаря которым они запоминают
какое-либо содержание (номер телефона,
фамилию).
20. Воображение
Психический процесс, занимающийся созданием новых образов (представлений) путем переработки информации восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте, называется воображением. Воображение присуще только человеку.Специфика воображения состоит в переработке прошлого опыта. В этом отношении оно неразрывно связано с процессом памяти. Оно преобразует то, что есть в памяти. Воображение тесно взаимосвязано и с процессом восприятия. Оно включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов. Оно обогащает новые образы, делает их более продуктивными.Самые тесные связи существуют между воображением и мышлением:- воображение осуществляет мыслительный отход за пределы непосредственно воспринимаемого;- способствует предвосхищению будущего;
- «оживляет» то, что было ранее.
Важную роль в создании
новых временных связей играет слово.
Воображение значительно
Виды воображения