Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 11:32, курс лекций
1.ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ.МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.
Наука психология относится к типу гуманитарных наук, объектом ее изучения является человек.Психология изучает психику.Имеет двоякое значение:1)название науки 2)совокупность психических особенностей человека или группы. В научном употреблении этот термин появился в 16 в. Первоначально наука изучала душевные явления.В 17-19 вв изучала осознаваемые и неосознаваемые явления.В 20 в предметом науки становится психика человека и высшего животного.
21.Творческий
процесс имеет несколько стадий, которые могут
быть сложнее или проще в зависимости
от сферы деятельности. К литературному
творчеству применима такая схема:
1. Подготовка. Это некое состояние, являющееся
предпосылкой для проблеска идеи, сюжета;
ситуация, при которой у нас возникает
желание выразить свое отношение к ней.
Для одних это прогулка по лесу, для других
- переживание несчастной любви, а кому-то
просто достаточно сесть за любимый стол
и настроиться на творчество. Иногда этот
этап происходит настолько быстро, что
кажется безо всякой подготовки и обдумывания,
будто по мановению волшебной палочки
к нам сразу приходит вдохновение. Так
происходит у людей, для которых творчество
- это профессия, которой они живут. Можно
сказать, что они уже «подготовились»,
они всегда открыты для идеи.
2. Созревание идеи. Бессознательная работа,
которую вы не почувствуете и не опишете,
если только это не запомнившийся сон,
и вам остается только записать то, что
приснилось. Такое подчас случается у
людей увлеченных, которые живут с озарениями
бок о бок.
3. Вдохновение. В сознание приходит идея
и генерирует дальнейший ход мыслительной
работы. Это тоже часто случается моментально,
будто кто-то просто открыл кран вашего
сознания и информация потекла.
4. Развитие идеи. Идея оформляется в конкретный
результат посредством труда, хотя иногда
кажется, что все получается само собой.
Делаете ли вы наброски в блокноте или
печатаете на компьютере, проверяете ли
правильность составленного предложения
или ищете необходимые данные в других
источниках – все это труд, который требует
навыков. Не зря же так популярны мастер-классы,
консультации с профессионалами, и правило
писать хоть несколько строк каждый день.
22. Мышление
Проблема мышления долгое время не была предметом изучения психологии, а изучалась философией и логикой. Существуют разные психологические теории мышления (ассоцианизм, вюрцбургская школа, гештальтпсихология и т. д.)
Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека позволяет отражать окружающую действительность: обобщенно опосредованно устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.Обобщенность способствует тому, что мышление носит знаковый характер, выражается словом. Слово делает человеческое мышление опосредственным.Благодаря опосредованности оказывается возможным познать то, что непосредственно в восприятии не дано.Мышление также дает возможность устанавливать связи и отношения между предметами, в то время как ощущения и восприятия отражают преимущественно отдельные стороны явлений.Процесс познания является чрезвычайно сложным. Весь материал мыслительная деятельность получает только из чувственного познания. И через чувственное познание мышление непосредственно связывается с внешним миром.Материальной основой мышления является речь. Мысль опирается на свернутую внутреннюю речь.Мышление выступает как высший процесс, объединяющий всю деятельность человека. Начальным моментом является проблемная ситуация, от осознания проблемы, человек переходит к принятию решения.
Мышление включает ряд операции, таких как:
Анализ - операция мышления, когда происходит разбор целого на части.
Синтез - операция мышления, когда происходит объединение частей в единое целое.
Сравнение - сопоставление предметов и явлений, нахождения между ними сходства и различий.
Абстрагирование - возможность отвлечения от свойств предметов, когда им придается иной смысл.
Обобщение - способ решения задач который приводит к единому выводу или это объединение предметов и явлений по какому-то одному существенному признаку.
С помощью операций мышления осуществляется проникновение в глубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства элементов составляющих эту проблему, находится решение.
К формам мышления относятся понятие, суждение и умозаключение.
Понятия формируется на основе операций мышления, они могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными. Понятия складываются в суждения, суждения могут быть истинными и ложными. Происходит соединение суждений о чем-либо в форме умозаключений, которые бывают утвердительными или отрицательными.
Существует
ряд классификаций видов
Первый и основной - мышление бывает:
- наглядно-действенным - вид мышления, операющийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними;
- наглядно-образное - вид мышления, характеризующийся представления или образами;
- словесно-логическое - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями (словами).
Мышление бывает индуктивным и аналитическим, практическим и теоретическим, творческим и критическим.
Существуют способы мышления - это индукция и дедукция. Индукция - это логический вывод в процессе мышления от частого к общему; Дедукция - логический вывод в процессе мышления от общего к частному.
Отражение человеком мира есть активный, творческий процесс. Это означает, что воспринимаемые предметы и явления, пережитые чувства не только отражается человеком, но и перестраиваются в новые комбинации.
Глоссарий
Гипотеза - предположение, проект решения задачи.
Задача - цель, заданная в определенных условиях.
Инсайт - мгновенное осознание решения некоторой проблемы.
Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми образами.
Опосредование - познание с использованием вспомогательных средств.
Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словами или группой слов.
Проблемная ситуация - ситуация, в которой возникают задачи, связанные с интеллектуальной деятельностью.
Суждение - форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо.
Умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.
23. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые «чертами личности». Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т. е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Далее, уровнем личности является также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.
Различие людей между собой многопланово: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенные психологические знания в сочетании с наблюдательностью.
ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ
При типологическом подходе исходят из положения, что тип личности является целостным образованием, не сводимым к комбинации отдельных личностных факторов (черт). Его содержание раскрывается описанием типичного или усредненного представителя группы лиц, относимых к данному типу. Например, такой тип личности, как «авторитарная личность», – конгломерат по крайней мере четырех факторов личности, не сводящийся к одному из них – доминантности. Одно из самых разительных отличий авторитарности от доминантности заключается в том, что авторитарная личность угнетает находящихся на более низкой ступени и раболепствует перед вышестоящими, в то время как доминантная личность является лидером для занимающих более низкое положение и борется за более высокое положение.
Издавна делались попытки свести практически бесконечное множество индивидуальностей к небольшому числу типичных портретов. Гиппократовские четыре типа темперамента – наиболее древний и наиболее, известный пример, в котором предполагается наличие соответствия между психологическим типом и физической формой (с точки зрения автора – прим. ред.).
25. ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР.
Темперамент - комплекс психодинамических свойств индивида, проявляющийся в особенностях его психической активности — интенсивности, скорости и темпе психических реакций, эмоциональном тонусе жизнедеятельности. Темперамент не предопределяет черт характера, но между темпераментом и свойствами характера существует тесная взаимосвязь:от темперамента зависят динамические особенности проявления характера. Например, общительность у сангвиника и флегматика будет проявляться по-разному;темперамент влияет на развитие отдельных черт характера. Одни свойства темперамента способствуют формированию определенных черт характера, другие противодействуют;в зависимости от типа темперамента ребенка необходимо использовать индивидуальные приемы воздействия на него, чтобы воспитать нужные свойства характера;существует и обратная зависимость проявлений темперамента от его характера — благодаря определенным чертам характера человек может сдерживать нежелательные при данных обстоятельствах проявления темперамента.Итак, в буквальном переводе с греческого, напоминаем, характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях.Характер — это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его повелении, в его поступках.Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Характер, как и темперамент. является достаточно устойчивым и малоизменяемым. Темперамент оказывает воздействие на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельностью, у флегматика — в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик — методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм — чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой — трудолюбие как черта характера.В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения. в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.Существует разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, как было сказано, характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.Перечислим основные черты личности, которые входят в состав характера человека.Во-первых, это те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества.Во-вторых, в структуры характера включены черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека.В-третьих, в состав характера входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия — интроверсия, спокойствие — тревожность,
26.Социализация личности
Социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизведения социальных норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.
Социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой. Этот процесс направляется обществом, государством через влияние на те или иные возрастные, социальные, профессиональные группы людей.
Кроме того, управление и влияние со стороны государства осуществляется через посредство целенаправленного и социально контролируемого воспитания (семейного, религиозного, социального). Эти составляющие имеют как частные, так и существенные различия на протяжении жизни человека на различных стадиях или этапах социализации.
Социальную деятельность, точнее, социализацию, делят на 3 стадии:
Это деление, конечно, условно, ибо в одну и ту же стадию (например, трудовую) попадают люди 20-50-летнего возраста, социализация которых существенно различается.
Другой подход к рассмотрению этапов социализации – возрастной:
Сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Общество всегда стремилось сформировать человека в соответствии с определенным идеалом. Идеалы менялись с развитием общества.Содержание процесса социализации определяется тем, что любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены успешно овладевали ролями мужчины и женщины (т.е. в успешной полоролевой социализации), могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности (профессиональная социализация), были бы законопослушными (политическая социализация) и т.д.
Все это характеризует человека как объект социализации. Но человек становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но и субъектом социализации.