Лекции по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 11:32, курс лекций

Краткое описание

1.ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ.МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.
Наука психология относится к типу гуманитарных наук, объектом ее изучения является человек.Психология изучает психику.Имеет двоякое значение:1)название науки 2)совокупность психических особенностей человека или группы. В научном употреблении этот термин появился в 16 в. Первоначально наука изучала душевные явления.В 17-19 вв изучала осознаваемые и неосознаваемые явления.В 20 в предметом науки становится психика человека и высшего животного.

Файлы: 1 файл

psikhologia.doc

— 320.50 Кб (Скачать)

Деловое общение отличают от неформального тем, что в его процессе установлены конкретные цели и задачи, которые требуют определенного результата, что не позволяет нам пренебречь процессом взаимодействия с собеседником или несколькими участниками в любой момент.

Ни один из людей, который крутится в сфере бизнеса в настоящее время не может избежать процесса делового взаимодействия, будь это собственный персонал фирмы, партнеры по бизнесу, представители власти, сотрудники судебных или правовых служб, и все это требует наработанных навыков и знаний в области психологии делового общения.

Качества и  навыки позволяющие адекватно и  правильно  вести себя во время беседы – одно из ключевых составляющих успеха делового человека. Умение продуктивно реализовывать этот процесс делового общения является одним из первых необходимых навыков для того, кто хочет добиться успеха в деловой и личной сфере.

Профессиональное общение: психотехника - совокупность приемов, способствующих лучшему решению задач в конкретных профессиональных ситуациях. Профессиональное общение (П. о.) многообразно, и существующие общие приемы и правила следует адаптировать к особенностям ситуаций. Правила:

1) создание благоприятных  исходных обстановочных условий  (места, времени, обстановки),

2) оказание первого  впечатления на собеседника.

3) поддержка авторитета, справедливости и доброжелательности  в отношении собеседника;

4) диалогичность, «разговаривание»  собеседника; 

5) выраженное внимание  к собеседнику и его речи;

6) сдерживание эмоций. 7)отказ от демонстрации своего превосходства;

8) презумпция доверия; 

9) подчинение  решению  профессиональных задач; 

10) этичность и психол.-пед.  тактичность.

11) Установление психол. контакта и доверительных отношений  в П. о. Психол. контакт - проявление взаимного понимания и уважения целей и интересов, его доводов, предложений, что приводит к взаимному доверию и содействию друг другу при справедливом решении значимой проблемы. Это профессионально-психол. контакт, часто временный, имеющий узкую зону развития - не всеобъемлющее доверие, а ограниченное определенной информацией, договоренностью по какому-то вопросу.

12) самопрезентация себя  человеком; 

13) нейтрализация психол. барьеров;

14) поиск точек согласия;

15) накопление и расширение  согласий;

16) демонстрация общности взглядов, оценок, интересов;

17) совместный поиск  взаимоприемлемого решения проблемы

36. Понятие  «межкультурная (кросскультурная, межэтническая) коммуникация» (или «межкультурная интеракция») ввели в научный оборот Г. Трейгер и Э. Холл в своей работе «Культура и коммуникация. Модель анализа» (1954), которые определяли ее как идеальную цель, к которой должен стремиться человек в своем желании как можно лучше и эффективнее адаптироваться к окружающему миру. С тех пор исследователи далеко продвинулись в теоретической разработке этого феномена, в частности определили се наиболее характерные черты. Так, отмечено, что межкультурная коммуникация осуществляется, если отправитель и получатель сообщения принадлежат к разным культурам, если участники коммуникации осознают культурные отличия друг друга. По сути межкультурная коммуникация — это всегда межперсональная коммуникация в специальном контексте, когда один участник обнаруживает культурное отличие другого. Такая коммуникация вызывает множество проблем, связанных с разницей в ожиданиях и предубеждениях, которые свойственны каждому человеку и, естественно, разные в разных культурах. Признаки межкультурных различий могут быть интерпретированы как различия вербальных и невербальных кодов в специфическом контексте коммуникации. При этом каждый участник культу рного контакта располагает своей собственной системой правил, функционирующих так, чтобы отосланные и полученные послания могли быть закодированы и раскодированы. На процесс интерпретации также влияют возраст, пол, профессия, социальный статус коммуникантов, их толерантность, предприимчивость, личный опыт.

Формы межкультурной  коммуникации

При прямой коммуникации информация адресована отправителем непосредственно получателю и может осуществляться как в устной форме, так и в письменной. При этом наибольший эффект достигается посредством устной речи, сочетающей вербальные и невербальные средства.

В косвенной коммуникации, которая носит преимущественно односторонний характер, информационными источниками являются произведения литературы и искусства, сообщения радио, телевизионные передачи, публикации в газетах и журналах и т.п.

Опосредованная и непосредственная формы коммуникации различаются наличием или отсутствием промежуточного звена, выступающего в роли посредника между партнерами. В качестве посредника может выступать человек, техническое средство. Коммуникация, опосредованная техническими средствами, может оставаться прямой (разговор по телефону, переписка по электронной почте), но при этом исключается возможность использования невербальных средств.

В межкультурной коммуникации принято выделять внутренний и внешний  контекст коммуникации.

В качестве внутреннего контекста выступают совокупность фоновых знаний, ценностные установки, культурная идентичность и индивидуальные особенности индивида. К этому контексту можно отнести настрой, с которым коммуникант вступает в общение и который составляет психологическую атмосферу коммуникации.

Внешний контекст коммуникации составляют время, сфера и условия общения. Для межкультурной коммуникации важным обстоятельством является место проведения коммуникации, определяющее фон коммуникативного процесса. Так, коммуникант, находящийся на своей территории, чувствует себя более комфортно и лучше ориентируется в пространстве собственной культуры, чем иностранец. Характер коммуникации на рабочем месте и дома будет различаться по степени углубления в бытовую культуру и влияния личностных факторов.

Временной контекст - это хронологический период, в котором происходит коммуникативная ситуация. В различные периоды времени взаимоотношения между участниками (партнерами) коммуникации складываются по-разному. Хронологически рахтичают коммуникации: одновременные, которые происходят путем личных контактов, по телефону, сети Интернет в режиме on-line, и разновременные — все остальные коммуникативные ситуации.

 

37. Интерактивная сторона общения

Интерактивная сторона общения — это условный термин, характеризующий те компоненты общения, которые связаны с непосредственной организацией совместной деятельности людей, их взаимодействием.

Интерактивная сторона общения представляет собой  общую стратегию взаимодействия. Имеет место множество типов  взаимодействия людей, прежде всего  — кооперация и конкуренция. Однако абстрактная оценка этих типов как  простого согласия или конфликта приводит к формальному описанию взаимодействий, что далеко не всегда удовлетворяет потребности социальной психологии.

Коммуникативный процесс рождается на основе некоторой  сов- местной деятельности, следовательно, обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее.

Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести в нее свой вклад. Именно это и позволяет объяснять взаимодействие как организацию совместной деятельности. В ходе совместной деятельности для ее участников важно не только обменяться информацией, но и организовать обмен действиями, т.е. спланировать общую деятельность.  При    этом    возможна такая регуляция действий одного индивида планами, созревшими в голове "другого, которая и делает деятельность действительно совместной. В социальной психологии существует несколько подходов к пониманию структуры взаимодействия. Один из них принадлежит теории  Парсонса, по которой в основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия, и на них строится человеческая деятельность в ее широком проявлении, т.е. человеческая деятельность является результатом единичных действий.  Единичное есть некоторый элементарный  акт,  из совокупности которых впоследствии и складываются системы действий.

Каждый  акт представляет собой набор  следующих элементов:

—  деятель;

—  другой человек — тот, на кого направлено действие;

—  ответная реакция другого на действия деятеля;

—  мотивация деятеля, состоящая в стремлении реализовать свои установки или удовлетворить свои потребности;

—  система ориентации и ожиданий деятеля в отношении другого человека;

—  нормы, по которым организуется взаимодействие;

—  ценности, которые принимает каждый участник;

—  ситуация, в которой совершается действие.

Интересную  попытку построить структуру  интерактивного взаимодействия предпринял польский социолог Ян Щепаньский. Он ввел понятие социальной связи для описания социального действия общающихся субъектов. Социальная связь представляет собой последовательное осуществление:

—  пространственного контакта;

—  психического контакта, который понимается как взаимная заинтересованность;

—  социального контакта, Понимаемого как совместная деятельность;

—  взаимодействия, понимаемого как систематическое, постоянное осуществление действий, вызывающих соответствующую реакцию партнера;

—  социального отношения.                                                                   

Еще один, исключительно  оригинальный, подход к структурному описанию интерактивного взаим действия предпринял Эрик Берн в своей концепции  трансактного анализа. Здесь действия участников общения регулируются корректировкой их позиций в контексте определенных ситуаций и стиля взаимодействия.

С точки зрения Э. Берна, каждый участник взаимодействия находится в одной из трех позиций, которые условно обозначаются как  «Дитя», «Родитель» и «Взрослый». Эти  позиции не обязательно должны быть связаны с соответствующей социальной ролью. Это всего лишь психологическое описание определенной стратегии в поведении: позиция «Дитя» - «Хочу!», позиция «Родителя» — «Надо!», позиция «Взрослого» — интеграция «Хочу» и «Надо», компромисс между ними. Взаимодействие эффективно тогда, когда трансакции носят параллельный характер, т.е. совпадают по позициям («Дитя» — «Дитя», «Родитель» — «Родитель», «Взрослый» — «Взрослый»). Взаимодействие оказывается неэффективным или невозможным, когда трансакции носят пересекающийся характер - любая двумерная комбинация из трех позиций.

Аналогичный подход предложен П.Н. Ершовым, который, обозначая позиции, говорит о  трех возможностях:

— пристройка сверху;

— пристройка снизу;

— пристройка на равных.

Попутно отметим, что еще одним показателем эффективности взаимодействия выступает адекватное понимание ситуации и адекватный стиль действия в ней.

Различают три основных стиля действий:

—  ритуальный (формальный);

—  манипулятивный (управление партнером без его ведома и согласия и в корыстных целях);

—  гуманистический.

В социальной психологии много внимания уделяется и типам  взаимодействия. Интуитивно ясно, что  практически люди вступают в бесконечное  количество различных видов взаимодействия, которые можно разделить на уже  упоминавшиеся два противоположных вида:

—  кооперация;

—  конкуренция.

Под кооперацией  понимаются такие виды взаимодействия, которые способствуют организации  совместной деятельности и с этой точки зрения позитивны. Под конкуренцией понимаются взаимодействия, так или  иначе расшатывающие совместную деятельность, представляющие определенного рода препятствия для нее.

 

38. Взаимодействие межличностное — контакт двух или более субъектов активности, который может носить любую форму (непосредственную и опосредствованную, пролонгированную и сиюминутную, в связи с деятельностной ориентацией на какую-либо цель или в логике фатического общения, эмоционально насыщенную или в этом плане нейтральную и т. д.), но при этом приводит к изменению их поведения, системы смысловых образований, характера взаимоотношений, деятельностно-установочного личного настроя и т. п.

ВИДЫ  МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В содержательном плане рассматриваются три основные задачи межличностного взаимодействия: межличностное восприятие и понимание, формирование межличностных отношений и оказание психологического воздействия.

Межличностное восприятие. Эффективность восприятия связана с социально-психологической  наблюдательностью. Объектом познания является как физический, гак и  социальный опыт человека. Механизмы  межличностного познания: интерпретация, идентификация, каузальная атрибуция (приписывание воспринимаемому определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности), рефлексия.

Межличностные отношения - это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми.

Виды  межличностных отношений:

1} по модальности  (позитивные (положительные), негативные (отрицательные), амбивалентные (двойственные, нейтральные);

2) по целям  (деловые, личные);

3) по направленности (вертикальные (различные иерархические уровни), горизонтальные (один уровень).

Структура межличностных отношений:

1) когнитивный  компонент (предполагает осознание  того, что нравится, а что не  нравится в межличностных отношениях);

2) поведенческий  компонент (реализуется в конкретных действиях. Если человек нравится, поведение будет доброжелательным);

3) эмоциональный  компонент (переживание, оценка  другого человека, обусловленные  социокультурными нормами групп).

Функции межличностных отношений,-

1) помогают адаптироваться в новой среде;

2) познавательная  функция (социальное познание, познание  другого человека);

3) удовлетворяют  потребности человека в контакте  с другими людьми.

Основные  феномены межличностных отношений: 1) симпатия - избирательная привлекательность. Вызывает когнитивный, эмоциональный, поведенческий отклик, эмоциональную привлекательность;

2) аттракция  - привлечение, притяжение одного  человека к другому, процесс  предпочтения, взаимного притяжения, взаимной симпатии; 3)антипатия:

4) эмпатия (сопереживание, отклик одной личности на переживание другой). Эмпатия имеет несколько уровней. Первый включает в себя когнитивную эмпатию. проявляющуюся в виде понимания психического состояния другого человека (без изменения своего состояния). Второй уровень предполагает эмпатию в форме не только понимания состояния объекта, но и сопереживания ему, т. е. эмоциональную эмпатию. Третий уровень включает когнитивные, эмоциональные и, главное, поведенческие компоненты. Данный уровень предполагает межличностную идентификацию, которая является мысленной (воспринимаемой и понимаемой), чувственной (сопереживаемой) и действенной;

Информация о работе Лекции по "Психологии"