Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 11:32, курс лекций
1.ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ.МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.
Наука психология относится к типу гуманитарных наук, объектом ее изучения является человек.Психология изучает психику.Имеет двоякое значение:1)название науки 2)совокупность психических особенностей человека или группы. В научном употреблении этот термин появился в 16 в. Первоначально наука изучала душевные явления.В 17-19 вв изучала осознаваемые и неосознаваемые явления.В 20 в предметом науки становится психика человека и высшего животного.
5) совместимость
(оптимальное сочетание
6) сработанность
(удовлетворение от общения;
Отношения зарождаются,
закрепляются, достигают определенной
зрелости, ослабляются, разрываются. Эти
процессы зависят от следующих критериев:-1)
наличие и глубина
Уровни межличностных отношений: 1) первичное знакомство; 2) приятельские отношения (создают основу для дальнейшего развития отношений); 3) товарищеские отношения (позволяют закрепить межличностный контакт, происходит сближение интересов и т. д.); 4) дружеские отношения (устойчивые, общность интересов, целей и т. д.); 5) супружеские.
На проявления межличностных отношений влияют пол, возраст, национальность, темперамент, социальное положение, профессия и др.
Межличностное воздействие. Методы воздействия - совокупность приемов, реализующих воздействие на: 1) потребности, интересы, склонности, т. е. источники мотивации активности, поведения человека; 2) на установки, групповые нормы, самооценки людей, т. е. на те факторы, которые регулируют активность: 3) на состояния, в которых человек находится (тревога, возбужденность или депрессивность и т. п.); и которые изменяют его поведение.
39.Психологический климат коллектива
Коллектив – это объединенная группа
людей, занимающаяся одной деятельностью,
имеющая единую цель с межличностными
отношениями. Интеграция – это психологическое
единство и схожий образ мышления
данной общности. Коллективистическое
самоопределение – является самым
первым феноменом этого коллектива, обеспечивающим
указанную интеграцию. Оно выступает в
качестве особого качества межличностных
отношений в коллективе, это основная
реакция личности на давление со стороны
коллектива. Психологический климат коллектива
может меняться в соответствии с психологическим
состоянием отдельных его членов. Каждый
человек является частью структуры того
коллектива в котором состоит, и в непосредственной
степени влияет на его психологический
климат.
Важнейшим фактором положительного психологического
климата в коллективе, является его сплоченность.
Сплоченность коллектива – основная мера
его единения и стабильности, основанная
на товариществе, взаимопомощи и взаимопонимании,
это очень важная характеристика. Чем
более сплочен коллектив, тем стабильнее
в нем психологический климат, поддерживаемый
стремлением к единой цели. Основными
показателями сплоченности коллектива
– это ценностно-ориентированное единство,
то есть максимальное сближение всех его
членов как в деловой, так и в нравственно-культурной
сфере. Единой подход к достижению целей,
выработка совестных решений имеющихся
задач и единое понимание необходимости
своей деятельности. И второй показатель
сплоченности коллектива – это равномерное
распределение ответственности за результат
совместной деятельности, а также личный
вклад каждого члена коллектива в общий
результат.
Если все эти показатели находятся на
достаточно высоком уровне, то такой коллектив
можно считать достаточно сильным, его
психологическая атмосфера, не подвержена
негативному воздействию из вне. Если
самое слабое звено в коллективе чувствует
и получает поддержку со стороны всех
остальных членов коллектива, то оно непременно
станет самым сильным ее звеном. Это конечно
в идеале, в действительности таких коллективов
очень мало, и прежде всего потому, что
у каждого коллектива как правило есть
лидер, чья позиция настолько прочна, насколько
данный коллектив зависит от его личности.
В таком случае, лидеру такого коллектива
крайне важно иметь воздействие на психологический
климат коллектива, если конечно он хочет
быть у его руля.
Нередко что бы все держать под контролем,
приходится несколько нагнетать напряженность
в коллективе, дабы все возникшие вопрос
и проблемы, замыкались на его лидере.
В таком случае, данный коллектив будет
чувствовать необходимость в своем лидере,
и его позиция будет весьма устойчивой.
Проще говоря, если у коллектива нет врага,
его надо придумать, прежде всего в лице
членов этого коллектива, но только ни
как не в лице одного единственного. В
таком психологическом климате, появится
стимул к личностному превосходству, естественно
от этого пострадает общая сила и сплоченность
коллектива, что соответственно его расслабит.
Но это единственный надежный способ
для ее лидера, быть незаменимым на протяжении
долгого времени. Особенностью психологического
климата в коллективе, стоит отметить
непосредственно ту задачу, что перед
ним стоит. Чем более задача будет требовать
сплоченности со стороны коллектива, тем
соответственно он будет сплоченней. Чем
более задача будет требовать наличие
сильного лидера коллектива, тем больше
он будет удовлетворять этим требованиям.
Готовность коллектива двигаться к единой
цели вне зависимости от возникающих сложностей,
не перекладывая ответственность друг
на друга, будет самым мощным положительным
воздействием на его психологический
климат.
40.Перцептивная сторона общения.
Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)
Перцепция социальная — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.). Термин социальная перцепция ввел американский психолог Дж. Брунер.
Было установлено, что восприятие социальных объектов обладает рядом специфических черт, качественно отличающих его от восприятия неодушевленных предметов. Во-первых, социальный объект (индивид, группа и т. д.) не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту, как это имеет место при восприятии неодушевленных предметов. Воздействуя на субъекта восприятия, воспринимаемый человек стремится трансформировать представление о себе в благоприятную для своих целей сторону. Во-вторых, внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено прежде всего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия, в том числе причинных(казуальная атрибуция)
41.Механизмы перцептивной стороны общения:
Идентификация - предположение о внутренним мире партнера, на основе попытки поставить себя на его место.
Эмпатия - сочуствие, сопереживание партнера- это эмоциональный отклик на проблемы другого человека, понимание внутреннего мира партнера.
Рефлексия - предполагает осознание индивида,
того как он воспринимается и понимается
партнером.
Антропологические стереотипы -
стереотипы внешности.
Социальные стереотипы - профессиональные и статусно-ролевые предположения о психологических качествах личности.
Эмоционально эстетические стереотипы - суждения о психологических качествах, дается на основе физиологической привлекательности.
Проекция - это механизм который проявляется в сознательном или не осознаном наделении другого человека качествами присущих самому субъекту.
Казуальная атрибуция - предписавание причин. Механизм объяснения причин поведения другого человека руководствуясь своими наблюдениями.
Обратная связь в общении.
Общение - не может быть сведено к простой передаче информации. Для того чтобы быть успешным, оно обязательно предполагает обратную связь — получение субъектом информации о результатах взаимодействия. Отдельные черты физического облика человека (лицо, руки, плечи), позы, жесты, интонации выступают как носители информации, которую следует принимать во внимание при общении. Особенно информативным носителем сигналов обратной связи оказывается лицо собеседника или слушателя. Часто достаточно полное представление о восприятии субъекта дают его поступки.
При межличностном взаимодействии важно быть открытым и искренним. Человек, заинтересованный в том, чтобы лучше ориентироваться в своих отношениях с окружающими, должен интересоваться реакциями других людей на его поступки в конкретных ситуациях, учитывать истинные последствия своего поведения. Обратная связь — это еще и сообщение другому человеку, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывает у меня его поведение. Для того чтобы высказывать и принимать обратные связи, нужно обладать не только соответствующими умениями, но и смелостью.
42.МЕХАНИЗМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Аттракция - это восприятие привлекательности, притягательности одного человека перед другим.
Межличностная аттракция
Межличностная аттракция – это предпочтение одних людей другими. Говоря иными словами, это делает понятным, почему одни люди могут быстро найти контакт друг с другом и начать эффективное общение, а другие – нет. Ученые выяснили, что первое мнение является основообразующим для выстраивания общения. Первое мнение складывается у человека в первые секунды знакомства. Первое впечатление о человек складывается по его поведению, жестам, запаху, внешности. После периода первичного оценивания наступает этап его подкрепления и отрицания другими факторами. В общем понимании этого слова, человеку нравятся люди, которые наделены благоприятными качествами, а их поведение отвечает его ожиданиям. В то же время степень восприятия напрямую зависит от интенсивности реакции человека на определенный раздражитель.
Факторы аттракции
Различают внутренние и внешние факторы аттракции. Они также делятся на несколько категорий.
Внешние факторы аттракции – это те, которые не имеют явной связи с процессом общения людей: