Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Критерии
самосознания:
- Выделение себя
из среды, осознание себя, как объекта,
автономного от физической о социальной
среды..
- Осознание
своей активности («Я управляю собой»).
- Осознание
себя «через другого» («то, что я вижу
в других, может быть моим качеством»).
- Осознание
своего внутреннего опыта, т. е. наличие
рефлексии.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Структуры
самосознания.
- В
самосознании выделяют три структуры, к которым относятся
самопознание, самоотношение и саморегуляция.
- Самопознание тесно связано
с познавательными процессами и включает
в себя самоощущение, самонаблюдение,
самоанализ.
- Самоотношение коррелирует
с эмоциональной сферой. Оно соотносится
с такими процессами и состояниями, как:
самочувствование, что не есть сумма ощущений,
а есть суммарная оценка эмоционального
состояния; самолюбие, самоуважение, самопринятие,
скромность и т.д.
- Саморегуляция соотносится
с эмоционально-волевой сферой. Саморегуляция
подразумевает самообладание, самоконтроль,
сдержанность. Саморегуляция имеет две
формы:
- -
краткосрочную, состоящую из способности
оценивать и регулировать текущие поступки,
- -
стратегическую, заключающуюся в умениях
строить долгосрочные планы собственного
личностного развития, воспитывать у себя
необходимые черты для отдаленной перспективы.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Уровни
структуры самосознания
- 1
уровень. Непосредственно – чувственный.
- Включает
самоощущение, самопереживание психосоматических
процессов в организме и собственных желаний,
переживаний, состояний психики. Достигается
простейшая самоидентификация.
- 2
уровень. Целостно – образный, личностный.
- Осознание
себя как деятельного начала. Проявление
как самопереживание, самоактуализация,
отрицательная и положительная самоидентификация
и поддержание аутоидентичности своего
«Я».
- 3
уровень. Рефлексивный, интеллектуально –
аналитический.
- Осознание
личностью содержания собственных мыслительных
процессов личности. В результате возможно
самонаблюдение, самоанализ, саморефлексия.
- 4
уровень. Целенаправленно – деятельный.
- Своеобразный
синтез 3-х предыдущих уровней. В результате
выполняется мотивация, регулятивно –
поведенческие функции через различные
формы самоконтроля, самоорганизации,
саморегламентации, самоусовершенствование,
самооценки, самопознания, самовыражения.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Функции
самосознания:
- Отражательная.
- Порождающая
(творчески – креативная) функция.
- Регулятивно
– оценочная. На её основании оценивается
конечный результат собственной деятельности.
- Рефлексивная
(основная).
- Защитная:
стремление защитить свою индивидуализацию
от угрозы нивелирования, избежать травмирующего
конфликта. Эта функция позволяют человеку
сформироваться как личность; остаться
самим собою, невзирая на внешнее воздействия;
поддерживать себя в трудных условиях;
сформировать перспективу.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Я-концепция.
- В
западной психологии чаще используется
понятие «Я-концепции», нежели понятие
«самосознание».
- Я-концепция
понимается как развивающаяся система
представлений человека о самом себе,
включающая:
- 1)
осознание своих физических, интеллектуальных,
характерологических, социальных и прочих
свойств;
- 2)
самооценку;
- 3)
субъективное восприятие влияющих на
собственную личность внешних факторов.
- Я-концепцию
часто определяют как совокупность установок,
направленных на себя. Выделяют три структурных
компонента Я-концепции: а) когнитивный
компонент – «образ Я», к которому относится
содержание представлений о себе; б) эмоционально-центральный
(аффективный) компонент, который есть
переживание отношения к себе в целом
или к отдельным сторонам личности, деятельности
и т.п.; в) поведенческий компонент, который
характеризует проявления когнитивного
и оценочного компонента в поведении.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Неосознаваемые
процессы (бессознательное).
- Структура
бессознательного (по Юнгу):
- Индивидуальное
бессознательное;
- Коллективное
бессознательное
- Роль
бессознательных процессов в лечебном
процессе.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Тема
3.
- Сознание
и деятельность в психологии и медицине.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Деятельность.
- Деятельность
можно определить как разновидность социально-культурной
активности человека, направленную
на познание и творческое преобразование
окружающего мира, включая самого человека.
- Категория
деятельности имеет несколько определений.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Определения
деятельности:
- 1. Деятельность - активное
взаимодействие субъекта с окружающей
его действительностью, где субъект целенаправленно
воздействует на объект и удовлетворяет,
таким образом, свои потребности.
- В
данном определении не отражены особенности
самого понятия, его специфические признаки,
не прослеживается связь с сознанием и
творческий характер самой человеческой
активности. Очевидно, следующее определение
более полно выразит данную дефиницию.
- 2.
Деятельность – специфически человеческая, регулируемая
сознанием активность, порождаемая потребностями
и направленная на познание и преобразование
внешнего мира и самого человека
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Основные
признаки человеческой деятельности:
- Сознательность.
- Социальность.
- Творческий
аспект.
- Единство
когнитивных и эмоционально-волевых процессов.
- Личностная
обусловленность.
- Волевая
активность.
- Направленность
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Виды
деятельности.
- Виды
человеческой деятельности можно разделить
на группы, пользуясь различными основаниями:
- числом,
имеющихся у человека мотивов;
- функциональным
назначением деятельности;
- направленностью
на удовлетворение личных нужд или нужд
группы;
- доминированием
в деятельности внутренних или внешних
компонентов;
- содержанием
предметом деятельности.
- По
числу имеющихся мотивов. Данную классификацию предложил А.Н.Леонтьев,
основатель теории деятельности. Каждая
деятельность служит удовлетворению той
или иной потребности, направляется тем
или иным мотивом (предметом потребности).
Следовательно, у человека столько деятельностей
столько у него потребностей, нашедших
свой предмет
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- По
функциональному назначению деятельности. По своему функциональному
назначению (по роли в психологическом
развитии человека и его жизни) виды деятельности
можно разделить на общение, учёбу, игру,
труд.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- По
направленности на удовлетворение нужд
отдельной личности или нужд группы людей. Деятельность
может быть индивидуально направленной
и общественно направленной. По доминированию в деятельности внутренних
или внешних компонентов. В теории деятельности различают
внешнюю и внутреннюю деятельность.
- Внешняя
деятельность представляет собой практические действия,
действия с реальными предметами, ее можно
наблюдать.
- Внутренняя
деятельность – «проигрывание» действий в уме, обдумывание
поступков, действия с образами предметов.
Российский государственный
медицинский университет
ПСИХОЛОГИЯ
- Структура
деятельности (по А.Н.Леонтьеву):
- Потребность;
- Мотив;
- Цель;
- *
Особая деятельность;
- Действие;
- Операция;
- Психофизиологические
функции.
- Составляющие
потребностей:
- объективная,
т.е. нехватка чего-либо;
- субъективная,
т.е. различные образы, предвосхищение
ожидаемого результата.
- Потребность
как психическое явление имеет определенные
характеристики.
- Основные
характеристики потребности:
- сила;
- периодичность
возникновения;
- способы
удовлетворения.