Лекции по психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:37, курс лекций

Краткое описание

Тема1. Отличия житейского психологического знания от научного психологического знания.
Тема 2. Проблема сознания и бессознательного в психологии и медицине.
Тема 3. Сознание и деятельность в психологии и медицине.
Тема 4 . Познавательные процессы и их роль в медицине.
Тема5. Эмоционально-волевая сфера человека.

Файлы: 1 файл

материал по психологии 1-5 темы.ppt

— 570.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Критерии  самосознания:
  • Выделение себя из среды, осознание себя, как объекта, автономного от физической о социальной среды..
  • Осознание своей активности («Я управляю собой»).
  • Осознание себя  «через другого» («то, что я вижу в других, может быть моим качеством»).
  • Осознание своего внутреннего опыта, т. е. наличие рефлексии.

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Структуры самосознания.
  • В самосознании выделяют три структуры, к которым относятся самопознание, самоотношение и саморегуляция.
  • Самопознание тесно связано с познавательными процессами и включает в себя самоощущение, самонаблюдение, самоанализ.
  • Самоотношение коррелирует с эмоциональной сферой. Оно соотносится с такими процессами и состояниями, как: самочувствование, что не есть сумма ощущений, а есть суммарная оценка эмоционального состояния; самолюбие, самоуважение, самопринятие, скромность и т.д.
  • Саморегуляция соотносится с эмоционально-волевой сферой. Саморегуляция подразумевает самообладание, самоконтроль, сдержанность. Саморегуляция имеет две формы:
  • - краткосрочную, состоящую из способности оценивать и регулировать текущие поступки,
  • - стратегическую, заключающуюся в умениях строить долгосрочные планы собственного личностного развития, воспитывать у себя необходимые черты для отдаленной перспективы.

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Уровни структуры самосознания
  • 1 уровень. Непосредственно – чувственный.
  • Включает самоощущение, самопереживание психосоматических процессов в организме и собственных желаний, переживаний, состояний психики. Достигается простейшая самоидентификация.
  • 2 уровень. Целостно – образный, личностный.
  • Осознание себя как деятельного начала. Проявление  как самопереживание, самоактуализация, отрицательная и положительная самоидентификация и поддержание аутоидентичности своего «Я».
  • 3 уровень.  Рефлексивный,  интеллектуально – аналитический.
  • Осознание личностью содержания собственных мыслительных процессов личности. В результате возможно самонаблюдение, самоанализ, саморефлексия.
  • 4 уровень. Целенаправленно – деятельный.
  • Своеобразный синтез 3-х предыдущих уровней. В результате выполняется мотивация, регулятивно – поведенческие функции через различные формы самоконтроля, самоорганизации, саморегламентации, самоусовершенствование, самооценки, самопознания, самовыражения.

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Функции самосознания:
  • Отражательная.
  • Порождающая (творчески – креативная) функция.
  • Регулятивно – оценочная. На её основании оценивается конечный результат собственной деятельности.
  • Рефлексивная (основная). 
  • Защитная: стремление защитить свою  индивидуализацию  от угрозы нивелирования, избежать травмирующего конфликта. Эта функция позволяют человеку сформироваться как личность; остаться самим собою, невзирая на внешнее воздействия; поддерживать себя в трудных  условиях;  сформировать перспективу.

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Я-концепция.
  • В западной психологии чаще используется понятие «Я-концепции», нежели понятие «самосознание».
  • Я-концепция понимается как развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая:
  • 1) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и прочих свойств;
  • 2) самооценку;
  • 3) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.
  • Я-концепцию часто определяют как совокупность установок, направленных на себя. Выделяют три структурных компонента Я-концепции: а) когнитивный компонент – «образ Я», к которому относится содержание представлений о себе; б) эмоционально-центральный (аффективный) компонент, который есть переживание отношения к себе в целом или к отдельным сторонам личности, деятельности и т.п.; в) поведенческий компонент, который характеризует проявления когнитивного и оценочного компонента в поведении.

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Неосознаваемые процессы (бессознательное).
  • Структура бессознательного (по Юнгу):
  • Индивидуальное бессознательное;
  • Коллективное бессознательное
  • Роль бессознательных процессов в лечебном процессе.

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

 

  • Тема 3.
  • Сознание  и деятельность в психологии и медицине.

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Деятельность.
  • Деятельность можно определить как разновидность социально-культурной активности человека, направленную  на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого человека.
  • Категория деятельности имеет несколько определений.

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Определения деятельности:
  • 1. Деятельность -  активное взаимодействие субъекта с окружающей его действительностью, где субъект целенаправленно воздействует на объект и удовлетворяет, таким образом, свои потребности.
  • В данном определении не отражены особенности самого понятия, его специфические признаки, не прослеживается связь с сознанием и творческий характер самой человеческой активности. Очевидно, следующее определение более полно выразит данную дефиницию.
  • 2. Деятельность – специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Основные признаки человеческой деятельности:
  • Сознательность.
  • Социальность.
  • Творческий аспект.
  • Единство когнитивных и эмоционально-волевых процессов.
  • Личностная обусловленность.
  • Волевая активность.
  • Направленность

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Виды деятельности.
  • Виды человеческой деятельности можно разделить на группы, пользуясь различными основаниями:
    • числом, имеющихся у человека мотивов;
    • функциональным назначением деятельности;
    • направленностью на удовлетворение личных нужд или нужд группы;
    • доминированием в деятельности внутренних или внешних компонентов;
    • содержанием предметом деятельности.
  • По числу имеющихся мотивов. Данную классификацию предложил А.Н.Леонтьев, основатель теории деятельности. Каждая деятельность служит удовлетворению той или иной потребности, направляется тем или иным мотивом (предметом потребности). Следовательно, у человека столько деятельностей столько у него потребностей, нашедших свой предмет

 

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • По функциональному назначению деятельности. По своему функциональному назначению (по роли в психологическом развитии человека и его жизни) виды деятельности можно разделить на общение, учёбу, игру, труд.

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • По направленности на удовлетворение нужд отдельной личности или нужд группы людей. Деятельность может быть индивидуально направленной и общественно направленной. По доминированию в деятельности внутренних или внешних компонентов. В теории деятельности  различают внешнюю и внутреннюю деятельность.
  • Внешняя деятельность представляет собой практические действия, действия с реальными предметами, ее можно наблюдать.
  • Внутренняя деятельность – «проигрывание» действий в уме, обдумывание поступков, действия с образами предметов.

 

 

 

 

Российский государственный медицинский университет 
ПСИХОЛОГИЯ 

 

  • Структура деятельности (по А.Н.Леонтьеву):
    • Потребность;
    • Мотив;
    • Цель;
    • * Особая деятельность;
    • Действие;
    • Операция;
    • Психофизиологические функции.
  • Составляющие потребностей:
  • объективная, т.е. нехватка чего-либо;
  • субъективная, т.е. различные образы, предвосхищение ожидаемого результата.
  • Потребность как психическое явление имеет определенные характеристики.
  • Основные характеристики потребности:
  • сила;
  • периодичность возникновения;
  • способы удовлетворения.

Информация о работе Лекции по психологии