Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 20:34, курс лекций
Понятие личности и деятельности являются важнейшими в психологии. Психология изучает не психику вообще, а психику конкретной личности в ее конкретной деятельности.
Личность – это человек, живущий в обществе, обладающий сознанием и являющийся активным деятелем общественного развития.
Однако прежде чем мы более подробно рассмотрим личность, поговорим о человеке как биологической системе.
Современная психология рассматривает человека как систему, включающую 3 уровня: индивидный, субъектный и личностный.
8. Индивид,
личность, индивидуальность. Активность
личности.
«Личность – вершина человека, а индивидуальность – его глубина»
Понятие личности и деятельности являются важнейшими в психологии. Психология изучает не психику вообще, а психику конкретной личности в ее конкретной деятельности.
Личность – это человек, живущий в обществе, обладающий сознанием и являющийся активным деятелем общественного развития.
Однако прежде чем мы более подробно рассмотрим личность, поговорим о человеке как биологической системе.
Современная психология рассматривает человека как систему, включающую 3 уровня: индивидный, субъектный и личностный.
Рассмотрим их.
1 уровень - индивидный
Индивид – это единичное природное существо, представитель рода Homo Sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально приобретенных черт.
Выделяют 2 группы индивидных свойств.
1 группа - индивидуально-типические особенности самого организма – включает 2 класса.
Первичный класс этих особенностей составляют:
2 группа – это половозрастные особенности человека.
Обе группы свойств взаимосвязаны в процессе развития человека. Проявление индивидуально-типического (1 группа) зависит от возраста и пола человека (2 группа).
Итак,
проще говоря, индивид – это
конкретный человек, во всем многообразии
своих физических и физиологических,
психологических и социальных качеств
и свойств. Индивидом можно назвать
и взрослого, нормального человека, и новорожденного,
и идиота, не способного усвоить простейшие
навыки и речь.
2 уровень – субъектный
Субъект – это индивид как источник познания и преобразования действительности, носитель активности.
К
субъектным свойствам относятся: навыки
(действие, сформированное путем повторения
и доведенное до автоматизма), умения
(психическое образование, заключающееся
в освоении личностью, группой, коллективом,
определенных приемов, способов, навыков
деятельности), способности и талант.
3 уровень – личностный
Вы
уже познакомились с одним
из определений понятия «личность»
Личность – это системное качество, приобретаемое индивидом в деятельности и общении, а также включенное в общественные отношения.
Личность в свою очередь составляют первичные и вторичные группы свойств.
К первичной группе свойств относятся: социальный статус, социальные роли, ценностные ориентации и мотивы, эмоции и чувства, поведение, интеллект и воля.
Вторичная группа: характер.
Итак, рассмотрим подробнее некоторые свойства первичной группы.
Социальный статус – это положение человека в системе межличностных отношений и мера его влияния на членов группы. Социальный статус включает экономическое, политически-правовое положение человека в трудовом коллективе, образовательный статус, положение его семьи в обществе и его положение в семье.
Осознание своего положения и места в жизни, которое проявляется в сложной системе отношений, установок и мотивов, которыми руководствуется человек в своей деятельности, а также целей и ценностей, на которые эта деятельность направлена, называется позицией.
Хороший пример по В.И.Ленину: «Раб, сознающий рабское положение и борющийся против него, есть революционер, раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой, бессознательной и бессловесной жизни, есть просто раб. Раб, у которого слюнки текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам».
Как видите, здесь соц.статус один – раб, однако позиции у раба могут быть совершенно разные и от них может зависеть вся дальнейшая жизнь.
Еще пример: семейная пара. Муж – садист, либо алкоголик. Жена может либо развестись, поскольку не собирается терпеть унижение и издевательства, либо молча терпеть все это до конца жизни, либо восторгаться его властью, силой в случае мужа-садиста, либо жалеть и восхвалять добрые качества мужа-алкоголика.
Или еще пример: 2 ровесника, м.б. оба из т.наз. неблагополучных семей. Один из них всячески старается чего-то добиться в жизни, учится. Другой - плывет по течению, не имея никаких конкретных целей.
Статус одинаков, но позиции – разные.
Далее. Социальная роль – это выработанная обществом программа действий человека в определенных обстоятельствах.
В этом смысле социальная роль в какой-то степени напоминает театральную. Во-первых, приняв на себя роль, определенную функцию, человек начинает действовать по заданной программе, придерживаясь принципа: взялся за гуж, не говори, что не дюж. Эта «заданность» в зависимости от характера деятельности м.б. более или менее жестокой, зафиксированной в официальных документах или закрепленной только обычаем, традицией, осознаваемой или неосознаваемой человеком, но она всегда существует. А окружающие люди четко контролируют точность выполнения программы.
Роль м.б. полноценной только тогда, когда есть с кем, перед кем и для кого ее исполнять. Невозможно быть мужем без жены, сыном без матери и т.д. Это дуэты семейных сцен. Точно также нельзя быть начальником без подчиненных, учителей без учеников, актером без зрителей и т.п.
Шекспир:
Весь мир – театр,
В нем женщины, мужчины – все актеры,
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль…
Ценностные ориентации – это положительная или отрицательная значимость для индивида предметов или явлений социальной действительности. Ценности м.б. материальные, духовные, общечеловеческие, социально-классовые, ценности общения, ценности деятельности и эстетические ценности.
Мотивы – это побуждения человека к деятельности, к совершению определенных поступков (н-р, вы учитесь, чтобы получить высшее образование, диплом).
Теперь обратимся к вторичному свойству личности, коим является характер. Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливающая типичные для нее способы поведения.
И
в заключении мы должны поговорить
о таком понятии как «
Индивидуальность – это своеобразие психики, личности человека, его неповторимость. К индивидуальности относятся следующие психологические особенности человека: темперамент, характер, особенности протекания психических процессов, совокупность преобладающих чувств и мотивов деятельности, сформировавшиеся способности.
Но индивидуальностью вообще-то говоря, обладают не только люди. Каждый из вас знает, как непохожи друг на друга домашние животные – собаки, кошки и т.д.: у каждого не только своя внешность, но и свой нрав. Однако ведь никто не говорит о личности лошади или даже очень сообразительной овчарки.
Нет
никакого сомнения в том, что все
новорожденные младенцы похожи друг
на друга только на первый взгляд. Фактически
каждый из них уже индивидуальность …
Но не личность! Человек не рождается личностью,
он становиться ею. Но, скажите мне, обязательно
ли все становятся личностью? Или лишь
некоторые? Недаром же, наверное, м. слышать
об одном человеке: «Настоящая личность!»,
а о другом: «Нет, это не личность. Так,
ни то, ни се».
Дополнительно (из «Человек:психология» Я.Л.Коломинского)
Интересно, что слово «личность» испытало в истории удивительные приключения, которые, кажется, еще продолжаются. Первоначально латинское слово «persona» (персона) означало маску, личину. В античном мире актер надевал ту маску, которая характеризовала основное содержание изображаемого персонажа. Потом маска как бы «приросла» и стала обозначать внутреннюю суть самого действующего лица. «Персона» сошла с театральных подмостков и шагнула в жизнь. В Древнем Риме «персона» уже обозначала «лицо перед законом». При этом раб, тело и труд которого принадлежали господину, персону иметь не мог, т.е. личностью не признавался.
В русском языке слово «личность» долго имело оскорбительный оттенок. В академическом словаре 1847г. говорилось, что личность, во-первых, «отношение одного лица к другому. Никакая личность не должна быть терпима в службе»; и, во-вторых, «колкий отзыв на чей-либо счет, оскорбление. Не должно употреблять личности».
Теперь
понятно и следующее
Иная брань, конечно, неприличность.
Нельзя писать: такой- то де старик,
Козел в очках, плюгавый клеветник,
И зол, и подл: все это будет личность.
Даже
у Л.Толстого в «Войне и мире»
вы можете прочитать такое описание
хода бурных прений: «Чем дальше они
продолжались, тем больше разгорались
споры, доходившие до криков и личностей».
В психологии понятие «личность» используется в двух основных значениях. Во-первых, личность – это любой человек, обладающий сознанием. Во-вторых, личность – это человек, достигший определенного уровня психического развития. Человек на этом уровне развития способен сознательно воздействовать на окружающую действительность, изменять ее в своих целях, а также изменять в своих целях самого себя.
А.Н.Леонтьев, известный русский психолог, считал, что личность рождается дважды. В первый раз это происходит в период «возрастной революции», когда 3-летний карапуз выставляет знаменитый лозунг: «Я сам!». Второй раз, когда, по выражению Леонтьева, возникает его сознательная личность. Хочется думать, что возникает она у всех. Во всяком случае к этому нужно стремиться.
Активность личности.
Личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром. Активность обеспечивает и приспособление к окружающей среде, и ее изменение, стимулирует участие человека в жизни и деятельности.
Источником активности личности с т. зр. отечественной психологии являются потребности. Активность личность проявляется в удовлетворении этих потребностей. А потребностей у человека всегда было много, вот и делайте выводы ;)