Лекции по "Общая психология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 20:34, курс лекций

Краткое описание

Понятие личности и деятельности являются важнейшими в психологии. Психология изучает не психику вообще, а психику конкретной личности в ее конкретной деятельности.
Личность – это человек, живущий в обществе, обладающий сознанием и являющийся активным деятелем общественного развития.
Однако прежде чем мы более подробно рассмотрим личность, поговорим о человеке как биологической системе.
Современная психология рассматривает человека как систему, включающую 3 уровня: индивидный, субъектный и личностный.

Файлы: 14 файлов

7-Психологические защиты и их виды.doc

— 48.00 Кб (Скачать)

8- индвид, субъект, личность,индивидуаьность,активность личности.doc

— 49.50 Кб (Скачать)

    8.  Индивид, личность, индивидуальность. Активность личности. 

  «Личность – вершина  человека, а индивидуальность  – его глубина»

Б.Г.Ананьев

    Понятие личности и деятельности являются важнейшими в психологии. Психология изучает  не психику вообще, а психику  конкретной личности в ее конкретной деятельности.

    Личность  – это человек, живущий в обществе, обладающий сознанием и являющийся активным деятелем общественного развития.

    Однако  прежде чем мы более подробно рассмотрим личность, поговорим о человеке как  биологической системе.

    Современная психология рассматривает человека как систему, включающую 3 уровня: индивидный, субъектный и личностный.

    Рассмотрим  их.

    1 уровень - индивидный

    Индивид – это единичное природное  существо, представитель рода Homo Sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально приобретенных черт.

    Выделяют 2 группы индивидных свойств.

    1 группа - индивидуально-типические  особенности самого  организма – включает 2 класса.

    Первичный класс этих особенностей составляют:

  • особенности конституции;
  • особенности обмена веществ;
  • особенности человека, связанные с функциональной асимметрией полушарий головного мозга (левополушарность, правопоушарность);
  • нейродинамические свойства (нервная система).

    Вторичный класс составляют: темперамент и  задатки (предпосылки формирования индивидуального характера и  способностей личности).

    2 группа – это  половозрастные особенности  человека.

    Обе группы свойств взаимосвязаны в  процессе развития человека. Проявление индивидуально-типического (1 группа) зависит от возраста и пола человека (2 группа).

    Итак, проще говоря, индивид – это  конкретный человек, во всем многообразии своих физических и физиологических, психологических и социальных качеств  и свойств. Индивидом можно назвать и взрослого, нормального человека, и новорожденного, и идиота, не способного усвоить простейшие навыки и речь. 

2 уровень – субъектный

    Субъект – это индивид как источник познания и преобразования действительности, носитель активности.

    К субъектным свойствам относятся: навыки (действие, сформированное путем повторения и доведенное до автоматизма), умения (психическое образование, заключающееся  в освоении личностью, группой, коллективом, определенных приемов, способов, навыков  деятельности), способности и талант. 

    3 уровень – личностный

    Вы  уже познакомились с одним  из определений понятия «личность». Вот еще одно - на основе вышеописанных  двух уровней.

    Личность  – это системное  качество, приобретаемое  индивидом в деятельности и общении, а также включенное в общественные отношения.

    Личность  в свою очередь составляют первичные  и вторичные группы свойств.

    К первичной группе свойств относятся: социальный статус, социальные роли, ценностные ориентации и мотивы, эмоции и чувства, поведение, интеллект и воля.

    Вторичная группа: характер.

    Итак, рассмотрим подробнее некоторые  свойства первичной группы.

    Социальный  статус – это положение человека в системе межличностных отношений и мера его влияния на членов группы. Социальный статус включает экономическое, политически-правовое положение человека в трудовом коллективе, образовательный статус, положение его семьи в обществе и его положение в семье.

    Осознание своего положения  и места в жизни, которое проявляется  в сложной системе  отношений, установок  и мотивов, которыми руководствуется человек в своей деятельности, а также целей и ценностей, на которые эта деятельность направлена, называется позицией.

    Одинаковый  статус у разных людей может сочетаться с их различными позициями.

    Хороший пример по В.И.Ленину: «Раб, сознающий рабское положение и борющийся против него, есть революционер, раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой, бессознательной и бессловесной жизни, есть просто раб. Раб, у которого слюнки текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам».

    Как видите, здесь соц.статус один –  раб, однако позиции у раба могут  быть совершенно разные и от них  может зависеть вся дальнейшая жизнь.

    Еще пример: семейная пара. Муж – садист, либо алкоголик. Жена может либо развестись, поскольку не собирается терпеть унижение и издевательства, либо молча терпеть все это до конца жизни, либо восторгаться его властью, силой в случае мужа-садиста, либо жалеть и восхвалять добрые качества мужа-алкоголика.

    Или еще пример: 2 ровесника, м.б. оба из т.наз. неблагополучных семей. Один из них всячески старается чего-то добиться в жизни, учится. Другой - плывет по течению, не имея никаких конкретных целей.

    Статус  одинаков, но позиции  – разные.

    Далее. Социальная роль – это выработанная обществом программа действий человека в определенных обстоятельствах.

    В этом смысле социальная роль в какой-то степени напоминает театральную. Во-первых, приняв на себя роль, определенную функцию, человек начинает действовать по заданной программе, придерживаясь принципа: взялся за гуж, не говори, что не дюж. Эта «заданность» в зависимости от характера деятельности м.б. более или менее жестокой, зафиксированной в официальных документах или закрепленной только обычаем, традицией, осознаваемой или неосознаваемой человеком, но она всегда существует. А окружающие люди четко контролируют точность выполнения программы.

    Роль  м.б. полноценной только тогда, когда есть с кем, перед кем и для кого ее исполнять. Невозможно быть мужем без жены, сыном без матери и т.д. Это дуэты семейных сцен. Точно также нельзя быть начальником без подчиненных, учителей без учеников, актером без зрителей и т.п.

    Шекспир:

    Весь мир – театр,

    В нем женщины, мужчины  – все актеры,

    У них свои есть выходы, уходы,

    И каждый не одну играет роль…

    Ценностные  ориентации – это положительная или отрицательная значимость для индивида предметов или явлений социальной действительности. Ценности м.б. материальные, духовные, общечеловеческие, социально-классовые, ценности общения, ценности деятельности и эстетические ценности.

    Мотивы – это побуждения человека к деятельности, к совершению определенных поступков (н-р, вы учитесь, чтобы получить высшее образование, диплом).

    Теперь  обратимся к вторичному свойству личности, коим является характер. Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливающая типичные для нее способы поведения.

    И в заключении мы должны поговорить о таком понятии как «индивидуальность».

    Индивидуальность – это своеобразие психики, личности человека, его неповторимость. К индивидуальности относятся следующие психологические особенности человека: темперамент, характер, особенности протекания психических процессов, совокупность преобладающих чувств и мотивов деятельности, сформировавшиеся способности.

    Но  индивидуальностью вообще-то говоря, обладают не только люди. Каждый из вас  знает, как непохожи друг на друга домашние животные – собаки, кошки и т.д.: у каждого не только своя внешность, но и свой нрав. Однако ведь никто не говорит о личности лошади или даже очень сообразительной овчарки.

    Нет никакого сомнения в том, что все  новорожденные младенцы похожи друг на друга только на первый взгляд. Фактически каждый из них уже индивидуальность … Но не личность! Человек не рождается личностью, он становиться ею. Но, скажите мне, обязательно ли все становятся личностью? Или лишь некоторые? Недаром же, наверное, м. слышать об одном человеке: «Настоящая личность!», а о другом: «Нет, это не личность. Так, ни то, ни се». 

    Дополнительно (из «Человек:психология»  Я.Л.Коломинского)

    Интересно, что слово «личность» испытало в  истории удивительные приключения, которые, кажется, еще продолжаются. Первоначально латинское слово «persona» (персона) означало маску, личину. В античном мире актер надевал ту маску, которая характеризовала основное содержание изображаемого персонажа. Потом маска как бы «приросла» и стала обозначать внутреннюю суть самого действующего лица. «Персона» сошла с театральных подмостков и шагнула в жизнь. В Древнем Риме «персона» уже обозначала «лицо перед законом». При этом раб, тело и труд которого принадлежали господину, персону иметь не мог, т.е. личностью не признавался.

    В русском языке слово «личность» долго имело оскорбительный оттенок. В академическом словаре 1847г. говорилось, что личность, во-первых, «отношение одного лица к другому. Никакая личность не должна быть терпима в службе»; и, во-вторых, «колкий отзыв на чей-либо счет, оскорбление. Не должно употреблять личности».

    Теперь  понятно и следующее определение, принадлежащее А.С.Пушкину:

    Иная  брань, конечно, неприличность.

    Нельзя  писать: такой- то де старик,

    Козел в очках, плюгавый клеветник,

    И зол, и подл: все это будет  личность.

    Даже  у Л.Толстого в «Войне и мире»  вы можете прочитать такое описание хода бурных прений: «Чем дальше они  продолжались, тем больше разгорались  споры, доходившие до криков и личностей». 

    В психологии понятие  «личность» используется в двух основных значениях. Во-первых, личность – это любой человек, обладающий сознанием. Во-вторых, личность – это человек, достигший определенного уровня психического развития. Человек на этом уровне развития способен сознательно воздействовать на окружающую действительность, изменять ее в своих целях, а также изменять в своих целях самого себя.

    А.Н.Леонтьев, известный русский психолог, считал, что личность рождается дважды. В  первый раз это происходит в период «возрастной революции», когда 3-летний карапуз выставляет знаменитый лозунг: «Я сам!». Второй раз, когда, по выражению Леонтьева, возникает его сознательная личность. Хочется думать, что возникает она у всех. Во всяком случае к этому нужно стремиться.

    Активность  личности.

    Личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром. Активность обеспечивает и приспособление к окружающей среде, и ее изменение, стимулирует участие человека в жизни и деятельности.

    Источником  активности личности с т. зр. отечественной  психологии являются потребности. Активность личность проявляется в удовлетворении этих потребностей. А потребностей у человека всегда было много, вот и делайте выводы ;)

9-Основные факторы развития личности.doc

— 42.50 Кб (Открыть, Скачать)

11-ощущ и воспр.doc

— 56.00 Кб (Открыть, Скачать)

13-Мышление.doc

— 60.50 Кб (Открыть, Скачать)

14-воображение.doc

— 37.00 Кб (Открыть, Скачать)

15-Социализация личности и ее механизмы..doc

— 33.50 Кб (Открыть, Скачать)

16-Основные социальные процессы и поведение человека..doc

— 29.00 Кб (Открыть, Скачать)

17-Потребности и их классификация..doc

— 67.50 Кб (Открыть, Скачать)

23-Общение, его функции и структура..doc

— 50.00 Кб (Открыть, Скачать)

18-Мотив и поведение. Виды мотивов. Полимотивированность..doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

22-Понятие о межличн.отношениях. Виды взаимоотношений. Статус.doc

— 38.50 Кб (Открыть, Скачать)

24-Виды общения..doc

— 36.00 Кб (Открыть, Скачать)

Вопросы к экзамену_основы психологии.doc

— 31.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Общая психология"