Лекции по "Общая психология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 20:34, курс лекций

Краткое описание

Понятие личности и деятельности являются важнейшими в психологии. Психология изучает не психику вообще, а психику конкретной личности в ее конкретной деятельности.
Личность – это человек, живущий в обществе, обладающий сознанием и являющийся активным деятелем общественного развития.
Однако прежде чем мы более подробно рассмотрим личность, поговорим о человеке как биологической системе.
Современная психология рассматривает человека как систему, включающую 3 уровня: индивидный, субъектный и личностный.

Файлы: 14 файлов

7-Психологические защиты и их виды.doc

— 48.00 Кб (Скачать)

8- индвид, субъект, личность,индивидуаьность,активность личности.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

9-Основные факторы развития личности.doc

— 42.50 Кб (Открыть, Скачать)

11-ощущ и воспр.doc

— 56.00 Кб (Скачать)

    ОЩУЩЕНИЕ.

    О богатстве окружающего мира, о  красках, звуках, температуре, запахах  и о многом другом мы узнаем благодаря  органам чувств, благодаря нашим  ощущениям.

    Ощущение – это простейший психический процесс, который заключается в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие органы чувств.

    Имея  перед собой какой-нибудь предмет, например, стол, мы при помощи зрения определяем его форму, цвет, величину; посредством осязания узнаем, что он гладкий, твердый; двигая его, убеждаемся в его тяжести и т.д. Все это – отдельные качества данного материального предмета (стола), сведения о котором нам дают ощущения.

    Ощущения  – это первый источник всех наших  знаний. Органы чувств – это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в наше сознание.

    Ощущения  относятся к познавательным процессам, поскольку именно благодаря им человек  познает мир. Если бы мы лишились чувств и ощущений, мы не знали бы, что  происходит вокруг, не смогли бы общаться, находить пищу, чувствовать боль, мы просто не смогли бы выжить.

    Русский врач С.П.Боткин описал очень редкий и интересный случай, когда женщина  потеряла все виды чувствительности, кроме зрения одним глазом и осязания на небольшом участке руки. Когда больная закрывала глаз, и никто не прикасался к ее руке, она засыпала.  В общем, человеку постоянно важно (необходимо!) получать сведения об окружающем мире.

    Виды  ощущений.

    Существуют  три группы ощущений (по месту расположения рецепторов):

    1. Экстероцептивные: вызываются возбуждениями  рецепторов (т.е. органов чувств), находящихся на поверхности тела. Эти ощущения отражают свойства  предметов, находящихся вне нас. Эту группу составляют следующие ощущения: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные (тактильные, температурные, болевые). Тактильные - это ощущения прикосновения, давления, вибрационные).

    2. Интероцептивные (органические): отражают  состояние внутренних органов  тела; рецепторы находятся во  внутренних органах и тканях  тела. К этой группе принадлежат только органические ощущения: голод, жажда, сытость, тошнота, боли во внутренних органах. Органические ощущения предупреждают о нарушениях нормальной деятельности организма. Когда мы здоровы, сыты, спокойны, то почти не имеем органических ощущений.

    3. Проприоцептивные: а) двигательные (кинестетические) – дают сведения  о движениях, которые мы совершаем.  Рецепторы – нервные окончания  в сухожилиях, в мышцах и на  поверхности суставов; б) ощущения  равновесия. Рецептор – вестибулярный аппарат (нах-ся во внутр. ухе), в нем возникает возбуждение, которое передается в височную часть коры г.м.; в) осязательные ощущения – особый вид – сочетание тактильных и двигательных ощущений. Специальных рецепторов нет, ими служат рецепторы двигательных и кожных ощущений.

    Дополнительно (для инф-ции):

    Вкусовые  ощущения.

    Рецептор  – вкусовые сосочки (папиллы). У человека их около 3 тыс.

    Ощущение  вкуса могут давать только вещества в растворе, где атомы свободно движутся, вот почему стеклянный шарик  кажется безвкусным.

    Все, что заставляет атомы двигаться  быстрее, например, подогрев, усиливает  вкусовые ощущения. Вот почему горячий  кофе кажется более горьким, чем  холодный, поджаренное соленое сало – более соленым, а горячее  мясное блюдо – вкуснее, чем холодное (на любителя, конечно).

    На  вкус еды влияют тепло, холод, головная боль и пр. Кроме того, вкусовые ощущения никогда не воспринимаются в чистом виде, они всегда осложняются обонятельными. Часто то, что мы называем «вкусом», на самом деле является запахом. Например, кофе, чай, табак, яблоки, апельсины, лимоны, мандарины и многое другое стимулирует орган обоняния в большей степени, чем орган чувств.

    Обонятельные  ощущения.

    У человека они развиты не так хорошо, как у животных. Однако мы способны ощущать запах мускуса, когда концентрация его равна 0,00004мг на литр воздуха. Представьте себе, что 100г мускуса растворены в озере длиной 1 км, шириной в 250 м и глубиной в 10м. Это и будет указанная концентрация.

    Обонятельные  ощущения.

    Существуют 5 основных типов запахов, которые мы можем улавливать.

  1. Цветочный (фиалки, розы и т.д.).
  2. Пряный (лимон, яблоко и т.д.).
  3. Гнилостный (сыр, тухлые яйца).
  4. Жженный (кофе, какао).
  5. Эфирный (алкоголь, камфара и др.).
 

    ВОСПРИЯТИЕ

    Благодаря ощущениям в больших полушариях мозга отражаются отдельные качества предметов (цвет, звук, твердость и т.п.). Но в действительности каждый предмет или явление обладает целым комплексом различных качеств и свойств. Для правильного отражения отдельные ощущения объединяются в коре мозга, и у человека создается целостный образ предмета или явления.

    Образ, который складывается в результате процесса восприятия, предполагает скоординированную  работу сразу нескольких ощущений. В зависимости от того, какое из них работает активнее и перерабатывает больше информации, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое и осязательное восприятие. Четыре анализатора – зрительный, слуховой, кожный и мышечный – чаще всего в процессе восприятия являются ведущими.

    Итак, восприятие - это процесс, заключающийся в отражении предметов и явлений, действующих в данный момент на органы чувств.

    Самая важная особенность восприятия: оно  всегда отражает предметы и явления  в целом, а не отдельные их свойства и признаки, как ощущение. Ведь мы не слышим просто звуки разной высоты, громкости и тембра, а слышим голос человека, шум дождя, транспорта и т.д. Когда мы воспринимаем розу, то одновременно видим ее прекрасную форму (зрительное О.), вдыхаем ее аромат (обонятельное О.), осязаем нежность и бархатистость ее лепестков (тактильные О.) и т.д.

    Все эти отдельные ощущения соединяются  в коре мозга вместе, образуя единый процесс – восприятие розы.

    Виды  восприятия.

    А) Восприятие пространства. Оно играет очень большую роль во взаимодействии с окружающей средой и является необходимым условием ориентировки в ней человека.

    Восприятие  пространства – это отражение  реально существующего пространства; оно включает в себя восприятие формы, величины, глубины и удаленности.

    Восприятие  пространства не является врожденным качеством, оно формируется постепенно, с опытом. Восприятие формы предмета происходит в результате движения глаза по контуру предмета. При восприятии объемной формы вступает в действие бинокулярность зрения (видение 2мя глазами). Так как глаза находятся   на некотором расстоянии друг от друга, изображения на сетчатке правого и левого глаза не совсем одинаковы: каждый глаз больше видит обращенную к нему сторону предмета. В результате слияния 2х немного различающихся изображений, получаемых из 2х глаз, и возникает один, но объемный образ.

    Большое значение при восприятии объема имеет  учет расположения света и тени. Выпуклая часть обычно лучше освещена. Зрительные ощущения света и тени в сочетании с движениями глаза  дают впечатление объема.

    Восприятие  величины обусловлено прежде всего изображением на сетчатке. Чем больше предмет, тем больше изображение на сетчатке. По мере удаления предмета от глаз изображение на сетчатке уменьшается и наоборот. Однако мы, как правило, воспринимаем предмет в его постоянной величине (посмотрите в окно: там, в общем-то, мы видим маленькие машины, маленьких людей, но ведь мы достаточно точно знаем их истинный размер, величину верно?). Это явление называется константностью восприятия величины. Огромную роль здесь играет прошлый опыт человека, знания действительной или приблизительной величины предмета.

    Б) Восприятие времени 

    Как моделируется время, как оно оценивается и воспринимается нами, людьми?

    Исследования  физиологических законов деятельности нашего организма показали, что он подчинен законам ритма и времени. Павлов, говоря о восприятии времени, отмечал, что мы делаем это при помощи разных циклических явлений, захода и восхода солнца, движения стрелок по циферблату часов и т.д. Но и  в нашем теле существует немало этих циклических явлений. Головной мозг за день получает раздражения, утомляется, затем его работоспособность восстанавливается. Также следует упомянуть о сердечном ритме и метаболизме. А поскольку каждое состояние органа отражается на больших полушариях мозга, то вот и основание, чтобы отличить один момент времени от другого.

    Кстати, больные в депрессивном, подавленном  состоянии переоценивают время, оно тянется для них долго  и томительно. А в состоянии  повышенного возбуждения, в маниакальном состоянии у тех же больных  восприятие времени резко меняется.

    Психологическая относительность времени связана  с деятельностью человека, богатством его восприятий, его мыслями, чувствами  и т.д. и т.п.

    Достаточно  точно установлено, что восприятие времени меняют некоторые медикаменты, влияющие на ритмику нашего организма. Хинин и алкоголь заставляют время течь медленнее. Кофеин, по-видимому, ускоряет его, подобно лихорадке. А вот марихуана и гашиш имеют, хотя и сильное, но непостоянное влияние на восприятие времени, они могут приводить как к ускорению, так и замедлению субъективного времени.

    Француз Сифр написал книгу «Один в  глубинах земли». Он провел 63 дня в  пропасти Скарассон на глубине 135 м  в темноте пещеры без часов  и других указателей времени. В своей  книге он рассказывает об интересных явлениях, связанных с расстройством биологических часов. Через 1000 часов (более 40 суток) ему казалось, что прошло лишь 25 суток. А когда добровольное заточение закончилось и друзья пришли за Сифром, он заявил: «Если бы я знал, что конец так близок, я бы давно съел оставшиеся помидоры и фрукты».

    Подобное  явление отмечали и другие покорители пещер. Однако это парадокс, так как  это явление противоречит основному закону психологической относительности времени – временные отрезки, заполненные интересной, эмоционально насыщенной деятельностью, недооцениваются, а время, связанное со скукой или ожиданием, переоценивается (н-р, праздники, свидание, интересный фильм – быстро, а ожидание опаздывающего друга – долго). Этот закон более понятен в стишке Самуила Маршака:

    Мы  знаем: время растяжимо,

    Оно зависит от того,

    Какого  рода содержимым

    Вы  заполняете его.

    Бывают  у него застои,

    А иногда оно течет

    Незагруженное, пустое,

    Часов и дней напрасный счет.

    Пусть равномерны промежутки,

    Что разделяют наши сутки,

    Но, положив их на весы,

    Находим долгие минутки

    И очень краткие часы.

    Для средневековья наглядный образ  времени – это канат, протянутый с востока на запад и изнашивающийся от ежедневного свертывания и  развертывания. Но уже в то время  лирические поэты почувствовали  и выразили в своих произведениях психологическую относительность времени. Как правило, в горе и порывах страсти герои забывают о времени, оно меняет для них свое привычное течение. Н-р, один из героев скандинавского эпоса «Старшей Эллады», сгорая от нетерпения поскорее соединиться со своей возлюбленной, восклицает:

    Ночь  длинна,

    Две ночи длиннее,

    Как вытерплю три!

    Часто казался мне

    Месяц короче,

    Чем ночи предбрачные.

    Подобное  мог сказать и Ромео. А Джульетта  говорила: «В минуте столько дней, что, верно, я на сотни лет состарюсь, пока с моим Ромео  свижусь вновь».

    Но  все это касается переживания  настоящего времени.

    Что касается оценки прошедшего времени, то здесь действует обратная закономерность: незаполненные, пустые отрезки, которые тянулись мучительно долго, при воспоминании кажутся промелькнувшими мгновениями, а мгновения, наполненные интересной, ответственной и эмоционально насыщенной деятельностью, оцениваются потом как значительные этапы жизни.

13-Мышление.doc

— 60.50 Кб (Открыть, Скачать)

14-воображение.doc

— 37.00 Кб (Открыть, Скачать)

15-Социализация личности и ее механизмы..doc

— 33.50 Кб (Открыть, Скачать)

16-Основные социальные процессы и поведение человека..doc

— 29.00 Кб (Открыть, Скачать)

17-Потребности и их классификация..doc

— 67.50 Кб (Открыть, Скачать)

23-Общение, его функции и структура..doc

— 50.00 Кб (Открыть, Скачать)

18-Мотив и поведение. Виды мотивов. Полимотивированность..doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

22-Понятие о межличн.отношениях. Виды взаимоотношений. Статус.doc

— 38.50 Кб (Открыть, Скачать)

24-Виды общения..doc

— 36.00 Кб (Открыть, Скачать)

Вопросы к экзамену_основы психологии.doc

— 31.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Общая психология"