Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 20:34, курс лекций
Понятие личности и деятельности являются важнейшими в психологии. Психология изучает не психику вообще, а психику конкретной личности в ее конкретной деятельности.
Личность – это человек, живущий в обществе, обладающий сознанием и являющийся активным деятелем общественного развития.
Однако прежде чем мы более подробно рассмотрим личность, поговорим о человеке как биологической системе.
Современная психология рассматривает человека как систему, включающую 3 уровня: индивидный, субъектный и личностный.
24. Виды общения.
В научной литературе выделяют следующие виды общения:
Вступая
в общение, человек вступает в
бесконечное множество
Существует несколько точек зрения на существование уровней общения.
Американский психолог Э.Т. Шостром считает, что существует два основных уровня и два типа общения — манипуляция и актуализация. Манипуляция — это отношение и обращение с людьми как с вещами. Актуализация — это признание независимости другого и его права быть другим; это естественность; полнота личностной, эмоциональной жизни в данный миг.
Советский исследователь В.Н. Сагатовский определяет четыре уровня общения:
И еще выделяют:
Ритуалы — это формированные обществом нормы общения (здороваться, благодарить, прощаться и т. п.)
Работа — каждый знает, что такое плодотворное рабочее общение.
Развлечения — в этом варианте общения тоже много формализации. Каждый знает, какой тон принят для встреч с близкими, какой — для общения в незнакомой компании.
Игры — это повторяющееся общение на двух уровнях, когда человек изображает одно, на деле имеет ввиду совсем другое, например, разговор врача и пациента.
Близость — это высший уровень общения. Человек обращается к другому “всеми силами души”. Э. Берн считает, что близость может быть и односторонней (“ослепление чувств”). Таким образом, современный человек, стремящийся научиться понимать себя и других должен знать, что такое общение, его структуру (устройство), чтобы учитывать в общении разницу уровней, несовпадение позиций и суметь переориентироваться по ходу взаимодействия, “услышать” другого, найти с ним “общий язык”.