Лекции по "Общая психология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 20:34, курс лекций

Краткое описание

Понятие личности и деятельности являются важнейшими в психологии. Психология изучает не психику вообще, а психику конкретной личности в ее конкретной деятельности.
Личность – это человек, живущий в обществе, обладающий сознанием и являющийся активным деятелем общественного развития.
Однако прежде чем мы более подробно рассмотрим личность, поговорим о человеке как биологической системе.
Современная психология рассматривает человека как систему, включающую 3 уровня: индивидный, субъектный и личностный.

Файлы: 14 файлов

7-Психологические защиты и их виды.doc

— 48.00 Кб (Скачать)

8- индвид, субъект, личность,индивидуаьность,активность личности.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

9-Основные факторы развития личности.doc

— 42.50 Кб (Скачать)

    9. Основные факторы  развития личности. 

    Выделяют  два фактора развития человека:

  • биологический (природный);
  • социальный (условия жизни, обучение и воспитание).
 

    Отечественная психология считает человека биосоциальным  существом и рассматривает действие этих факторов в единстве.

    Теперь  рассмотрим оба эти фактора, их действие и значение.

    БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР

      Он включает в себя наследственность  и врожденность, т.е. то, с чем  рождается младенец. Что же наследует  ребенок? По наследству ребенок  получает человеческие особенности строения НС, головного мозга, органов чувств, физические признаки, общие для всех людей (прямолинейная походка, рука как орган познания и воздействия на окружающий мир, особое строение речевого аппарата и др.), инстинктивные потребности, особенности ВНД. Прирожденные психофизиологические и анатомические особенности НС, органов чувств и головного мозга называют задатками, на основе которых формируются и развиваются человеческие свойства и способности.  

    Здесь хочу отметить, что развитие способностей зависит не только от задатков. Если ребенок с абсолютным слухом не будет регулярно играть на музыкальном инструменте, то успехов в исполнительском искусстве он не добьется, и его специальные способности не разовьются. Если ученик, все схватывающий на лету во время урока не будет добросовестно заниматься дома, он не станет отличником, его общие способности к усвоению знаний не получат развития. СПОСОБНОСТИ РАЗВИВАЮТСЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ! Ребенок должен проявлять активность в деятельности, только в этом случае может наступить успех. 

    Продолжаем. Биологический фактор также включает особенности протекания внутриутробного  периода жизни ребенка. Болезнь матери, никотин, алкоголь, лекарства, которые они принимала во время беременности, стресс и т.д. могут вызвать задержку  психического развития ребенка или другие отклонения. На последующем развитии сказывается и сам процесс рождения, поэтому так важно избежать родовой травмы и вовремя сделать первый вдох.

    ЗНАЧЕНИЕ  БИОЛОГИЧЕСКОГО ФАКТОРА: определяет рождение ребенка с характерными для него человеческими особенностями строения и деятельности различных систем и органов, возможность его стать личностью. Биологические особенности составляют природную основу человека. 

    Сущностью же человека являются социально-значимые качества.

    СОЦИАЛЬНЫЙ  ФАКТОР

    Человек как личность формируется под  воздействием социальной среды. Среда как фактор психического развития – сложное и многогранное понятие, она может быть природной и социальной.

    Природная среда – это воздух, вода, солнце, электромагнитное поле, особенности климата, растительности. Однако природная среда влияет на психическое развитие опосредованно – через традиционные в данной природной зоне виды трудовой деятельности и культуру, определяющие систему воспитания детей. Так, на крайнем Севере, кочуя с оленеводами, ребенок будет развиваться несколько иначе, чем житель промышленного города где-нибудь в центре Европы, согласны?

    Основной  толчок психическому развитию ребенка  дает его жизнь в обществе людей, т.е. социальная среда.

    Социальная среда – понятие весьма широкое.

  1. это общество, в котором растет ребенок, его культурные традиции, идеология, уровень развития науки и искусства, религия;
  2. это ближайшее социальное окружение, непосредственно влияющее на развитие ребенка: семья, воспитатели детсада, школьные учителя и т.п. Чем старше становится ребенок, тем более расширяется его социальное окружение.

    Без общения с другими людьми, без  социальной среды ребенок развиваться  не может, он не сможет стать полноценной  личностью.

    Вспомните историю Маугли. Рожденный людьми, воспитанный животными. А ведь в истории известны подобные случаи, когда в лесах обнаруживали детей, потерянных совсем маленькими и выросших среди зверей. Они бегали на четвереньках, издавали те же звуки, как и их приемные родители. Например, две индийские девочки, жившие у волков, выли по ночам. Человеческий детеныш обладает необычайно пластичной психикой и усваивает все, что дается ему ближайшим окружением, и если он лишен человеческого общества, то ничего человеческого в нем не проявляется.

    Такие «Маугли», возвращенные к людям, не обладали важнейшими человеческими качествами: интеллектуальные способности и речь не развиты, причем речь уже не развивалась никогда, не развитыми были и человеческие чувства (большинство из них), а, главное, - самосознание.

    Таким образом, только общаясь с другими  людьми, ребенок может освоить опыт человеческого поведения, опыт обращения с предметами труда и быта, овладеть речью.

    Что же больше влияет на человека – наследственность или среда? Это вопрос, который  волнует уже очень долгое время  историков, писателей, психологов, биологов, генетиков.

    Я хочу привести вам один пример, который  является неплохой иллюстрацией по поводу этого вопроса.

    Вскоре  после того как в 1519 году в возрасте 67 лет скончался Леонардо да Винчи, его младший единокровный брат Бартоломео решил подарить миру точную копию великого художника, скульптора, инженера и мыслителя. Поскольку их с Леонардо соединяли братские узы, Бартоломео счел себя достойным стать отцом будущего гения. Себе в жены он выбрал женщину, биография которой походила на биографию матери Леонардо. Ею стала молодая крестьянка, тоже выросшая в деревне Винчи. У супругов родился сын Пьеро, которого они заботливо воспитывали в той же самой местности в Тоскане, между Флоренцией и Пизой, где прошло детство Леонардо. Вскоре обнаружилось, что природа щедро наделила Пьеро художественными способностями. В 12-летнем возрасте его отправили во Флоренцию и отдали в обучение к нескольким известным художникам, из которых по крайней мере один работал с Леонардо. Согласно свидетельствам Джорджо Вазари, ведущего историка искусства того периода, юный Пьер «вызывал всеобщее восхищение… и через 5 лет учебы добился таких успехов в живописи, каких другим удавалось достичь разве что в конце своих дней с приобретением богатого жизненного опыта». Многие называли Пьеро вторым Леонардо.

    Однако  в возрасте 23 лет Пьеро умер от лихорадки, и поэтому невозможно предсказать, каких высот он сумел  бы достичь, хотя имеются свидетельства, что работы Пьеро часто принимали  за произведения великого Микеланджело. Нельзя с уверенностью с уверенностью говорить и о том, в какой степени гений Пьеро был обязан его наследственности, а в какой – той среде, в которой он жил. Гены родных братьев совпадают в среднем на 50%, но Бартоломео и Леонардо были братьями лишь по отцу, и поэтому общей у них могла бы быть четвертая часть генов. Матери Пьеро и Леонардо, по всей видимости, не состояли в близком родстве, однако вполне возможно, что у них были общие предки и тем самым общие гены – ведь они жили в одной маленькой деревне. С одной стороны, нельзя исключить и сильное влияние среды. Юный Пьеро, без сомнения, знал о своем прославленном дяде, и, конечно же, его отец Бартоломео не жалел денег для того, чтобы мальчик сравнился с последним. Впрочем, стремление Бартоломео дать миру второго Леонардо путем обеспечения благоприятной наследственности и среды, скорее всего, принесли бы незначительные плоды. Пьеро мог стать всего лишь одним из многих талантливых флорентийцев своего времени.  

    Таким образом, вопрос вам на засыпку ;) Идея клонирования – насколько она  успешна?

11-ощущ и воспр.doc

— 56.00 Кб (Открыть, Скачать)

13-Мышление.doc

— 60.50 Кб (Открыть, Скачать)

14-воображение.doc

— 37.00 Кб (Открыть, Скачать)

15-Социализация личности и ее механизмы..doc

— 33.50 Кб (Открыть, Скачать)

16-Основные социальные процессы и поведение человека..doc

— 29.00 Кб (Открыть, Скачать)

17-Потребности и их классификация..doc

— 67.50 Кб (Открыть, Скачать)

23-Общение, его функции и структура..doc

— 50.00 Кб (Открыть, Скачать)

18-Мотив и поведение. Виды мотивов. Полимотивированность..doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

22-Понятие о межличн.отношениях. Виды взаимоотношений. Статус.doc

— 38.50 Кб (Открыть, Скачать)

24-Виды общения..doc

— 36.00 Кб (Открыть, Скачать)

Вопросы к экзамену_основы психологии.doc

— 31.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Общая психология"