Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 20:34, курс лекций
Понятие личности и деятельности являются важнейшими в психологии. Психология изучает не психику вообще, а психику конкретной личности в ее конкретной деятельности.
Личность – это человек, живущий в обществе, обладающий сознанием и являющийся активным деятелем общественного развития.
Однако прежде чем мы более подробно рассмотрим личность, поговорим о человеке как биологической системе.
Современная психология рассматривает человека как систему, включающую 3 уровня: индивидный, субъектный и личностный.
9.
Основные факторы
развития личности.
Выделяют два фактора развития человека:
Отечественная
психология считает человека биосоциальным
существом и рассматривает
Теперь рассмотрим оба эти фактора, их действие и значение.
Он включает в себя
Здесь
хочу отметить, что развитие способностей
зависит не только от задатков. Если ребенок
с абсолютным слухом не будет регулярно
играть на музыкальном инструменте, то
успехов в исполнительском искусстве
он не добьется, и его специальные способности
не разовьются. Если ученик, все схватывающий
на лету во время урока не будет добросовестно
заниматься дома, он не станет отличником,
его общие способности к усвоению знаний
не получат развития. СПОСОБНОСТИ
РАЗВИВАЮТСЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ! Ребенок
должен проявлять активность в деятельности,
только в этом случае может наступить
успех.
Продолжаем. Биологический фактор также включает особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка. Болезнь матери, никотин, алкоголь, лекарства, которые они принимала во время беременности, стресс и т.д. могут вызвать задержку психического развития ребенка или другие отклонения. На последующем развитии сказывается и сам процесс рождения, поэтому так важно избежать родовой травмы и вовремя сделать первый вдох.
ЗНАЧЕНИЕ
БИОЛОГИЧЕСКОГО ФАКТОРА: определяет рождение
ребенка с характерными для него человеческими
особенностями строения и деятельности
различных систем и органов, возможность
его стать личностью. Биологические особенности
составляют природную основу человека.
Сущностью же человека являются социально-значимые качества.
Человек как личность формируется под воздействием социальной среды. Среда как фактор психического развития – сложное и многогранное понятие, она может быть природной и социальной.
Природная среда – это воздух, вода, солнце, электромагнитное поле, особенности климата, растительности. Однако природная среда влияет на психическое развитие опосредованно – через традиционные в данной природной зоне виды трудовой деятельности и культуру, определяющие систему воспитания детей. Так, на крайнем Севере, кочуя с оленеводами, ребенок будет развиваться несколько иначе, чем житель промышленного города где-нибудь в центре Европы, согласны?
Основной толчок психическому развитию ребенка дает его жизнь в обществе людей, т.е. социальная среда.
Социальная среда – понятие весьма широкое.
Без общения с другими людьми, без социальной среды ребенок развиваться не может, он не сможет стать полноценной личностью.
Вспомните историю Маугли. Рожденный людьми, воспитанный животными. А ведь в истории известны подобные случаи, когда в лесах обнаруживали детей, потерянных совсем маленькими и выросших среди зверей. Они бегали на четвереньках, издавали те же звуки, как и их приемные родители. Например, две индийские девочки, жившие у волков, выли по ночам. Человеческий детеныш обладает необычайно пластичной психикой и усваивает все, что дается ему ближайшим окружением, и если он лишен человеческого общества, то ничего человеческого в нем не проявляется.
Такие «Маугли», возвращенные к людям, не обладали важнейшими человеческими качествами: интеллектуальные способности и речь не развиты, причем речь уже не развивалась никогда, не развитыми были и человеческие чувства (большинство из них), а, главное, - самосознание.
Таким образом, только общаясь с другими людьми, ребенок может освоить опыт человеческого поведения, опыт обращения с предметами труда и быта, овладеть речью.
Что же больше влияет на человека – наследственность или среда? Это вопрос, который волнует уже очень долгое время историков, писателей, психологов, биологов, генетиков.
Я хочу привести вам один пример, который является неплохой иллюстрацией по поводу этого вопроса.
Вскоре после того как в 1519 году в возрасте 67 лет скончался Леонардо да Винчи, его младший единокровный брат Бартоломео решил подарить миру точную копию великого художника, скульптора, инженера и мыслителя. Поскольку их с Леонардо соединяли братские узы, Бартоломео счел себя достойным стать отцом будущего гения. Себе в жены он выбрал женщину, биография которой походила на биографию матери Леонардо. Ею стала молодая крестьянка, тоже выросшая в деревне Винчи. У супругов родился сын Пьеро, которого они заботливо воспитывали в той же самой местности в Тоскане, между Флоренцией и Пизой, где прошло детство Леонардо. Вскоре обнаружилось, что природа щедро наделила Пьеро художественными способностями. В 12-летнем возрасте его отправили во Флоренцию и отдали в обучение к нескольким известным художникам, из которых по крайней мере один работал с Леонардо. Согласно свидетельствам Джорджо Вазари, ведущего историка искусства того периода, юный Пьер «вызывал всеобщее восхищение… и через 5 лет учебы добился таких успехов в живописи, каких другим удавалось достичь разве что в конце своих дней с приобретением богатого жизненного опыта». Многие называли Пьеро вторым Леонардо.
Однако
в возрасте 23 лет Пьеро умер от
лихорадки, и поэтому невозможно
предсказать, каких высот он сумел
бы достичь, хотя имеются свидетельства,
что работы Пьеро часто принимали
за произведения великого Микеланджело.
Нельзя с уверенностью с уверенностью
говорить и о том, в какой степени гений
Пьеро был обязан его наследственности,
а в какой – той среде, в которой он жил.
Гены родных братьев совпадают в среднем
на 50%, но Бартоломео и Леонардо были братьями
лишь по отцу, и поэтому общей у них могла
бы быть четвертая часть генов. Матери
Пьеро и Леонардо, по всей видимости, не
состояли в близком родстве, однако вполне
возможно, что у них были общие предки
и тем самым общие гены – ведь они жили
в одной маленькой деревне. С одной стороны,
нельзя исключить и сильное влияние среды.
Юный Пьеро, без сомнения, знал о своем
прославленном дяде, и, конечно же, его
отец Бартоломео не жалел денег для того,
чтобы мальчик сравнился с последним.
Впрочем, стремление Бартоломео дать миру
второго Леонардо путем обеспечения благоприятной
наследственности и среды, скорее всего,
принесли бы незначительные плоды. Пьеро
мог стать всего лишь одним из многих талантливых
флорентийцев своего времени.
Таким образом, вопрос вам на засыпку ;) Идея клонирования – насколько она успешна?