Лекции по "Общая психология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 20:34, курс лекций

Краткое описание

Понятие личности и деятельности являются важнейшими в психологии. Психология изучает не психику вообще, а психику конкретной личности в ее конкретной деятельности.
Личность – это человек, живущий в обществе, обладающий сознанием и являющийся активным деятелем общественного развития.
Однако прежде чем мы более подробно рассмотрим личность, поговорим о человеке как биологической системе.
Современная психология рассматривает человека как систему, включающую 3 уровня: индивидный, субъектный и личностный.

Файлы: 14 файлов

7-Психологические защиты и их виды.doc

— 48.00 Кб (Скачать)

8- индвид, субъект, личность,индивидуаьность,активность личности.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

9-Основные факторы развития личности.doc

— 42.50 Кб (Открыть, Скачать)

11-ощущ и воспр.doc

— 56.00 Кб (Открыть, Скачать)

13-Мышление.doc

— 60.50 Кб (Скачать)
  1. Мышление, язык и речь. Операции, формы и  виды мышления.
 

    Чтобы узнать, какая на улице погода, я  могу выйти из дома и непосредственно  кожей лица, рук, всего тела ощутить, холодно сегодня или тепло. Это  – путь прямого, непосредственного познания окружающей действительности через ощущения и восприятия (1 с.с.).

    Но  мы можем решить вопрос о погоде и не выходя на улицу. Так, посмотрев  на термометр, мы узнаем, что на улице  довольно холодно, увидев качающиеся ветви  деревьев, я правильно решу, что  сегодня ветрено. Такой путь познания называется опосредованным, так как здесь знания получаются непрямо, а косвенно, при помощи наблюдения некоторых явлений и понимания связи между этими явлениями с погодой.

    Опосредованный  путь приобретения знаний более сложный, однако, он дает возможность получить знания тогда, когда непосредственные ощущения и восприятия не могут дать нам верных сведений о предметах и явлениях.

    В истории известен случай, когда ученый-астроном, не видя планеты, при помощи математических вычислений определил, где она должна быть. И действительно, спустя несколько лет ученые через особо мощный телескоп обнаружили эту планету. Именно такова история открытия планеты Плутон.

    Приведу другой пример. Допустим, мне нужно  налить горячей воды (кипяток) в стеклянный стакан. Я сначала осторожно наливаю воду так, чтобы стакан не лопнул (ложки у меня нет). Я не знаю, что будет у меня именно с этим стаканом, но я неоднократно  наблюдала, что другие стаканы лопаются от кипятка. Поэтому это качество (нестойкость к горячему) я обобщаю на все стеклянные стаканы.

    Итак, процесс познания, заключающийся в отвлеченном, обобщенном и опосредованном отражении фактов и явлений, в установлении связей и отношений м/у ними, называется мышлением.

    Мышление  очень тесно связано с речью. Благодаря мышлению, мы не только узнаем факты и явления, но и можем понять причины их существования. Мышление дает нам возможность предвидеть будущие события (увидя тучу, мы предполагаем, делаем вывод о том, что, возможно, пойдет дождь), а это уже связь с воображением.

    Человек приобрел бы очень мало необходимых  ему сведений, знаний, если бы процесс  познания ограничивался только тем, что дают нам ощущения и восприятия.

    Мы  не могли бы знать, что происходило  на Земле до нас, так как мы не можем воспринимать минувшие события. Мы не могли бы определить расстояние от Земли до Луны, поскольку мы ведь не можем непосредственно измерить это расстояние и т.д. и т.д.

    Тем не менее, мыслительные процессы основаны на данных, полученных нами через ощущения и восприятия, которые нам сохранила память. Без этих психических процессов мышление невозможно.

    Виды  мышления.

    Все виды мышления можно классифицировать:

    ÿ по форме:

  1. Наглядно-действенное.
  2. Наглядно-образное.
  3. Абстрактно-логическое.

    ÿ по характеру решаемых задач:

  1. Теоретическое.
  2. Практическое.

    ÿ по степени новизны и оригинальности:

  1. Продуктивное.
  2. Репродуктивное.

    ÿ по степени развернутости:

  1. Аналитическое.
  2. Интуитивное.

    Наглядно-действенное характеризуется тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального физического преобразования ситуации. Т.е. это вид мышления, который связан с практическими действиями над предметами (маленький ребенок (1-1,5г), когда кушает, узнает, что такое ложка и для чего она служит).

    Наглядно-образное: связано с представлением ситуаций и изменениями их. С помощью этого вида мышления наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. Данный вид мышления проявляется главным образом у дошкольников и детей младшего школьного возраста (игры в больницу, в парикмахерскую, в магазин).

    Абстрактно-логическое – это преимущественно человеческий тип мышления. Это мышление понятиями, логическими конструкциями. Функционирует на базе языковых средств (старшеклассники + взрослые).

    Теоретическое: направлено на познание законов, правил (н-р, открытие периодического закона элементов Д.Менделеевым).

    Практическое мышление связано с постановкой цели, выработкой планов, проектов и пр. Выводы проверяются практикой непосредственно «здесь и сейчас».

    Продуктивное  мышление характеризуется созданием совершенно нового продукта и новообразованием в самой познавательной деятельности по его созданию.

    Репродуктивное мышление воспроизводит уже известный продукт, используя готовые знания и умения.

    Аналитическое мышление характеризуется обоснованностью, логичностью, основывается на правильных суждениях и приводит к правильным, объективным выводам.

    Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания и минимальной осознаваемостью. 

    Операции  мышления.

    Анализ  и синтез. Когда мы изучаем какой-нибудь предмет, то нередко расчленяем его на части и затем рассматриваем каждую из них отдельно. Как знакомят младших школьников и дошкольников с растением? Учитель предлагает выделить его части: стебель, листья, корни. И затем уже определяет назначение каждой их этих частей.

    Такой прием разложения целого предмета или явления на части называется анализом. Анализ – это мысленный процесс.

    Но  в процессе умственной работы человеку приходится делать и обратную мыслительную операцию: отдельные части предмета соединять вместе.

    Итак, прием мысленного объединения отдельных элементов или частей в единое целое называется синтезом.

    Мысленный анализ и синтез возникли у человека в результате практических действий с предметами. «Уже разбивание ореха, - писал небезызвестный нам Энгельс, - есть начало анализа».

    Когда мы машинально или специально раскручиваем ручку, разбираем ее на части, а затем вновь ее собираем, то, сами того не подозревая, уже осуществляем анализ и синтез.

    Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними.

    В основе сравнения лежат анализ и  синтез. Недаром говорят: «Все познается  в сравнении». Ушинский писал: «Сравнение – есть основа всякого понимания и всякого мышления. Все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение,  и если бы нам представился какой-нибудь новый предмет, которого мы не смогли ни к чему приравнивать и ни от чего отличить… то мы не смогли бы сказать о нем ни одного слова».

    Сравнивая предметы или явления, на 1м этапе  приходится осуществлять анализ, а  затем – синтез. Н-р, вы получили задание сравнить психологический  облик Татьяны и Ольги Лариных. Для этого вы прежде всего выделяете отдельные их свойства, качества, особенности: внешность, характер, взаимоотношения с другими героями романа и т.д. Иными словами, производите анализ.

    На  следующем этапе вы как бы мысленно соединяете,  синтезируете однородные черты друг к другу. При этом важно, просто необходимо соблюдать главный принцип сравнения – сравнивать следует по одному основанию. Поясню. Нельзя, н-р, сопоставляя пушкинских героинь, сказать: «Татьяна любила русскую зиму, а у Ольги было румяное круглое лицо». (вспомнить 2х крокодилов).

    Сравнивая предметы и явления, мы находим в  них сходное и различное.

    Абстракция  и конкретизация. В процессе мышления нередко приходится отвлекаться от ряда признаков предмета или от самих предметов, выделив какой0то один признак или свойство. Н-р, мы можем говорить о зеленом цвете как о цвете, который хорошо влияет на зрение, не указывая конкретно предметов, которые окрашены в этот цвет. Или, допустим, мы говорим: «Сила – важное качество», но не поясняем конкретно, о какой, чьей силе идет речь: человека, животного, машины или о силе земного притяжения и т.п.

    Абстракция  – это мысленное  отвлечение от ряда свойств предметов и выделение какого-либо одного, нужного для нас.

    В примерах, названных мною, абстрактными понятиями будут «цвет» и «сила».

    Однако  когда мы указываем на определенный предмет или подчеркиваем конкретный признак этого предмета, то происходит процесс конкретизации.

    Говоря  о зеленом цвете, мы конкретизируем, н-р, что это цвет обоев, а говоря о силе, – что это сила любви.

    Обобщениемысленное объединение предметов и явлений, имеющих общие свойства.

    В процессе обобщения образуются понятия.

    Н-р, мыслить понятие «овощи» - значит, выделить общие признаки, которыми обладают огурец, помидор, лук, морковь и пр. 

    Формы мышления.

    Понятие. Думая о чем-либо, мы всегда оперируем понятиями. Понятие – это мысль о предмете или явлении, которая отражает общие и притом существенные его свойства.

    Каждый  предмет или явление имеет  много разных свойств или признаков. Эти свойства можно разделить  на 2 вида: существенные и несущественные.

    Если  я вижу предмет, который состоит  из доски, опирающейся на 4 ножки, и  понимаю, каково назначение этого предмета, то у меня возникнет понятие «стол». Это существенный признак. Отдельные конкретные признаки в понятии могут не учитываться, н-р, цвет стола, его размеры, материал, из которого он изготовлен и т.д., поскольку это несущественные признаки (стол другого цвета все равно останется столом).

    Понятие отличается от представления. Представление – это образ конкретного предмета. Когда я представляю себе дом, в котором я живу, я мысленно вижу именно этот дом со всеми его особенностями (кирпичный, 2 этажа и т.п.). Но когда я мыслю: «Дом – жилище человека», я не имею в виду какой-то определенный дом, а пользуюсь понятием, обобщающим любые дома. Поэтому понятие значительно шире, чем представление. В понятиях мы можем выразить то, что невозможно представить наглядно. Н-р, нам не удастся мысленно увидеть геометрическую фигуру, имеющую 1000 углов, но понятие «тысячеугольник» есть, и мы знаем, что практически такая фигура может существовать.

    Понятия выражаются словами. Но нельзя считать, что понятие и слово тождественны. Во-первых, одно и то же понятие м.б. выражено разными словами. Во-вторых, одно и то же слово м. выражать различия понятия (коса, ключ, замок).

    Суждение – это форма мышления, в которой содержится утверждение или отрицание чего-либо; это отражение связей м/у предметами или явлениями действительности или м/у их свойствами и признаками. В суждениях нередко раскрывается содержание понятий: «Психология – наука о законах психической жизни человека». В данном суждении раскрывается содержание понятия «психология».  Пример утвердительного суждения: «У вас началась сессия», а отрицательного: «Этот стол не красный». На основе одного или нескольких суждений нередко делается вывод, н-р: все жидкости упруги (1), вода – жидкость (2), следовательно, вода упруга (3)

    Суждения  м.б. ложными («у нас есть 2 солнца») и  истинными («есть 4 поры года»).

    Умозаключение – это форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений  выводится новое суждение. Типичный пример умозаключения – это доказательство теоремы.

    Умозаключения бывают индуктивные и дедуктивные.

    Индукция (собственно умозаключение) – это способ рассуждения, при котором на основе частных суждений делают общие суждения (выводы) (пример м. назвать предыдущий).

    Дедукция (обоснование) – это  способ рассуждения, при котором от общих суждений идут к частным выводам. Например, зная, что все тела при нагревании расширяются, можно сделать вывод, что и железные рельсы в жаркое время несколько удлиняются.

    Мышление  и речь. Виды речи.

14-воображение.doc

— 37.00 Кб (Открыть, Скачать)

15-Социализация личности и ее механизмы..doc

— 33.50 Кб (Открыть, Скачать)

16-Основные социальные процессы и поведение человека..doc

— 29.00 Кб (Открыть, Скачать)

17-Потребности и их классификация..doc

— 67.50 Кб (Открыть, Скачать)

23-Общение, его функции и структура..doc

— 50.00 Кб (Открыть, Скачать)

18-Мотив и поведение. Виды мотивов. Полимотивированность..doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

22-Понятие о межличн.отношениях. Виды взаимоотношений. Статус.doc

— 38.50 Кб (Открыть, Скачать)

24-Виды общения..doc

— 36.00 Кб (Открыть, Скачать)

Вопросы к экзамену_основы психологии.doc

— 31.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Общая психология"