Лекции по "Общая психология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 20:34, курс лекций

Краткое описание

Понятие личности и деятельности являются важнейшими в психологии. Психология изучает не психику вообще, а психику конкретной личности в ее конкретной деятельности.
Личность – это человек, живущий в обществе, обладающий сознанием и являющийся активным деятелем общественного развития.
Однако прежде чем мы более подробно рассмотрим личность, поговорим о человеке как биологической системе.
Современная психология рассматривает человека как систему, включающую 3 уровня: индивидный, субъектный и личностный.

Файлы: 14 файлов

7-Психологические защиты и их виды.doc

— 48.00 Кб (Скачать)

8- индвид, субъект, личность,индивидуаьность,активность личности.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

9-Основные факторы развития личности.doc

— 42.50 Кб (Открыть, Скачать)

11-ощущ и воспр.doc

— 56.00 Кб (Открыть, Скачать)

13-Мышление.doc

— 60.50 Кб (Скачать)

    Огромным  достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь – это язык в действии.

    Язык  – это система знаков, включающих слова с их значениями и синтаксис (набор правил, по которым строится предложение).

    Выделяют  следующие основные функции языка:

  1. средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта;
  2. средство общения (коммуникации);
  3. орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения).

    Если  с первыми 2мя функциями все достаточно ясно, то последнюю нужно пояснить. Дело в том, что данная функция  языка связана,  прежде всего,  с тем, что человек, выполняя любую  деятельность, сознательно планирует  свои действия. Язык является основным орудием планирования интеллектуальной деятельности, да и вообще решения мыслительных задач.

    Что касается речи, то она выполняет  три функции.

    Функции речи:

    1. Функция обозначения: отличает  речь человека от коммуникации  животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов или явлений, воспринимающим и говорящим.

    2. Функция обобщения связана с  тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенным признаков.

    3. Функция коммуникации (передачи  информации): направлена на контакты  с другими людьми.

    Виды  речи.

    В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю.

    1.Внешняя  речь включает устную (диалогическую  и монологическую) и письменную.

    Рассмотрим  их поподробнее.

    Диалогическая речь – это речь поддерживаемая: собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может закончить мысль. Разновидность диалогического общения – это беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность. Основные характеристики диалогической речи:

  1. Ситуативна, т.е. она связана с обстановкой, в которой происходит разговор.
  2. Контекстуальна, т.е. каждое высказывание, как правило,  обусловлено предыдущим.
  3. Свернута, т.е. в ней многое подразумевается благодаря знанию ситуации обоими собеседниками. Именно поэтому запись диалога м.б. малопонятна другим.
  4. Непосредственна, реактивна: чаще всего реплика является  или непосредственной эмоциональной реакцией на неречевой стимул (Человек ударился: «Ох, черт возьми!»).
  5. Мало организованна, т.е. она течет сама по себе, зависит от обстоятельств и контекста.

    Монологическая  речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Монолог непрерываем, большое значение имеют мимика, жестикуляция, правильная постановка фраз, грамотность, интонация.

    Письменная  речь представляет собой разновидность  монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь, потому что предполагает отсутствие обратной связи с собеседником.

    2. Внутренняя речь – это особый  вид речевой деятельности. Выступает  как фаза планирования в практической  и теоретической деятельности. Например, прежде чем выбрать тот или иной способ добраться до нужного нам места, мы «обсуждаем» сами с собой, чем этот способ лучше других. Для внутренней речи характерна фрагментарность, отрывистость (ведь мы не произносим про себя мысли полностью, мы понимаем себя с полуслова). Внутренняя речь очень ситуативна, поэтому она схожа с диалогической речью. Внутренняя речь формируется на основе внешней.

14-воображение.doc

— 37.00 Кб (Открыть, Скачать)

15-Социализация личности и ее механизмы..doc

— 33.50 Кб (Открыть, Скачать)

16-Основные социальные процессы и поведение человека..doc

— 29.00 Кб (Открыть, Скачать)

17-Потребности и их классификация..doc

— 67.50 Кб (Открыть, Скачать)

23-Общение, его функции и структура..doc

— 50.00 Кб (Открыть, Скачать)

18-Мотив и поведение. Виды мотивов. Полимотивированность..doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

22-Понятие о межличн.отношениях. Виды взаимоотношений. Статус.doc

— 38.50 Кб (Открыть, Скачать)

24-Виды общения..doc

— 36.00 Кб (Открыть, Скачать)

Вопросы к экзамену_основы психологии.doc

— 31.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Общая психология"