История развития и становления возрастной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 10:40, контрольная работа

Краткое описание

В психологических учениях прошлых эпох (в период античности, в Средние века, в эпоху Возрождения) уже были поставлены многие важнейшие вопросы психического развития детей. Постепенно знания об этапах становления психики ребенка, о возрастных характеристиках расширялись, но ребенок, по прежнему рассматривался как довольно пассивное существо, податливый материал, который при умелом руководстве и обучении взрослого мог быть трансформирован в любом желательном направлении.
Целью моей работы является проследить историю становления и развития отечественной возрастной психологии.

Оглавление

1. История становления и развития отечественной возрастной психологии
Введение ……………………………………………………………………….…. 3
1.1. Дореволюционный период развития возрастной психологии ………….… 4
1.2. Становление марксиско-советской психологии ………………………….. 6
1.3. Новый этап в развитии науки ………………………………………………. 9
Заключение ………………………………………………………………………. 11
2. Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте
Введение …………………………………………………………………………. 12
2.1. Социально-историческое происхождение игры ………………………….. 12
2.2. Классификация игр …………………………………………………………. 13
2.3. Особенности сюжетно-ролевой игры …………………………………….. 14
2.4. Влияние игры на развитие психики ребенка-дошкольника …………….. 14
Заключение ..………………………………………………………………………16
Литература …………………………………………………………..…………… 17

Файлы: 1 файл

Возрпсихология.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

Содержание

1. История становления и развития отечественной возрастной психологии

Введение ……………………………………………………………………….….  3

1.1. Дореволюционный  период развития возрастной психологии ………….… 4

1.2. Становление  марксиско-советской психологии …………………………..  6

1.3. Новый этап  в развитии науки ………………………………………………. 9

Заключение ………………………………………………………………………. 11

2. Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте

Введение …………………………………………………………………………. 12

2.1. Социально-историческое  происхождение игры ………………………….. 12

2.2. Классификация  игр …………………………………………………………. 13

2.3. Особенности сюжетно-ролевой игры ……………………………………..  14

2.4. Влияние игры на развитие психики ребенка-дошкольника ……………..  14

Заключение ..………………………………………………………………………16

Литература …………………………………………………………..…………… 17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. История становления  и развития отечественной  возрастной психологии 

      Введение 

      В психологических учениях прошлых  эпох (в период античности, в Средние века, в эпоху Возрождения) уже были поставлены многие важнейшие вопросы психического развития детей. Постепенно знания об этапах становления психики ребенка, о возрастных характеристиках расширялись, но ребенок, по прежнему рассматривался как довольно пассивное существо, податливый материал, который при умелом руководстве и обучении взрослого мог быть трансформирован в любом желательном направлении.

      Во  второй половине XIX в. в России, сложились объективные предпосылки для выделения возрастной психологии как самостоятельной отрасли психологической науки. Среди важнейших факторов — потребности общества в новой организации системы образования; прогресс идеи развития в эволюционной биологии; разработка объективных методов исследования в психологии.

      Важно отметить гуманистический характер психолого-педагогических воззрений выдающихся теоретиков середины XIX века. Эти взгляды пронизаны верой в человека, в возможности его развития и самосовершенствования. Разработанные ими положения составили теоретическую основу нового этапа в области изучения и воспитания ребенка в последующие десятилетия.

      В этот период были сформулированы принципиальные положения возрастной и педагогической психологии как самостоятельных научных дисциплин, обозначены проблемы, которые должны быть исследованы, чтобы поставить педагогический процесс на научную почву. Среди важнейших направлений: изучение общих законов, закономерностей детского развития и индивидуальных различий между детьми; выяснение значения природных предпосылок и возможностей воспитания; разработка методов познания, учитывающих специфику психики ребенка.

      Целью моей работы является проследить историю становления и развития отечественной возрастной психологии.

          1.1. Дореволюционный период развития возрастной психологии

      Начальные этапы становления возрастной и  педагогической психологии в России относятся ко второй половине XIX в. В целом можно выделить несколько этапов развития возрастной и педагогической психологии в России.

      I этап – 1870-1907 гг. – зарождение детской психологии и педологии, появление первых теорий и исследований психического развития детей, организация курсов и экспериментальных лабораторий, начало изданий первых журналов и книг по детской психологии.

      В качестве главных областей исследования психического развития в рассматриваемый период выделились: изучение психического и физического развития ребенка в их взаимосвязи, исследование учебно-познавательной деятельности школьников, анализ психологии и воспитания личности. Психология стала проникать в педагогический процесс. В частности, широкую известность получили работы известного педагога и психолога П. Ф. Лесгафта, посвященные типологии детей. Он разработал теорию физического образования, в качестве главной цели которого утверждалась «сознательная физическая работа». П.Ф.Лесгафту принадлежит заслуга разработки научных основ воспитания, ориентированного на задачи целостного развития личности ребенка.

       С конца 70-х гг. изучение детства  стало систематическим. Сформировались  два основных типа исследования: наблюдение ученых за детским развитием по определенной программе и наблюдение родителей за своими детьми, результаты которого фиксировались в дневниках развития ребенка. В итоге этих исследований была создана достаточно полная картина хода детского развития.

       Авторитетным исследователем психического развития ребенка раннего возраста являлся И.А.Сикорский. Среди условий умственного развития особое значение И.А.Сикорский придавал игре: играя, ребенок приобретает и конкретизирует знания о внешнем мире, в игре развивается его самосознание. В результате он наметил целостную картину нормального хода физического и психического развития ребенка, дал классификацию типичных ошибок воспитания детей.

       Большую работу проделал П.Ф.Каптерев. Ему принадлежит заслуга создания достаточно полного представления о ребенке первых четырех лет жизни. Он одним из первых отечественных психологов писал о том, что игра является мощным фактором, необходимым как для физического, так и для психического развития ребенка. «Не поняв игры, нельзя понять и детства», - писал

П.Ф.Каптерев, рассматривая в своих работах как отдельные аспекты игровой деятельности, так и роль игрушек и семейного воспитания в ее развитии.

        Важные данные были получены в результате изучения физического развития детей (И. Старков). Делались попытки определить психологические особенности мальчиков и девочек (К.В. Ельницкий).

      II этап – 1907-1917 гг. – разработка методологических принципов построения возрастной психологии и педологии в России, появление первых психологических центров, соединяющих теоретическую и экспериментальную (диагностическую) деятельность.

      Развитие  возрастной психологии в России с  начала 20 века прочно встало на научную  основу; утвердился ее статус как самостоятельной  отрасли психологии, имеющей важную теоретическую и практическую значимость. Исследование проблем развития заняли ведущее место в русской психологической и педагогической науке. Это обеспечило авторитет возрастной психологии не

только  в научной сфере, но и в решении  практических задач обучения и воспитания. В разработку проблем возрастной психологии включились ученые смежных дисциплин, выдающиеся теоретики отечественной науки – В.М.Бехтерев, Г. И. Челпанов, И.П.Павлов, А.Ф.Лазурский, А.П.Нечаев, Н.Е.Румянцев и др.

       В этот период в России стали создаваться специализированные научные центры, ведущие научно-исследовательскую, образовательную и просветительскую деятельность. Получили распространение небольшие лаборатории, кружки, кабинеты по изучению детей при ряде учебных заведений, создавались психолого-педагогические общества, научно-педагогические кружки, объединявшие всех желающих направить свои усилия на совершенствование процессов воспитания и обучения. Было налажено и издательское дело; значительно возросло число публикаций по вопросам психологии развития. Работали съезды и конференции по проблемам психологии развития и возрастной психологии. Русские ученые активно участвовали во всех международных конгрессах по психологии и смежным дисциплинам, трудились в зарубежных исследовательских учреждениях, перенимали опыт организации научно-исследовательской работы. Важным результатом развития возрастной психологии в дореволюционный период была постановка и обсуждение ее важнейших теоретических и методологических проблем. В итоге было осознанно первостепенное значение психологической теории и вместе с тем признана важная роль накопления научно достоверных фактов, полученных с помощью объективных методов.

      Завершая  изложение дореволюционного периода  истории возрастной психологии, отметим, что эта отрасль была одной  из наиболее развитых в отечественной психологии. Накопленный русскими психологами научный багаж пока еще в должной мере не осмыслен и все еще не востребован в педагогической практике.

          1.2. Становление марксиско-советской психологии

      III этап –  1917-1924 гг. – После 1917 года Россия вступила в новый, советский этап своего исторического развития. Этот период развития общественной и гуманитарной мысли характеризуется сильной зависимостью научных исследований от политических реалий жизни и от партийно-идеологических установок. Единственно правильным мировоззрением был признан марксизм, на его фундаменте выстраивалось здание советской науки. Процесс создания марксистской психологии проходил в острой борьбе ее идеологов-основателей с представителями традиционной психологии.

      Особенно  важны для детской психологии этого периода поиск новых  методов обучения и воспитания, активное школьное движение, многообразие школ и детских садов, появление работ Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого и других педагогов. Под руководством С. Т. Шацкого были разработаны методы педагогического исследования — социально-педагогический эксперимент, наблюдение, опрос.

      IV этап – 1925-1928 гг. – период консолидации разных групп и течений в психологии, выработка единой платформы и концепции развития психики, планов развития педологии как науки, направленной на комплексное изучение и развитие личности ребенка. В это время усиливается связь психологической теории и практики, ставятся конкретные задачи по развитию и усовершенствованию работы в школах и детских садах.

      V этап – 1929-1936 гг. – период интенсивного развития психологии, появления теорий, раскрывающих закономерности и механизмы развития психики. Однако в этот же период начинаются и первые нападки на психологию и педологию, связанные с изменением социальной обстановки в обществе, введением единообразия и авторитарности в школьную жизнь. Разрыв между теорией и практикой, до конца не преодоленный в предыдущие годы, снова начинает увеличиваться.

      Реализация  в возрастной психологии марксистских взглядов на общество и на человека, новых принципов исследования психических явлений привела к разработке оригинальных концепций, к конструированию новых программ и методов изучения закономерностей психического развития. Эти достижения психологии связаны с творчеством выдающихся ученых М.Я.Басова, П,П.Блонского, А.Б.Залкинда, Л.С.Выготского.

       М.Я.Басов создал учение о человеке  как активном деятеле в окружающей  среде, ввел в психологию категорию деятельности. Ему принадлежит заслуга разработки научно обоснованных программ и схем объективного наблюдения за детьми дошкольного возраста.

       Большой вклад в развитие возрастной  психологии внес П.П.Блонский. В  качестве предмета психологии он считал поведение; основным методологическим принципом – генетический, или исторический подход к изучению психики. П.П.Блонский был известным педологом и выступал за комплексный подход в изучении ребенка. Стержневой проблемой психологии развития, П.П.Блонский полагал проблему возраста.     

       Огромный вклад в развитие возрастной психологии внес Л.С.Выготский.

       Принципиальная новизна идеи  Л.С.Выготского об идеальной форме  заключалась в том, что в его понимании социальная среда, культура — это не условие или один из факторов развития, а источник психического развития. Взгляды Л.С. Выготского на процесс психического развития стали основой для разработки общепризнанной теории детского развития в отечественной психологии. Успешное развитие отечественной возрастной психологии было прервано постановлением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» и директивному закрытию педологии как науки вообще. При этом вместе с ошибками было забыто и все позитивное, что было сделано этой наукой. Психологии развития и возрастной психологии был нанесен удар в момент интенсивной и плодотворной работы ведущих ученых, что нанесло серьезный ущерб всей психологической науке в нашей стране, было прервано становление психологических школ и традиций, которое является важным условием формирования науки.

      VI этап –  1936-1960 гг. – этот период как никакой другой связан с достаточно жестким идеологическим контролем официальных властей за ведущимися научными разработками. В это время прошли сессии, посвященные значению для психологии учения И.П.Павлова об условных рефлексах, где была признана необходимость строить психологию на физиологической основе. В этот сложный и тяжелый период в истории нашей страны (годы массовых репрессий, Великая Отечественная война, послевоенная разруха) продолжали проводиться теоретико-психологические исследования, осуществлялась опытно-педагогическая работа с детьми различных возрастов. В этот период оформились две научные школы в психологии: школа Л.С.Выготского и школа С.Л.Рубинштейна.

Информация о работе История развития и становления возрастной психологии