История развития и становления возрастной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 10:40, контрольная работа

Краткое описание

В психологических учениях прошлых эпох (в период античности, в Средние века, в эпоху Возрождения) уже были поставлены многие важнейшие вопросы психического развития детей. Постепенно знания об этапах становления психики ребенка, о возрастных характеристиках расширялись, но ребенок, по прежнему рассматривался как довольно пассивное существо, податливый материал, который при умелом руководстве и обучении взрослого мог быть трансформирован в любом желательном направлении.
Целью моей работы является проследить историю становления и развития отечественной возрастной психологии.

Оглавление

1. История становления и развития отечественной возрастной психологии
Введение ……………………………………………………………………….…. 3
1.1. Дореволюционный период развития возрастной психологии ………….… 4
1.2. Становление марксиско-советской психологии ………………………….. 6
1.3. Новый этап в развитии науки ………………………………………………. 9
Заключение ………………………………………………………………………. 11
2. Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте
Введение …………………………………………………………………………. 12
2.1. Социально-историческое происхождение игры ………………………….. 12
2.2. Классификация игр …………………………………………………………. 13
2.3. Особенности сюжетно-ролевой игры …………………………………….. 14
2.4. Влияние игры на развитие психики ребенка-дошкольника …………….. 14
Заключение ..………………………………………………………………………16
Литература …………………………………………………………..…………… 17

Файлы: 1 файл

Возрпсихология.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

        С.Л.Рубинштейн является видным теоретиком российской психологии. В своих работах С.Л.Рубинштейн затрагивал проблемы психического развития человека. Он утверждал единство обучения и психического развития и на этой основе сформулировал методологический принцип изучения психического развития детей в процессе обучения и воспитания.

      Видным  представителем школы Л.С.Выготского, оказавшим значительное влияние на развитие возрастной психологии, является А.Н.Леонтьев. Он исходил из принципиального положения, что индивиду достижения человеческого рода не даны в его природе, а заданы в окружающей его общественной жизни; ребенок должен их «присвоить», овладеть ими. А.Н.Леонтьев разработал общепсихологическую теорию деятельности, в соответствии с которой движущей силой психического развития выступила собственная деятельность ребенка, в которой он под руководством взрослых присваивает исторически сложившиеся человеческие способности. А.Н.Леонтьев ввел понятие «ведущий вид деятельности», которое имеет важное значение при анализе проблем динамики развития – ведущая деятельность стала рассматриваться как критерий периодизации психического развития, как психологический показатель возраста ребенка.

       Оригинальное направление в возрастной  психологии составили антропологические исследования Б.Г.Ананьева. Б.Г.Ананьев одним из первых психологов в стране сделал предметом изучения психологические изменения человека за пределами школы. Развитие человека анализировалось им в комплексе развития его индивидных, субъектных, личностных и индивидуальных характеристик. Психическое развитие рассматривалось как внутренне противоречивый процесс, зависящий от наследственности, среды, воспитания и собственной деятельности человека.

      1.3. Новый этап в  развитии науки

      VII этап – 1960-1980 гг. – экспериментальная разработка проблем психического развития. Новый этап дальнейшего развития возрастной психологии была вызвана изменениями, происходившими в сфере образования в нашей стране: введение восьмилетнего образования, осознание реализации культурно-исторического подхода к пониманию природы психики человека, принципа единства сознания и деятельности при анализе становления психологических новообразований возраста, раскрытия механизмов этого становления в условиях обучения и воспитания. Иначе говоря, возрастная психология включалась как составная часть в комплексное, психолого-педагогическое исследование.

       В 70-е гг. исследования в области  возрастной психологии включали  разработку новых подходов к решению проблем периодизации психического развития детей. Общее признание получили опыт работы Д.Б.Эльконина и А.В.Запорожца, которые заложили основы детской психологии. В сферу основных научных интересов А. В. Запорожца — организатора и многолетнего руководителя Института дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР — входили вопросы возрастного развития и воспитания детей. Д. Б. Эльконин известен, как автор учебника по детской психологии, теории детской игры, концепции периодизации возрастного развития.

        В 80-е гг. возрастная психология  включилась в выполнение задач, поставленных очередной реформой школы (1984 г.), в которой определялось более раннее начало обучения – с 6 лет. Изучение возрастных и ндивидуальных особенностей 6-летних детей, их отличий от 7-летних детей, выявление психолого-педагогических условий их обучения и воспитания составило отдельное

направление исследований возрастной психологии. Существенный вклад в изучение психологии шестилеток, психологических особенностей организации образовательного процесса с этой категорией учащихся внесли Д.Б.Эльконин, Ш.А.Амонашвили, В.С.Мухина, Я.Л.Коломинский, Е.Е.Кравцова.

       Нельзя также не отметить грузинского психолога, основателя Тбилисской психологической школы Д. Н. Узнадзе. Труды Д. Н. Узнадзе и исследования его учеников по изучению установки по праву вошли в мировой фонд достижений психологической науки XX в.

      К середине 80-х гг. огромный массив конкретных исследований и практических разработок по проблемам психического развития детей и подростков фактически оформился в качестве особого научного направления, которому учениками и последователями Л.С.Выготского еще ранее было присвоено название «культурно-историческая концепция». Можно сказать, что «культурно-историческая концепция» – это вершинная точка развития отечественной

возрастной психологии советского периода.

      

      Заключение

      В начале 90-х гг. начался фактически новый период в истории всей российской психологической науки. Современные разработки проблем психологии развития осуществляются в условиях кардинальной перестройки всех сфер общественной жизни, в том числе и образования. С позиций культурно-исторической концепции все это принципиальным образом влияет на особенности психического развития современных детей. И в этом заключается своеобразный вызов нашего времени психологу развития – как исследователю, так и психологу-практику.

       Для многих исследователей сегодня  становится все более очевидной  необходимость расширения и углубления мировоззренческих, философско-методологических оснований и психологии вообще, и психологии развития человека в частности. Предельно широкий подход к психологии развивающегося человека предложен В.П.Зинченко, Е.Б.Моргуновым, Г.А.Цукерман, А.Г.Асмоловым, А.Б.Орловым. Новая психология детства – это гуманистическая психология, которая может быть построена на основе новых отношений между миром взрослых и миром детства.

       Перспективы развития культурно-исторической  концепции, критический анализ  ее отдельных положений, выявление нового образа психологической реальности и ее развития в онтогенезе составляют содержание современного этапа становления возрастной психологии, но теперь уже – как психологии развития. 
 
 
 
 
 

2. Игра – ведущая  деятельность в  дошкольном возрасте 

      Введение 

      Давайте задумаемся, что же такое игра и какую роль играет она в развитии ребенка. Игра – свободно развивающаяся деятельность, предпринимаемая ради удовольствия от самого процесса, а не от результата. Игре присущ творческий, импровизационный, активный характер, т. е. игра является своеобразным «полем творчества и самовыражением» для ребенка. Почему игра является ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника? Ответ прост: игра ведет к формированию новых качеств психики и личности ребенка.

      Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, тесно переплетающееся с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.

    Проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многие отечественные исследования (Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, А.П. Усовой, Ф.И. Фрадкиной, Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой, П.Г. Саморуковой и т.д.).

      Игра, по определению А. И. Леонтьева, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, то есть такой деятельностью, в связи с развитием которой, происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития.

      2.1. Социально-историческое происхождение игры

      Детская игра – исторически развивающийся вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. Игра имеет социально-историческое происхождение. В первобытном родовом обществе, где ребенок был прямо приобщен к труду взрослых, ролевые игры отсутствовали. По данным этнографических исследований, в примитивных культурах дети лишь иногда в игровом плане воспроизводят некоторые сферы жизни взрослых, те, что для них недоступны («отдых», «секс»). Игра выполняет функцию преодоления разрыва межпоколенной связи, передачи межпоколенного опыта. В историческом прошлом человечества игра, прежде всего, выполняла социализирующую функцию, помогая освоить четко очерченное поле «готовых» смыслов деятельности. В современном сложном обществе смыслы и мотивы деятельности взрослых не самоочевидны. Происходит расширение функций игры: в игре происходит «проблематизация» нормативных образов взрослости, разворачивается активное экспериментирование с образами социальных отношений.

    2.2. Классификация игр

      Детские игры — явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации. Современная отечественная педагогика к творческим играм относит сюжетно-ролевые игры, строительные игры и игры-драматизации. К группе игр с правилами, относятся дидактические и подвижные игры.

      Строительные  игры помогают ребенку понять мир сооружений и механизмов, созданных руками человека. Расширение представлений детей об окружающем рукотворном мире, приобретение коммуникативных умений и технических, «строительных» навыков приводит к появлению коллективных строительных игр. 
 Театрализованные игры, или игры-драматизации, являются разновидностью творческой игры. В играх дети выражают свои впечатления, переживания, осваивают их в деятельности в непосредственном контакте друг с другом. В ходе игры дети эмоционально осваивают проблемные ситуации, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется воображаемый образ и оценочное отношение к персонажу.

      В структуру подвижных игр входят игровые действия, правила и материал, а также нередко — роль и сюжет. В таких играх дошкольник учится удерживать цель деятельности, действовать по инструкции взрослого, контролировать свое поведение и действия.

      Главная цель любой дидактической игры —  обучающая. В дидактической игре ребенок не только получает новые  знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.

      2.3. Особенности сюжетно-ролевой игры

      Особое  место в деятельности дошкольника  занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно - ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать свои действия и поступки товарищей. В сюжетно-ролевой игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.

      Основными особенностями сюжетно-ролевой игры являются:

    1. Соблюдение правил.
    2. Социальный мотив игр.
    3. В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие.
    4. В ходе игры происходит развитие интеллекта дошкольника.
    5. В сюжетно-ролевой игре развивается воображение и творчество.
    6. Развитие речи.

      2.4. Влияние игры на развитие психики ребенка-дошкольника 

      Значение  игры для психического развития ребенка  дошкольного возраста велико. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что значение игры «определяется тем, что она затрагивает наиболее существенные стороны психического развития личности ребенка в целом, развития его сознания». Главные линии влияния игры на развитие психики:

      1. Развитие мотивационно - потребностной  сферы: ориентация в сфере человеческих отношений, смыслов и задач деятельности; формирование новых по содержанию социальных мотивов, в частности стремления к общественно значимой и оцениваемой деятельности; формирование обобщенных сознательных намерений; возникновение соподчинения, иерархии мотивов.

      2. Развитие произвольности поведения и психических процессов. Главный парадокс игры состоит в зарождении функции контроля внутри свободной от принуждения, эмоционально насыщенной деятельности. В ролевой игре ребенок ориентируется на образец действия (эталон), с которым он сравнивает свое поведение, т.е. контролирует его. В ходе игры создаются благоприятные условия для возникновения предпосылок произвольного внимания, произвольной памяти, произвольной моторики.

Информация о работе История развития и становления возрастной психологии