История развития и становления возрастной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 10:40, контрольная работа

Краткое описание

В психологических учениях прошлых эпох (в период античности, в Средние века, в эпоху Возрождения) уже были поставлены многие важнейшие вопросы психического развития детей. Постепенно знания об этапах становления психики ребенка, о возрастных характеристиках расширялись, но ребенок, по прежнему рассматривался как довольно пассивное существо, податливый материал, который при умелом руководстве и обучении взрослого мог быть трансформирован в любом желательном направлении.
Целью моей работы является проследить историю становления и развития отечественной возрастной психологии.

Оглавление

1. История становления и развития отечественной возрастной психологии
Введение ……………………………………………………………………….…. 3
1.1. Дореволюционный период развития возрастной психологии ………….… 4
1.2. Становление марксиско-советской психологии ………………………….. 6
1.3. Новый этап в развитии науки ………………………………………………. 9
Заключение ………………………………………………………………………. 11
2. Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте
Введение …………………………………………………………………………. 12
2.1. Социально-историческое происхождение игры ………………………….. 12
2.2. Классификация игр …………………………………………………………. 13
2.3. Особенности сюжетно-ролевой игры …………………………………….. 14
2.4. Влияние игры на развитие психики ребенка-дошкольника …………….. 14
Заключение ..………………………………………………………………………16
Литература …………………………………………………………..…………… 17

Файлы: 1 файл

Возрпсихология.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

      3. Развитие идеального плана сознания: стихийный переход от мышления  в действиях (через этап размышления о предмете заместителе) к мышлению в плане представлений, к собственно умственному действию.

      4. Преодоление познавательного эгоцентризма  ребенка. Познавательная децентрация  формируется «двойной позицией  играющего» (страдает как пациент и радуется как хорошо исполняющий свою роль), координацией различных точек зрения (отношения «по роли» и реальные партнерские взаимодействия, соотнесение логики реального и игрового действия). Закладываются основы рефлексивного мышления – способности анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями.

      5. Развитие чувств, эмоциональной  саморегуляции поведения.

      6. Внутри игры первоначально возникают  другие виды деятельности (рисование, конструирование, учебная деятельность).

      7. Развитие речи: игра способствует  развитию знаковой функции речи, стимулирует связные высказывания. 

Заключение 

      Учитывая  огромное значение детской игры, не может не вызывать тревоги тот факт, что в современном обществе игра находится в кризисном состоянии. Современные родители равнодушно, а часто и неодобрительно относятся к детской игре как к несерьезному, неполезному занятию. В стремлении ускорить детское развитие, интенсифицировать его происходит вытеснение свободных игр детей обучающими занятиями. Проблемны и сами условия существования игры в детском сообществе. Однодетность семьи, ограничение прогулок общением с родителями создает препятствия для разворачивания игры как совместной деятельности детей. А жесткая возрастная стратификация детей в детских садах и школах, во дворах (группы трехлетних, четырехлетних детей и т.д.) приводит к нарушению традиций передачи игрового опыта. Проблема отношения взрослого сообщества к игре ребенка смыкается с очень важной проблемой непонимания особой роли, с проблемой обесценивания дошкольного детства. Ошибочное представление о «дошкольном» возрасте как о пустом, «предварительном», «ненастоящем», который нужно переждать, пока ребенок «дозреет» до школы, сменилось другим, но также неверным. Новая модная тенденция связана со стремлением ускорить, перескочить дошкольное детство посредством обучения по типу школьного. Подобное «перепрыгивание» грозит односторонностью развития, такими потерями в умственном и личностном развитии ребенка, которые не компенсируются обученностью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Литература 

    1. Арсентьева  В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. – М.: Форум, 2009. – 144 с.
    2. Гаспарова Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста. /Дошкольное воспитание, 1987 г. - № 7. – с.50.
    3. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 251 с.
    4. Марцинковская Т.Д. История возрастной психологии.  
      Учебное пособие для вузов. М.: Гардарики, 2004. – 288 с.
    5. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.
    6. Носко И.В. Психология развития и возрастная психология. Владивосток, 2003. – 289 с.
    7. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.,2005. – 349 с.
    8. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., Просвещение, 1978. – 237 с.
    9. http://ru.wikipedia.org/wiki

Информация о работе История развития и становления возрастной психологии