Лекции по «Психология развития и возрастная психология»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 22:25, курс лекций

Краткое описание

Возрастная психология – раздел психологии, в котором изучаются вопросы развития психики в онтогенезе, закономерности перехода от одного периода психического развития к другому на основе смены типов ведущей деятельности. Возраст характеризуется теми специфическими задачами освоения форм культуры, которые решаются человеком, а также качественно новыми типами деятельности и соответствующими им психологическими новообразованиями, которые возникают на данной ступени развития и определяют сознание человека, его отношение к себе и к окружающему миру в целом

Оглавление

Раздел № I. Предмет, задачи, методы возрастной психологии.
Тема № 1. Вводная тема.
Тема № 2. Основные определения.
Раздел № II. Основные этапы развития человека.
Тема № 3. Пренатальный период.
Тема № 4. Постнатальные периоды развития. Вводная тема. Основные определения используемых понятий.
Тема № 5. Младенческий возраст.
Тема 6. Ранний возраст.
Тема 7. Дошкольный возраст.
Тема 8. Младший школьный возраст.
Тема 9. Психологические особенности подросткового возраста. Акцентуации характера.
Тема 10. Особенности развития юношеского возраста.
Тема 11. Психология молодости.
Тема 12. Психология зрелых возрастов.
Тема 13. Психология старения и старость.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курс лекций по возрастной психологии для заочников.doc

— 460.50 Кб (Скачать)

— сенсорный компонент - зрительное и слуховое сосредоточение на лице говорящего взрослого;

— аффективный компонент - улыбка, впоследствии (3-4 месяца) переходящая в смех;

— голосовые реакции - вокализации ребенка в форме гуканья (короткие отрывистые звуки) и гуления (протяжные звуки), имитирующие речь взрослого в ее интонационно-мелодической составляющей;

— моторный компонент - протягивание ручек и всего тела к взрослому.

     Это специфический акт поведения младенца в отношении взрослого. Он знаменует собой появление первой социальной потребности — потребности в познании и общении. Становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит в новый переходный период — этап новорожденности. Начинается собственно младенчество.

     Социальная  ситуация развития.

     Социальная  ситуация развития в младенчестве, по мнению Льва Семеновича Выготского, состоит в том, что вся жизнь и поведение младенца опосредуются взрослым либо реализуются в сотрудничестве с ним. Поэтому он назвал ее «Мы» (ребенок не может существовать без взрослого), что позволяет считать ребенка социальным существом, его отношение к действительности изначально социально.

     Ведущая деятельность.

     Ведущая деятельность — эмоциональное общение ребенка с взрослым, которое проходит следующие стадии:

      ♦   непосредственное общение (общение  ради общения);

      ♦   общение по поводу предметов;

      ♦   общение как совместная деятельность.

     Общение (4-5 мес.) приобретает избирательный  характер (знает своих, отличает их от чужих). Средства общения — экспрессивные действия (улыбка, двигательные реакции).

     При правильном развитии ребенка общение ради общения уступает место общению по поводу предметов, игрушек, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка.

     Возрастные  психологические новообразования.

     Центральные новообразования  новорожденности:

      ♦ индивидуальная психическая жизнь, это индивидуальность существования, вплетенное в социальное окружение ребенка;

      ♦ эта индивидуальная жизнь уже является социальной и психической, в силу того, что входит частью в социальную жизнь окружающих людей (Л.С. Выготский);

      ♦ потребность во впечатлениях (Л.И. Божович);

      ♦ потребность в общении с взрослыми (B.C. Мухина);

      ♦ потребность в общении с взрослыми, а также потребность во впечатлениях (Л.И. Божович);

      ♦ ходьба (Д.Б. Эльконин).

     Развитие  психических познавательных процессов.

     1. Восприятие.

     Развивается зрительное сосредоточение, становится возможным прослеживание движущихся предметов. Восприятие формы, света, предметов. Развивается пространственное восприятие, восприятие глубины.

     Воспринимаются  не отдельные свойства объектов, а объекты в целом (ребенок создает образы предметов).

     2. Внимание.

     Первоначально внимание выступает как реакция  сосредоточения.

     Сосредоточение  обеспечивает выделение из окружающего мира эмоций, движений, речи человека, как его отличительные признаки, а также предметы и действия с ними. Сосредоточение влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему.

     Появление свойств внимания способствует зарождению более сложных форм поведения  и деятельности.

     3. Память.

     Функционирует «внутри» ощущений и восприятий. Проявляется в форме запечатления, узнавания.

     Сначала развивается двигательная, эмоциональная  и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.

     4. Мышление.

     К концу первого года жизни у  детей появляется ручной интеллект, или наглядно-действенное мышление, которое строится на основе проб и ошибок и связано с развитием первых самостоятельных движений ребенка.

     5. Речь.

     Развитие  речи включено в общение с взрослым. Возникает внимание к речи взрослого, а подражание ей превращается в самостоятельную деятельность ребенка.

     Устанавливается связь между названием предмета и самим предметом (поиск и нахождение предмета по слову взрослого и в названии предметов и лиц). Развивается инициативное употребление осмысленных слов.

     В младенческом возрасте формируется  речевой слух, ребенок издает звуки, называемые гулением, возникает лепет, сочетающийся со звуком и с действиями малыша. К концу 1 года ребенок понимает 10—20 слов, произносимыми взрослыми, и сам произносит одно или несколько первых слов.

     На  первом году жизни начинает развиваться  речь, прежде всего пассивная - ребенок слушает и различает звуки. Появляется и собственная, автономная речь детей (напомним, что в этом возрасте развитие внешней речи идет от слова к предложению, а внутренней - от предложения к слову).

     Движение  и действие.

     Ползание — первый вид самостоятельного перемещения ребенка. Движение рук направлено к предмету. Наблюдается ощупывание предмета. Подражание взрослым и проявление функциональных действий.

     Хватание — первое целенаправленное действие ребенка. Наблюдается начало ходьбы.

     Как только ребенок оказывается в  состоянии удержать в руке предмет, он начинает манипулировать им. Развитие манипулирования состоит в переходе от направленности на предмет к направленности на результат действия и в дальнейшем усложнение достигаемых результатов.

     Общение.

     В период новорожденности - это ситуативно-личностное общение с взрослым. В основе общения лежит потребность в доброжелательном внимании взрослого. В младенчестве - ситуативно-деловое общение. Здесь ведущая потребность - общение ребенка по поводу предмета, определяемое деловым мотивом. На передний план выступает не взрослый, а деятельность с предметом. Средствами общения являются экспрессивно-мимические; предметно-действенные (позы, во втором полугодии предметные действия, проявления); вербальные (к концу младенчества).

     Кризис  одного (полутора)  лет.

     Содержание  кризиса одного (полутора) связано со следующими моментами.

     Первый: развитие ходьбы. Ходьба — основное средство передвижения в пространстве. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Ходьбаосновное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития.

     Второй  момент кризиса связан с появлением первого слова:

      ♦   ребенок узнает, что каждая вещь имеет свое название (открывает связь  между знаком и значением —  символизирующую функцию речи);

      ♦   увеличение словаря ребенка, направление развития речи идет от пассивного к активному.

     Третий  момент кризиса относится к сфере эмоций и воли. У ребенка возникают первые акты протеста, противопоставления себя другим, возникают реакции, в которых не дифференцируются воля и аффект (Л.С. Выготский), которые особенно выявляются, когда ребенку в чем-то отказано (кричит, падает на пол, отталкивает взрослых и т.п.). Поэтому взрослому следует признать возросшие возможности и самостоятельность ребенка, не злоупотребляя запретами, а предлагая ему новые формы сотрудничества, основанные на предметных действиях. Данный кризис выражается в противоречии между сформированным комплексом физических и психических свойств, определяющих индивидуальную возможность независимого от матери существования и взаимодействия  с предметным миром с одной стороны и сохраняющейся потребностной мотивацией к интимному (эмоционально-телесному) общению с матерью с другой стороны. На позитивное разрешение этого кризиса влияет опыт общения и совместной деятельности с ближайшими (со значимыми) взрослыми, - матерью, отцом, бабушкой, дедушкой и т.д.

     В случае отделения малыша от матери, долгого пребывания в отрыве от нее, в неблагоприятных для психического развития условиях возникает синдром  госпитализма, под влиянием определенных негативных факторов.

     Госпитализм – (от франц. hospital - больница) – синдром патологии детского психического и личностного развития, появляющийся у малыша вследствие отделения его от матери. Общими признаками госпитализма являются: потеря в весе, вялость, апатичность, повышенная сонливость, мышечный гипотонус, уход от контактов с окружающими (отсутствие зрительного слежения, поворотов «на голос», «гуления» в ответ на ласку взрослого), слабый плач и т.д. В крайних формах госпитализм может привести к серьезным душевным заболеваниям ребенка, хроническому инфицированию, а иногда и к смерти.

     Тема 6. Ранний возраст.

     С 1/1,5 лет до 3/3,5 лет.

     Социальная  ситуация развития.

     Социальная  ситуация развития ребенка раннего возраста заключается в том, что ребенок становится более самостоятельным в познании окружающей действительности и начинает использовать взрослого как средство общения с предметным миром. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого (ситуация «Мы», по Л.С. Выготскому).

     Социальная  ситуация развития в раннем детстве — это ситуация совместной деятельности ребенка с взрослым на правах сотрудничества; раскрывается в отношениях ребенок — предмет — взрослый (Д.Б. Эльконин, Л.Ф. Обухова).

     Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, речью, развитие предметной деятельности.

     Ведущая деятельность.

     Ведущая деятельность предметно-манипулятивная (предметно-орудийная). Ребенок усваивает функции предмета, закрепленные за ним в культуре. По мнению Д.Б. Эльконина, предметное действие ребенка развивается в двух направлениях.

     Во-первых, это переход от совместного с взрослым исполнения к самостоятельному, что приводит к выделению взрослого как образца действия, с которым малыш начинает себя сравнивать.

     Во-вторых, развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления предметного действия.

     Внутри  предметной деятельности зарождаются  новые виды — игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).

     Она возникает постепенно из манипулятивной и орудийной деятельности младенцев. Эта деятельность подразумевает, что предмет используется в качестве орудия по закрепленным в данной культуре правилам и нормам (например, ложкой едят, лопаткой копают, а молотком забивают гвозди).

     Таким образом, дети учатся пользоваться предметами так, чтобы они не были просто продолжением их руки, но использовались исходя из логики самого предмета, т. е. из того, что им лучше делать. Этапы формирования таких закрепленных за предметом-орудием действий были исследованы Петром Яковлевичем Гальпериным.

     Он  показал, что на первой стадии - целенаправленных проб - ребенок варьирует свои действия, исходя не из свойств орудия, которым он хочет, например, достать нужный ему предмет, но из свойств самого этого предмета. На второй стадии — подстерегания - ребенок случайно находит в процессе своих попыток эффективный способ действия с орудием и стремится повторить его. На третьей стадии, которую П.Я. Гальперин назвал стадией навязчивого вмешательства, ребенок активно старается воспроизвести эффективный способ действия с орудием и овладеть им. Четвертая стадия — объективной регуляции. На этой стадии ребенок открывает способы регулирования и изменения действия, исходя из тех объективных условий, в которых его приходится выполнять.

Информация о работе Лекции по «Психология развития и возрастная психология»