Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 22:25, курс лекций
Возрастная психология – раздел психологии, в котором изучаются вопросы развития психики в онтогенезе, закономерности перехода от одного периода психического развития к другому на основе смены типов ведущей деятельности. Возраст характеризуется теми специфическими задачами освоения форм культуры, которые решаются человеком, а также качественно новыми типами деятельности и соответствующими им психологическими новообразованиями, которые возникают на данной ступени развития и определяют сознание человека, его отношение к себе и к окружающему миру в целом
Раздел № I. Предмет, задачи, методы возрастной психологии.
Тема № 1. Вводная тема.
Тема № 2. Основные определения.
Раздел № II. Основные этапы развития человека.
Тема № 3. Пренатальный период.
Тема № 4. Постнатальные периоды развития. Вводная тема. Основные определения используемых понятий.
Тема № 5. Младенческий возраст.
Тема 6. Ранний возраст.
Тема 7. Дошкольный возраст.
Тема 8. Младший школьный возраст.
Тема 9. Психологические особенности подросткового возраста. Акцентуации характера.
Тема 10. Особенности развития юношеского возраста.
Тема 11. Психология молодости.
Тема 12. Психология зрелых возрастов.
Тема 13. Психология старения и старость.
Список литературы.
Можно выделить следующие области развития:
♦ психофизическая, которая включает в себя внешние (рост и вес) и внутренние (кости, мышцы, мозг, железы, органы чувств, конституция, нейро- и психодинамика, психомоторика) изменения тела человека;
♦ психосоциальная, предусматривающая изменения в эмоциональной и личностной сферах. При этом следует особо указать на значение межличностных отношений для становления Я-концепции и самосознания личности;
♦ когнитивная, включающая все аспекты познавательного развития, развитие способностей, в том числе умственных.
Психофизические свойства — свойства, характеризующие деятельность сенсорных (ощущение) и перцептивных (восприятие) систем человека.
Психосоциальные свойства — свойства, характеризующие деятельность эмоциональной и личностной сферы человека.
Когнитивные свойства — свойства, характеризующие деятельность познавательных процессов и способностей человека.
Я-концепция — целостный образ собственного Я человека, представляющий собой относительно устойчивую, в большей или меньшей степени осознаваемую систему представлений человека о самом себе.
Самосознание личности — совокупность представлений человека о самом себе (Я-концепция) и отношение к ней (самооценка).
Субъект деятельности (человек как субъект деятельности) — это индивид, личность как источник познания (субъект познания), общения (субъект общения) и преобразования действительности (субъект труда).
Познавательные процессы:
Ощущение – психический процесс. Ощущение это реакция организма на воздействие свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы. Ощущение это отреагирование индивидом отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно действующих на органы чувств.
Восприятие – психический познавательный процесс. Восприятие - процесс синтезирования отдельных ощущений в комплекс образов. Восприятие это целостное отражение предметов, ситуаций и событий.
Внимание – психический познавательный процесс. Внимание - вектор психической активности личности. Внимание это сосредоточенность внутренней и внешней деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.
Память – психический познавательный процесс. Это процессы восприятия, запечатления, запоминания, сохранения, узнавания, переработки, вытеснения, забывания и воспроизведения человеком разного рода информации, воспринятой, полученной, усвоенной им.
Воображение – психический познавательный процесс представления, мечтания, фантазирования, выдумывания, осуществляемый путем переработки, комбинирования и творческой обработки материала, полученного в прошлом опыте.
Мышление – психический познавательный процесс отражения в сознании человека сложных связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира.
Речь – психический познавательный процесс использования человеком языка, языковых значений, в основном, для общения с другими людьми и с базовой целью передачи и усвоения общественно-исторического опыта.
Эмоционально-волевые процессы:
Эмоции – особый класс психических процессов и состояний человека и животных, связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания эмоциональных состояний
Чувства – устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, познавательно отражающие значение и смысл этих явлений в связи с его потребностями и мотивами.
Воля – сознательное управление субъектом своим поведением, способность мобилизовать силы на преодоление трудностей, стоящих на пути к цели.
Психические свойства личности:
Индивид – (человек как индивид) — человек как единичное природное существо, представитель Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, носитель индивидуально своеобразных, генетически обусловленных черт.
Индивидуальность – «глубина личности» - предстает как результат единства и согласованного взаимодействия индивидуальных, личностных и субъективных свойств человека.
Личность – (человек как личность) — в отечественной психологии это: 1) субъект социальных отношений и сознательной деятельности, носитель психосоциальных свойств человека; 2) системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.
Темперамент – закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности и поведения, т.е. так называемые динамические характеристики психических процессов.
Характер – индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.
Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Способности тесно связаны с общей направленностью данной личности и со склонностями конкретного человека.
Мотивация – общая направленность поведения и деятельности на какой-либо класс объектов и предметов, обусловленная соответствующей потребностью.
Мотив – это побудительная сила человека, существующая в форме сознательно принятого решения, направленного на проявление конкретного целевого действия. Это конкретное побуждение к деятельности направленная на единичный объект или предмет из данного класса – это простой мотив. Сложный мотив – это цель деятельности, требующая долговременных усилий.
Потребности
– это внутренние сущностные силы организма,
которые побуждают его к существованию
и жизнедеятельности. Потребности
активизируют человека, задают пути осуществления
качественно определенных форм активности,
необходимых для сохранения и развития
индивида и рода.
Раздел № II. Основные этапы развития человека.
Исходя из современных данных возрастная психология включает в себя пять разделов:
I. Пренатальную психологию - от момента зачатия до момента рождения.
II. Детскую психологию:
♦ 0 − 1/1,5 - младенчество (младенческий возраст): две стадии, - 1) от момента рождения до 2-х месяцев - новорожденность и 2) от 2-х месяцев до 1-го года - 1,5 лет - младенчество;
♦ 1/1,5 − 3/3,5 - раннее детство (ранний возраст);
♦ 3/3,5 − 6/7 - дошкольное детство (дошкольный возраст): две стадии, - 1) 3,5−5/5,5 - младший дошкольный возраст и 2) 5/5,5−6/7 - старший дошкольный возраст;
♦ 6/7 − 10/11 - младший школьный возраст.
III. Подростковую и юношескую психологию:
♦ 10/11 − 15/16 - отрочество (подростковый возраст): две стадии, - 1) 10/11−12/13 - младший подростковый возраст и 2) 12/13−15/16 - старший подростковый возраст;
♦ 15/16 − 20/21 - юность (юношеский возраст): две стадии, - 1) 15/16 − 17/18 - ранняя юность и 2) 17/18 − 20/21 - поздняя юность.
IV. Психологию зрелости:
♦ 20/21 − 29/30 - молодость (молодой возраст): две стадии, - 1) 20/21− 24/25 - ранняя молодость и 2) 24/25 − 29/30 - поздняя молодость;
♦ 29/30 − 40/42 - взрослость (взрослый возраст);
♦ 40/42 − 53/55 - зрелость (зрелый, средний возраст).
V. Психологию старения и старости:
♦ 53/55 − 63/65 - пожилой возраст (поздняя зрелость);
♦ 63/65 − 73/75 - старость (старческий возраст);
♦ 73/75 − 83/85 - глубокая старость (преклонный возраст);
♦ 83/85 − ... долгожительство (возраст долгожителей, дряхлый возраст).
Существует, как минимум две точки зрения о том включать или не включать пренатальный период: отечественная и западная.
Пренатальный
период в периодизацию в отечественной
психологии не включается. Основным аргументом
является тезис о том, что в
момент рождения коренным образом меняются
тип жизни и тип развития ребенка, изменяются
законы его развития. Центральным психологическим
новообразованием периода новорожденного
является индивидуальная психическая
жизнь ребенка. До момента рождения нет
ни психического отражения, ни соответствующего
ему типа развития. Однако зарубежные
ученые доказали, что пренатальный период
очень важен для дальнейшего развития
человека. Существует физиологическая
обусловленность психических процессов,
а мозг (материальный носитель психики)
первично формируется в пренатальный
период. Любые физиологические нарушения,
сформировавшиеся во время пренатального
периода, влияют на психическое развитие
ребенка с момента рождения, особенно
если нарушения касаются работы и/или
мозговых структур, т.е. ЦНС.
Тема
№ 3. Пренатальный период.
Цикл жизни человека можно разделить на три периода - пренатальный (до рождения, внутриутробный), натальный (перинатальный) - имеющий отношение к рождению, родам и постнатальный – от рождения до физической смерти.
Развитие эмбриона и плода.
Пренатальное развитие включает три основных периода:
1 период - герминальный (от зачатия до 2 недель) - период быстрого роста и первичной дифференциации клеток;
2 период - эмбриональный (от 2 недель до 2 месяцев) - период формирования основных структур и органов;
3 период - фетальный (от 3 месяцев до рождения) - период интенсивного морфофизиологического развития плода.
И делится на три триместра:
1 триместр - от зачатия до 3 месяцев;
2 триместр - от 3 месяцев до 6 месяцев;
3 триместр - от 6 месяцев до 9 месяцев (в идеальном варианте).
Эмбрион это зародыш плода. Эмбрионом называется зародыш плода с момента зачатия, по 8-ю неделю беременности включительно. Растущий эмбрион представляет собой собранные вместе клетки, - так называемую зиготу - оплодотворенную сперматозоидом яйцеклетку.
Плод это пренатально (внутриутробно) формирующееся существо, характеризующееся в качестве плода, начиная с 9-й недели беременности. Итак, начиная с 9-й недели беременности формирующееся внутриутробно существо называется плодом.
Первый месяц. Первый месяц внутриутробного развития — период наиболее интенсивного роста в жизни организма: по сравнению с зиготой эмбрион увеличивается в 10 000 раз. К концу месяца его длина достигает 1,3 см. Кровь уже течет по артериям и венам эмбриона, хотя их размер очень мал. Сердце его по размеру сопоставимо с величиной строчной буквы, частота сердечных сокращений — 65 ударов в минуту. На этом этапе уже присутствуют зачатки головного мозга, почек, печени и пищеварительного тракта. Начинает функционировать пуповина — связующее звено между эмбрионом и матерью. Под микроскопом на голове эмбриона можно разглядеть несколько выпуклостей, которые в дальнейшем преобразуются в глаза, уши, нос и рот. Определить пол будущего ребенка еще невозможно.
Второй месяц. К концу второго месяца рост плода — менее 2,5 см, а его вес — 2,1 г. Длина головы равна половине длины всего тела. Четко дифференцируются части лица, появляются зачатки зубов и языка. На руках выделяются кисти и пальцы, на ногах — колени, лодыжки и стопы. Эмбрион покрыт тонкой кожей, можно получить отпечатки пальцев рук и ног. Костные клетки появляются на 8-й неделе внутриутробного развития. Мозг координирует функционирование органов. Идет развитие половых органов. Сердечный ритм стабилен. В желудке вырабатываются пищеварительные соки; в печени идет образование кровяных клеток. В почках кровь очищается от мочевой кислоты. Кожа реагирует на тактильные раздражения. На грубое механическое раздражение (удар) 8-недельный плод реагирует сгибанием туловища, разгибанием головы и отведением рук назад.
Информация о работе Лекции по «Психология развития и возрастная психология»