Лекции по «Психология развития и возрастная психология»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 22:25, курс лекций

Краткое описание

Возрастная психология – раздел психологии, в котором изучаются вопросы развития психики в онтогенезе, закономерности перехода от одного периода психического развития к другому на основе смены типов ведущей деятельности. Возраст характеризуется теми специфическими задачами освоения форм культуры, которые решаются человеком, а также качественно новыми типами деятельности и соответствующими им психологическими новообразованиями, которые возникают на данной ступени развития и определяют сознание человека, его отношение к себе и к окружающему миру в целом

Оглавление

Раздел № I. Предмет, задачи, методы возрастной психологии.
Тема № 1. Вводная тема.
Тема № 2. Основные определения.
Раздел № II. Основные этапы развития человека.
Тема № 3. Пренатальный период.
Тема № 4. Постнатальные периоды развития. Вводная тема. Основные определения используемых понятий.
Тема № 5. Младенческий возраст.
Тема 6. Ранний возраст.
Тема 7. Дошкольный возраст.
Тема 8. Младший школьный возраст.
Тема 9. Психологические особенности подросткового возраста. Акцентуации характера.
Тема 10. Особенности развития юношеского возраста.
Тема 11. Психология молодости.
Тема 12. Психология зрелых возрастов.
Тема 13. Психология старения и старость.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курс лекций по возрастной психологии для заочников.doc

— 460.50 Кб (Скачать)

     Третий  месяц. К концу третьего месяца вес плода достигает 28 г, рост — 7,5 см. Плод имеет ногти, веки (которые пока закрыты), голосовые связки, губы и выступающий нос. Голова плода остается большой — примерно 1/3 длины плода, характерен высокий лоб. Пол будущего ребенка на данном этапе определить легко. Органы уже функционируют: плод может дышать. В ребрах и позвоночнике соединительная ткань сменяется хрящевой. Рефлексы плода достаточно разнообразны: он двигает ногами, руками, большими пальцами рук и головой; рот плода открывается и закрывается, совершает глотательные движения. При прикосновении к векам плод щурится, при прикосновении к ладони — частично сжимает кисть в кулачок; прикосновение к губам вызывает сосательный рефлекс; при ударе по пяткам пальцы ног разгибаются.

     Четвертый месяц. Тело растет быстрее головы, и пропорция длина головы/длина тела становится равной 1:4 (как и у новорожденного). Рост плода — 20-25 см, вес — около 170 г. Длина пуповины примерно равна длине плода и увеличивается вместе с ним. К этому моменту заканчивается развитие плаценты. Мать начинает чувствовать движения ног плода — так называемые шевеления, которые в ряде стран и религиозных школ считаются началом человеческой жизни. Рефлексы плода становятся более «живыми» вследствие развития мышечной системы.

     Пятый месяц. Вес плода на данном этапе колеблется в пределах 340-450 г, длина достигает 31 см. Появляются индивидуальные черты внешности, присущие данному плоду. Стабилизируется смена состояний, подобных сну и бодрствованию, особое положение плода (предлежание). Возрастает двигательная активность: плод толкается, потягивается, чешется. Если приложить ухо к животу матери, можно услышать сердцебиение. Начинают работать потовые и сальные железы. Дыхательная система плода еще не приспособлена к адекватному дыханию вне матки; дети, родившиеся на этом сроке, как правило, не выживают. Начинают расти волосы: жесткие — брови и ресницы, тонкие — на голове и шелковистые, или лануго — по всему телу.

     Шестой  месяц. Скорость роста плода несколько снижается, и к концу шестого месяца плод имеет рост около 35 см, вес — 560 г. Появляется подкожная жировая клетчатка. Заканчивается развитие глаз: они открываются, закрываются и смотрят во всех направлениях. Плод способен слышать, плакать, сильно сжимать руку в кулачок. Дети, родившиеся на шестом месяце, имеют очень небольшой шанс остаться в живых, так как формирование их дыхательного аппарата еще не завершено. Тем не менее, встречаются случаи, когда ребенок, рожденный на этом сроке, выживает.

     Седьмой месяц. К концу седьмого месяца длина плода приближается к 40 см, вес колеблется от 1,4 до 2,3 кг. Рефлексы на этом сроке окончательно сформированы. Плод дышит, глотает, делает движения, похожие на издавание крика, может сосать большой палец руки. Лануго к этому времени могут исчезнуть, а могут сохраниться даже до рождения. Волосы на голове продолжают расти. Шансы плода весом как минимум 1,5 кг на выживание достаточно высоки при условии интенсивных медицинских мероприятии. Плод доращивается в барокамере, то есть, в условиях изоляции от внешней среды, до достижения массы 2,3 кг.

     Восьмой месяц. Восьмимесячный плод достигает 45-50 см в длину и весит 2,3-3,2 кг. Ему становится мало места, и его двигательная активность снижается. В течение этого и следующего месяца по всему телу идет формирование жировой клетчатки, которая поможет ребенку приспосабливаться к изменению внешней температуры после рождения.

     Девятый месяц и новорожденный. Примерно за неделю до рождения плод прекращает расти, достигая в длину около 50 см, масса плода примерно равна 3,4 кг. Мальчики обычно немного длиннее и тяжелее девочек. Продолжает формироваться жировая клетчатка, повышается эффективность работы различных систем органов, повышается частота сердечных сокращений, через пуповину начинает удаляться большее количество продуктов обмена. Цвет кожи, поначалу красноватый, бледнеет. На момент рождения общий срок пребывания плода в утробе матери примерно равен 266 дней, хотя обычно называемый срок беременности — 280 дней, так как большинство врачей начинают отсчет от последнего менструального цикла матери. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Постнатальные периоды развития.

     Тема  № 4. Вводная тема.

     Основные  определения используемых понятий.

     Социальная  ситуация развития –  специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми. (Л.С. Выготский).

     Ведущая деятельность –  это вид деятельности, с которой на данном этапе онтогенеза связано возникновение важнейших психических новообразований. (Д.Б. Эльконин).

     Возрастные  психологические  новообразования  – понятие, обозначающее принципиально новое в психическом развитии, появляющееся на определенном его этапе. Сюда входят: психические, социальные, деятельностные новообразования. (Л.С. Выготский).

     Возрастные  кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями и относящиеся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного развития личности.

     Схема основных характеристик  возраста:

     1. Социальная ситуация развития.

     2. Ведущая деятельность.

     3. Возрастные психологические новообразования.

     4. Кризис возрастного развития.

     5. Развитие психических познавательных процессов.

     6. Развитие эмоционально-волевой сферы.

     7. Развитие личности.

     8. Характеристики общения. 
 
 

     Тема  № 5. Младенческий возраст.

     Младенческий  возраст делится  на два периода:

     1. От рождения до 2 месяцев - новорожденность;

     2. от 2 месяцев до 1/1,5 лет - младенчество.

     Кризис  новорожденности.

     По  мнению Даниила Борисовича Эльконина, младенческий возраст начинается с  кризиса новорожденности.

     Данный  кризис обусловлен переходом организма  человека из внутренней среды, из среды околоплодных вод организма матери, в предметную гетерогенную среду внешнего мира. Происходит осуществление физического отрыва от матери, производится первая психическая травма - частичное разрушение психологического симбиоза с матерью. Этот кризис характеризуется тем, что осуществляется резкий переход организма ребенка в новое качество - в качество отдельного, во многом автономного физического, телесного, и психического, индивидуально-психологического существования. Кризис новорожденности может осложняться трудностями родового процесса и увеличением времени родовой асфиксии (время до первого крика новорожденного).

     Рефлексы  новорожденного.

     Рефлексы  выживания:

     Дыхание.

     Младенцы  рефлекторно совершают вдохи  для получения кислорода и  выдыхают диоксид углерода. Дыхание постоянно является рефлекторным, так как не требует сознательных усилий, хотя после первых месяцев жизни появляется способность регуляции дыхания в определенном диапазоне с помощью волевых усилий.

     Рефлекс «поиска груди».

     Если  дотронуться до щеки ребенка, он поворачивается в направлении раздражителя и  открывает рот, как будто ищет грудь матери. Этот рефлекс в норме исчезает после 3-го или 4-го месяца.

     Сосательный рефлекс.

     Если  положить палец в рот ребенка (или другим образом стимулировать  его), он начнет сосать, совершая ритмичные  поступательные движения. В течение  первых месяцев жизни рефлекс постепенно становится произвольным.

     Зрачковый рефлекс.

     Зрачки  ребенка сужаются на ярком свету и при засыпании, расширяются в темноте и при пробуждении. Это постоянный рефлекс.

     Моргание.

     Младенцы  моргают в ответ на быстрое  движение объекта, на дуновение воздуха, по направлению к их глазам. Это устойчивый рефлекс.

     Примитивные рефлексы:

     Рефлекс Моро.

     Когда ребенка резко опускают или поднимают, или он пугается громкого звука, он сначала растопыривает руки и вытягивает пальцы, а затем сжимает их и подтягивает руки назад, к телу. Этот рефлекс исчезает по прошествии приблизительно 4 месяцев.

     Хватательный  рефлекс кисти.

     Когда к ладони ребенка прикасаются  пальцем, он цепко хватается за него, а при попытке вытащить сжимает  еще крепче. Исчезает примерно через 5 месяцев.

     Хватательный  рефлекс стопы.

     Если  слегка нажать рукой на верхнюю часть подошвы, у ребенка произойдет тоническое сгибание пальцев стопы. Этот рефлекс похож на хватательный рефлекс кисти, но исчезает только через 9 месяцев.

     Рефлекс Бабинского.

     При поглаживании поверхности подошвы  ступни ребенка от пятки к пальцам  наблюдается тыльное сгибание большого пальца стопы и разведение в стороны остальных. Рефлекс исчезает через 6 месяцев.

     Рефлекс шага (ходьбы).

     Когда ребенка держат вертикально, перемещая  туловище вперед, а он упирается  ступнями о твердую поверхность, движения его ног напоминают скоординированную ходьбу. Рефлекс исчезает через 2-3 месяца.

     Плавательный  рефлекс.

     Ребенок пытается совершить скоординированные плавательные движения, если поместить его в воду животом вниз. Рефлекс исчезает приблизительно через 6 месяцев.

     Шейно-тонический рефлекс.

     Когда голову лежащего на спине ребенка  поворачивают в сторону, он вытягивает руку и ногу с той стороны тела, куда повернута голова, и сгибает  противоположные, что напоминает позу фехтовальщика. Рефлекс исчезает примерно через 4 месяца.

     Основная  особенность новорожденного — безграничные возможности усвоения нового опыта, приобретения свойственных человеку форм поведения.

     Формируются потребности:

         в получении впечатлений;

      ♦   в движении;

      ♦   в общении с взрослым.

     Для индивидуальной психической жизни новорожденного характерны два момента: преобладание нерасчлененных переживаний и отсутствие выделения себя из среды. В первый месяц жизни все раздражения, все окружающее он переживает только как субъективные состояния.

     В психической жизни ребенка возникает слуховое и зрительное сосредоточение (задержка взора на предмете). Развитие зрения и слуха у ребенка происходит быстрее, чем развитие телесных движений (на основе нервной системы и головного мозга). Вес мозга новорожденного составляет 1/4 части веса мозга взрослого, хотя количество нервных клеток то же. Однако психическое развитие не определяется созреванием нервных клеток, а зависит от впечатлений, на основе которых формируются условные рефлексы. Организатором впечатлений является взрослый. Новорожденный начинает реагировать на сложные комплексные целые, окрашенные эмоционально.

     Комплекс  оживления.

     В 1,5-2 месяца у новорожденного появляется улыбка как реакция на взрослого, как выражение радостного переживания. Ребенок останавливает взгляд на лице матери, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки, улыбается. Это бурная эмоционально-двигательная реакция названа «комплексом оживления».

     Комплекс  оживления - комплексная аффективно-положительная (эмоционально-положительная), мимико-соматическая реакция ребенка на лицо говорящего взрослого. В состав комплекса входят следующие компоненты (перечислены в порядке их возникновения):

Информация о работе Лекции по «Психология развития и возрастная психология»