Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 22:25, курс лекций
Возрастная психология – раздел психологии, в котором изучаются вопросы развития психики в онтогенезе, закономерности перехода от одного периода психического развития к другому на основе смены типов ведущей деятельности. Возраст характеризуется теми специфическими задачами освоения форм культуры, которые решаются человеком, а также качественно новыми типами деятельности и соответствующими им психологическими новообразованиями, которые возникают на данной ступени развития и определяют сознание человека, его отношение к себе и к окружающему миру в целом
Раздел № I. Предмет, задачи, методы возрастной психологии.
Тема № 1. Вводная тема.
Тема № 2. Основные определения.
Раздел № II. Основные этапы развития человека.
Тема № 3. Пренатальный период.
Тема № 4. Постнатальные периоды развития. Вводная тема. Основные определения используемых понятий.
Тема № 5. Младенческий возраст.
Тема 6. Ранний возраст.
Тема 7. Дошкольный возраст.
Тема 8. Младший школьный возраст.
Тема 9. Психологические особенности подросткового возраста. Акцентуации характера.
Тема 10. Особенности развития юношеского возраста.
Тема 11. Психология молодости.
Тема 12. Психология зрелых возрастов.
Тема 13. Психология старения и старость.
Список литературы.
МОСКОВСКИЙ
ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ
ИНСТИТУТ
Курс лекций по предмету:
«Психология развития и возрастная психология».
(для
заочного отделения)
Автор-составитель: старший преподаватель
кафедры психологии
факультета психологии МПСИ
Донцова
М.В.
Одинцово
2008
Оглавление:
Раздел № I. Предмет, задачи, методы возрастной психологии.
Тема № 1. Вводная тема.
Тема № 2. Основные определения.
Раздел № II. Основные этапы развития человека.
Тема № 3. Пренатальный период.
Тема № 4. Постнатальные периоды развития. Вводная тема. Основные определения используемых понятий.
Тема № 5. Младенческий возраст.
Тема 6. Ранний возраст.
Тема 7. Дошкольный возраст.
Тема 8. Младший школьный возраст.
Тема 9. Психологические особенности подросткового возраста. Акцентуации характера.
Тема 10. Особенности развития юношеского возраста.
Тема 11. Психология молодости.
Тема 12. Психология зрелых возрастов.
Тема 13. Психология старения и старость.
Список
литературы.
Раздел № I. Предмет, задачи, методы возрастной психологии.
Тема № 1. Основные определения курса.
Возрастная психология – раздел психологии, в котором изучаются вопросы развития психики в онтогенезе, закономерности перехода от одного периода психического развития к другому на основе смены типов ведущей деятельности. Возраст характеризуется теми специфическими задачами освоения форм культуры, которые решаются человеком, а также качественно новыми типами деятельности и соответствующими им психологическими новообразованиями, которые возникают на данной ступени развития и определяют сознание человека, его отношение к себе и к окружающему миру в целом. Каждый возрастной период изучается с учетом общих тенденций развития, с учетом особенностей предыдущего и последующего возрастов. Хронологические рамки и особенности каждого возраста не статичны — они определяются действием общественно-исторических факторов, социальным заказом общества. Каждый возраст имеет резервы развития, которые могут быть мобилизованы в процессе специально организованной деятельности ребенка, - по Давиду Иосифовичу Фельдштейну.
Возрастная психология – это отрасль психологии, включающая в себя такие разделы, как психология детства, отрочества, юношеского возраста, молодости, зрелости и старости. Содержание возрастной психологии обусловлено тем, что она имеет дело с особыми единицами анализа - возрастом, или периодом развития. Возраст характеризуется теми специфическими задачами освоения форм культуры, которые решаются человеком, а также качественно новыми типами деятельности и соответствующими им психологическими новообразованиями, которые возникают на данной ступени развития и определяют сознание человека, его отношение к себе и к окружающему миру в целом. Таким образом, возрастная психология стремится к раскрытию психологического содержания возрастов на протяжении всего онтогенеза человека от рождения до старости, по Марине Валерьевне Ермолаевой.
Возраст – это специфическое сочетание психологии и поведения индивида. Предполагается, что в каждом возрасте человек имеет уникальное, характерное только для него соединение психологических и поведенческих особенностей, которое за пределами этого возраста уже больше никогда не повторяется.
Психология развития – изучает возрастные изменения в поведении людей и закономерности в приобретении ими опыта и знаний в течение всей жизни. Иными словами, она сосредоточивает внимание на изучении механизмов психического развития и отвечает на вопрос, почему так происходит, - утверждает Артур Александрович Реан.
Развитие – это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека, - заявляет А.А. Реан.
Различают две формы развития:
1. Эволюционная - медленные, количественные изменения.
2. Скачкообразная (революционная) - фундаментальные преобразования в относительно короткие периоды времени, т. е. развитие через кризисы.
Предмет возрастной психологии – раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов становления и развития деятельности, сознания и личности и причин перехода от одного периода к другому, что невозможно без учета влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий, - пишет М.В. Ермолаева.
Объект возрастной психологии – человек в процессе возрастных изменений.
Задачи возрастной психологии. В настоящее время эта отрасль психологии приобрела статус научно-практической дисциплины, в связи, с чем среди ее задач следует выделить задачи теоретические и практические.
К числу теоретических задач можно отнести изучение основных психологических критериев и характеристик детства, юности, взрослости (зрелости), старости как социальных явлений и последовательных состояний общества, исследование возрастной динамики психических процессов и личностного развития в зависимости от культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий, различных видов воспитания и обучения, исследования дифференциально психологических различий (половозрелых и типологических свойств человека), исследование процесса взросления во всей его полноте и многообразных проявлениях.
К числу научно-практических задач, относится создание методической базы для контроля за ходом, полноценностью содержания и условиями психического развития на разных этапах онтогенеза, организация оптимальных форм деятельности и общения в детстве и юности, а также организация психологической помощи в периоды возрастных кризисов, в зрелом возрасте и старости.
Методы возрастной психологии.
1. Метод наблюдения — один из главных в психолого-педагогических исследованиях, в работе с детьми. Многие методы, используемые обычно при изучении взрослых, — тесты, эксперимент, опрос — имеют ограниченную сферу применения в исследованиях, проводимых на детях, из-за своей сложности.
2. Метод опроса применяется в работе с детьми с определенного возраста. Форма метода опроса может быть устной и письменной. Этот метод достаточно сложно применить к детям. Проведение этого метода несет в себе ряд трудностей, и эти трудности могут быть вызваны тем, что ребенок не всегда правильно понимает адресованные ему вопросы.
3. Эксперимент в научно-исследовательской работе с детьми часто является одним из самых надежных методов получения достоверной информации о психологии и поведении ребенка, в особенности тогда, когда наблюдение затруднено, а результаты опроса могут оказаться сомнительными.
4.
Психологическое тестирование детей.
Свои интеллектуальные способности и
личностные качества дети демонстрируют
во время тестирования лишь тогда, когда
их участие в тестировании непосредственно
стимулируется привлекательными для ребенка
способами, например получением поощрения
или какой-нибудь награды.
Классификация описательных и экспериментальных методов исследования
по Грейс Крайг:
I. Анализ индивидуальных случаев. Посредством комбинации интервью, наблюдений, формального тестирования и других средств получения информации исследователь пытается составить полное представление о неком индивиде.
II. Полевое наблюдение. Исследователи проникают в повседневные условия и производят систематическое наблюдение и запись поведения, занимая максимально пассивную, не включенную позицию.
III. Лабораторное наблюдение. Исследователи создают контролируемые ситуации, предназначенные для инициирования целевого поведения, которое затем систематически наблюдается и записывается.
IV. Опрос. Используя опросники или интервью, исследователи задают объективные вопросы о прошлых и настоящих установках и поведении испытуемых.
V. Психологическое тестирование. Индивид получает набор вопросов и проблем, предназначенных для оценки его интеллектуальных или личностных черт.
VI. Методы исследования развития:
1. Лонгитюдный метод исследования - длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определять диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека, - каких-либо его личностных свойств и качеств, психических познавательных процессов и т.п.
2. Метод поперечных срезов – изучение развития каких-либо психических функций (свойств, процессов, способностей) путем сравнительного исследования групп испытуемых (выборок), отличающихся только по показателю возраста, - специфика метода поперечных срезов состоит в том, что в одно и то же время, одними и теми же способами, изучаются разные группы людей, которые, как правило, являются представителями одних и тех же социально-профессиональных и культурных стратов).
3. Метод возрастных срезов - это методология проведения экспериментального исследования динамики психологических, физиологических и других характеристик людей за определенный период времени, построенная на одномоментном обследовании этих лиц, принадлежащих к различным возрастным группам.
VII. Корреляция. Математический статистический анализ, используемый для определения степени совместного изменения (увеличения или уменьшения) значений двух переменных (например, двух личностных свойств).
VIII. Индивидуальные эксперименты. Один участник на определенное время помещается в условия непредвиденных обстоятельств, которые, по мнению исследователей, должны вызвать изменение его поведения.
IХ. Групповые эксперименты. Две или более группы участников помещаются в условия, отличающиеся друг от друга хотя бы одной независимой переменной. Если поведение испытуемых в сравниваемых группах отличается, (что оценивается при помощи одной или более зависимых переменных), исследователи делают вывод, что различие было вызвано независимой переменной (переменными).
Тема № 2. Основные определения.
Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, изначально заключающееся в отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотделимой от него картины этого мира и в саморегуляции субъекта, осуществляемой им на основе своего поведения и собственной деятельности. Под понятием высокоорганизованная материя первично понимается головной мозг и центральная нервная система.
Филогенез – процесс становления психических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом.
Онтогенез – процесс индивидуального развития человека.
Область (сфера) психического развития — психическое пространство, состоящее из элементов (носителей психического) определенного качества.
Информация о работе Лекции по «Психология развития и возрастная психология»