Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 15:01, курс лекций
1. Краткая история формирования гендерной психологии
Гендерная психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя определенного пола, обусловленные половой дифференциацией, стратификацией и иерархизацией (И.С. Клецина).
• С точки зрения Т.В. Бендас, в истории зарубежной гендерной психологии можно выделить 5 этапов:
1) разработка соответствующих идей в русле философии (с античных времен до конца XIX в.);
2) формирование предмета и разделов гендерной психологии (конец XIX — начало XX в.);
3) «фрейдовский» — связанный с именем 3. Фрейда и психоанализом (начало
XX в. - 1930-е, гг.);
Однако сказка имеет свой конец, а жизнь нет. Поэтому человеку неоднократно приходится проходить эти этапы в течение своей жизни, на разных витках спирали развития...» (Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Кудзилов).
Психология мужчины еще в большей степени требует дальнейшего изучения и исследования.
Тема 5. Лекция
Предметом этой области гендерных исследований является социализация, заключающаяся в формировании гендерной идентичности и освоении гендерных ролей, в том числе и то, как на этот процесс влияют гендерные стереотипы (Т.В. Бендас).
1. Понятие гендерной
Социализация — процесс усвоения социальных
норм, правил, особенностей поведения,
процесс вхождения в социальную среду.
Гендерная социализация — процесс усвоения
норм, правил поведения, установок в соответствии
с культурными представлениями о роли,
положении и предназначении мужчины и
женщины в обществе. Это процесс, в ходе
которого ребенок идентифицирует себя
с представителями соответствующего пола
и научается тому, что в данной культуре
является социально приемлемым для мужчины
и женщины.
Основные аспекты социализации: присвоение
(процесс усвоения социального опыта,
то есть воздействие среды на индивида)
и опредмечивание (процесс воспроизведения
социального опыта, то есть воздействие
человека на среду). В рамках гендерной
социализации присвоение – это то, что
с самого начала ребенок усваивает, что
значит быть мальчиком и девочкой, мужчиной
и женщиной. Опредмечивание — это реализация
на практике усвоенных гендерных схем
(Ю. Е. Гусева).
Гендерная идентичность – это базовое,
фундаментальное чувство своей принадлежности
к определенному полу/гендеру, осознание
себя мужчиной или женщиной. Гендерная
идентичность представляет аспект самосознания,
описывающий переживание человеком себя
как представителя определенного пола,
и является одним из самых ранних, центральных
и активно организующих компонентов Я-концепции.
Согласно современным научным взглядам,
гендерная идентичность не дается индивиду
автоматически при рождении, а вырабатывается
в результате сложного взаимодействия
его природных задатков и соответствующей
гендерной социализации.
Гендерная социализация рассматривается
как включение личности в половую
(гендерную) культуру данного общества.
Усвоение стандартов гендерной культуры
осуществляется по мере вхождения индивида
в социальные отношения. В процессе гендерной
социализации происходит освоение ребенком
соответствующей половой (гендерной) роли.
Под гендерной ролью понимается набор
ожидаемых образцов поведения (норм) для
мужчин и женщин.
И. С. Кон подчеркивает, что активным участником
процесса гендерной социализации является
сам субъект, который принимает или отвергает
предлагаемые ему гендерной культурой
социальные роли и модели поведения.
Формирование гендерной идентичности
и овладение гендерной ролью рассматривают
как два взаимосвязанных процесса. Идентичность
– это субъективное переживание гендерной
роли, а гендерная роль – публичное выражение
идентичности. Гендерная роль включает
в себя комплекс ролей: профессиональную,
семейную. Каждая роль имеет свои нормативные
предписания.
В научной литературе подчеркивается
обусловленность представлений о содержании
гендерных (половых) ролей, эталонах маскулинности
и фемининности расовыми, этническими,
культурными, религиозными факторами,
отсутствие «универсального для всех
времен и народов образа женщины и мужчины».
Становление гендерной идентичности,
формирование психологического пола определяется
процессами половой идентификации и половой
типизации.
Половая идентификация – это
отождествление, уподобление своего
«Я» чужому, принятому за образец
или эталон, заимствование внешних
черт и качеств; отождествление себя
с представителями
Осознанная принадлежность к определенному
полу – половая идентичность – представляет
результат сложного процесса, соединяющего
онтогенез, половую социализацию и развитие
самосознания.
Половая дифференциация является отражением
естественного процесса формирования
психического пола ребенка – усвоения
образцов поведения, характерных для мужчин
и женщин – и входит в общий процесс социализации
дошкольников.
А. В. Петровский и О. В. Прозументик выделяют
два уровня в формировании гендерной идентичности:
внешний, который характеризуется внешними
атрибутами (одежда, прическа, манера поведения),
и внутренний (содержательные отличия
стереотипов мужественности и женственности).
Половая типизация – это процесс, благодаря
которому ребенок усваивает атрибуты
приписываемого ему пола. Эти атрибуты
содержат личностные характеристики,
особенности эмоциональных реакций, а
также различные установки и вкусы, связанные
с мужественностью и женственностью. Половая
типизация, по мнению исследователей,
становится необратимой в первые три года
жизни ребенка.
В работах психологов и педагогов (И. С.
Кон, Л. И. Столярчук) выделены три фазы
гендерной (полоролевой) социализации.
Первая фаза (адаптация) предполагает
усвоение действующих ценностей и норм,
овладение соответствующими средствами
и формами деятельности, характерными
для мальчика и девочки.
Вторая фаза (индивидуальная) порождается
противоречием между необходимостью «быть
такими, как все» в соответствии с закрепленным
при рождении гражданским полом и стремлением
индивида к максимальной персонализации,
что характеризуется поиском средств
и способов обозначения своей индивидуальности
и развитием качеств маскулинности и фемининности.
Третья фаза (интеграция) детерминируется
противоречием между
Гендерная социализация – это процесс,
продолжающийся в течение всей жизни человека.
В зарубежных и отечественных исследованиях
обоснована значимость дошкольного возраста
как важного периода полоролевой (гендерной)
социализации. В дошкольном возрасте формируется
система потребностей, интересов, ценностных
ориентаций и определенных способов поведения,
характерных для того или иного пола, а
также намечаются различия у мальчиков
и девочек в некоторых их личностных качествах.
Особенности гендерной социализации
мальчиков и девочек
Последовательность и содержание этапов
гендерной (полоролевой) социализации
одинаковы для детей разного пола, но вместе
с тем существует определенная специфика
гендерной социализации мальчиков и девочек.
Многие исследователи считают, что процесс
полоролевой социализации более противоречив
и протекает более сложно у мальчиков,
чем у девочек. Трудности полоролевой
социализации мальчиков обусловлены воздействием
как биологических, так и социальных факторов.
По мнению представителей психоанализа,
мальчики первоначально идентифицируют
себя с матерью, а позже им необходимо
изменить первоначальную женскую идентификацию
на мужскую. Девочкам освоение женской
роли дается легче, так как им не приходится
менять свою первичную идентификацию
с матерью.
Специфика полоролевой социализации во
многом определяется особенностями мужской
и женской роли как объекта для идентификации
и подражания. Женская социальная роль
как объект для подражания является более
доступной и понятной. Дети постоянно
наблюдают выполнение матерью семейной
роли: воспитание детей (рождение детей,
уход за ними); хозяйственная функция (приготовление
еды, уборка, и т. д.). В домашней обстановке
дети имеют возможность не только наблюдать
действия матери, но и принимать посильное
участие в воспитании младших братьев
и сестер, в хозяйственных делах семьи.
Мужская социальная роль, в отличие от
женской роли, более отдалена от детей,
менее доступна для подражания. Дети, особенно
дошкольного возраста, не имеют возможности
наблюдать выполнение отцами профессиональных,
общественных функций, а в домашней жизни
современной семьи функции отцов представлены
не так ярко, не всегда отражают традиционные
мужские качества, привлекательные для
мальчиков (смелость, сила). Все это осложняет
процесс их гендерной социализации.
Усиливает неблагоприятную ситуацию полоролевого
развития мальчиков все более усиливающаяся
феминизация воспитания в семье и образовательных
учреждениях. Рост числа неполных семей,
абсолютное преобладание в дошкольных
учреждениях и школе педагогов женского
пола делают мужскую модель поведения
малодоступной для подражания.
В то же время, как подчеркивают многие
исследователи, мальчики испытывают по
сравнению с девочками, более сильное
давление со стороны социума (семьи, сверстников,
педагогов) в отношении полоспецифического
поведения. Более жесткие требования к
полоролевому поведению мальчиков во
многом обусловлены наличием в культуре
и общественном сознании жестко заданного
образа «настоящего мужчины». К тому же
традиционные стереотипы мужского поведения
более узки и категоричны по сравнению
с женскими стереотипами.
Как отмечает Д. Арчер, мальчики и девочки
с дошкольного возраста до юношества
живут в разных культурных мирах,
отличающихся характером взаимоотношений.
При этом мальчики менее свободны
в пересечении межполовых границ.
Особенно усиливается социальное
давление на мальчика с переходом в общественную
систему воспитания – дошкольное учреждение
или школу. Согласно мнению психологов,
вследствие жесткого давления на мальчиков
в формировании полотипичного поведения
в сочетании с недостатком ролевых моделей
для подражания мальчик вынужден строить
свою половую идентичность преимущественно
на негативном содержании: не быть похожим
на девочек, не участвовать в женских видах
деятельности.
Важно отметить, что стимуляция полоролевого
поведения мальчиков со стороны взрослых
также преимущественно негативная. Взрослые,
как правило, не поощряют мужские проявления,
а наказывают за немужские проявления.
В результате, как подчеркивают Ю. В. Алешина,
А. С. Волович, мужская идентичность формируется
не как результат отождествления себя
с реальными мужскими образами (отца, брата,
педагога), а в результате отождествления
себя с некоторым социальным мифом «каким
должен быть мужчина». Подобная идентичность
не обладает устойчивостью, является «диффузной,
легко уязвимой и одновременно ригидной».
Неблагоприятная для мальчиков ситуация
гендерной социализации усугубляется,
по утверждению Ю. В. Алешиной, А. С. Волович,
тем, что в нашей стране, по сравнению с
другими странами, мальчики существенно
ограничены в проявлении собственно маскулинных
качеств. Взрослые не одобряют проявления
мальчиками традиционных маскулинных
качеств – агрессии, двигательной активности,
видя в них прежде всего источник беспокойства.
В организации образовательного процесса
не всегда учитываются психологические
особенности мальчиков. Существующие
в современном образовании стратегии
обучения, формы и методы работы с детьми
рассчитаны в большей степени на девочек,
ориентированы на женскую модель поведения,
так как требуют в первую очередь прилежания,
сосредоточенного внимания, дисциплины,
усидчивости.
Мальчики более подвижны, непоседливы,
непослушны, у них чаще возникают
конфликты, поэтому они получают
больше дисциплинарных замечаний, отрицательных
оценок, их чаще наказывают. По мнению
Б. Хартли, более низкие достижения
мальчиков в учебе, чем у девочек, частые
нарушения дисциплины, объясняются тем,
что роль «настоящей женщины» и «хорошей
ученицы» не противоречат друг другу,
в то время как роль «хорошего ученика»
и «настоящего мужчины» во многом не совпадают.
Это противоречие объясняет отрицательное
отношение к учению мальчиков, где, по
их мнению, нет места для проявления мужских
качеств.
Результаты исследований показывают,
что отсутствие достаточных возможностей
для выражения маскулинности в обычной
жизни нередко приводит к выражению ее
на внесоциальной основе, преобладанию
мальчиков среди детей с девиантным поведением.
Таким образом, процесс гендерной социализации
мальчиков осложняется преобладанием
женского влияния на разных этапах развития,
более жесткими требованиями к гендерно–
нормированному образу мальчиков со стороны
окружающих.
Условия гендерной (полоролевой) социализации
девочек, по мнению большинства исследователей,
более благоприятны. Первичная идентификация
девочки с матерью соответствует полу
и не требует в дальнейшем изменений. Девочка
имеет значительно больше доступных ролевых
моделей для подражания, помимо близких
родственников, в качестве гендерной модели
для подражания могут выступать воспитатели,
педагоги.
Существенно облегчает процесс формирования
полоролевой идентичности девочек отсутствие
в культуре жесткого стереотипа «настоящей
женщины». Разнообразие представлений
о женских качествах дает девочке более
широкие возможности соответствовать
стереотипу женственности, при этом оставаясь
самой собой.
В литературе выделены и неблагоприятные
факторы полоролевой социализации девочек.
Одной из важнейших задач формирования
детской личности, по мнению психологов,
является разрушение первичной симбиотической
диады «мать – дитя», в которой ребенок
не воспринимает себя как отдельный субъект.
В связи с первичной идентификацией девочки
с матерью особенно актуальным отделение
себя от матери является именно для девочки.
Сложности в социализации девочек,
по мнению ряда исследователей, особенно
зарубежных, обусловлены меньшей престижностью
женской роли в обществе. Мужские качества
(активность, настойчивость, лидерство)
в обществе традиционно ценятся выше женских
качеств. Широко пропагандируемый в настоящее
время образ «успешной женщины» также
демонстрирует в первую очередь наличие
мужских качеств.
Многочисленные зарубежные исследования
литературы и телевизионных передач для
детей показали вторичность женской роли
в сравнении с мужской: женщины значительно
реже представлены в главных ролях, названиях,
их деятельность менее интересна и привлекательна.
Восприятие женской роли как менее престижной,
вторичной делает женскую роль менее притягательной
для подражания. По данным исследований,
уже в старшем дошкольном возрасте число
девочек, предпочитающих мужскую роль,
мужские игры, значительно превосходит
число мальчиков, отдающих предпочтение
женской роли.
Таким образом, по мнению ряда ученых,
достижение полоролевой идентичности
дается девочке легче, чем мальчику, в
то же время формирование полоролевых
предпочтений, более высокой оценки всего
женского для девочки оказывается существенно
затрудненным из-за влияния гендерных
стереотипов.
Характерное для нашего времени размывание
содержания мужских и женских социальных
ролей повлияло на процесс социализации
представителей обоих полов. Однако это
влияние различно. Д. Арчер выделяет два
типа противоречий, свойственных современных
половым ролям. У девочек это противоречие
между традиционной и современной женской
ролью, между ролью домохозяйки, успешное
выполнение которой основано на проявлении
традиционных женских качеств, и ролью
деловой женщины, требующей проявления
качеств, традиционно относимых к мужским.
У мальчиков это противоречие между отроческой
ролью, основанной на физическом превосходстве,
культе силы, смелости, стремлении к приключениям,
и более обыденной ролью взрослого мужчины
в современном обществе, где мало возможностей
для проявления традиционно ценимых мужских
качеств.
Исследователи отмечают сложность
и неоднозначность процесса полоролевой
социализации в современных условиях.
Противоречие между господствующими традиционными
гендерными стереотипами и существующей
реальной ситуацией в общественной и семейной
жизни, а также положение в образовании
ориентирует мальчиков на проявление
пассивности или внесоциальной активности,
а девочек на проявление гиперактивности
и доминантности.
Таким образом, полоролевая социализация
мальчиков и девочек имеет свои особенности.
У мальчиков этот процесс более сложен,
так как мужская роль для них видится менее
отчетливо, чем женская, а требования,
предъявляемые к мальчикам, более жестки.
Для девочек модель женского поведения
более доступна для подражания, но у них
менее сильная мотивация подражать женской
роли, так как эта роль считается малопрестижной
в обществе.