Лекции по "Гендерной психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 15:01, курс лекций

Краткое описание

1. Краткая история формирования гендерной психологии
Гендерная психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя определенного пола, обусловленные половой дифференциацией, стратификацией и иерархизацией (И.С. Клецина).
• С точки зрения Т.В. Бендас, в истории зарубежной гендерной психологии можно выделить 5 этапов:
1) разработка соответствующих идей в русле философии (с античных времен до конца XIX в.);
2) формирование предмета и разделов гендерной психологии (конец XIX — начало XX в.);
3) «фрейдовский» — связанный с именем 3. Фрейда и психоанализом (начало
XX в. - 1930-е, гг.);

Файлы: 1 файл

гендерная.doc

— 927.50 Кб (Скачать)

В настоящее время больше известно о психоанализе мужчин, маскулинизация отмечает и основные направления  эволюционного процесса. Реабилитируя культурный и психологический статус женщины, известный мистик Д.Андреев одним из немногих позитивно определил историческую миссию женщин, которая заключается в том, чтобы «оплодотворять» собой творческий гений мужчин, быть музой вдохновительницей, подобно тому как в плане физиологическом женщину оплодотворяет мужчина. Таким образом, женщине отведена основная продуктивная роль в духовном развитии человечества. Об этом же писал К.-Г.Юнг: «Женщина со своей столь непохожей на мужскую психологией есть источник информации (и всегда им была) о вещах, не доступных мужчине».

Обобщая сказанное, важно подчеркнуть, что психологические особенности  должны выводиться из эволюционного  и культурного предназначения каждого  пола. Поскольку биологически они  равноправны, то интерпретация особенностей и определение стратегии самоактуализации должны строиться с учетом этологических оснований.

 

Тема 3. Лекция

Женская психология (психология женщины) изучает те особенности психики  и поведения женщин, которые не стали предметом раздела «Психология гендерных различий». Очень часто в зарубежных работах переплетаются психология женщины и психология гендерных различий — и по экспериментам, на которые ссылаются, и по концепциям, которые лежат в их основе и которые их объясняют, поскольку, характеризуя женщин или девочек, непременно обращаются и к мужчинам. Эта традиция — изучать женщин и мужчин в сравнении — делает размытой границу между обоими разделами, однако у психологии женщин существует и свой специфический предмет: те особенности психики, которых нет у мужчин, прежде всего — связанные с женской физиологией. Здесь изучается психическое состояние женщин во время менструального цикла, дефлорации, беременности, родов, климакса. Помимо этого, предметом психологии женщины становятся материнство (особенно в ситуации неполной семьи, когда нет феномена, с которым можно было бы провести сравнение, — отцовства), женская занятость и женские профессии (особенно те, где нет мужчин или их так мало, что сравнение не может быть адекватным), женская безработица, женское девиантное поведение (особенно в чисто женской среде), наконец, специфически женские заболевания (и не только гинекологические, но и другие — сравнение с мужчинами даже в области психиатрии оказывается нерелевантным). Перечень можно было бы продолжить — многие проблемы пока еще ждут своего изучения.

 

1. Теории психологии  женщины

Строго говоря, концепции, которые  пытаются объяснить женское поведение  отдельно от мужского (точно также, как и наоборот), постоянно обращаются к сравнению мужчин и женщин. Поэтому трудно провести грань между гипотезами из раздела гендерных различий и психологии женщины и психологии мужчины. Так, часто в книгах по гендерным различиям или по психологии женщины можно встретить одни и те же имена и одни и те же концепции (к примеру, С. Бэм, Э. Маккоби). И это естественно. Говоря об одном поле, трудно абстрагироваться от другого. Рассмотрим две наиболее известные концепции — Нэнси Ходоров и Кэрол Гиллиган.

Концепция Нэнси Ходоров посвящена  материнству. Его назначение — подго-товить мальчиков и девочек к их гендерным ролям в обществе и экономике. Мама по-разному ведет себя по отношению к дочери и сыну (данное положение опро-вергает Маккоби — см. главу о гендерных отношениях). В итоге девочка готовится к миру материнства и семьи (материнство репродуцирует самое себя), а мальчик становится мужчиной, который обесценивает женщину и ориентирует себя на внешний мир. Ходоров отмечала, что, становясь матерями, женщины преимуще-ственно отвечают за воспитание детей и практически не делают какого-либо су-щественного вклада в общественные достижения (науку, искусство и пр.).

Отвергая биологические объяснения материнства и отцовства (к примеру, А. Росси предполагала, что существуют биологические основания для  большего вклада в ребенка со стороны матери, чем со стороны отца, по крайней мере, в пер-вые месяцы жизни), Ходоров доказывала, что процесс воспитания продуцирует дочерей, которые хотят быть матерью, и сыновей (у которых другие условия вос-питания), которые отвергают женщин, стремясь к автономии от них. Чтобы разо-рвать этот цикл у мальчиков, она призвала отцов принять равное участие в воспи-тании детей.

Критика упрекала Ходоров в том, что свои доказательства она основывала на клинических случаях, а также  в узости подхода (в частности, меньший вклад женщин в науку и искусство может объясняться и другими факторами — экономическими; препятствиями, которые создает им общество, и т. п.). Также ставился вопрос о том, как отцы будут принимать равное участие в воспитании детей, если они, по мнению автора концепции, не готовы это делать в силу своего негативного опыта развития?

 

 

Кэрол Гиллиган в своей статье «Другим  голосом» (Gilligan, 1987) утверждала, что  женщины отличаются от мужчин по отношению  к морали, принятой в общест-ве. Они  по-другому рассуждают, но их взгляды являются не менее зрелыми. Для женщин важны взаимоотношения с людьми, и нравственные нормы они рассмат-ривают в этом плане. Мужчины же рассматривают моральные суждения с позиции принятых законов и непредвзятости. Мужчины являются большими индиви-дуалистами, отражая ценности индивидуалистической культуры США, и такое половое различие поощряется обществом. Возражая Колбергу, который считал нормой мужское поведение, а женщину рассматривал лишь как дополнение к мужчине (она слушает, приносит удовольствие и помогает ему), Гиллиган, напро-тив, настаивает на большей ценности женщин. Норма заботы о других не менее важна для общества, чем норма справедливости и законности, которой придержи-ваются мужчины.

Эту концепцию также критиковали  за то, что она не учитывала многие данные об отсутствии половых различий по моральным суждениям. Помимо этого, взгляды Гиллиган противоречат представлению  об андрогинии.

 

2. Особенности женской психологии

Следует отметить, что женская психология с научной точки зрения изучена недостаточно. Как указывалось выше, чаще исследования в области женской психологии основываются на сравнении с мужской психологией. Одной из попыток целостного изучения женской психологии является книга М. Палуди - ведущего международного специалиста по женской психологии. В своем пособии «Женская психология» М. Палуди на основе современных научных данных и новейших методологических подходов раскрывает вопросы физического, психофизиологического, психологического, интеллектуального и личностного развития женщины, социальной психологии общения и профессионального роста, женской сексуальности, специальные вопросы гендерно-ролевой социализации и самоопределения женщины в новейшей парадигме "женского взгляда" на социальное окружение. Информация, содержащаяся в данной книге, является предметом изучения таких дисциплин как «Анатомия и физиология», «Дифференциальная психология», «Сексология», а также будет нами рассматриваться и в других разделах гендерной психологии.

В изучение именно психологических, глубинных  основ женской психологии привнесли  наибольший вклад психоаналитики (З.Фрейд, К. Юнг, К. Хорни, А. Адлер, Э.Эриксон и  их последователи) и сказкотерапевты (Р.А. Джонсон, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Кудзилов, Д. Соколов, И.В. Вачков и др.)

Сказкотерапевты, основываясь на психоаналитические теории, рассматривают глубинные  основы женской психологии и пути женской самореализации. Рассмотрим их подробнее.

Чтобы лучше понять "женские  сказки", сказкотерапевты проанализировали большое количество сказочных и мифологических сюжетов, и построили символическую "схему" женской самореализации.

 

Пути женской самореализации в  контексте сказкотерапии

  В чем предназначение женщины?  На этот вопрос отвечают по-разному.  Кто-то считает, что в материнстве, кто-то, что в карьере и социальной пользе, кто-то — в любви… Анализируя сказки и обсуждая их с девушками и женщинами, обращающимися за психологической помощью, сказкотерапевты пришли к такому ответу:

предназначение женщины в том, чтобы быть счастливой.

Базовая проблема современной женщины  заключается в том, что она  реализуется по "мужскому типу", то есть стремится быть активной, подчинять  себе ситуации, события и людей, расходовать  свою энергию. Однако нельзя сказать, чтобы  от такого "перекоса" женщина стала счастливее. Часто совсем наоборот: ей приходится выбирать между социальной самореализацией и семейным счастьем, переживать одиночество и мириться с ним. В чем секрет подобных проблем? На наш взгляд, главная проблема кроется в том, что современная женщина забыла и не пользуется основными принципами женской энергии, которыми являются:

собирание

накопление 

удержание/сбережение

трансформация.

 

Для того чтобы понять, как действуют  эти принципы, нам необходимо рассмотреть  гипотезу о структуре личности женщины.

 

Структура личности женщины

Мы рассмотрим структуру личности женщины, "раскладывая" информацию по трем основным критериям:

ипостаси личности женщины (мы выделяет три ипостаси: ЭГО, ИНСТИНКТ, ДУША)

базовое стремление каждой ипостаси личности женщины

феноменология (проявление в реальности базового стремления данной ипостаси личности женщины)

ЭГО Стремление к безопасной комфортной жизни, процветанию.

Базовую потребность женского Эго  по отношению к партнеру можно  охарактеризовать строчками из некогда знаменитой песни: "Чтоб не пил он, не курил и цветы всегда дарил, в дом зарплату отдавал, тещу мамой называл, был к футболу равнодушен, а в компании не скушен, и к тому же чтобы он и красив был и умен!"  Ресурс: Защита от негативных воздействий на основании прежнего опыта (как личного, так и материнского, и социального), отождествление с социальными моделями комфортной счастливой жизни и женской самореализации,

Теневые аспекты (поврежденное эго): предрассудительное отношение к эмоциональной и духовной близости с мужчиной, другими людьми. Проявление теневых структур социального плана (жадность, "стервозность", стяжательство, интриганство и пр.) Стремление к контролю над людьми, ситуациями, компенсация одиночеством страха быть уязвленной и пр. Поврежденное эго "заковывает в цепи" инстинкт и душу женщины, не дает им проявляться, заставляет страдать, вместо заботы о благополучии. Поврежденное эго заставляет женщину привыкать к внутреннему напряжению, тревоге, одиночеству и страданию.

 

ИНСТИНКТ Стремление к близости, продолжению рода, к материнству, свободе, независимости  Ресурс: Потребности в близости с мужчиной, рождению ребенка, материнство, долгое вскармливание, любопытство, независимость, связь с архаическими ипостасями женской природы (понимание природных женских циклов, обрядов; чутье; ощущение собственной территории и потребность в ней. Теневые аспекты (поврежденный инстинкт): асоциальное поведение, неоправданное бунтарство, сексуальные полигамные эксперименты, потеря чутья к ситуации, ловушкам, подвохам, неразборчивость в связях, выборе парнера.

ДУША Стремление к постижению духовного  знания, к росту, самореализации. Ресурс: Бесстрашие в духовных поисках, умение черпать энергию из разнообразных  событий, отсутствие негативной оценки и интерпретации событий, восприятие событий как уроков развития души и бесценного опыта, стремление к "священному союзу", духовному слиянию и сопереживанию с партнером, высокие нравственные ценности, осознание смысла происходящего и вселенских закономерностей; глубинное переживание любви, ощущения полета, "крыльев за спиной", божественного покровительства.

Теневые аспекты (поврежденная душа): Злоупотребление жизненными испытаниями, злоупотребление трансцендентными переживаниями, склонность к суициду (суицид воспринимается как окно в высший мир или освобождение от тягот мирской жизни), отрыв от реальности, возможны зависимости от наркотиков в силу склонности к путешествиям сознания по другим мирам.

 

Главная задача женской самореализации — сбалансировать, гармонизировать все три ипостаси, научиться ими управлять, и отслеживать их проявление, пользоваться в соответствии с актуальной жизненной ситуацией, ситуационно гармонизировать.

Пути и этапы женской самореализации

  Пути женской самореализации  связаны с проявлением различных сил внутри женщины, источником которых являются ее ипостаси. Актуализированные силы формируют потребность. И далее, женщина осознанно или неосознанно начинает строить программу удовлетворения этой потребности. В сюжетах сказок и мифов описываются в основном сценарии удовлетворения потребности, вызванной либо инстинктом, либо душой. Правда, в бытовых сказках можно найти иронию по поводу потребности, вызванной поврежденным эго, а также совет как справиться с этой потребностью. В сказках герои, имеющие желания, связанные с поврежденным эго (то есть исключительно корыстные желания), строго наказываются или высмеиваются. Например, сварливые мачехи и сводные сестры героинь оказываются ни с чем, или вовсе погибают. Сказки подсказывают единственный путь преодоления действия поврежденного эго — это путь проявления заботы о ближнем.

 

Общие этапы самореализации женщины  и проявление "здоровых" ипостасей  женской личности. 

Нулевой этап (от рождения по половой  зрелости):  накопление опыта, знаний о жизни, впечатлений. Подражание моделям женского поведения (женские модели поведения и самореализации в семье, в среде, заменяющей семью, модели из СМИ). Эго "записывает" источники комфорта и страданий, инстинкт отвечает за пробуждение сексуальности и ее направление, душа продуцирует мечты и высшие духовные устремления.

Первый этап: "священный брак",  поиск духовного партнерства.  Активные поиск или ожидание партнера. Пробужденная женственность требует  реализации. Главный объект самореализации: построение взаимоотношений с партнером. Эго формирует стремление построить комфортные, безопасные необременительные взаимоотношения. Инстинкт формирует стремление к интимной и эмоциональной близости, сексуальным экспериментам. Душа актуализирует желание найти свою "половину", "родственную душу" и построить эмоционально близкие духовные взаимоотношения.

Второй этап: осознание родовой  идентичности. На личном уровне — это  ощущение связи с собственным  родом, женскими и мужскими судьбами предков, понимание жизненных сценариев  предков, их ценностей и устремлений, стиля. На архаическом уровне — это ощущение глубинной связи и "подключенности" к коллективному женскому бессознательному, богиням и жрицам различных религиозных концессий, культур и времен. Эго побуждает женщину собирать родовую информацию, поддерживать связь с родственниками, осуществлять семейные ритуалы. Инстинкт стимулирует желание "усилить" род многочисленным потомством. Душа провоцирует стремление подключиться к глубинным аспектам женского бессознательного.

Информация о работе Лекции по "Гендерной психологии"