Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 15:01, курс лекций
1. Краткая история формирования гендерной психологии
Гендерная психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя определенного пола, обусловленные половой дифференциацией, стратификацией и иерархизацией (И.С. Клецина).
• С точки зрения Т.В. Бендас, в истории зарубежной гендерной психологии можно выделить 5 этапов:
1) разработка соответствующих идей в русле философии (с античных времен до конца XIX в.);
2) формирование предмета и разделов гендерной психологии (конец XIX — начало XX в.);
3) «фрейдовский» — связанный с именем 3. Фрейда и психоанализом (начало
XX в. - 1930-е, гг.);
В целом, можно отметить, что в анализируемый период исследования проблем психологии пола стали проводиться чаще, чем в предыдущие десятилетия; учеными был накоплен определенный фактический материал (преимущественно по психологии половых различий), на который в дальнейшем специалисты могли опираться в решении новых задач.
3. В предыдущие десятилетия
Начиная с 90-х годов обстановка в обществе изменилась.
Большое количество популярной литературы по различным аспектам психологии пола, которая была опубликована в 90-е годы, позволяет ее классифицировать по трем направлениям.
К первому направлению относится значительное число популярных изданий, в которых предлагается информация о женской и мужской психологии, а также выдаются примитивные рекомендации по урегулированию сложных проблем во взаимоотношениях мужчин и женщин. Например, О. Р. Арнольд «Почему убегают мужчины?» (М., 1999), Л. Г. Гущина «Мужчина и методы его дрессировки» (М., 1999), А. Ильичев «Практическое пособие по охоте на мужчин» (М., 1999) и др. Данные публикации выступают как своеобразный тренинг на поляризацию мужских и женских качеств и моделей поведения, а также утверждения самых примитивных представлений вообще о людях, не зависимо от их пола.
Второе направление объединяет многочисленные психологические энциклопедии для мужчин и женщин. Например, «Женская психология» (составитель Н. А. Литвинцева. — М., 1994), «Энциклопедия для юношей и мужчин» (составитель Л. В. Ударинцева — СПб., 1996), «Энциклопедия для женщин. Практическая психология» (автор-составитель О. В. Ходаковская — СПб., 1998).
К третьему направлению относится совсем небольшая часть книг зарубежных авторов, соориентированых на помощь мужчинам и женщинам в осмыслении тех гендерных стереотипов, которые мешают их личностному росту, саморазвитию, самореализации в профессиональной и семейной сферах. Это работы: Дж. Виткин «Правда о женщинах. 14 мифов, сочиненных мужчинами» (СПб., 1996), Л. Хэй «Власть женщины» (М., 1998).
В целом научные работы в области психологии пола последних лет существенно расширили спектр исследований психологических аспектов проблемы половых различий; так, исследования отечественных психологов, проведенные в 90-е годы, посвящены следующим вопросам: отличия в особенностях личности и характери-стиках поведения мужчин и женщин (С. И. Кудинов, Б. И. Хасан и Ю. А. Тюменева), содержание и динамика стереотипов маскулинности-феминности (Т. А. Араканцева и Е. М. Дубовская, психологические различия, присущие представителям двух полов в разные возрастные периоды (Н. А. Смирнова). Например, в исследовании Т. А. Араканцевой и Е. М. Дубовской было установлено, что образ идеального мужчины включает такие традиционно маскулинные качества личности, как смелость, сила воли, выносливость, уверенность в себе, решительность и ответственность, а образ идеальной женщины сочетает в себе и фемининные, и маскулинные качества (нежность, заботливость, мягкость, а также — ответственность, уверенность в себе, отсутствие пассивности), то есть, является по своей сути андрогинным. Эти результаты подтверждают данные, полученные зарубежными исследователями, касающиеся насыщения образа женщины характеристиками, традиционно приписываемых мужчинам (исследование Г. Коои]), и отражают проявления полоролевой демократизации, которая в основном происходит за счет расширения полоролевого репертуара женщин.
Значимым вкладом данных работ в развитие гендерной проблематики является накопление эмпирических фактов о различиях в психологических характеристиках представителей мужского и женского пола, а также привлечение внимания к тем изменениям, которые произошли в системе полоролевых представлений людей (стереотипы маскулинности и фемининности стали менее полярными, чем прежде). Все исследовательские работы по психологии пола, проведенные в начале и середине XX столетия, можно рассматривать как научные предпосылки развития гендерных исследований в отечественной психологии, создающих основу для становления гендерной психологии.
2. Предмет и структура гендерной психологии
Предметом гендерной психологии в самом широком смысле являются особенности психики, которые связаны с полом. Конкретизация этого положения содержится в разных разделах этой области психологии. Можно выделить 6 больших разделов (Т.В. Бендас):
1) психология сравнения мужчин и женщин (психология гендерных различий – И.С. Клецина);
2) психология женщины;
3) психология мужчины;
4) гендерная социализация;
5) психология гендерных
6) гендерная психология лидерства (гендерные характеристики личности – И.С. Клецина)
Задачи и методы гендерной психологии
По мнению И.С. Клециной, основная
задача гендерной психологии — познание
психологических
Также задачи гендерной психологии связаны с институциализацией ее как области научного знания и учебной дисциплины, то есть четкого определения предмета исследования, конкретизации направлений развития, обоснования адекватных методических приемов и принципов исследования, накопления фактологической базы данных.
К задачам гендерной психологии, к ее теоретическим аспектам относится разработка теорий и концепций, методов и методик, проведение широких исследований, к прикладным — внедрение результатов и достижений в практику.
В начале XX в. в гендерной психологии были приняты следующие 5 методов исследования:
1. Грубая индукция.
2. Эксперимент. Как правило, широко не использовался.
3. Дедукция.
4.Биографический метод.
5.Анкетирование
В настоящее время в гендерной психологии используется весь арсенал психо-логических методов: наблюдение, эксперимент, анкетирование, интервьюирование, тесты, моделирование и т. п. Однако не все методики пригодны для изучения гендерной проблематики.
В психологии гендерных
К сожалению, в отечественной науке этот метод пока не получил распростра-нения — прежде всего в силу технических причин.
Статус гендерной психологии
Гендерная психология как отрасль психологической науки, переживающая период своего становления, тесно взаимодействует с традиционными психологическими дисциплинами, эта связь осуществляется через опору на их понятийный аппарат и использование инструментария. Психология гендерных различий наиболее тесно связана с дифференциальной психологией, гендерная социализация — с психологией развития, изучение гендерных характеристик личности базируется на психологии личности, а психология гендерных отношений — на социальной психологии.
Методологические основания
Методологическим основанием гендерных исследований в области психологии, так же как для гендерноориентированных исследований в других сферах научного знания, служит гендерная теория. Современная гендерная теория не пытается оспорить различия между женщинами и мужчинами, полагая, что не так важен сам факт различий, как их социокультурная оценка и интерпретация, а также построение властной системы на основе этих различий.
Фундаментальным положением гендерной теории является представление о том, что почти все традиционно считающиеся «естественными» различия между полами имеют под собой не биологические, а социальные основания.
Гендерный подход — это методология
анализа гендерных
Гендерный подход предлагает способ познания действительности, при котором противопоставление и «очевидная» неравноценность мужских и женских черт личности, образа мыслей, особенностей поведения закрепляют связь между биологическим полом и достижениями в социальной жизни. Данная методология дает возможность отойти от точки зрения о предопределенности мужских и женских характеристик, ролей, статусов и жесткой фиксированности полоролевых моделей поведения, она показывает личностные пути развития и самореализации, не ограниченные традиционными гендерными стереотипами.
Направления и задачи развития гендерной психологии
Исследования гендерной
Основное теоретическое
С позиций социального
Социально-конструктивистская парадигма не только задает рамки исследования механизмов формирования и воспроизводства мужественности и женственности, гендерной культуры («создание гендера» в повседневности, в публичной и приватной сферах), но и ориентирует на изучение способов реконструкции гендерных идентичностей.
3. Содержание понятия «гендер»
Понятие гендер было введено в психологию только в 20 веке. Изначально характеристику мужчинам и женщинам давали с помощью понятий феминность (или фемининность) и маскулинность.
Феминность (женские черты) и маскулинность (мужские черты) – это нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых ролей.
Обыденное сознание склонно абсолютизировать психофизиологические и социальные различия полов, отождествляя маскулинность с активно-творческим, культурным, а феминность – с пассивно-репродуктивным, природным началом. Наукой доказано условность этой категории, показано многообразие свойств маскулинности и феминности, их зависимость от системы половых ролей и культурных норм, а также наличие множества индивидуальных вариаций, не совпадающих с нормативной моделью.
В 19 веке маскулинные
и феминные черты считались
строго дихотомическими,
Эти свойства
представлялись альтернативными:
высокая маскулинность
Поэтому психологи ссылаются на понятие гендера.
Гендер – это социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям “мужчина” и “женщина” (Ш. Берн).
Употребление
термина «гендер» подчеркивает,
что многие различия между
мужчинами и женщинами
Тема 2. Лекция
1. Теории гендерных различий
Все концепции, объясняющие различия между полами, можно разделить на две большие категории: биологические и социальные (Т. Бендас).
1. Биологический подход исходит
из того, что различия между
мужчинами и женщинами
1) близнецов — по изучению наследственных черт;
2) связанные с гормонально-