Лекции по "Гендерной психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 15:01, курс лекций

Краткое описание

1. Краткая история формирования гендерной психологии
Гендерная психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя определенного пола, обусловленные половой дифференциацией, стратификацией и иерархизацией (И.С. Клецина).
• С точки зрения Т.В. Бендас, в истории зарубежной гендерной психологии можно выделить 5 этапов:
1) разработка соответствующих идей в русле философии (с античных времен до конца XIX в.);
2) формирование предмета и разделов гендерной психологии (конец XIX — начало XX в.);
3) «фрейдовский» — связанный с именем 3. Фрейда и психоанализом (начало
XX в. - 1930-е, гг.);

Файлы: 1 файл

гендерная.doc

— 927.50 Кб (Скачать)

В целом, можно отметить, что в  анализируемый период исследования проблем психологии пола стали проводиться чаще, чем в предыдущие десятилетия; учеными был накоплен определенный фактический материал (преимущественно по психологии половых различий), на который в дальнейшем специалисты могли опираться в решении новых задач.

3. В предыдущие десятилетия психология  пола как научная область знания  слабо развивалась, возможно, еще  и потому, что долгие годы в  обществе доминирующими были  установки на единообразие, деиндивидуализацию, унификацию личности в разных  ее проявлениях, в том числе и психологических, а изучение и акцентирование тех или иных психологических различий мужчин и женщин, как представителей двух социальных групп советских людей, рассматривалось как отступление от магистральных научных направлений, заданных партийным руководством. Научные темы, связанные с полом и сексом, были негласно запрещены, и заниматься этими вопросами в то время было небезопасно для своей профессиональной карьеры.

 

Начиная с 90-х годов обстановка в обществе изменилась.

Большое количество популярной литературы по различным аспектам психологии пола, которая была опубликована в 90-е годы, позволяет ее классифицировать по трем направлениям.

К первому направлению относится  значительное число популярных изданий, в которых предлагается информация о женской и мужской психологии, а также выдаются примитивные рекомендации по урегулированию сложных проблем во взаимоотношениях мужчин и женщин. Например, О. Р. Арнольд «Почему убегают мужчины?» (М., 1999), Л. Г. Гущина «Мужчина и методы его дрессировки» (М., 1999), А. Ильичев «Практическое пособие по охоте на мужчин» (М., 1999) и др. Данные публикации выступают как своеобразный тренинг на поляризацию мужских и женских качеств и моделей поведения, а также утверждения самых примитивных представлений вообще о людях, не зависимо от их пола.

Второе направление объединяет многочисленные психологические энциклопедии для мужчин и женщин. Например, «Женская психология» (составитель Н. А. Литвинцева. — М., 1994), «Энциклопедия для юношей и мужчин» (составитель Л. В. Ударинцева — СПб., 1996), «Энциклопедия для женщин. Практическая психология» (автор-составитель О. В. Ходаковская — СПб., 1998).

К третьему направлению относится  совсем небольшая часть книг зарубежных авторов, соориентированых на помощь мужчинам и женщинам в осмыслении тех гендерных стереотипов, которые мешают их личностному росту, саморазвитию, самореализации в профессиональной и семейной сферах. Это работы: Дж. Виткин «Правда о женщинах. 14 мифов, сочиненных мужчинами» (СПб., 1996), Л. Хэй «Власть женщины» (М., 1998).

В целом научные работы в области  психологии пола последних лет существенно  расширили спектр исследований психологических  аспектов проблемы половых различий; так, исследования отечественных психологов, проведенные в 90-е годы, посвящены следующим вопросам: отличия в особенностях личности и характери-стиках поведения мужчин и женщин (С. И. Кудинов, Б. И. Хасан и Ю. А. Тюменева), содержание и динамика стереотипов маскулинности-феминности (Т. А. Араканцева и Е. М. Дубовская, психологические различия, присущие представителям двух полов в разные возрастные периоды (Н. А. Смирнова). Например, в исследовании Т. А. Араканцевой и Е. М. Дубовской было установлено, что образ идеального мужчины включает такие традиционно маскулинные качества личности, как смелость, сила воли, выносливость, уверенность в себе, решительность и ответственность, а образ идеальной женщины сочетает в себе и фемининные, и маскулинные качества (нежность, заботливость, мягкость, а также — ответственность, уверенность в себе, отсутствие пассивности), то есть, является по своей сути андрогинным. Эти результаты подтверждают данные, полученные зарубежными исследователями, касающиеся насыщения образа женщины характеристиками, традиционно приписываемых мужчинам (исследование Г. Коои]), и отражают проявления полоролевой демократизации, которая в основном происходит за счет расширения полоролевого репертуара женщин.

 

Значимым вкладом данных работ  в развитие гендерной проблематики является накопление эмпирических фактов о различиях в психологических характеристиках представителей мужского и женского пола, а также привлечение внимания к тем изменениям, которые произошли в системе полоролевых представлений людей (стереотипы маскулинности и фемининности стали менее полярными, чем прежде). Все исследовательские работы по психологии пола, проведенные в начале и середине XX столетия, можно рассматривать как научные предпосылки развития гендерных исследований в отечественной психологии, создающих основу для становления гендерной психологии.

 

2. Предмет и структура  гендерной психологии

Предметом гендерной психологии в  самом широком смысле являются особенности  психики, которые связаны с полом. Конкретизация этого положения  содержится в разных разделах этой области психологии. Можно выделить 6 больших разделов (Т.В. Бендас):

1) психология сравнения мужчин  и женщин (психология гендерных  различий –           И.С. Клецина);

2) психология женщины; 

3) психология мужчины; 

4) гендерная социализация;

5) психология гендерных отношений; 

6) гендерная психология лидерства (гендерные характеристики личности –                  И.С. Клецина)

Задачи и методы гендерной психологии

По мнению И.С. Клециной,  основная задача гендерной психологии — познание психологических закономерностей  поведения и деятельности людей, как субъектов — носителей, выразителей и создателей гендерных характеристик, ролей и статусов.

Также задачи гендерной психологии связаны с институциализацией ее как области научного знания и  учебной дисциплины, то есть четкого  определения предмета исследования, конкретизации направлений развития, обоснования адекватных методических приемов и принципов исследования, накопления фактологической базы данных.

К задачам гендерной психологии, к ее теоретическим аспектам относится  разработка теорий и концепций, методов и методик, проведение широких исследований, к прикладным — внедрение результатов и достижений в практику.

В начале XX в. в гендерной психологии были приняты следующие 5 методов  исследования:

1.  Грубая индукция.

2. Эксперимент. Как правило, широко не использовался.

3. Дедукция.

4.Биографический метод. 

5.Анкетирование 

В настоящее время в гендерной  психологии используется весь арсенал  психо-логических методов: наблюдение, эксперимент, анкетирование, интервьюирование, тесты, моделирование и т. п. Однако не все методики пригодны для изучения гендерной проблематики.

 В психологии гендерных различий  широко используется и такой  метод иссле-дований, как метаанализ. Он пришел на смену так называемому  качественному литературному обзору, который уходит в прошлое. Метаанализ был введен в со-циальные науки в 1976 г. Дж. Гласом, а затем усовершенствован рядом авторов (Hedges, Olkin, 1985; Rosenthal, Rubin, 1982). Это метод вторичной математической обработки независимых исследований, посвященных одной проблеме.

К сожалению, в отечественной науке  этот метод пока не получил распростра-нения  — прежде всего в силу технических  причин.

 

Статус гендерной психологии

Гендерная психология как отрасль  психологической науки, переживающая период своего становления, тесно взаимодействует с традиционными психологическими дисциплинами, эта связь осуществляется через опору на их понятийный аппарат и использование инструментария. Психология гендерных различий наиболее тесно связана с дифференциальной психологией, гендерная социализация — с психологией развития, изучение гендерных характеристик личности базируется на психологии личности, а психология гендерных отношений — на социальной психологии.

Методологические основания гендерной  психологии

   Методологическим основанием гендерных исследований в области психологии, так же как для гендерноориентированных исследований в других сферах научного знания, служит гендерная теория. Современная гендерная теория не пытается оспорить различия между женщинами и мужчинами, полагая, что не так важен сам факт различий, как их социокультурная оценка и интерпретация, а также построение властной системы на основе этих различий.

Фундаментальным положением гендерной  теории является представление о  том, что почти все традиционно  считающиеся «естественными» различия между полами имеют под собой не биологические, а социальные основания.

Гендерный подход — это методология  анализа гендерных характеристик  личности и психологических аспектов межполовых отношений. Он ориентирован на анализ последствий половой дифференциации и иерархичности (мужское доминирование и женское подчинение) в складывающихся отношениях между мужчинами и жен-щинами и в процессе их индивидуального жизненного пути.

Гендерный подход предлагает способ познания действительности, при котором противопоставление и «очевидная» неравноценность мужских и женских черт личности, образа мыслей, особенностей поведения закрепляют связь между биологическим полом и достижениями в социальной жизни. Данная методология дает возможность отойти от точки зрения о предопределенности мужских и женских характеристик, ролей, статусов и жесткой фиксированности полоролевых моделей поведения, она показывает личностные пути развития и самореализации, не ограниченные традиционными гендерными стереотипами.

 

Направления и задачи развития гендерной психологии

Исследования гендерной психологии призваны показать механизмы конструирования  гендерной идентичности в разных временных и социокультурных  контекстах, а также обосновать возможности  изменения идентичности мужчин и женщин в ситуации социальных преобразований.

Основное теоретическое направление, в рамках которого развивается гендерная  психология — это социально-конструктивистское направление в исследованиях  гендера. Теория социального конструктивизма  — одна из современных популярных социально-психологических концепций. Центральная идея этой теории заключается в том, что социальная психология не только в ее бихевиористской парадигме, но также и в традиционном когнитивизме недооценивает значение социальной ситуации, в рамках которой осуществляется процесс познания человеком окружающего мира, то есть утрачивается такой важный компонент познавательного процесса, как конструирование социального мира. Именно на идее конструирования гендерной составляющей личности и базируются исследования, проводимые в социально-конструктивистской парадигме.

С позиций социального конструирования  гендера, и пол, и гендер социально  достигаемые статусы. Так же как  раса, этничность и социальный класс, гендерные категории институционализированы культурой и социумом.

Социально-конструктивистская парадигма  не только задает рамки исследования механизмов формирования и воспроизводства  мужественности и женственности, гендерной  культуры («создание гендера» в повседневности, в публичной и приватной сферах), но и ориентирует на изучение способов реконструкции гендерных идентичностей.

 

3. Содержание понятия  «гендер»

Понятие гендер было введено в психологию только в 20 веке. Изначально характеристику мужчинам и женщинам давали с помощью  понятий феминность (или фемининность) и маскулинность.

 Феминность   (женские   черты) и  маскулинность  (мужские   черты) –  это нормативные   представления    о     соматических,    психических    и   поведенческих  свойствах,  характерных  для  мужчин  и  женщин; элемент  полового  символизма, связанный с дифференциацией половых ролей.

 

     Обыденное  сознание  склонно  абсолютизировать  психофизиологические  и  социальные       различия        полов,  отождествляя    маскулинность    с     активно-творческим, культурным, а  феминность – с  пассивно-репродуктивным, природным  началом.  Наукой  доказано  условность  этой  категории, показано  многообразие  свойств  маскулинности  и  феминности, их  зависимость  от  системы  половых  ролей  и  культурных  норм, а  также наличие  множества  индивидуальных  вариаций, не  совпадающих  с  нормативной  моделью.

     В  19  веке маскулинные   и  феминные  черты  считались   строго  дихотомическими, взаимоисключающими, а  всякое  отступление  от  «норматива» считалось  как   патология  или  шаг  в  направлении  к  ней.  «Позже  жесткий  нормативизм  уступил  место  идее  континуума  маскулинно-феминных  свойств» (И.С. Кон).

     Эти  свойства  представлялись  альтернативными:  высокая  маскулинность  должна  коррелировать  с  низкой  феминностью и обратно, причем  для мужчин  желательна  высокая маскулинность, для женщин – феминность.  Вскоре  выяснилось, что не  все психические свойства  поляризуются  на  «мужские» и «женские».  Новые, более совершенные тесты рассматривают  маскулинность  и  феминность  не  как  полюсы  одного  континуума, а  как  независимые  параметры.  Сравнение  показателей  одного  и  того  же  индивида  по  шкалам  маскулинности  и  феминности  позволяет  вычислить  степень  его  психологической  андрогинии.  И.С. Кон  пишет  о  «неудачности  понятия  “андрогиния”, невольно  ассоциирующегося  с  сексуальной  патологией  или  отсутствием  всякой  половой  дифференцировки.    Ориентация  на  андрогинию, т.е. выход  за  пределы  жесткой  половой  дихотомизации, чаще  встречается  среди  более  старших  людей, в  конце  юности  или  у  взрослых, тогда  как  подростки  ориентируются  больше  на  полярные  образы  “мужского” и  “женского”».

 

Поэтому   психологи    ссылаются  на  понятие гендера.

Гендер – это  социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди  дают  определение понятиям  “мужчина” и “женщина” (Ш. Берн).

       Употребление  термина «гендер» подчеркивает, что многие различия между  мужчинами и женщинами создаются  культурой, тогда как понятие «пол» подразумевает, что все различия являются прямым следствием биологического пола. До указывала, что понятие «пол» следует использовать для описания демографических категорий. Но если говорить о природе женственности или мужественности, она рекомендует применять понятие «гендер».  Вопрос терминологии, по мнению Берн, еще не разрешен учеными, поэтому у авторов принято с самого начала определять свой выбор.  

Тема 2. Лекция

1. Теории гендерных различий

Все концепции, объясняющие различия между полами, можно разделить на две большие категории: биологические и социальные (Т. Бендас).

1. Биологический подход исходит  из того, что различия между  мужчинами и женщинами объясняются  генетическими и гормональными  факторами, строением мозга, врожденными особенностями конституции, темперамента и т. п. Были проведены исследования:

1) близнецов — по изучению  наследственных черт;

2) связанные с гормонально-химическими  и физиологическими переменными            (X. Айзенк, М. Цукерман и др.). В  частности, Цукерман предположил, что ген-дерные различия по доминантности и агрессивности могут быть связаны с по-ловыми гормонами. Так же пытались объяснить и различия по зрительно-про-странственным способностям;

Информация о работе Лекции по "Гендерной психологии"