Лекции по "Гендерной психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 15:01, курс лекций

Краткое описание

1. Краткая история формирования гендерной психологии
Гендерная психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя определенного пола, обусловленные половой дифференциацией, стратификацией и иерархизацией (И.С. Клецина).
• С точки зрения Т.В. Бендас, в истории зарубежной гендерной психологии можно выделить 5 этапов:
1) разработка соответствующих идей в русле философии (с античных времен до конца XIX в.);
2) формирование предмета и разделов гендерной психологии (конец XIX — начало XX в.);
3) «фрейдовский» — связанный с именем 3. Фрейда и психоанализом (начало
XX в. - 1930-е, гг.);

Файлы: 1 файл

гендерная.doc

— 927.50 Кб (Скачать)

Восприятие и внимание к изменению  деталей обычно также лучше развито  у женской части популяции, но при этом они чаще ошибаются в  оценке пространственных отношений и отзываются на ложные пространственные стимулы.

Различия по памяти связаны с  характером запоминаемого материала  и возрастом испытуемых: по вербальной памяти (на слова, предложения, рассказы, имена) отмечается либо превосходство  девочек с 3 лет, либо отсутствие различий, по знаковой памяти (на цифры, буквы, линии) наблюдается отсутствие различий (5-84 года), по памяти на предметы и их пространственное расположение — либо отсутствие различий, либо превосходство мальчиков, по образной памяти — либо отсутствие различий, либо превосходство мальчиков (3-21 год), однако в сочетании с названием картинки — превосходство девочек (5-21 год), по кратковременной памяти — отсутствие различий у детей и у некоторых взрослых (до 21 года), а также превосходство взрослых женщин с высоким уровнем эстрогенов (женских половых гормонов), и по социальной памяти — отсутствие различий (4-21 год) или превосходство женщин. Помимо этого, мальчики запоминают технический материал лучше, чем вербальный, а девочки одинаково хорошо запоминают и тот и другой.

В роли свидетелей и мужчины и  женщины более точно запоминают детали вещей и событий, связанные  с их полом, но в целом женщины  считаются более надежными свидетелями, чем мужчины.

По общему интеллекту чаще всего  наблюдается отсутствие гендерных различий. Эта закономерность прослеживается во всех возрастах (от новорожденных до 70-летних стариков), в разных культурах, у представителей всех рас, у испытуемых, которые выросли в неблагоприятных условиях, в том числе и экономических, у испытуемых с задержкой психического развития, по показателям роста и снижения интеллекта, в лонгитюдных исследованиях и по вербальным и невербальным субтестам.

 

Учет деятельности испытуемых обнаруживает различия: общий интеллект мужчин имеет четко выраженную структуру, с доминированием невербального компонента, в то время как интеллект женщин слабо интегрирован.

В случае с речевыми способностями  по большинству характеристик обнару-живается превосходство девочек и женщин. Оно охватывает способности к  артикуляции и подражанию, словарный запас, уровень развития речи и речевые навыки, декодирование речи, богатство и правильность ассоциаций, смысловое понимание речи, психолингвистические способности, вербальный интеллект в интеллек-туальных тестах и показатели чтения. Вербальные способности с достоверностью выше у женской части популяции, девочки также быстрее осваивают чтение (примечательно, что такие нарушения как дислексия и дисграфия чаще отмечаются у мальчиков).

По математическим способностям наблюдаются  отсутствие различий по вычислительным способностям, превосходство девочек в заданиях по нумерации и мальчиков и мужчин — в области вычислений. У девочек обнаружена «ма-тематическая тревога», влияющая на их низкую успеваемость по этому предмету.

Технические способности раньше развиваются и лучше выражены у мальчиков.

Что же касается способностей к искусствам, то девочки, как правило, раньше начинают рисовать и охотнее это делают, чем мальчики, умеют выносить более  тонкие суждения об искусстве. Впрочем, эти различия нередко связывают с принятыми особенностями воспитания (например, темпы развития речи связывают с особенностями игры девочек, которые в основном моделируют общение; изменив традиционные «объектные» игры мальчиков в машинки, конструктор и т.п., можно простимулировать также и их речевое развитие, однако при этом остается открытым вопрос о риске искаженной полоролевой идентичности). В сфере музыкальных способностей различий не обнаружено.

Исследования эмоциональных реакций  маленьких детей показали, что в боль-шинстве случаев гендерные различия в плаче и страхе отсутствуют, но у мальчиков это не только эмоциональная, но и исследовательская реакция на новый стимул и новизну ситуации, а у девочек — «коммуникативный» плач (вызываемый угрозой лишения общения с окружающими).

В большинстве случаев мальчики и девочки одинаково склонны  испытывать страх в незнакомых и  опасных ситуациях, но в ряде исследований девочки проде-монстрировали больший  уровень страха, а мальчики ни разу не показывали такого превосходства.

 

 

Исследования эмоциональности  по большей части демонстрируют  превосходство женщин. Так, у женщин имеется более высокий уровень  тревожности, большая значимость связи  эмоций с межличностными отношениями, большая чувствительности к негативным жизненным событиям друзей и близких, чаще на-блюдаются депрессии, сообщения о своих негативных эмоциях, отмечается боль-шая яркость положительных эмоций, отсутствие застенчивости при демонстрации эмоциональных реакций, большее соответствие невербальной экспрессии эмоциональному состоянию и большая точность декодирования эмоциональных невербальных сигналов других.

Для мальчиков и мужчин характерно стремление скрывать свои эмоции, осо-бенно  негативные, эмоциональная сдержанность — даже с друзьями своего пола, и  более жесткая регламентация со стороны общества по поводу демонстрации эмоциональных переживаний. Однако иногда мужчины даже превосходят женщин по эмоциональности: это касается таких негативных эмоций, как гнев, презрение и отвращение, а также точности декодирования невербальных сигналов, свидетельствующих о переживании гнева у окружающих.

Рассматривая особенности эмоциональной  сферы, многие исследователи отмечают большую сензитивность девочек  по сравнению с мальчиками, что, с  одной стороны, обусловливает различие неврозов у мальчиков и девочек, а с другой   приводит к тому, что противоправное поведение чаще отмечается среди мальчиков, особенно начиная с подросткового возраста. Невротические отклонения девочек чаще заключаются в появлении страхов, волнения, вредных привычек аутоагрессивной этиологии (кусание пальцев, грызение ногтей и т.д.). У мальчиков больше распространены проблемы поведения.

Можно говорить о существовании  гендерно типичных «мужских» и «женских»  эмоций: для мужчин это гнев, а  для женщин — печаль и страх

 

5. Гендерные различия  личностных характеристик

Отождествление себя с определенным полом, освоение соответствующих ему  форм поведения и формирование личностных характеристик — это становление  гендерной идентичности (проблему гендерной  идентичности рассмотрим более подробно в теме 5).

В ее изучении выделяют 4 этапа. Первый — начало XX в.: наивное житейское  представление о том, какой должна быть женщина. Второй — психоаналитический (1920-е гг.): здоровая гендерная идентичность связывалась с фемининными качествами у женщин (зависимостью, подчиненностью, низкой самооценкой) и маскулинными — у мужчин (уверенностью в себе и стремлением к власти), под-черкивалась роль мужчин в формировании здоровой идентичности обоих полов. Третий этап — 70-80-е гг. XX в.: привлечение идеи андрогинии для объяснения различных вариаций гендерной идентичности. Четвертый этап — последние не-сколько лет: разочарование в идее андрогинии и предпочтение маскулинных ха-рактеристик как обеспечивающих успех и психологическое благополучие индивида.

Механизмом формирования гендерных  установок детей (3-7 лет) в нашей  стране является эмоционально-когнитивный  диссонанс (рассогласование маскулинной  когнитивной ориентации и позитивного  эмоционального отношения к женскому полу).

В структуре темперамента наблюдаются следующие различия. Так, результаты, полученные при помощи опросника В.М. Русалова, включающего 8 шкал, отмечают различия по 6 шкалам. У женщин выше показатели социальной пластичности, эмоциональности, социальной эмоциональности, а у мужчин   показатели эргичности, пластичности и индивидуального темпа. Социальная эргичность и социальный индивидуальный темп с полом практически не связаны.

Итак, мужчины характеризуются  более широкой сферой деятельности, гибкостью мышления, стремлением  к труду, высокой скоростью выполнения операций при осуществлении предметной деятельности. А женщины отличаются легкостью вступления в социальные контакты, повышенной чувствительностью к неудачам на работе и в общении, беспокойством, неуверенностью. Таким образом, согласно теории В.А.Геодакяна, можно оценить направление эволюционного процесса: в области темперамента по таким признакам, как социальная эргичность и социальный темп, эволюция завершена, в дальнейшем у женщин произойдет увеличение значений эргичности и пластичности уменьшение социальной пластичности, снижение эмоциональной чувствительности.

У мальчиков и мужчин наблюдается  превосходство по «маскулинному» аспекту  самооценки (связанному с физическим развитием и доминантностью), а  у девочек и женщин — по фемининным аспектам (социальная сенситивность, комму-никативность).

 

Изменения самооценки в сторону  любования собой (нарциссизм) обнаружи-ваются в равной степени у детей обоего пола, но девочки восхищаются своим  внешним видом, а мальчики — своими физическими кондициями и социальным статусом.

Самооценка более устойчива  у мальчиков и мужчин, чем у  девочек и женщин. На эти половые  различия влияют 4 фактора: степень  открытости во взаимоотно-шениях, реакция  на обратную связь, стресс, связанный  с отношениями с близкими людьми, и защитные механизмы (компенсаторное поведение, стратегии само-презентации и самоусиления).

Мужчины выстраивают более мощную защиту своей самооценки. Некоторые  феномены проявляются у них более  ярко, чем у женщин («фальшивая уникаль-ность»).

С дошкольного до подросткового возраста мальчики и девочки практически не отличаются по уровню притязаний и мотивации по отношению к учебе и оценкам ее успешности. В то же время девочки превосходят мальчиков по стремлению к автономным достижениям и по реальным успехам в школе на протяжении всего периода обучения.

У взрослых (по проективным методикам) обнаружилось, что женщины демон-стрируют более высокую мотивацию достижений в нейтральных условиях, муж-чинам  для повышения мотивации нужна  специальная достиженческая (интеллек-туально-лидерская) стимуляция, а женщинам для повышения мотивации необхо-димы социальные стимулы (связанные с принятием их группой). Мотивационный профиль также связан с полом проективного образа.

У девочек в дошкольном возрасте преобладает ориентация на задачу, а у маль-чиков — личностная ориентация (на взаимодействие со сверстниками); ориентация на взаимодействие со взрослыми одинакова у обоих полов. Мотивация аффилиации более развита у девочек.

В целом ни один пол не проявляет  большего интереса, чем другой, ни к самой деятельности, ни к наградам и одобрению, которые с ней связаны. Однако во взрослом возрасте два вида мотивации — достижения и аффилиации (связанные с карьерой и семьей) — могут порождать у женщин ролевой конфликт — в зависи-мости от культуры, в которой они формируются.

 

Что же касается различия в системах ценностей, то они обнаруживаются у  детей до подросткового возраста и сглаживаются среди взрослых. Так, девочки больше ориентированы на ценности личной привлекательности, семейного благополучия, а в профессиональной сфере   на приобретение нового интересного опыта и расширения круга общения, в то время как мальчики и здесь в основном обращаются к взаимодействию с «большим социумом», выражая стремление к власти, независимости, выгоде.

Картина доминирования у детей  является более сложной, чем у  животных. Выделяют 4 его типа: агрессивное, эгоистическое (в собственных целях), макиавеллистское и просоциальное (внушающее ответственность).

Мальчики демонстрируют превосходство  по следующим типам доминантности: агрессивной (и по отношению к мальчикам, и по отношению к девочкам), эгоистической (только в возрасте 3-6 лет), по форме макиавеллизма (более грубому варианту манипулирования). Они делают большее число попыток доминирования — и над детьми, и над взрослыми (в 4-5 лет) и считают себя более доминантным полом. Доминируют они и в смешанных по полу группах. Девочкам свойственна просоциальная доминантность (в 3-6 лет), доминирование в однополых парах (2-6 лет) и более тонкая форма макиавеллизма. Девочки проявляют и «контрдоминантность» (нежелание подчиняться), но только по отношению к сверстникам обоего пола, а не к взрослым.

Различия по агрессивности относятся  к наиболее устойчивым начиная с  детского возраста. Мальчики и мужчины  превосходят девочек и женщин по открытой физической агрессии, а девочки и женщины чаще прибегают к скрытой вербальной агрессии. Гендерные различия в агрессивности объясняются двумя категориями факторов: биологическими (наличие подобных половых различий у животных, связь агрессивности с доминантностью и сексуальностью, гормональный фактор) и социальными (формирование гендерных стереотипов и различных гендерных норм поведения, культура, в которой сформированы эти стереотипы и нормы).

Женщины обладают большей общей, а  мужчины — социальной тревожностью. Фактор культуры оказывает существенное влияние на проявление тревожности у обоих полов.

Данные по локусу контроля противоречивы: по одним личностным шкалам большая  интернальность обнаруживается у мужчин, по другим — у женщин.

Комплексная характеристика заботливости включает три главные составляющие: забота о потомстве, альтруизм и  эмпатию. По этой характеристике обнаружено значительное превосходство женщин, но по заботе о потомстве и альтруизму различий нет.

 

Наконец, анализ личностных факторов Большой Пятерки показал, что по всем факторам, кроме открытости к опыту, наблюдается половой дипсихизм. Экстраверсия, включающая доминантность и поиск ощущений, больше выражена у мужчин; зато дружелюбность, включающая качества заботы и любви, сильнее выражена у женщин. Психотизм больше присущ мужской подвыборке.

Гендерные различия по личностным характеристикам  устойчивы во всех воз-растах, независимо от уровня образования испытуемых, страны и года получения данных. Есть основания считать культуру важным фактором формирования гендерных стереотипов, влияющих на эти различия.

Информация о работе Лекции по "Гендерной психологии"