Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 15:01, курс лекций
1. Краткая история формирования гендерной психологии
Гендерная психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя определенного пола, обусловленные половой дифференциацией, стратификацией и иерархизацией (И.С. Клецина).
• С точки зрения Т.В. Бендас, в истории зарубежной гендерной психологии можно выделить 5 этапов:
1) разработка соответствующих идей в русле философии (с античных времен до конца XIX в.);
2) формирование предмета и разделов гендерной психологии (конец XIX — начало XX в.);
3) «фрейдовский» — связанный с именем 3. Фрейда и психоанализом (начало
XX в. - 1930-е, гг.);
Восприятие и внимание к изменению деталей обычно также лучше развито у женской части популяции, но при этом они чаще ошибаются в оценке пространственных отношений и отзываются на ложные пространственные стимулы.
Различия по памяти связаны с характером запоминаемого материала и возрастом испытуемых: по вербальной памяти (на слова, предложения, рассказы, имена) отмечается либо превосходство девочек с 3 лет, либо отсутствие различий, по знаковой памяти (на цифры, буквы, линии) наблюдается отсутствие различий (5-84 года), по памяти на предметы и их пространственное расположение — либо отсутствие различий, либо превосходство мальчиков, по образной памяти — либо отсутствие различий, либо превосходство мальчиков (3-21 год), однако в сочетании с названием картинки — превосходство девочек (5-21 год), по кратковременной памяти — отсутствие различий у детей и у некоторых взрослых (до 21 года), а также превосходство взрослых женщин с высоким уровнем эстрогенов (женских половых гормонов), и по социальной памяти — отсутствие различий (4-21 год) или превосходство женщин. Помимо этого, мальчики запоминают технический материал лучше, чем вербальный, а девочки одинаково хорошо запоминают и тот и другой.
В роли свидетелей и мужчины и
женщины более точно запоминают
детали вещей и событий, связанные
с их полом, но в целом женщины
считаются более надежными
По общему интеллекту чаще всего наблюдается отсутствие гендерных различий. Эта закономерность прослеживается во всех возрастах (от новорожденных до 70-летних стариков), в разных культурах, у представителей всех рас, у испытуемых, которые выросли в неблагоприятных условиях, в том числе и экономических, у испытуемых с задержкой психического развития, по показателям роста и снижения интеллекта, в лонгитюдных исследованиях и по вербальным и невербальным субтестам.
Учет деятельности испытуемых обнаруживает различия: общий интеллект мужчин имеет четко выраженную структуру, с доминированием невербального компонента, в то время как интеллект женщин слабо интегрирован.
В случае с речевыми способностями
по большинству характеристик
По математическим способностям наблюдаются отсутствие различий по вычислительным способностям, превосходство девочек в заданиях по нумерации и мальчиков и мужчин — в области вычислений. У девочек обнаружена «ма-тематическая тревога», влияющая на их низкую успеваемость по этому предмету.
Технические способности раньше развиваются и лучше выражены у мальчиков.
Что же касается способностей к искусствам, то девочки, как правило, раньше начинают рисовать и охотнее это делают, чем мальчики, умеют выносить более тонкие суждения об искусстве. Впрочем, эти различия нередко связывают с принятыми особенностями воспитания (например, темпы развития речи связывают с особенностями игры девочек, которые в основном моделируют общение; изменив традиционные «объектные» игры мальчиков в машинки, конструктор и т.п., можно простимулировать также и их речевое развитие, однако при этом остается открытым вопрос о риске искаженной полоролевой идентичности). В сфере музыкальных способностей различий не обнаружено.
Исследования эмоциональных
В большинстве случаев мальчики
и девочки одинаково склонны
испытывать страх в незнакомых и
опасных ситуациях, но в ряде исследований
девочки проде-монстрировали
Исследования эмоциональности по большей части демонстрируют превосходство женщин. Так, у женщин имеется более высокий уровень тревожности, большая значимость связи эмоций с межличностными отношениями, большая чувствительности к негативным жизненным событиям друзей и близких, чаще на-блюдаются депрессии, сообщения о своих негативных эмоциях, отмечается боль-шая яркость положительных эмоций, отсутствие застенчивости при демонстрации эмоциональных реакций, большее соответствие невербальной экспрессии эмоциональному состоянию и большая точность декодирования эмоциональных невербальных сигналов других.
Для мальчиков и мужчин характерно стремление скрывать свои эмоции, осо-бенно негативные, эмоциональная сдержанность — даже с друзьями своего пола, и более жесткая регламентация со стороны общества по поводу демонстрации эмоциональных переживаний. Однако иногда мужчины даже превосходят женщин по эмоциональности: это касается таких негативных эмоций, как гнев, презрение и отвращение, а также точности декодирования невербальных сигналов, свидетельствующих о переживании гнева у окружающих.
Рассматривая особенности
Можно говорить о существовании гендерно типичных «мужских» и «женских» эмоций: для мужчин это гнев, а для женщин — печаль и страх
5. Гендерные различия личностных характеристик
Отождествление себя с определенным
полом, освоение соответствующих ему
форм поведения и формирование личностных
характеристик — это
В ее изучении выделяют 4 этапа. Первый
— начало XX в.: наивное житейское
представление о том, какой должна
быть женщина. Второй — психоаналитический
(1920-е гг.): здоровая гендерная идентичность
связывалась с фемининными каче
Механизмом формирования гендерных установок детей (3-7 лет) в нашей стране является эмоционально-когнитивный диссонанс (рассогласование маскулинной когнитивной ориентации и позитивного эмоционального отношения к женскому полу).
В структуре темперамента наблюдаются следующие различия. Так, результаты, полученные при помощи опросника В.М. Русалова, включающего 8 шкал, отмечают различия по 6 шкалам. У женщин выше показатели социальной пластичности, эмоциональности, социальной эмоциональности, а у мужчин показатели эргичности, пластичности и индивидуального темпа. Социальная эргичность и социальный индивидуальный темп с полом практически не связаны.
Итак, мужчины характеризуются более широкой сферой деятельности, гибкостью мышления, стремлением к труду, высокой скоростью выполнения операций при осуществлении предметной деятельности. А женщины отличаются легкостью вступления в социальные контакты, повышенной чувствительностью к неудачам на работе и в общении, беспокойством, неуверенностью. Таким образом, согласно теории В.А.Геодакяна, можно оценить направление эволюционного процесса: в области темперамента по таким признакам, как социальная эргичность и социальный темп, эволюция завершена, в дальнейшем у женщин произойдет увеличение значений эргичности и пластичности уменьшение социальной пластичности, снижение эмоциональной чувствительности.
У мальчиков и мужчин наблюдается превосходство по «маскулинному» аспекту самооценки (связанному с физическим развитием и доминантностью), а у девочек и женщин — по фемининным аспектам (социальная сенситивность, комму-никативность).
Изменения самооценки в сторону любования собой (нарциссизм) обнаружи-ваются в равной степени у детей обоего пола, но девочки восхищаются своим внешним видом, а мальчики — своими физическими кондициями и социальным статусом.
Самооценка более устойчива у мальчиков и мужчин, чем у девочек и женщин. На эти половые различия влияют 4 фактора: степень открытости во взаимоотно-шениях, реакция на обратную связь, стресс, связанный с отношениями с близкими людьми, и защитные механизмы (компенсаторное поведение, стратегии само-презентации и самоусиления).
Мужчины выстраивают более мощную защиту своей самооценки. Некоторые феномены проявляются у них более ярко, чем у женщин («фальшивая уникаль-ность»).
С дошкольного до подросткового возраста мальчики и девочки практически не отличаются по уровню притязаний и мотивации по отношению к учебе и оценкам ее успешности. В то же время девочки превосходят мальчиков по стремлению к автономным достижениям и по реальным успехам в школе на протяжении всего периода обучения.
У взрослых (по проективным методикам)
обнаружилось, что женщины демон-стрируют
более высокую мотивацию
У девочек в дошкольном возрасте преобладает ориентация на задачу, а у маль-чиков — личностная ориентация (на взаимодействие со сверстниками); ориентация на взаимодействие со взрослыми одинакова у обоих полов. Мотивация аффилиации более развита у девочек.
В целом ни один пол не проявляет большего интереса, чем другой, ни к самой деятельности, ни к наградам и одобрению, которые с ней связаны. Однако во взрослом возрасте два вида мотивации — достижения и аффилиации (связанные с карьерой и семьей) — могут порождать у женщин ролевой конфликт — в зависи-мости от культуры, в которой они формируются.
Что же касается различия в системах ценностей, то они обнаруживаются у детей до подросткового возраста и сглаживаются среди взрослых. Так, девочки больше ориентированы на ценности личной привлекательности, семейного благополучия, а в профессиональной сфере на приобретение нового интересного опыта и расширения круга общения, в то время как мальчики и здесь в основном обращаются к взаимодействию с «большим социумом», выражая стремление к власти, независимости, выгоде.
Картина доминирования у детей является более сложной, чем у животных. Выделяют 4 его типа: агрессивное, эгоистическое (в собственных целях), макиавеллистское и просоциальное (внушающее ответственность).
Мальчики демонстрируют
Различия по агрессивности относятся к наиболее устойчивым начиная с детского возраста. Мальчики и мужчины превосходят девочек и женщин по открытой физической агрессии, а девочки и женщины чаще прибегают к скрытой вербальной агрессии. Гендерные различия в агрессивности объясняются двумя категориями факторов: биологическими (наличие подобных половых различий у животных, связь агрессивности с доминантностью и сексуальностью, гормональный фактор) и социальными (формирование гендерных стереотипов и различных гендерных норм поведения, культура, в которой сформированы эти стереотипы и нормы).
Женщины обладают большей общей, а мужчины — социальной тревожностью. Фактор культуры оказывает существенное влияние на проявление тревожности у обоих полов.
Данные по локусу контроля противоречивы: по одним личностным шкалам большая интернальность обнаруживается у мужчин, по другим — у женщин.
Комплексная характеристика заботливости включает три главные составляющие: забота о потомстве, альтруизм и эмпатию. По этой характеристике обнаружено значительное превосходство женщин, но по заботе о потомстве и альтруизму различий нет.
Наконец, анализ личностных факторов Большой Пятерки показал, что по всем факторам, кроме открытости к опыту, наблюдается половой дипсихизм. Экстраверсия, включающая доминантность и поиск ощущений, больше выражена у мужчин; зато дружелюбность, включающая качества заботы и любви, сильнее выражена у женщин. Психотизм больше присущ мужской подвыборке.
Гендерные различия по личностным характеристикам устойчивы во всех воз-растах, независимо от уровня образования испытуемых, страны и года получения данных. Есть основания считать культуру важным фактором формирования гендерных стереотипов, влияющих на эти различия.