Лекции по "Гендерной психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 15:01, курс лекций

Краткое описание

1. Краткая история формирования гендерной психологии
Гендерная психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя определенного пола, обусловленные половой дифференциацией, стратификацией и иерархизацией (И.С. Клецина).
• С точки зрения Т.В. Бендас, в истории зарубежной гендерной психологии можно выделить 5 этапов:
1) разработка соответствующих идей в русле философии (с античных времен до конца XIX в.);
2) формирование предмета и разделов гендерной психологии (конец XIX — начало XX в.);
3) «фрейдовский» — связанный с именем 3. Фрейда и психоанализом (начало
XX в. - 1930-е, гг.);

Файлы: 1 файл

гендерная.doc

— 927.50 Кб (Скачать)

 

Третий этап: социальная самореализация. Ощущение собственного предназначения и выбор стиля самореализации в соответствии с женской природой. Обретение сподвижников и коллег, истинных друзей и подруг, жизненная стойкость, проявление способности отстаивать собственные позиции и идеалы. Эго отвечает за то, чтобы за любимую работу достойно платили, и она не была сопряжена с явным риском для жизни. Инстинкт помогает чувствовать выгодные предложения и истинных сподвижников, а также социальные подвохи, ловушки, "нечистоплотные" предложения. Душа доминирует в реализации предназначения, ведет по пути, укрепляет решимость, веру.

Четвертый этап: жизнь в соответствии с природными циклами. Гармония окружающего  и внутреннего мира. Эзотерическое  знание начинает "работать" как  способ общения с внутренним и внешним. Понимание природных и женских циклов, особенностей задач, актуализированных в определенный возрастной период. Проявление мудрости и заботы. Сокрытие знаний. Жертвенность. На этом этапе женщина становится зрелой, ее эго растворяется, так как обеспечение безопасной и комфортной жизни берут на себя инстинкт (чутье, наитие) и душа (ощущение связи с высшими силами).

В сказках и мифах отражаются все четыре этапа. Четыре — число  стабильности, земли, что для женщины  чрезвычайно важно. "В идеале" — эти четыре этапа соответствуют определенным возрастным промежуткам:

Нулевой — от рождения до 14 лет

Первый — от 14 до 24 лет

Второй — от 24 до 30 лет

Третий — от 30 до 55 лет

Четвертый от 55 и далее

 

Однако в реальной жизни современной  женщины все происходит гораздо сложнее и запутаннее. Нередко все четыре этапа "перетасованы" во внутреннем мире как колода карт, поэтому жизненные события фрагментарно актуализируют задачи того или иного этапа, а нередко и их сложную комбинацию.

Иногда женщина всю свою жизнь посвящает первому этапу самореализации, но так и не приходит к "священному браку", так и не находит своего духовного партнера. Как правило, это происходит в силу действия поврежденного эго, которое "в целях безопасности" старается не допускать глубоких доверительных отношений с мужчиной. Или в силу действия поврежденного инстинкта, который блокирует избирательную способность женщины, и она все время привлекает к себе "не тех" мужчин. А бывает, что духовное партнерство не создается в связи с действием "поврежденной души": привычка страдать "для очищения души", провоцирует трагические финалы взаимоотношений.

Так или иначе, женщина может  успешно компенсироваться за счет других этапов: быть успешной в социальной самореализации, или посвятить свою жизнь роду (матери, родителям, родственника, детям).

Женская психология малоизученная  область психологического знания, которой  необходимо дальнейшее изучение.

 

Тема 4. Лекция

Мужская психология (психология  мужчины) делает первые шаги. Здесь предметом являются те особенности психики, которых нет у женщин. В частности, изучается влияние мужских гормонов на способность мужчин решать пространственные задачи. Часто сравнение с женщинами также нерелевантно — ибо самая маскулинная женщина отличается от самого фемининного мужчины. Также существуют специфические мужские заболевания (например, связанные с половой сферой), которые влияют на психику мужчин и, которых нет у женщин. Важно изучить психологические факторы мужской смертности. Можно исследовать мужские профессии, где нет ни одной женщины (или их чрезвычайно мало), а также мужские группы — деловые, профессиональные, клубы, компании, куда женщин не допускают. Маргарет Мид (1988) описывает такие клубы в различных культурах. Словом, есть область, которая требует своего развития. При этом данную дисциплину не следует воспринимать как протест против «психологии женщин» — это нормальная стадия развития науки. И психология женщины, и психология мужчины имеют свою широкую проблематику — от психофизиологии до социальной психологии.

1. Теории психологии мужчины

То, что было сказано о концепциях в области психологии женщины, в  равной мере относится и к психологии мужчины. Практически нет ни одной  концепции, которая бы не сравнивала мальчиков и мужчин с девочками  и женщинами. К тому же разработанность этого раздела гендерной психологии еще меньше, чем раздела психологии женщины. В основном существующие гипотезы рассматривают сущность маскулинности (Кон, 2001).

• Биологические гипотезы объясняют  преимущество мальчиков и мужчин, к при-меру, мужскими гормонами (в частности, в зрительно-пространственных способ-ностях, в особенностях строения и функционирования мозга). Обычно привлека-ется и материал о поведении животных. Проявления доминантности у мальчиков и мужчин, к примеру, находят аналогии в поведении самцов приматов.

Так, нейроандрогенетическая теория Ли Эллиса утверждает, что половые  различия в поведении связаны  с воздействием андрогенов на мозговые системы. Как известно, у каждого  человека присутствуют и мужские, и  женские гормоны, но у мужчин доминируют андрогены, а у женщин   эстрадиол. Существуют 2 стадии влияния половых гормонов на мозг: первая, «организационная», имеет место на третьем месяце жизни эмбриона, а вторая, «активационная»,   во время полового созревания. Эти два момента характеризуются особой интенсивностью формирования биологического пола человека. Четыре типа исследований подтвердили связь биологического пола и психологического поведения: манипуляция андрогенами вследствие кастрации, корреляционные исследования, изучение поведения до, во время и после пубертата. В результате было выделено 12 устойчивых поведенческих программ, связанных с мужским полом (находящихся под андрогенетическим контролем). Соответственно, типично женское поведение характеризуется отсутствием этих способов поведения.

1. Наступательное эротическое поведение:  от мужчин ждут инициативы, в  то время как женщинам проявление  эротических инициатив противопоказано,  ибо оно приходит в противоречие  с инстинктом. К.Лоренц в условиях  эксперимента вынудил самку одной из рыбок плыть навстречу самцу, что привело последнего в состояние стресса, а половая щель у него надолго закрылась.

2. Агрессивное поведение: мужчинам  свойственно инструментальное отношение  к миру, при котором нужно постоянно  нечто разрушать, чтобы создавать новое.

3. Пространственная ориентация: мужчины  лучше, чем женщины, воспринимают  пространство, удаленность, скорость. Поэтому они и более чувствительны  к этим измерениям.

4. Территориальное поведение: мужчинам  свойственно «помечать» и проверять свою территорию, а также охранять ее границы, поэтому «Кто сидел на моем стульчике?»   типично мужская реакция, равно как разбрасывание и «забывание» вещей и пр.

5. Выносливость к боли: у мужчин  изначально ниже болевой порог,  чем у женщин, подготовленных природой к родам, поэтому они вынуждены с ней лучше справляться.

6. Медленное усвоение оборонительных  условных рефлексов: мужчинам  более свойственно нападать, а  не защищаться, в связи с чем  у мальчиков часто отмечаются  проблемы в детском коллективе, вызванные неумением дать сдачу.

7. Слабое проявление эмоциональных  реакций в ответ на угрозу: мужчины склонны скрывать, а не  демонстрировать переживания, которые  не становятся менее сильными, но проявляются либо в поведении,  либо в психосоматических заболеваниях.

8. Настойчивость, или персистентность,  при выполнении задания без  подкрепления: мужчинам ввиду их  слабой обучаемости свойственно  наступать на одни и те же  «грабли» и ломиться в закрытые  ворота.

9. Слабая связь с ближайшими  родственниками: мужчины, как правило, меньше скучают по членам своей семьи, чем женщины, реже вспоминают о родителях.

10. Периферизация: тяга к созданию  «групп» по интересам у взрослых  и особенно подростков (клуб, гараж,  рыбалка). Женщинам от этого отказаться  намного легче.

11. Поиск приключений, новых и  сложных раздражителей: мужчины  устают от монотонности и поэтому  иногда бывают склонны хорошее,  но уже известное, променять  на непонятное и новое, отсюда   секрет их неожиданных на первый  взгляд увлечений.

12. «Хищническое» поведение, связанное с охотой: тяга к соперничеству и опасностям, в силу чего мужчинам не только важно добиться поставленной цели, но и обойти в этом процессе соперников; победа без борьбы не приносит удовлетворения.

Конечно, не обязательно все программы  проявляются у мужчин, но то, что перечислено, относится к сфере полового дипсихизма.

• Психоанализ рассматривает формирование мужской идентичности как процесс  отделения от матери, который сопровождается мизогинией, эмоциональным отчуждением  от женщин и утверждением своего мужского превосходства, гордостью своей анатомией. Мальчик идентифицирует себя с отцом, усваивая и те компоненты его маскулинности, которые связаны со страхом кастрации и которые продуцируют мужскую тревогу.

• Т. Парсонс и Р. Бейлз рассматривали мужскую роль как инструментальную (Кон, 2001).

• Э. Маккоби (1999) демонстрирует формирование особой мужской субкультуры, отличной от женской. Этот процесс протекает  в основном под влиянием сверстников  мужского пола и включает особые (физические) игры, использование особой лексики, норм поведения — в частности, подчеркнутое отделение от всего «женского». Это усиливается и влиянием отцов, которые иначе относятся к сыновьям, чем к дочерям, стараясь также удалить любые проявления «фемининности» в поведении мальчика. Объясняется это влиянием более глобальной маскулинной культуры, которая распространена во многих индустриальных странах (более подробно об этом — см. главу о гендерных отношениях).

Гипотетическими факторами, влияющими  на вторичную пропорцию полов, являются национальность, экономические условия жизни родителей, их возраст и состояние здоровья, образ жизни, высота места жительства над уровнем моря, по-рядок рождения детей в семье (в браке и вне его) и связь с войной.

Как отмечалось выше, мужская психология изучена еще меньше, чем женская психология. Хотя психоаналитики, сказкотерапевты и здесь привнесли свой вклад. По аналогии с предыдущим разделом рассмотрим этапы мужской самореализации в контексте сказкотерапии (Р.А. Джонсон, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Кудзилов, Д. Соколов, И.В. Вачков и др.).

 

Этапы "мужского пути"

«1. Рождение героя. Жизнь в отчем  доме

В начале сказки часто характеризуются  личностные и интеллектуальные особенности  героя: он может быть умен не по годам, или "вовсе дурак".

2. Расставание с родным домом

В каждой сказке главный герой рано или поздно покидает родительский дом. Расставание с отчим домом  может быть добровольным и вынужденным. Отправиться в путь героя побуждают  либо обстоятельства и ситуация, либо насущная внутренняя необходимость, потребность, желание. Задача этого этапа — отделение от родительского дома, выделение себя как отдельной самостоятельной личности.

3. Выбор пути. Проверка на "доброе  сердце". Встреча с будущими  помощниками 

Часто в сказках на этом этапе  герой приезжает на Распутье. Перед ним три дороги, и вся его жизнь зависит от того выбора, который он сейчас сделает. Как правило, главный герой выбирает самый трудный (на первый взгляд) путь, но именно он приводит героя к успеху. Герой делает свой выбор в соответствии с той целью, ради которой он покинул родительский дом. Внутреннее ощущение, интуиция подсказывают ему правильный выбор. И вот он сделан. Следуя по выбранной дороге, герой встречается с разными существами, нуждающимися в его помощи. Он может пройти мимо, сославшись на то, что это отвлекает его от главной цели, — так и делают некоторые второстепенные герои сказки. Однако герой всегда оказывает помощь попавшим в беду, зачастую показывая отсутствие прагматизма. Сделав доброе дело, герой не сразу получает ответную услугу. Часто помощь приходит в тот момент, когда он не может надеяться только на свои силы. Здесь урок сказки — отсроченная услуга. Итак, герой выходит из ситуации неопределенности, выбирает свой путь и приобретает себе верных помощников. Они появятся в самый нужный момент, когда герой не сможет справиться с ситуацией в одиночку.

4. Борьба и победа 

Это кульминация сказки. Герой достигает  цели своего пути и вступает в борьбу с персонифицированным злом (Кощей  Бессмертный, Баба-Яга, Колдунья, Ворон Воронович и др.). Бывает, что герой не с первого раза побеждает противника; иногда он прибегает к хитрости или к помощи других персонажей сказки. Так или иначе, сказочный герой побеждает. При этом он приобретает не только то, за чем он шел (освобожденную принцессу, славу, волшебные предметы и пр.), но и нечто, о чем он раньше не знал: посошок-перышко, волшебный ларец или перстень. Неожиданно приобретенные предметы, как правило, обладают большой силой.

5. Возвращение домой. Трудности  в пути 

Оказывается, что победа над злом не означает конца испытаний. Сколько еще зла "замаскировалось" в людях, которым герой доверяет! Как только герой чуть расслабляется, теряет бдительность, завистливые братья или "друзья" предают его или убивают. На этом этапе герой сталкивается с задачами, решать которые он должен уже с позиции приобретенного им опыта, с использованием возможностей волшебных предметов. Основной задачей оказывается не победа над злом, не новые знания и опыт, а умение все это правильно и вовремя применить в изменившихся условиях.

После этого герой может победить не только внешних врагов, но и самых  опасных — внутренних.

6. Прибытие домой 

И вот, наконец, все трудности позади, на пригорке показался отчий дом. Герой так давно ждал этого  момента. Однако дома многое изменилось: по навету братьев, нашего героя считают подлецом или погибшим; его невеста собирается выходить замуж за другого. Часто ему приходится скрывать свой приезд и прибегать к хитрости; или же проходить дополнительные испытания (купаться в горячем молоке, например). Но наш герой уже сталкивался со скрытым злом на предыдущем этапе, теперь он мудр и осторожен. Используя весь опыт пройденного пути, прибегая к помощи верных товарищей, он проходит последние испытания и восстанавливает справедливость. Однако для того, чтобы близкие люди прочувствовали изменившееся внутреннее содержание человека, ему придется изменить свой внешний образ. На этом этапе происходит окончательная трансформация героя, переход его на качественно новый уровень развития.

7. Свадьба. Коронование

Только теперь герой может праздновать  свою победу. Он приобретает качественно  новый социальный статус: становится мужем и монархом. А это, безусловно, предполагает и большую ответственность. Но наш герой к этому готов. С честью выдержав все испытания, он способен мудро править и своей страной, и своей жизнью.

Часто сказки заканчиваются свадьбой. На психологическом языке образ  свадьбы может отражать завершенность  процесса, воссоединение мужского и  женского начала в человеке (инь  и янь), восстановление целостности.

Информация о работе Лекции по "Гендерной психологии"