Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 15:01, курс лекций
1. Краткая история формирования гендерной психологии
Гендерная психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя определенного пола, обусловленные половой дифференциацией, стратификацией и иерархизацией (И.С. Клецина).
• С точки зрения Т.В. Бендас, в истории зарубежной гендерной психологии можно выделить 5 этапов:
1) разработка соответствующих идей в русле философии (с античных времен до конца XIX в.);
2) формирование предмета и разделов гендерной психологии (конец XIX — начало XX в.);
3) «фрейдовский» — связанный с именем 3. Фрейда и психоанализом (начало
XX в. - 1930-е, гг.);
2. Теории гендерной
социализации
Вопросы соотношения биологического
и социального в социализации, механизмы
освоения гендерной роли в различных психологических
теориях обосновываются по-разному. В
научной литературе выделяют следующие
механизмы социализации:
• подражание родителю своего пола, имитация
его поведения; это проявляется в стремлении
ребенка выглядеть, как мама или папа,
носить такую же одежду, прическу. Так,
девочки очень рано проявляют интерес
к маминым украшениям, косметике. Мальчики
интересуются атрибутами мужского мира;
• полоролевая идентификация – отождествление
ребенком себя с представителем своего
пола;
• оценка полоролевого поведения, его
соответствия требованиям половой (гендерной)
роли.
Анализ современных концепций полоролевого
развития в зарубежной психологии представлен
в монографии Т. А. Репиной «Проблема полоролевой
социализации детей», в учебнике «Гендерная
психология» Т. Бендас.
Традиционная психоаналитическая концепция
(3. Фрейд, В. и Дж. Вайтинги и др.). Согласно
данной теории, основным механизмом полоролевого
развития является идентификация ребенка
с родителями. При этом важная роль в процессе
формирования личности ребенка отводится
сексуальной сфере, наличию «эдипова»
комплекса (у мальчиков) и комплекса «электры»
(у девочек). Пути преодоления этих комплексов
заключаются в идентификации с родителем
своего пола и усвоении соответствующей
модели поведения.
Психическое развитие 3. Фрейд понимает
как адаптацию к социальной среде, преимущественно
враждебной, именно идентификация с близким
взрослым своего пола дает возможность
ребенку успешно социализироваться в
обществе.
Мужская и женская модели поведения противоположны
по своим качествам и определяются характером
врожденных биологических потребностей
представителей разного пола. Некоторые
представители современного психоанализа
признают значение не только биологических,
но и социальных факторов в половой идентификации,
в частности, опыта социальных отношений,
полученных ребенком в раннем детстве.
Разработка представления о гендерной
идентичности женщин и о нарциссизме также
принадлежит 3. Фрейду. В своей работе «Женственность»
(название, которое можно считать символичным)
он изобразил женщин завидующими мужской
ана-томии (имеющими так называемый комплекс
кастрации). Они также должны были быть
пассивными, зависимыми, подчиненными,
склонными к мазохизму — именно этот набор,
по мнению Фрейда, являлся «фемининным».
Существует известное высказывание З.
Фрейда «Анатомия – это судьба». Мужчины
изображались иначе: активными, стремящимися
к власти и к контролю над миром, склонными
к садизму. Всякое отклонение от этих эталонов
считалось проявлением нездоровой гендерной
идентичности. В частности, стремление
женщин к власти (характеристика, которая
должна быть у мужчины) называлось фаллическим.
Поскольку взгляды Фрейда пользовались
огромной популярностью во всем мире,
то на долгие годы женщины многих стран
старались соответствовать этому идеалу,
очень ценимому в обществе, и многие из
них отказывались от определен-ных видов
деятельности и ролей (например, от лидерства),
только бы не быть об-виненными в утрате
женственности и в сходстве с мужчинами.
Точно так же муж-чины стремились во что
бы то ни стало соответствовать маскулинному
идеалу — проявление мягкости и сочувствия
считалось признаком слабости и презираемой
фемининности.
Некоторые идеи психоанализа об идентичности
по-прежнему популярны: на-пример, представление
о том, что гендерная идентичность формируется
в раннем детстве, при общении с матерью,
а также с отцом. Важным считается и фактор
по-рядка рождения в семье, в частности
для девочек. Так, девочки, родившиеся
пер-выми и имеющие младших братьев (т.
е. старшие сестры), благодаря особым усло-виям
формирования гендерной идентичности
(они проходят обучение лидерству, командуя
младшими братьями) во взрослости становятся
мэрами небольших аме-риканских городов
(Newman, Pettinger, Evan, 1995).
Вообще считается, что здоровая гендерная
идентичность может сформироваться лишь
под влиянием мужчин: а) отцов — для обоих
полов; б) мужей — для женщин (Lorenzen, 1996;
Jorstad, 1996; Newman, Pettinger, Evan, 1995).
Психоанализ оставил нам в наследство
и представление о феномене нарциссизма.
Фрейд использовал греческий миф о Нарциссе
и Эхо в своей теории о нормальном и патологическом
нарциссизме (работа «О нарциссизме: введение»
появилась в 1914 г.). Нормальный нарциссизм
(который возникает у ребенка в первые
два года жизни) — необходимый элемент
самооценки и уверенности в себе обычного
человека (все люди в какой-то мере нуждаются
в том, чтобы их любили и ими восхищались).
Патологический нарциссизм развивается:
а) как следствие его наличия у одного
или обоих родителей; б) в результате серьезных
травм, полученных в раннем детстве, а
также в) в результате нарциссических
травм более поздних периодов (это могут
быть неудачи в деятельности или во взаимоотношениях
с другими людьми, а также физические заболевания
и т. п.).
Идеи Фрейда получили свое дальнейшее
развитие в современной психоанали-тической
теории и практике (X. Когут, О. Кёрнберг).
С позиций психоанализа рассматривает
проявление феномена нарциссизма у мужчин
и женщин — лидеров норвежский психотерапевт
Я. Йорстад. Он разделяет явления нормального
нарциссизма, отражающего универсальную
потребность человека в любви и поддержке,
и патологического. Признаками последнего
яв-ляются явно выраженные эгоцентризм,
тревога (малейшая фрустрационная си-туация
вызывает гнев), проективная тенденция
(неспособность признавать свои слабости
и ошибки — всегда виноваты другие), а
также недостаток эмпатии и на-личие фантазии
грандиозности (что проявляется в форме
высокомерия, доминантности и в обесценивании
других людей).
Патологический нарциссизм формируется
из-за нарушения условий развития. У мальчиков
это происходит, если они являются предметом
поклонения своих матерей; воспитываются
в семье, где нет мужчины (отца или отчима),
или, если он есть, то отвергает ребенка.
У девочек — если отец не любит дочь, не
предоставляет ей свободы, а мать не заботится
о ней и не защищает ее.
По данным Йорстада, многие лидеры организаций
демонстрируют признаки нарциссической
тревоги. При этом мужчины более склонны
к нарциссической грандиозности (причины
этого автор видит как в их анатомии, более
«заметной» по сравнению с женщинами,
так и в стремлении чрезмерно преувеличивать
свой достиженческий имидж, поощряемый
западной культурой), у женщин же прояв-ляются
пассивные формы нарциссической тревоги:
неуверенность в себе, сомнения при принятии
решений, отсутствие толерантности к критике
сверху и снизу, поэтому они предпочитают
быть в тени и часто отказываются от роли
лидера — еще до назначения или спустя
некоторое время после него, даже если
обладают лидерскими качествами, либо
стремятся приуменьшить свою женственность,
под-ражая мужчинам-лидерам (роль Эхо).
При наличии патологического нарциссизма
мужчины и женщины прибегают к различным
формам защиты. У мужчин это вы-работка
нечувствительности к реальным и потенциальным
источникам травм — каменное лицо и твердый
голос, у женщин — окружение себя похожими
сотруд-никами, которые помогают выполнять
лидерскую роль.
Бихевиористская теория социального научения.
Представители данного направления считают,
что поведение ребенка формируется через
моделирование и подражание (идентификацию).
Ребенок идентифицирует себя не только
с родителем своего пола, но и с родителем
противоположного пола, а также с братьями,
сестрами, сверстниками и другими значимыми
для него лицами. При этом модель, с которой
идентифицирует себя ребенок, может носить
обобщенный характер, а не являться моделью
конкретного человека.
Согласно данной теории, научиться
разным типам поведения можно в процессе
наблюдений за людьми, их манерой одеваться,
предпочитаемыми занятиями, особенностями
поведения в различных ситуациях. Так,
девочки в дошкольном возрасте любят примерять
мамину одежду, украшения, пользоваться
косметикой. Мальчики проявляют интерес
к атрибутам военной формы (фуражки, ремни,
значки) и другим полотипичным предметам.
Типичное для пола поведение возникает
под влиянием подкрепления, которое дети
получают от окружающих (родителей, сверстников
и др.) в зависимости от степени соответствия
демонстрируемого ими поведения гендерным
стереотипам. Мальчиков поощряют за маскулинное
поведение, девочек – за фемининное.
Согласно когнитивно-генетической теории
(А. Кольберг), процесс полоролевого развития
зависит от когнитивного созревания, отнесения
ребенком себя к одному из полов. Формирование
полоролевого поведения зависит от общего
интеллектуального развития ребенка.
Главное в половой социализации то, что
взрослые люди являются источником информации
для ребенка. При этом формирование представлений
у ребенка о половых ролях не является
пассивным процессом, а возникает в результате
активного структурирования и обобщения
ребенком его собственного опыта.
На первой стадии половой социализации
происходит самокатегоризация, – причисление
ребенком себя к определенному полу. После
этого ребенок начинает оценивать положительно
все, что связано с его половой ролью, формируется
позитивное отношение к своему полу. В
рамках когнитивизма известны 3 концепции:
1) «информационной обработки человека»
Д. Гамильтона; 2) «теория схемы» С. Тейлора
и Дж. Крокера и 3) теория гендерной схемы
С. Бэм. Все они перекликаются друг с другом.
Суть их такова.
Человек стремится упорядочить свое
знание об окружающем мире и прибегает
при этом к схемам (т. е. стереотипизированным
стимулам). При обработке социальной информации
используется три типа схем: личностные,
ситуационные и ролевые. Последние могут
быть связаны с полом (гендерная роль)
или с должностью, позицией в группе (к
примеру, лидерская роль). Схема позволяет
быстро опознать социальный стимул и предсказать
его поведение. Так рождаются стереотипы
о том, как должны вести себя мужчины и
женщины (гендерные стереотипы). Мальчики
и девочки растут в мире, где очень важны
категории «мужское» и «женское». Из всей
окружающей информации мальчики выбирают
то, что относится к «мужскому», а девочки
— к «женскому», т. е. пользуются гендерными
схемами. В итоге они усваивают стереотипные
формы поведения для мужчин и женщин. Встречаются
ситуации, когда индивид ведет себя «не
по схеме» (т. е. отклоняется от гендерного
стереотипа), но такие случаи неприятны,
и человек стремится устранить рассогласование
между прогнозируемым по стереотипу и
реальным поведением другого человека.
Делает он это с помощью следующих приемов
(Bartol, Martin, 1986):
1) каузальная атрибуция (к примеру, достижение
успеха объясняется удачей, а не способностями);
2) игнорирование рассогласования (оно
просто не замечается);
3) ролевое выравнивание (поведение индивида
подгоняют к ролевому стереотипу, к примеру,
интерпретируя его поступки по-своему);
4) навешивание девиантного ярлыка (к примеру,
женщину, делающую карьеру, называют «синим
чулком», мягкого женатого мужчину — «подкаблучником»);
5) вытеснение из группы (женщинам-менеджерам,
к примеру, дают меньше ин-формации, слишком
короткие сроки для выполнения задания;
мужчин не при-глашают выпить пива, на
футбол).
Гендерная схема более ярко проявляется
при встрече незнакомых людей
— в лабораторных условиях.
Теория гендерной схемы Сандры Бэм пытается
совместить когнитивизм с теорией социального
научения. Ее основные положения заключаются
в следующем. «Гендерная схема» — это
когнитивная структура, сеть ассоциаций,
которая орга-низует восприятие индивида
и руководит им. Дети кодируют и организуют
ин-формацию, в том числе и информацию
о себе, по дихотомической схеме «маскулинность-фемининность».
Сюда включаются данные об анатомии мужчин
и женщин, их участии в рождении детей,
их профессиях и разделении занятий (в
том числе и по дому), их личностных характеристиках
и поведении. Эта дихотомия «мужское-женское»
— самая важная из всех классификаций
людей, которые су-ществуют в человеческом
обществе. Усвоив, что означает эта дихотомия,
ребенок сортирует всю информацию по двум
категориям: к примеру, понятия «чувстви-тельность»
и «соловей» он относит к «женскому», а
«ассертивность» и «орел» — к «мужскому».
Следующий шаг — ребенок делает обобщение:
какие атрибуты составляют «женское»,
а какие — «мужское». Формируется соответствующий
гендерный стереотип — что могут делать
и как себя вести мальчики и что и как —
девочки. Тот, кто ведет себя согласно
стереотипу, обладает гендерной типичностью
— типичный мальчик или типичная девочка.
Гендерная социализация должна осуществляться
по гендерной схеме, так как ребенок будет
жить в обществе, которое организовано
по принципу гендерной ди-хотомии. Некоторые
современные родители воспитывают детей
по-новому. Они покупают мальчикам и девочкам
одинаковые игрушки (куклы и машины), одежду
и розового и голубого цвета. Мамы и папы
делают одинаковую работу по дому (папа
стирает, а мама ремонтирует утюг). С детьми
играют в одинаковые игры и т. п. Но ребенок
растет не только в семье. Он смотрит телевизор,
наблюдает за поведением мужчин и женщин
в реальной жизни, и он все равно поймет,
что маль-чик в сочетании с куклами — это
ненормально. Родители должны помогать
ребенку сортировать информацию на «мужское—женское»,
начиная с анатомии — объясняя связь гениталий
с мужским и женским полом. Но это не значит,
что детей надо обучать сексизму. Раньше
говорили, что мальчик может быть летчиком,
а девочка — стюардессой, мальчик — доктором,
а девочка — медсестрой. Сейчас родители
обсуждают с детьми, почему ни одна женщина
не была президентом США, говорят о дискриминации
по фактору пола и ее последствиях. Родители
выбирают, по какой системе воспитывать
детей.
Понятие адрогинности проблематично с
точки зрения теории гендерной схемы,
так как оно предполагает, что фемининность
или маскулинность существует внутри
человека, что они — независимые и реальные
явления, а не когнитивные конструкты.
Однако индивид может быть андрогинным
— по определенным пара-метрам. Общество
должно влиять на индивида — но в определенных
границах. Должны быть сферы, где индивид
может вести себя не в соответствии с гендерной
схемой и стереотипом. Необходимо также
смягчить свои требования по поводу повсеместной
дихотомии «маскулинное—фемининное».
Представители «новой психологии пола»
(теория социальных ожиданий – Дж. Стоккард,
М. Джонсон) утверждают, что психологические
различия между представителями мужского
и женского пола не столь существенны.
Главное не биологический пол, а пол социальный,
который усваивается прижизненно. Формирование
характерных для пола черт личности и
интересов зависит от усвоения ребенком
в раннем детстве своей половой принадлежности
и от социальных ожиданий общества и ближайшего
окружения. Важная роль в половой социализации
отводится семье и особенностям воспитательных
воздействий.
В отечественной психологии и педологии
проблема полоролевого развития активно
разрабатывалась в 20 —30-е годы XX в. (Е. А.
Аркин, А. Б. Залкинд, М. М. Рубинштейн, Н.
А. Рыбкин и др.). Половая дифференциация
в отечественной науке понималась как
процесс формирования комплекса телесных,
поведенческих и социальных признаков,
определяющих индивида в качестве мужчины
или женщины. В психологии и педологии
существовали различные школы и направления,
представители которых расходились во
взглядах на многие вопросы половой дифференциации,
в частности, на соотношение биологических
и социальных факторов в процессе полового
развития.
Представители социогенетического направления
(А. Б. Залкинд, С. С. Моложавый, А. И. Залужный),
не отрицая роли биологического фактора,
доказали большое значение социальной
среды, в частности, воспитания в психосексульном
развитии, обосновали методы полового
воспитания.
Современные психологи, обращаясь к проблеме
половой социализации, акцентируют внимание
на различных факторах и механизмах полоролевого
развития. B. C. Мухина рассматривает половую
идентификацию в русле концепции развития
самосознания, как один из блоков данной
структуры, который развивается в первые
годы жизни ребенка. Особое значение уделяется
влиянию общества сверстников на развитие
половой идентификации (И. С. Кон, Я. Л. Коломинский,
Т. А. Репина).
Отечественные психологи считают невозможной
абсолютизацию какого-то одного механизма
полоролевого развития, признают важность
конкретных условий воспитания, характер
социальных подкреплений, пример родителей
и сверстников. В полоролевом развитии
имеют место и подражание, и идентификация,
и наблюдение за поведением людей, и самостоятельное
активное накопление информации о половых
ролях. Общество заинтересовано в успешной
полоролевой социализации детей, освоении
ими гендерных ролей и формировании соответствующих
качеств мужественности, женственности.
Признание социальных факторов (общественной
среды, воспитания) ведущими в процессе
гендерной (полоролевой) социализации
обусловливает необходимость