Лекции по "Гендерной психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 15:01, курс лекций

Краткое описание

1. Краткая история формирования гендерной психологии
Гендерная психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя определенного пола, обусловленные половой дифференциацией, стратификацией и иерархизацией (И.С. Клецина).
• С точки зрения Т.В. Бендас, в истории зарубежной гендерной психологии можно выделить 5 этапов:
1) разработка соответствующих идей в русле философии (с античных времен до конца XIX в.);
2) формирование предмета и разделов гендерной психологии (конец XIX — начало XX в.);
3) «фрейдовский» — связанный с именем 3. Фрейда и психоанализом (начало
XX в. - 1930-е, гг.);

Файлы: 1 файл

гендерная.doc

— 927.50 Кб (Скачать)

2. Теории гендерной  социализации 
Вопросы соотношения биологического и социального в социализации, механизмы освоения гендерной роли в различных психологических теориях обосновываются по-разному. В научной литературе выделяют следующие механизмы социализации: 
• подражание родителю своего пола, имитация его поведения; это проявляется в стремлении ребенка выглядеть, как мама или папа, носить такую же одежду, прическу. Так, девочки очень рано проявляют интерес к маминым украшениям, косметике. Мальчики интересуются атрибутами мужского мира; 
• полоролевая идентификация – отождествление ребенком себя с представителем своего пола; 
• оценка полоролевого поведения, его соответствия требованиям половой (гендерной) роли. 
Анализ современных концепций полоролевого развития в зарубежной психологии представлен в монографии Т. А. Репиной «Проблема полоролевой социализации детей», в учебнике «Гендерная психология» Т. Бендас. 
Традиционная психоаналитическая концепция (3. Фрейд, В. и Дж. Вайтинги и др.). Согласно данной теории, основным механизмом полоролевого развития является идентификация ребенка с родителями. При этом важная роль в процессе формирования личности ребенка отводится сексуальной сфере, наличию «эдипова» комплекса (у мальчиков) и комплекса «электры» (у девочек). Пути преодоления этих комплексов заключаются в идентификации с родителем своего пола и усвоении соответствующей модели поведения. 
Психическое развитие 3. Фрейд понимает как адаптацию к социальной среде, преимущественно враждебной, именно идентификация с близким взрослым своего пола дает возможность ребенку успешно социализироваться в обществе. 
Мужская и женская модели поведения противоположны по своим качествам и определяются характером врожденных биологических потребностей представителей разного пола. Некоторые представители современного психоанализа признают значение не только биологических, но и социальных факторов в половой идентификации, в частности, опыта социальных отношений, полученных ребенком в раннем детстве. 
Разработка представления о гендерной идентичности женщин и о нарциссизме также принадлежит 3. Фрейду. В своей работе «Женственность» (название, которое можно считать символичным) он изобразил женщин завидующими мужской ана-томии (имеющими так называемый комплекс кастрации). Они также должны были быть пассивными, зависимыми, подчиненными, склонными к мазохизму — именно этот набор, по мнению Фрейда, являлся «фемининным». Существует известное высказывание З. Фрейда «Анатомия – это судьба». Мужчины изображались иначе: активными, стремящимися к власти и к контролю над миром, склонными к садизму. Всякое отклонение от этих эталонов считалось проявлением нездоровой гендерной идентичности. В частности, стремление женщин к власти (характеристика, которая должна быть у мужчины) называлось фаллическим.

 
Поскольку взгляды Фрейда пользовались огромной популярностью во всем мире, то на долгие годы женщины многих стран старались соответствовать этому идеалу, очень ценимому в обществе, и многие из них отказывались от определен-ных видов деятельности и ролей (например, от лидерства), только бы не быть об-виненными в утрате женственности и в сходстве с мужчинами. Точно так же муж-чины стремились во что бы то ни стало соответствовать маскулинному идеалу — проявление мягкости и сочувствия считалось признаком слабости и презираемой фемининности. 
Некоторые идеи психоанализа об идентичности по-прежнему популярны: на-пример, представление о том, что гендерная идентичность формируется в раннем детстве, при общении с матерью, а также с отцом. Важным считается и фактор по-рядка рождения в семье, в частности для девочек. Так, девочки, родившиеся пер-выми и имеющие младших братьев (т. е. старшие сестры), благодаря особым усло-виям формирования гендерной идентичности (они проходят обучение лидерству, командуя младшими братьями) во взрослости становятся мэрами небольших аме-риканских городов (Newman, Pettinger, Evan, 1995). 
Вообще считается, что здоровая гендерная идентичность может сформироваться лишь под влиянием мужчин: а) отцов — для обоих полов; б) мужей — для женщин (Lorenzen, 1996; Jorstad, 1996; Newman, Pettinger, Evan, 1995). 
Психоанализ оставил нам в наследство и представление о феномене нарциссизма. Фрейд использовал греческий миф о Нарциссе и Эхо в своей теории о нормальном и патологическом нарциссизме (работа «О нарциссизме: введение» появилась в 1914 г.). Нормальный нарциссизм (который возникает у ребенка в первые два года жизни) — необходимый элемент самооценки и уверенности в себе обычного человека (все люди в какой-то мере нуждаются в том, чтобы их любили и ими восхищались). Патологический нарциссизм развивается: а) как следствие его наличия у одного или обоих родителей; б) в результате серьезных травм, полученных в раннем детстве, а также в) в результате нарциссических травм более поздних периодов (это могут быть неудачи в деятельности или во взаимоотношениях с другими людьми, а также физические заболевания и т. п.). 
Идеи Фрейда получили свое дальнейшее развитие в современной психоанали-тической теории и практике (X. Когут, О. Кёрнберг).

 
С позиций психоанализа рассматривает  проявление феномена нарциссизма у мужчин и женщин — лидеров норвежский психотерапевт Я. Йорстад. Он разделяет явления нормального нарциссизма, отражающего универсальную потребность человека в любви и поддержке, и патологического. Признаками последнего яв-ляются явно выраженные эгоцентризм, тревога (малейшая фрустрационная си-туация вызывает гнев), проективная тенденция (неспособность признавать свои слабости и ошибки — всегда виноваты другие), а также недостаток эмпатии и на-личие фантазии грандиозности (что проявляется в форме высокомерия, доминантности и в обесценивании других людей). 
Патологический нарциссизм формируется из-за нарушения условий развития. У мальчиков это происходит, если они являются предметом поклонения своих матерей; воспитываются в семье, где нет мужчины (отца или отчима), или, если он есть, то отвергает ребенка. У девочек — если отец не любит дочь, не предоставляет ей свободы, а мать не заботится о ней и не защищает ее. 
По данным Йорстада, многие лидеры организаций демонстрируют признаки нарциссической тревоги. При этом мужчины более склонны к нарциссической грандиозности (причины этого автор видит как в их анатомии, более «заметной» по сравнению с женщинами, так и в стремлении чрезмерно преувеличивать свой достиженческий имидж, поощряемый западной культурой), у женщин же прояв-ляются пассивные формы нарциссической тревоги: неуверенность в себе, сомнения при принятии решений, отсутствие толерантности к критике сверху и снизу, поэтому они предпочитают быть в тени и часто отказываются от роли лидера — еще до назначения или спустя некоторое время после него, даже если обладают лидерскими качествами, либо стремятся приуменьшить свою женственность, под-ражая мужчинам-лидерам (роль Эхо). При наличии патологического нарциссизма мужчины и женщины прибегают к различным формам защиты. У мужчин это вы-работка нечувствительности к реальным и потенциальным источникам травм — каменное лицо и твердый голос, у женщин — окружение себя похожими сотруд-никами, которые помогают выполнять лидерскую роль. 
Бихевиористская теория социального научения. Представители данного направления считают, что поведение ребенка формируется через моделирование и подражание (идентификацию). Ребенок идентифицирует себя не только с родителем своего пола, но и с родителем противоположного пола, а также с братьями, сестрами, сверстниками и другими значимыми для него лицами. При этом модель, с которой идентифицирует себя ребенок, может носить обобщенный характер, а не являться моделью конкретного человека.

 
Согласно данной теории, научиться  разным типам поведения можно в процессе наблюдений за людьми, их манерой одеваться, предпочитаемыми занятиями, особенностями поведения в различных ситуациях. Так, девочки в дошкольном возрасте любят примерять мамину одежду, украшения, пользоваться косметикой. Мальчики проявляют интерес к атрибутам военной формы (фуражки, ремни, значки) и другим полотипичным предметам. 
Типичное для пола поведение возникает под влиянием подкрепления, которое дети получают от окружающих (родителей, сверстников и др.) в зависимости от степени соответствия демонстрируемого ими поведения гендерным стереотипам. Мальчиков поощряют за маскулинное поведение, девочек – за фемининное. 
Согласно когнитивно-генетической теории (А. Кольберг), процесс полоролевого развития зависит от когнитивного созревания, отнесения ребенком себя к одному из полов. Формирование полоролевого поведения зависит от общего интеллектуального развития ребенка. Главное в половой социализации то, что взрослые люди являются источником информации для ребенка. При этом формирование представлений у ребенка о половых ролях не является пассивным процессом, а возникает в результате активного структурирования и обобщения ребенком его собственного опыта. 
На первой стадии половой социализации происходит самокатегоризация, – причисление ребенком себя к определенному полу. После этого ребенок начинает оценивать положительно все, что связано с его половой ролью, формируется позитивное отношение к своему полу.          В рамках когнитивизма известны 3 концепции: 1) «информационной обработки человека» Д. Гамильтона; 2) «теория схемы» С. Тейлора и Дж. Крокера и 3) теория гендерной схемы С. Бэм. Все они перекликаются друг с другом. Суть их такова.

 
Человек стремится упорядочить свое знание об окружающем мире и прибегает при этом к схемам (т. е. стереотипизированным стимулам). При обработке социальной информации используется три типа схем: личностные, ситуационные и ролевые. Последние могут быть связаны с полом (гендерная роль) или с должностью, позицией в группе (к примеру, лидерская роль). Схема позволяет быстро опознать социальный стимул и предсказать его поведение. Так рождаются стереотипы о том, как должны вести себя мужчины и женщины (гендерные стереотипы). Мальчики и девочки растут в мире, где очень важны категории «мужское» и «женское». Из всей окружающей информации мальчики выбирают то, что относится к «мужскому», а девочки — к «женскому», т. е. пользуются гендерными схемами. В итоге они усваивают стереотипные формы поведения для мужчин и женщин. Встречаются ситуации, когда индивид ведет себя «не по схеме» (т. е. отклоняется от гендерного стереотипа), но такие случаи неприятны, и человек стремится устранить рассогласование между прогнозируемым по стереотипу и реальным поведением другого человека. Делает он это с помощью следующих приемов (Bartol, Martin, 1986): 
1) каузальная атрибуция (к примеру, достижение успеха объясняется удачей, а не способностями); 
2) игнорирование рассогласования (оно просто не замечается); 
3) ролевое выравнивание (поведение индивида подгоняют к ролевому стереотипу, к примеру, интерпретируя его поступки по-своему); 
4) навешивание девиантного ярлыка (к примеру, женщину, делающую карьеру, называют «синим чулком», мягкого женатого мужчину — «подкаблучником»); 
5) вытеснение из группы (женщинам-менеджерам, к примеру, дают меньше ин-формации, слишком короткие сроки для выполнения задания; мужчин не при-глашают выпить пива, на футбол).

 
Гендерная схема более ярко проявляется  при встрече незнакомых людей  — в лабораторных условиях. 
Теория гендерной схемы Сандры Бэм пытается совместить когнитивизм с теорией социального научения. Ее основные положения заключаются в следующем. «Гендерная схема» — это когнитивная структура, сеть ассоциаций, которая орга-низует восприятие индивида и руководит им. Дети кодируют и организуют ин-формацию, в том числе и информацию о себе, по дихотомической схеме «маскулинность-фемининность». Сюда включаются данные об анатомии мужчин и женщин, их участии в рождении детей, их профессиях и разделении занятий (в том числе и по дому), их личностных характеристиках и поведении. Эта дихотомия «мужское-женское» — самая важная из всех классификаций людей, которые су-ществуют в человеческом обществе. Усвоив, что означает эта дихотомия, ребенок сортирует всю информацию по двум категориям: к примеру, понятия «чувстви-тельность» и «соловей» он относит к «женскому», а «ассертивность» и «орел» — к «мужскому». Следующий шаг — ребенок делает обобщение: какие атрибуты составляют «женское», а какие — «мужское». Формируется соответствующий гендерный стереотип — что могут делать и как себя вести мальчики и что и как — девочки. Тот, кто ведет себя согласно стереотипу, обладает гендерной типичностью — типичный мальчик или типичная девочка. 
Гендерная социализация должна осуществляться по гендерной схеме, так как ребенок будет жить в обществе, которое организовано по принципу гендерной ди-хотомии. Некоторые современные родители воспитывают детей по-новому. Они покупают мальчикам и девочкам одинаковые игрушки (куклы и машины), одежду и розового и голубого цвета. Мамы и папы делают одинаковую работу по дому (папа стирает, а мама ремонтирует утюг). С детьми играют в одинаковые игры и т. п. Но ребенок растет не только в семье. Он смотрит телевизор, наблюдает за поведением мужчин и женщин в реальной жизни, и он все равно поймет, что маль-чик в сочетании с куклами — это ненормально. Родители должны помогать ребенку сортировать информацию на «мужское—женское», начиная с анатомии — объясняя связь гениталий с мужским и женским полом. Но это не значит, что детей надо обучать сексизму. Раньше говорили, что мальчик может быть летчиком, а девочка — стюардессой, мальчик — доктором, а девочка — медсестрой. Сейчас родители обсуждают с детьми, почему ни одна женщина не была президентом США, говорят о дискриминации по фактору пола и ее последствиях. Родители выбирают, по какой системе воспитывать детей. 
Понятие адрогинности проблематично с точки зрения теории гендерной схемы, так как оно предполагает, что фемининность или маскулинность существует внутри человека, что они — независимые и реальные явления, а не когнитивные конструкты. Однако индивид может быть андрогинным — по определенным пара-метрам. Общество должно влиять на индивида — но в определенных границах. Должны быть сферы, где индивид может вести себя не в соответствии с гендерной схемой и стереотипом. Необходимо также смягчить свои требования по поводу повсеместной дихотомии «маскулинное—фемининное».

 
Представители «новой психологии пола» (теория социальных ожиданий – Дж. Стоккард, М. Джонсон) утверждают, что психологические  различия между представителями мужского и женского пола не столь существенны. Главное не биологический пол, а пол социальный, который усваивается прижизненно. Формирование характерных для пола черт личности и интересов зависит от усвоения ребенком в раннем детстве своей половой принадлежности и от социальных ожиданий общества и ближайшего окружения. Важная роль в половой социализации отводится семье и особенностям воспитательных воздействий. 
В отечественной психологии и педологии проблема полоролевого развития активно разрабатывалась в 20 —30-е годы XX в. (Е. А. Аркин, А. Б. Залкинд, М. М. Рубинштейн, Н. А. Рыбкин и др.). Половая дифференциация в отечественной науке понималась как процесс формирования комплекса телесных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида в качестве мужчины или женщины. В психологии и педологии существовали различные школы и направления, представители которых расходились во взглядах на многие вопросы половой дифференциации, в частности, на соотношение биологических и социальных факторов в процессе полового развития. 
Представители социогенетического направления (А. Б. Залкинд, С. С. Моложавый, А. И. Залужный), не отрицая роли биологического фактора, доказали большое значение социальной среды, в частности, воспитания в психосексульном развитии, обосновали методы полового воспитания. 
Современные психологи, обращаясь к проблеме половой социализации, акцентируют внимание на различных факторах и механизмах полоролевого развития. B. C. Мухина рассматривает половую идентификацию в русле концепции развития самосознания, как один из блоков данной структуры, который развивается в первые годы жизни ребенка. Особое значение уделяется влиянию общества сверстников на развитие половой идентификации (И. С. Кон, Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина). 
Отечественные психологи считают невозможной абсолютизацию какого-то одного механизма полоролевого развития, признают важность конкретных условий воспитания, характер социальных подкреплений, пример родителей и сверстников. В полоролевом развитии имеют место и подражание, и идентификация, и наблюдение за поведением людей, и самостоятельное активное накопление информации о половых ролях. Общество заинтересовано в успешной полоролевой социализации детей, освоении ими гендерных ролей и формировании соответствующих качеств мужественности, женственности.

 
Признание социальных факторов (общественной среды, воспитания) ведущими в процессе гендерной (полоролевой) социализации обусловливает необходимость целенаправленного  управления процессом полоролевого развития, необходимость осуществления гендерного (полоролевого) воспитания, начиная с дошкольного возраста.

Информация о работе Лекции по "Гендерной психологии"