Лекции по "Гендерной психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 15:01, курс лекций

Краткое описание

1. Краткая история формирования гендерной психологии
Гендерная психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя определенного пола, обусловленные половой дифференциацией, стратификацией и иерархизацией (И.С. Клецина).
• С точки зрения Т.В. Бендас, в истории зарубежной гендерной психологии можно выделить 5 этапов:
1) разработка соответствующих идей в русле философии (с античных времен до конца XIX в.);
2) формирование предмета и разделов гендерной психологии (конец XIX — начало XX в.);
3) «фрейдовский» — связанный с именем 3. Фрейда и психоанализом (начало
XX в. - 1930-е, гг.);

Файлы: 1 файл

гендерная.doc

— 927.50 Кб (Скачать)

Хотя создателем теории андрогинности  считается Сандра Бем, у нее были пред-шественники, в том числе  и такой авторитетный, как Карл Юнг.

К. Юнг (1994) видел в идее единства двух противоположностей — мужского и женского — образ архетипический. Воплощение женского начала в мужском бес-сознательном (анима) и мужского в женском (анимус), т. е. психологическую би-сексуальность он рассматривал как самые значительные архетипы, как регуляторы поведения, проявляющие себя наиболее типично в некоторых снах и фантазиях или в иррациональности мужского чувства и женского рассуждения.

Как анимус, так и анима пребывают, по К. Юнгу, между индивидуальным сознанием  и коллективным бессознательным. Анимус выражается в спонтанных, непреднамеренных взглядах, влияющих на эмоциональную жизнь женщины. Анима является сходным соединением чувствований, которые влияют на миропонимание мужчин, будучи направленным на бессознательное и двусмысленное в женщине, а также в сторону ее тщеславия, холодности и беспомощности. Архетип «анима-анимус», по        К. Юнгу, состоит из вытесненных, непрожитых черт личности, заключающих в себе огромные возможности и энергию для более полной реализации потенциала личности. Оставаясь в бессознательном, анима и анимус являются во многом опасными. Осознание же мужчиной своей внутренней женственности (анимы), а женщиной — мужественности (анимуса), приводит к открытию и интеграции истинной сущности, что является показателем личностного роста.

 

Близка к точке зрения К. Юнга и позиция представителя современной аналитической психологии Р. Джонсона (1995), который полагает, что жизненный путь женщины — это непрерывная борьба и эволюция по отношению к мужскому образу жизни, находящемуся как вовне ее, так и внутри, в качестве собственного анимуса. «Развитие женщины может продолжаться, если анимус, осознанный как таковой, займет положение между сознательным эго и бессознательным внутренним миром и станет посредником между ними, помогая, где только может. Впоследствии он поможет открыть для нее подлинный духовный мир», — пишет Р. Джонсон.

Как отмечает К. Мартин (С. Martin, 1990), раньше андрогинное поведение допускалось  родителями только в отношении девочек. Теперь взгляды изменились, и андрогинным  может стать и мальчик. Такое  поведение вырабатывается у детей в том случае, если оно моделируется на глазах ребенка родителем своего пола и принимается (поощряется) родителем противоположного пола (D. Ruble, 1988).

Сандра Бем (S. Bern, 1975) считала, что  андрогиния обеспечивает большие воз-можности социальной адаптации. Так, в зарубежных исследованиях была обнаружена связь андрогинии с ситуативной гибкостью (S. Bern, 1975), высоким самоуважением (J. Orlofsky, 1977), мотивацией к достижениям (J. Spence, R. Helmrich, 1978), хорошим исполнением родительской роли (D. Baumrind, 1982). Отмечена также большая удовлетворенность браком, большее ощущение благополучия и т. д. В нашей стране тоже есть сторонники такой точки зрения на андрогинию. Так, В. М. Погольша (1997, 1998) полагает, что мужчины и женщины, обладающие андрогинными чертами, могут иметь преимущества, например, в способности оказывать влияние на других людей. Установлено, что у людей складываются более удовлетворительные отношения с андрогинными партнерами (Ickes, 1993).

 

Так, Сандра Бем выделила 8 типов  полоролевого поведения, по 4 для мужчин и женщин. Маскулинные мужчины нечувствительны, энергичны, честолюбивы и свободны. Маскулинные женщины обладают сильной волей, склонны соперничать с мужчинами и претендовать на их место в профессии, социуме, сексе. Фемининные мужчины чувствительны, ценят человеческие отношения и достижения духа, нередко принадлежат к миру искусства. Фемининные женщины   это уже архаичный тип абсолютно терпеливой женщины, охотно соглашающейся быть «фоном» в жизни близких людей, отличающейся выдержкой, верностью и отсутствием эгоизма.

Андрогинные мужчины сочетают в  себе продуктивность и чувствительность, нередко выбирая гуманные профессии  врача, педагога и т.д. Андрогинные  женщины способны осуществлять вполне мужские задачи, используя женские средства (гибкость, коммуникабельность). Андрогинность   скорее признак высокой жизнестойкости их обладателей, которые нередко успешно самореализуются и в семье, и в работе. Наконец, недифференцированные мужчины и женщины характеризуются скорее недостатком либидо в широком смысле слова и страдают от нехватки жизненных сил.

Андрогинность в значительной степени  зависит от этнических и социальных факторов. Так, афроамериканцы и пуэрториканцы, как мужчины, так и женщины, более  андрогинны, чем евроамериканцы (D. Binion, 1990; К. Dugger, 1988). Объясняют это высоким уровнем безработицы среди чернокожих мужчин и низкой оплатой их труда, в результате чего чернокожие женщины заняли на рынке труда более уверенные позиции по сравнению с белыми женщинами. Их представление о женственности стало включать уверенность в себе, находчивость и самостоятельность, физическую силу.

С учетом этого некоторые теоретики  стали говорить, что категория  «женщина» является неустойчивой или  вообще не существующей. Но тогда, то же, можно сказать и про категорию «мужчина».

 

Теория андрогинии вызвала на Западе не только большой интерес, но и критику  ее основ (R. Ashmore, 1990; М. Sedney, 1989). Возможно, это было вызвано тем, что в  американском обществе маскулинность  дает человеку больше преимуществ, чем фемининность и андрогинность, и поэтому некоторые женщины предпочитают демонстрировать маскулинное поведение, так как выгод от него может быть больше, чем потерь (М. Taylor, J. Hall, 1982). Ряд женщин подражают маскулинному лидерскому стилю, особенно если они занимают должности в традиционно мужских областях деятельности (К. Bartol, D. Martin. 1986; Е. Сох, 1996). М. Тейлор и Дж. Холл считают даже, что понятие андрогинии излишне.

Спенс и Хельмрих (J. Spens, R. Helmrich, 1981) предложили вместо терминов «мужественность» и «женственность» использовать другие: инструменталъность (способность к самоутверждению и компетентность, традиционно приписываемые мужчинам) и экспрессивность, традиционно связываемые с женственностью

Сама С. Бем в последней книге (1993) признает, что концепция андрогинии далека от реального положения дел, так как переход личности к андрогинии требует изменений не личностных особенностей, а структуры общественных институтов. Кроме того, существует опасность утраты того положительного, что несет в себе сглаживание дихотомии мужского—женского. В последующем С. Бем придерживалась теории гендерной схемы.

В то же время положительной стороной концепции С. Бем об андрогинии является то, что она привлекла внимание к тому факту, что для общества одинаково привлекательными могут быть как мужские, так и женские качества.

Маскулинность-фемининность и особенности  личности

Имеющиеся разногласия между авторами по поводу того, какие способности  или личностные особенности выражены больше у мужчин или женщин, могут быть обусловлены тем, что исследователи не принимали во внимание выраженность у тех и других маскулинности или фемининности. Ведь в исследуемых выборках в зависимости от обследованных контингентов могло быть разное соотношение тех и других.

 

Как показано уже в ряде работ, учет степени выраженности маскулинности  и фемининности существенно изменяет ту картину, которая выявляется без  учета этих особенностей. В. Е. Каган (1991) обследовал учащихся 1-4-х классов  и у 7-летних детей не выявил достоверных различий между мальчиками и девочками. Однако учет маскулинности и фемининности внес в эти данные существенные изменения. Фемининные мальчики были близки к девочкам (без учета их половой типологии, так как фемининные и маскулинные девочки не отличались друг от друга) или даже уступали им по доминантности, напористости, независимости, беспечности, храбрости, склонности к риску, исполнительности, добросовестности и ответственности. Уступали фемининные мальчики по этим, а также интеллектуальным качествам, абстрактным формам мышления и объему знаний и своим сверстникам с выраженной маскулинностью.

У 8-9-летних обнаружились среднегрупповые  различия между мальчиками и девочками  по склонности к риску, беспечности  и храбрости (эти качества более  присущи мальчикам) и благоразумности, рассудительности и осторожности (эти качества более присущи девочкам). В то же время между фемининными мальчиками и девочками этих различий не было, а среднегрупповые различия выявились за счет различий между маскулинными мальчиками и девочками. Как и в предыдущей возрастной группе, у 8-9-летних мальчиков обнаружились различия в изученных качествах, а между маскулинными и фемининными девочками различий не было.

Автор заключает, что различия между  маскулинными мальчиками и девочками, за исключением понимания социальных норм и самоконтроля, полностью совпадают с общеполовыми различиями. Однако у фемининных детей разного пола характерологические комплексы существенно различаются:

 

 

 

Если общепризнано, что эмоциональность  женщин выше таковой мужчин, то при учете маскулинности и фемининности картина существенно меняется (табл.). Как видно из данных таблицы, между фемининными мужчинами и маскулинными женщинами различия в проявлении свойств эмоциональности значительно меньше, чем между маскулинными мужчинами и фемининными женщинами. С другой стороны, фемининные и мужчины, и женщины имеют более выраженные свойства эмоциональности, чем маскулинные мужчины и женщины. Наибольшие же различия выявлены между маскулинными мужчинами и фемининными женщинами.

По наблюдениям Л. Лавин и  Д. Ломбарде (L. Lavine, J. Lombardo, 1984), мужчины  и женщины андрогинного типа выявляют при общении одинаковый уровень  самораскрытия, в то время как  мужчины, высоко ценящие традиционные понятия о мужественности, стараются избегать самораскрытия.

Показано, что представление о  разных стилях поведения мужчин и  женщин: инструментальном (ориентированном  на задачу) — у первых и экспрессивном (ориентированном на людей) — у  вторых, нуждается в уточнении  с учетом выраженности маскулинности-фемининности. Первый тип поведения присущ не всем мужчинам, а только маскулинным, а второй тип поведения — не всем женщинам, а только фемининным (G. Powell, 1990).

Если в отношении того, у кого самооценки выше — у мужчин или  у женщин, согласия между авторами не выявляется, то при учете маскулинности—феминности картина становится яснее. Так, по данным А. Б. Визгиной и С. Р. Пантилеева (2001), завышенная самооценка наблюдается как у женщин, так и у мужчин фемининного типа.

Таблица

Самооценка различных свойств эмоциональности в зависимости от выраженности маскулинности или фемининности (поданным Е. П. Ильина и В. Пинигина)

 

 

 

Сравнение лиц мужского и женского пола по агрессивности с учетом маскулинности-фемининности тех и других (Е. В. Козырева, 2002) дает другие результаты, чем бытующее в психологии представление о большей агрессивности мужчин и меньшей — женщин: аутоагрессия несколько больше выражена у женщин с ярко выраженной фемининностью, а у фемининных мужчин равна гетероагрессии, последняя явно больше выражена у мужчин и женщин с ярко выраженной маскулинностью. Из табличных данных видны тенденции, приводящие к этому: у мужчин чем меньше выражена маскулинность, тем больше аутоагрессия (табл.), а у женщин чем более выражена маскулинность, тем больше выраже-на гетероагрессия. Отсюда разность между ауто- и гетероагрессией из отчетливо отрицательной по мере уменьшения маскулинности становится либо положительной (как у женщин), либо приближается к нулю (как у мужчин).

 

 

 

Как уже говорилось в предыдущих главах, некоторые авторы отмечают, что девочки по сравнению с мальчиками более боязливы и застенчивы, не уверенны в своих силах, легче подвергаются фрустрациям и поэтому не стремятся к лидерству, более конформны (W. Hartup, 1958; В. Fagot, 1978). Это принято связывать с тем, что статус женщин в обществе ниже, чем мужчин. Однако в отношении этого заключения должна быть сделана поправка на выраженность у лиц женского пола маскулинности-фемининности. Так, Е. Таслер (2001) выявила, что склонность к риску и доминантности положительно коррелирует с маскулинностью женщин и отрицательно — с фемининностью, и чем выше у них маскулинность, тем меньше они конформны. Этим же автором показано, что у фемининных женщин по сравнению с маскулинными больше выражен фактор Л (по Кеттеллу), т. е. доброта, внимательность, мягкосердечность, фактор С (эмоциональная неустойчивость), фактор I (эмпатия, женственность, романтизм), фактор О (тревожность).

 

 

Женщины маскулинного типа не уступают средним показателям недифференцированной группы мужчин по пространственным способностям, приближаются к мужчинам по математическому мышлению и т. д. Так, К. Реибоу и      Г. Стенли (С. Renbow, G. Stenley, 1980) выявили, что маскулинизированные женщины лучше справлялись с тестами на математические способности. Правда, авторы различие в математических способностях мужчин и женщин объясняют той половой ролью, которую выполняют те и другие. Но разве маскулинность женщин не определяется генетически запрограммированным повышенным содержанием андрогенов?

Закончим обзор еще одной концепцией, по-нашему, которая во многом пересекается с теорией К. Юнга, – это концепция В.И. Гарбузова. «Но есть мужественность и  женственность как принципиально личностные качества вне биологического пола, как,  прежде всего, духовное – мужественное и женственное – отношение к жизни, к  другим и к себе, как то мужское и женское, которое наиболее отражено в  древневосточных воззрениях на Ян и Инь» (В.И. Гарбузов). Это важно, т.к. Инь и Ян  есть в каждом человеке, это полярные противоположности, в тоже время они  нерасторжимо едины. В проблеме феминности и маскулинности             В.И. Гарбузов выделяет ее приспособительную сторону.  Он отмечает, что у кого чрезмерно  доминируют феминность и маскулинность будут трудности в адаптации.  Проблемы  будут у мужчин с доминированием феминности, что парадоксально – и у мужчин, с чрезмерным  преобладанием маскулинности.  Причина в том, что в современном мире существует  “кризис маскулинности”.  Трудности адаптации будут у женщин, у которых доминирует феминности, т.к. в современном мире женщина нуждается в  достаточно выраженной маскулинности. Также, по его мнению, психологически уязвимы и маскулинные  женщины, т.к. данное обстоятельство вступает в противоречие с традиционно-ролевым предназначением женщины. Идеально адаптированы люди, у которых равнозначны, уравновешенны тенденции  феминности и маскулинности.

 

Тема 7. Лекция

Предмет этой области достаточно широк, так как гендерные отношения  — это не только взаимоотношения  между полами, но и внутри каждого пола. Ниже будет показано, что люди иначе ведут себя в однополых и смешанных по полу группах. Интерес представляет и общение в интимных группировках — дружеских, сексуальных, супружеских. Наконец, активно изучаются девиантные отношения между полами, в частности связанные с насилием. 

1. Взаимоотношения между полами 
Теории психологии гендерных отношений 
 Здесь наиболее известна концепция сегрегации-конвергенции полов, которую предложила Элеонор Маккоби (Maccoby, 1999). По ее мнению, мальчики и девочки в детстве растут в условиях половой сегрегации. Девочки первыми начинают эту сепарацию (отделение) от мальчиков, чтобы защититься от их грубости. Позднее мальчишеские группировки создают особый, «маскулинный» дух внутри этих группировок и регламентируют поведение мальчиков, запрещая им общаться с девочками. В итоге создаются две гендерные субкультуры: отдельно у мальчиков и у девочек. 
 В дальнейшем признаки такой сегрегации полов сохраняются на протяжении всей жизни, и наиболее ярко это проявляется в деловой сфере. Однако наряду с сегрегацией появляется другая тенденция — конвергенции полов (их схождения). Зарождение ее можно заметить в особых «предсексуальных» играх младших школьников. Конвергенция полов проявляется в разных сферах: а) в сексуальной жизни; б) в деловом мире — в смешанных по полу группах; в) в супружеских и г) родительских отношениях. От того, какая тенденция превалирует на определенном возрастном этапе и у определенной пары представителей обоих полов, зависит и характер отношений между полами (более или менее благополучный). 
 Отношения между индивидами одного пола также меняются на протяжении всей жизни, будучи то более, то менее значимыми (по сравнению с межполовыми отношениями) на каждом возрастном этапе. 
Родители по-разному воспроизводят свои гендерные роли в семье. Матери одинаково относятся к мальчикам и девочкам, а отцы — более строго контролируют мальчиков, стараясь уберечь их от «фемининных» проявлений. 
 Теория блестяще подтверждается массой экспериментальных фактов. Она объясняет весь спектр гендерных отношений: внутри одного пола, между полами, между сверстниками в детстве и взрослости, между сексуальными партнерами, супругами, родителями и детьми. Также имеет она отношение и к гендерной социализации.  
 Психология гендерных отношений — сравнительно молодой и малоисследованный раздел гендерной психологии. Эмпирические данные о гендерных отношениях получены: а) в детских группировках; б) в деловых группах; в) в интимных группах (дружеских и сексуальных); г) в супружеских парах; д) между родителями и детьми); е) в ситуации конфликта; ж) в девиантных ситуациях.

Информация о работе Лекции по "Гендерной психологии"