Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 15:01, курс лекций
1. Краткая история формирования гендерной психологии
Гендерная психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя определенного пола, обусловленные половой дифференциацией, стратификацией и иерархизацией (И.С. Клецина).
• С точки зрения Т.В. Бендас, в истории зарубежной гендерной психологии можно выделить 5 этапов:
1) разработка соответствующих идей в русле философии (с античных времен до конца XIX в.);
2) формирование предмета и разделов гендерной психологии (конец XIX — начало XX в.);
3) «фрейдовский» — связанный с именем 3. Фрейда и психоанализом (начало
XX в. - 1930-е, гг.);
2.Особенности общения
мужчин и женщин
Значимость общения для мужчин и женщин
Многие авторы подчеркивают, что женщины
во главу угла ставят отношения между
людьми (N. Chodorow, 1989; J. Miller, 1986; С. Gilligan, 1990),
что проявляется и в большей для женщин
значимости общения.
А. А. Бодалевым (1983), например, установлено,
что объем общения у мужчин в полтора раза
меньше, чем у женщин. Большая значимость
общения для женщин подчеркивается и тем
фактом, что у людей в возрасте от 70 до
90 лет общительность дает высокую положительную
корреляцию с переживанием счастья именно
женщинами, но не обнаруживает такой же
связи у мужчин (W. Johnson, L. Termal, 1940).
Отношение к противоположному полу
Во многих работах показано, что оценки
представителей своего пола оказываются
более высокими, чем представителей противоположного
пола. И эта тенденция начинает проявляться
уже у детей дошкольного возраста.
Как отмечает В. Е. Каган (2000), дети обоего
пола 4-6 лет считают, что девочки лучше
мальчиков, с той разницей, что у мальчиков
имеется эмоциональная установка «мальчики
хуже девочек, и я плохой», а у девочек
— «девочки лучше мальчиков, и я хорошая».
Эта же тенденция выявлена и у школьников.
Д. Хартли (D. Hartley, 1981) изучал, как мальчики
и девочки оценивают поведение в школе
представителей своего и противоположного
пола. Выявилось, что мальчики оценивают
поведение девочек только с положительной
стороны, а свое собственное — как с положительной,
так и с отрицательной. Девочки же определяют
свое поведение как хорошее, а поведение
мальчиков — как плохое.
Более положительное отношение к представителям
своего пола сохраняется, по данным А.
Г. Шестакова (1997), и у взрослых, хотя и это
не так сильно выражено, как у детей. Так,
проявили положительное отношение к изображению
на фотографиях мужчин 32,2 % мужчин и 23,4
% женщин. Симпатию к женщинам проявили
23,6% мужчин и 29,8 % женщин.
Гендерные различия в отношении к другим
объектам общения
Различия в межнациональных отношениях.
Как показано С. Д. Гуриезой (2001), предубеждение
против лиц другой национальности (установки)
у мужчин и женщин проявляются по-разному.
У большинства женщин установка проявляется
на эмоциональном уровне, а у мужчин —
на когнитивном.
П. В. Павликова (2001) показала, что у
мальчиков старших классов в 1,5-2 раза больше,
чем у девочек, выражены этноэгоизм, этноизоляционизм
и национальный фанатизм. Это значит, что
девочки более толерантно относятся к
другим этническим группам: у них менее
выражены неприятие к другим народам,
стремление обособиться на своей национальной
территории, чувство превосходства своего
народа над другими.
Отношение детей разного пола к животным.
Как отмечает Е. В. Пендонен (2001), Отношение
к животным мальчиков и девочек среднего
дошкольного возраста отличается характером
проявлений (девочки более любознательны
и эмоциональны, мальчики более рациональны)
и степенью избирательности: для общения
мальчики выбирают сильных животных (тигр,
лев, бык и т. д.), а девочки — маленьких
и беззащитных (котенок, собачка и т. д.).
Девочки проявляют больший интерес к общению
с животными, чем мальчики: задают больше
вопросов, самостоятельно наблюдают за
животными в уголке природы и т. д. Мальчики
в обосновании поступков людей по отношению
к животным опираются на знание норм и
правил, а девочки — на собственные эмоции
и чувства.
Круг общения у женщин и мужчин
А. А. Бодалев показал, что в круг непосредственного
общения у женщин разновозрастных лиц
входит больше, чем у мужчин. Если юноши
в общении с представителями про-тивоположного
пола ориентируются в основном на сверстниц,
то девушки в значительной их части —
на более старших представителей мужского
пола. Девушки же отдают предпочтение
старшим в 40-50 % и никого не выбирают моложе
себя. При этом их позиция в отношении
общения с лицами разного возраста крайне
противоречива. Так, они охотно попечительствуют
(помогают, наставляют, ухаживают) именно
над младшими детьми.
По данным А. А. Бодалева (1983), в круге ближайшего
общения мужчин людей, занимавшихся одинаковой
с ними деятельностью, оказалось на 21-34%
больше, чем у женщин. У мужчин, по сравнению
с женщинами, среди субъективно значимых
для них людей, с которыми они непосредственно
общались, оказалось также больше лиц
с более высоким социальным статусом (на
24-27 %).
Основанием для включения того или иного
человека в круг общения у мужчин является
возможность получения от этих лиц различного
рода помощи, а также участие их в удовлетворении
повседневных бытовых потребностей. С
возрастом причины формирования круга
непосредственного общения меняются.
Если у детей предпочтение отдается по
эмоционально-половому признаку, то у
взрослых главным фактором в выборе партеров
общения является прагматизм.
В пожилом возрасте женщины склонны к
активному расширению межличностных контактов,
в то время как мужчины ограничивают свои
контакты рамками семьи (Н. В. Панина, Н.
Н. Сачук, 1985).
Теснота общения и
пол
Среди дружащих девочек отношения более
доверительные, чем среди мальчиков (К.
Rubin, 1983). У девочек близкие дружеские отношения
с противоположным полом завязываются
раньше, чем у мальчиков (R. Sharabany, R. Gershony,
J. Hoffman, 1981).
Эта же тенденция сохраняется и
у взрослых. Согласно данным М. Арджайла
и других авторов (М. Caldwell, L. Peplau, 1982;
К. Dolginetal, 1991), женщины имеют более тесные
дружеские взаимоотношения, чем мужчины,
они более склонны к самораскрытию и ведут
более интимные разговоры.
Хотя мужчины более склонны к совместной
деятельности и совместным играм с друзьями,
они имеют больше «секретов», чем женщины,
менее откровенны и неохотно делятся с
другими интимной информацией. Даже испытывая
достаточно сильное чувство привязанности,
они боятся его проявлять, так как самораскрытие
считается признаком слабости и приводит
к потере уважения со стороны других мужчин.
Поэтому мужчины более одиноки, чем женщины.
Несмотря на то, что круг общения у мужчин
может быть шире, общение носит более поверхностный
характер, чем у женщин. От мужчин редко
ждут эмоциональной поддержки, так как
они реагируют на раскрытие перед ними
чувств другого человека настолько логично
и безэмоционально, что это можно принять
за отвержение. В свою очередь мужчины,
избегающие самораскрытия, тем самым уменьшают
возможность получить поддержку от других,
поскольку окружающие могут и не догадываться,
что им требуется такая поддержка (М. Saurer,
R. Eisler, 1990).
Женщины считают свое общение с близкими
им людьми более тесным и стабильным, чем
мужчины. 57% женщин отмечали увеличение
с возрастом близости с другими людьми,
и лишь 7 % из них говорили об уменьшении.
У мужчин только 20 % обследованных подтвердили
ее увеличение, а 51 % — уменьшение; 29 % мужчин
оценили свои коммуникативные контакты
с женщинами как более близкие и вместе
с тем как более неустойчивые.
Сплоченность. По данным В. Н. Васильевой
и Н. А. Васильева (1979), в младших классах
сплоченность девочек выше, чем мальчиков,
однако с 5-го класса мальчики становятся
более сплоченными, чем девочки. Большая
сплоченность мужчин по сравнению с женщинами
подтвердилась и на студенческих учебных
группах: в мужских группах коэффициент
сплоченности был в пределах 0,28-0,53, а в
женских — 0,08-0,11.
Эти данные свидетельствуют о том, что
девочки, придя в школу, быстрее уста-навливают
контакты друг с другом, чем мальчики,
но эти контакты у них менее прочные и
легко разрушаются в средних и старших
классах. Отсутствие контактов между мальчиками
и девочками приводит к тому, что общая
сплоченность в 1-8-х классах практически
была нулевой (от 0,09 до 0,16) и только в 9-10-х
классах выросла до 0,59-0,27.
По данным В.А.Гончарова (2001), число «изгоев»
среди школьников 7-8-х классов значительно
выше у девочек, хотя часто они не осознают
своего положения в классе. Девочки отвергаются
из-за особенностей темперамента или интеллекта,
а мальчики — из-за особенностей характера.
По данным зарубежных авторов, отношения
между мужчинами характеризуются большей
конфликтностью и соревновательностью
(Е. Aries, E. Johnson, 1983; R. Aucket et al, 1988; К. Farr, 1988).
Конфликтные отношения между собой мальчики
выясняют посредством силы, отвергая более
слабого. Конфликтные ситуации между девочками
решаются на эмоциональном уровне, в спорах,
бойкотировании. Они чаще «наговаривают»
друг на друга. Среди девочек распространены
нежные прозвища, тогда как мальчики за
основу кличек берут физические особенности
или фамилии.
Мужской и женский
стили общения
Мужской стиль общения с самого раннего
детства выглядит более активным и предметным.
Мужчины более прямолинейны в своих потребностях,
что делает их более понятными и предсказуемыми
по сравнению с женщинами. Мужской стиль
подчеркивает независимость, склонность
к действиям, характерный для людей, облеченных
властью, а женский — взаимозависимость.
Мужчины говорят с нажимом, перебивают
собеседника, тверже смотрят в глаза, реже
улыбаются (Bartol, Martin, 1986; Carli, 1991; Johnson, 1993;
Major et al., 1990; Cross, Madson, 1997). Правда, многое
зависит от группы общения и позиции в
ней мужчины. В чисто мужских группах мужчины
улыбаются и смеются реже, чем женщины
в чисто женских группах. Однако в смешанных
группах мужчины-лидеры, общаясь с жен-щинами-подчиненными,
и мужчины-подчиненные, общаясь с женщинами-лидерами,
улыбались чаще, чем женщины (С. Johnson, 1993).
Женщины же (особенно в разнополых группах)
предпочитают менее прямые способы воздействия
на собеседника — они меньше перебивают,
более тактичны и вежливы, менее самоуверенны.
Они чаще задают вопросы, повторяя их,
чаще выражают сомнение или отрицание
по поводу своих высказываний, чтобы смягчить
свое мнение и проявить хотя бы минимальную
поддержку другому говорящему. Л. Карли
с соавторами (L. Carli et al., 1995) нашли, что у
женщин несколько больше, чем у мужчин,
выражены оправдывающаяся интонация,
дружелюбность в экспрессии лица, степень
наклона и напряженность позы, спокойная
жестикуляция. Женщины-лидеры смеялись
одинаково часто при общении как с мужчинами,
так и с женщинами в отличие от мужчин-лидеров,
которые смеялись лишь в присутствии противоположного
пола — C.Johnson, 1993).
Обмен взглядами. Как отмечают Е. Р. Слободская
и Ю. М. Плюснин (1987), взглядов, направленных
мальчиками на мальчиков, больше, чем направленных
на девочек. У девочек взглядов, направленных
на мальчиков, тоже больше, чем взглядов,
направленных на девочек.
Правда, имеются и другие наблюдения.
Так, В. Айкс и Р. Варне (W. Ickes, R. Barnes,
1978) заметили, что юноши и девушки с традиционными
представлениями о половых ролях реже
смотрят друг на друга, реже разговаривают
друг с другом, меньше улыбаются и используют
меньше жестов при общении по сравнению
с теми студентами, полоролевые установки
которых более либеральны. Возможно, что
эти особенности общения лиц разного пола
друг с другом обусловлены стеснительностью,
связанной с возрастными особенностями.
Женщины чаще смотрят на собеседника во
время слушания, чем во время говорения,
у мужчин же таких различий нет (J. Hall, 1996).
Различия в обращениях. Обращения, направленные
к мужчинам и женщинам, тоже различаются.
Р. Рубин (R. Rubin, 1981) выявила при опросе университетских
преподавателей, что студенты называют
по имени молодых преподавателей-женщин
гораздо чаще, чем мужчин. Спортивные обозреватели
называют теннисисток по имени гораздо
чаще, чем теннисистов (соответственно
в 53 % и 8 % случаев). В ласкательных прозвищах
женщина превращается в еду или детенышей
животных: сладкая, овечка, конфетка, котеночек,
зайчик, цыпленок и т. п. По мнению психологов,
это подтверждает отношение к женщине
как человеку, имеющему более низкий статус.
Жесты, используемые мужчинами и женщинами
в процессе общения. Жесты во время общения
используются мужчинами и женщинами в
разных вариациях и с разной частотой.
Мужчины чаще используют прикосновения
к другим, чем женщины, последние предпочитают
прикосновения к себе.
Роль ростовых соотношений между мужчинами
и женщинами. В экспериментах М. Арджайла
с группой оксфордских психологов выявилась
четкая связь между «дистанцией разговора»
и ростом собеседников, причем эта связь
для мужчин и женщин оказалась разной.
Чем выше мужчина, тем ближе он подходит
к собеседнику и, наоборот, чем меньше
рост мужчины, тем дальше он предпочитает
находиться от своего собеседника. У женщин
же наблюдалась прямо противоположная
зависимость. Объясняют это авторы эксперимента
тем, что в нашем обществе сложилась своеобразная
«культурная норма» — мужчина должен
быть высокого роста, а женщина, напротив,
миниатюрной. Поэтому люди стремятся неосознанно
соответствовать этим нормам. Рослому
мужчине приятно стоять рядом со своим
собеседником, а высокая женщина, наоборот,
стремится отойти подальше, чтобы скрыть
свой недостаток. Отсюда следует, что не
нужно во время разговора близко подходить
к высокой женщине или малорослому мужчине
— им это будет неприятно. С другой стороны,
к миниатюрной женщине или к рослому мужчине
можно подходить почти вплотную — им это
будет приятно.
Как отмечает В. М. Погольша (цит. по В. Н.
Куницыной и др., 2001), мужской и женский
стили общения в основном формируются
под влиянием исторически сложившихся
полоролевых стереотипов, хотя не отрицается
и роль психофизиологических особенностей.
Действительно, вряд ли потребность девочек
выражать свои эмоциональные переживания
в общении со сверстницами тоже является
лишь следствием подражания матери. Большинство
девочек от природы более эмоциональны,
а это значит, что у них сильнее выражена
и потребность в разрядке эмоционального
напряжения. Скорее поведенческие характеристики
следует рассматривать как фенотипические,
как сплав врожденного и приобретенного.
3. Девиантные отношения между полами
Иногда конфликтные взаимоотношения как
внутри одного пола, так и между полами
доходят до уровня правонарушений и квалифицируются
как преступления. В семье женщины чаще
мужчин подвергаются серьезным оскорблениям
и обидам со стороны партнера по браку
(данные обзора Cross, Madson , 1997). Может быть,
поэтому они реже мужчин вступают в повторный
брак после развода.
При этом общество нередко склонно возлагать
вину на женщину-жертву. До сих пор распространено
мнение, что «женщину невозможно изнасиловать,
если она сама этого не хочет», хотя уже
давно доказано, что это представление
не соответствует действительности. Точно
так же считается, что если муж бьет жену,
то она этого заслуживает. Эта особенность
нашей культуры вызывает тревогу за женщин
и вряд ли способствует улучшению взаимоотношений
между полами.
Т. Армстронг и коллеги (Armstrong et al., 2001) изучали
конфликт с совершением физического насилия
у интимных сексуальных партнеров разного
пола. Оказалось, что такой конфликт вызывал
сильную эмоциональную реакцию у испытуемых
и они не помнили подробностей. В то же
время женщины помнили об этом конфликте
гораздо больше, чем мужчины, и каждая
сторона считала (так это запечатлелось
в ее памяти), что правой в конфликте была
она. Такая избирательность памяти может
свидетельствовать о защитном механизме
забывания неприятных событий, и эта особенность
памяти более свойственна мужчинам. Если
мужчина забыл, что он избил женщину, а
она помнит это во всех подробностях, то
ее обида может еще больше усилиться: мало
того, что причинил боль, но еще и не чувствует
себя виноватым. Кроме того, настаивание
на своей правоте у обоих партнеров может
быть препятствием для урегулирования
взаимоотношений.
Линдхольм (Lindholm, 1999) установил, что
вина и ответственность за преступление
чаще возлагается на мужчину, а не
на женщину — и в том случае,
когда речь шла о преступнике, и в том,
когда речь шла о жертве (здесь его обвиняли,
что он спровоцировал нападение). Таким
образом, в отношении мужчин свидетели
обоего пола демонстрировали более жесткие
суждения, чем в отношении женщин.
Такие стереотипные представления ведут
к дискриминации мужчин. Их действия могут
не получить адекватную правовую оценку,
так как существуют предубеждения против
мужчин. И нужны специальные исследования,
которые подходили бы к проблеме без этих
гендерных предубеждений.
Литературные данные позволяют разделить
результаты таких исследований на 3 категории:
а) те, где обнаружена большая склонность
мужчин к насилию против других; б) женщин
— против себя и в) отсутствуют половые
различия.
В литературе, как правило, отмечается,
что суицидные попытки чаще встречаются
у женщин, чем у мужчин. Но «успешный» (т.
е. завершенный, закончившейся смертью
индивида) суицид одинаков у алкоголиков
разного пола, а также наркоманов. Иногда
женщины-наркоманки превосходят мужчин-наркоманов
по этому показателю. Завершенные суицидные
попытки чаще встречаются в состоянии
наркотического опьянения у обоего пола
(Rossow et.al., 2001).
Следует различать данные, когда сравниваются
обычные выборки мужчин и женщин, и специфические
выборки: либо это лица, неоднократно совершающие
преступление, либо — пациенты психиатрических
клиник. Шведские психологи С. Штренд и
X. Белфрейг (Strand, Belfrage, 2001) выбрали для исследования
как раз таких пациентов (63 женщины и 85
мужчин), совершивших акты насилия. Выяснилось,
что картина девиантного поведения таких
людей в целом схожа у представителей
обоего пола (подобные данные были получены
и на канадской выборке). Правда, обнаружились
и некоторые отличия.
Мужчины впервые прибегают к насилию в
более молодом возрасте, чем женщины, и
для них характерны более антисоциальные
взгляды и ценности, т. е. их девиантная
реакция направлена скорее против общества,
в то время как у женщин — на разрушение
личности. Женщины также более импульсивны
и сильнее переживают стресс.
Как видим, женщины также могут совершать
насилие, и их девиантное поведение не
менее опасно, чем мужское. Эти данные
— серьезный аргумент против тех, кто
распространяет мифы о том, что женщинам
угрожает насилие со стороны мужчин. Хотя
никто не возражает, что такие женщины
нуждаются в защите, но необходимо изучать
и другую сторону вопроса — о насилии
со стороны женщин.
Некоторую ясность в вопрос о
половых различиях в проявлении
насилия внес американский ученый С.
Воллум (Vollum, 2001). Он приводит данные по
США, где, к примеру, в 1997 г. мужчины
совершили убийств с летальным исходом
в 9 раз больше, чем женщины. Если взять
пропорцию: число самоубийств разделить
на число убийств, то это соотношение значительно
выше у женщин, чем у мужчин. Он предложил
интегративную модель, объясняющую половые
различия в насильственном, поведении.
Убийства и самоубийства — это явления
одного порядка. Дело лишь в направлении
насилия. Мужчины больше убивают других,
а женщины — себя.
Эти исследования должны быть продолжены
для выяснения психологических причин
таких различий. Возможно, они закладываются
достаточно рано, когда мальчики и девочки,
по существу, растут в разной среде, где
формируются отличающиеся друг от друга
субкультуры, в том числе и девиантные.
Необходим также гендерный подход и к
индивидам с поведением, отклоняющимся
от принятых социальных норм.
Таким образом, гендерные отношения между
полами формируются и развиваются в сложных
условиях. На протяжении всей жизни и в
различных ситуациях во взаимодействии
полов проявляются тенденции половой
сегрегации или конвергенции, которые
ведут либо к конфронтации полов, либо
к их хорошим взаимоотношениям. Две субкультуры
(мужская и женская), которые вначале являются
следствием половой сегрегации, в дальнейшем
усиливают взаимное непонимание и конфронтацию
полов. Однако ситуация не безнадежна.
Достижения гендерной психологии могут
помочь подлинному пониманию мужчинами
и женщинами друг друга и установлению
замечательных гармоничных отношений
между ними.
1. Пол и учебно-воспитательная
деятельность
Интерес мальчиков и девочек к разным
предметам. Многие авторы отмечают различия
в характере познавательных интересов
мальчиков и девочек: девочкам присущ
интерес к предметам гуманитарного цикла,
а мальчикам — естественнонаучного. Еще
Н. Д. Левитов (1962) выявил, что наибольшее
число выборов у мальчиков получила математика,
а у девочек — литература.
М. А. Меньшикова (1979) обнаружила отчетливые
половые различия в учебно-познавательных
интересах учащихся 5-10-х классов. Эти данные
представляют особый интерес в связи с
большим контингентом обследованных школьников
(более 5000) во многих регионах бывшего
СССР, а также в связи с тем, что исследование
было проведено путем двух срезов с интервалами
между ними в 10 лет. Это позволило судить
о том, насколько устойчивы выявляемые
тенденции.
Повсеместно у юношей на первом месте
стоит устойчивый интерес к математике,
на втором — к физике и на третьем — к
истории. Девушки тоже предпочитают математику,
затем (по убывающей) литературу, химию
и физику. При этом есть различия между
городскими и сельскими школьницами. У
сельских школьниц на первом месте стоит
литература, на втором — химия и лишь затем
математика.
Из предметов, которые не нравятся, у юношей
на первых местах находятся иностранный
язык, астрономия, обществоведение, а у
девушек — физика, география, астрономия,
обществоведение.
По данным Э. Э. Грузиной (2001), у студентов
математического факультета 60% юношей
считали самыми любимыми предметы, связанные
с программированием, а 65 % считали их самыми
главными. Число таких девушек было значительно
меньшим (соответственно 17 % и 41 %).